СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочке "Здоровячок"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

           Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочке "Здоровячок"»



Пояснительная записка.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Здоровячок» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Цель программы: воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

• Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

• Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

• Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы построения программы:

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Количество часов в год: 3 класс – 70 часов в год. (35 учебных недель)



• Занятия в классе и в природе.

• Уроки – путешествия.

• Уроки – КВН.

• Праздники.

• Игры.

• Викторины.

• Экскурсии.

Методы и приёмы работы.

Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Здоровячок» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.

Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Результативность работы по программе «Здоровячок» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.


В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.


Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.


Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.








Развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.



Развитие личностных метапредметных результатов - формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

Развитие метапредметных познавательных навыков:

  • умений самостоятельно конструировать свои знания;

  • ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие критического и творческого мышления;

  • организация на занятии парно-групповой работы.

Развитие метапредметных регулятивных результатов:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Развитие метапредметных коммуникативных результатов:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.





































Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 3-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).


Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения


Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.











Вопросы для самоанализа

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _________________________________

Я думаю, это потому, что ____________________________________________

Самым интересным было______________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________


Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.





Требования к уровню подготовки учащихся к концу года.


В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:


выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье.


Учащиеся должны знать:


•правила поведения в гостях, с незнакомыми людьми;

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.




Содержание программы

«Правила и навыки личной гигиены»

Личная гигиена (5 часов)

Дети знакомятся с важностью и обоснованностью выполнения правил личной гигиены. Правила и навыки личной гигиены. Уход за телом. Уход за волосами. Волосок к волоску. Как мы умываемся. Особенное внимание уделяется гигиене полости рта.


Ослепительная улыбка на всю жизнь (3 часа)
Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, зубной пасты. Заболевания зубов, меры их профилактики. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.

Задача этого раздела – познакомить учеников со средствами гигиены и профилактическими мероприятиями заболеваний полости рта.

Освоение практических навыков:
Правила гигиены полости рта. Выбор зубной щетки. Выбор зубной пасты.
Ученики должны знать правила ухода за зубами. Уметь выбирать зубную щетку, зубную пасту, менять щетку и пасту не реже 1 раза в 3 месяца, пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта (флосы, гели, силанты и др.) Посещать стоматолога не реже одного раза в год с целью профилактического осмотра.

«Разговор о правильном питании»

Дети знакомятся с важностью и обоснованностью соблюдения режима и культуры питания. В этом разделе уделяется внимание таким вопросам, как хранение продуктов питания в домашних условиях, что такое жажда, что такое витамины. Питание- основа жизни. Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню. Энергетическая ценность продуктов питания, физиологические нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни. Ядовитые грибы и растения. Лекарственные растения. Гигиена питания. Правила хранения продуктов и блюд. Сервировка стола, оформление блюд.
Ученики познакомятся с российскими кулинарными традициями. Большое внимание в данном разделе уделено заболеваниям, вызванным неправильным питанием.
Основная задача этого раздела – показать ученикам, что питание одно из важных условий в формировании здоровья человека.

«Правила этикета»

Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Учимся думать .Спеши делать добро. Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках

Почему мы не слушаемся родителей.

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Надо ли уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность

Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек.

Как относиться к подаркам. Я принимаю подарок. Я дарю подарок

Как следует относиться к наказаниям. Наказание

Как нужно одеваться. Одежда

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение.

Как вести себя, когда что – то болит. Боль

Как вести себя за столом. Сервировка стола. Правила поведения за столом

Как вести себя в гостях. Ты идёшь в гости

Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону

Что делать. Если не хочется в школу

Помоги себе сам

Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг

Как выбрать друзей.

Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом

Как помочь родителям. Как доставить родителям радость

Как помочь больным и беспомощным.

Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро













































Учебно – тематический план

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

1

Познакомьтесь с Гигиеной. Гигиена.

1


2

Правила и навыки личной гигиены. Уход за телом.

1


3

Правила и навыки личной гигиены. Как мы умываемся.

1


4

Правила и навыки личной гигиены. Волосок к волоску.

1


5

Строение зуба. Гигиена полости рта.

1


6

Как правильно чистить зубы.

1


7

Как сохранить зубы здоровыми, а улыбку – красивой.

1


8

Олимпиада «Уроки Мойдодыра»

1


9

Питание.

1


10

Из чего состоит наша пища.

1


11

Самые полезные продукты.

1


12

Хранение продуктов питания в домашних условиях. Свежие и несвежие продукты.

1


13

Что нужно есть в разное время года.

1


14

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1


15

Где и как готовят пищу.

1


16

Как правильно накрыть стол.

1


17

Молоко и молочные продукты.

1


18

Блюда из зерна.

1


19

Что и как можно приготовить из рыбы.

1


20

Дары моря.


1


21

«Кулинарное путешествие» по России.

1


22

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1


23

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

1


24

Плох обед, если хлеба нет.


1


25

Хлеб да каша - пища наша.

1


26

На вкус и цвет товарища нет (о приправах).

1


27

Если хочется пить (что такое жажда).

1


28

Как правильно вести себя за столом.

1


29

Витамины и здоровье.


1


30

Овощи и фрукты – самые витаминные продукты.

1


31

Заболевания, вызванные неправильным питанием.

1


32

Пищевое отравление.


1


33

Правила питания для школьников.

1


34

Творческая игра «Законы здорового питания»

1


35

Чего не надо бояться.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.




1


1


36

Чего не надо бояться.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.




1

1


37

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Учимся думать .Спеши делать добро.


1



1



38

Почему мы говорим неправду.

Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.


1



1


39

Почему мы не слушаемся родителей.

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

1



1


40

Надо ли уметь сдерживать себя.

Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность

1



1


41

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек

1



1


42

Как относиться к подаркам.

Я принимаю подарок. Я дарю подарок.


1

1



43

Как следует относиться к наказаниям.

Наказание.

1

1


44

Как нужно одеваться.

Одежда. Правила содержания вещей. Почему нужно содержать вещи в чистоте.


1



1


45

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение.

1

1





46

Как вести себя, когда что – то болит.

Боль


1

1


47

Как вести себя за столом.

Правила поведения за столом

1

1


48

Как вести себя в гостях.

Ты идёшь в гости

1

1


49

Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе.


1



1


50

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону


1



1


51

Что делать, если не хочется в школу.

Чем заняться после школы.


1

1


52

Повторение.

Огонёк здоровья. Культура здорового образа жизни.


1

1




Итого: 70 часов.

















































Литература.

1.


2. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.


3. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.


4. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.


5. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.


6. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.


7.Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.


8.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.


9.«Мир детства: Младший школьник» М., 1988г.


Печатные пособия

  • Таблицы в соответствии с программой обучения.

  • Плакаты по основным темам естествознания .

  • Иллюстративные материалы (альбомы, комплек­ты открыток и др.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные (цифровые) инструменты и об­разовательные ресурсы, соответствующие содержа­нию обучения, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения

  • Телевизор.

  • Аудиопроигрыватель.

  • Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

  • Видеофильмы по предмету.

  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обу­чения.

  • Телевизор.

  • Аудиопроигрыватель.

  • Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

  • Видеофильмы по предмету.

  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обу­чения.