СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Планета книг" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Планета книг" 1 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение Калачеевская гимназия №1



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ В.И. Маренкова


Протокол № от

«_26__»___08_____2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора гимназии по УВР

__________ Л.А. Лещенко


«_28__»_____08_______2014г.

«Утверждено»

Директор гимназии

__________ В.Т. Мартыненко


Приказ_№ ОД - 102 от

«_01__ »_____09____2014г.







Рабочая программа (неаудиторная занятость)




«Планета книг»


1класс



Учителя начальных классов 1КК

Курловой Светланы Николаевны











Принято на заседании

Педагогического совета гимназии

Протокол №_1__ от « 29 » 08 2014г.





2014-2015 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Мир, в котором я живу» разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа (внеурочная деятельность по курсу «Планета книг»). (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010г.

Курс «Планета книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Цели и задачи курса:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов

  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.


Общая характеристика курса «Планета книг».

Курс «Планета книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Место курса в учебном плане.

В 1 классе занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33 недели.

Результаты освоения курса.


В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;

  • Формировать потребность в систематическом чтении;

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома

Содержание курса «Планета книг».



Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.












Здравствуй, книга! (3ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3ч).

Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В.Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В.Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (3ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.




п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

3

2

Книге о Родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

2

5

По страницам книг В.Сутеева

3

6

Сказки народов мира.

3

7

Книги русских писателей-сказочников

3

8

Детские писатели

3

9

Сказки зарубежных писателей

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

2

11

Дети – герои книг.

3

12

Книги о животных

3


Всего часов:

33




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Названия темы

занятия


Форма проведения

УУД

Кол-во

час.

Дата проведения


По плану

По

факту

1

Здравствуй, книга!(3ч)



3



1/1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Беседа с демонстрацией пособий



Предметные: осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде.

1



2/2

Художественные книги. Большеформат-

ная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Коллективно-групповая игра

1



3/3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

Экскурсия

1



2

Книге о Родине и родной природе(2ч)



2



4/1

Книги о Родине и природе.


Беседа

Регулятивные: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

1



5/2

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Беседа

1



3

Писатели детям (3ч)



3



6/1

Книги-сборники писателей-классиков о детях.


Беседа с демонстра-

цией


Регулятивные: сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.


1



7/2

Книги современных писателей о детях.

Беседа с демонстра-

цией


1



8/3

Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы.

Коммуникативные: участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

1



4

Народная мудрость. Книги-сборники

(2ч)




2



9/1

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»


Коллективно-групповая игра


Познавательные: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

1



10/2

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

Регулятивные: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

1



5

По страницам книг В Сутеева

(3ч)



3



11/1

Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.

Просмотр

Коммуникативные: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

Регулятивные: принимать участие в литературной игре; работать в парах.

1



12/2

В. Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

Иллюстриро

вание

1



13/3

«По страницам сказок В.Сутеева»

Коллективно-групповая игра

1



6

Сказки народов мира(3ч)



3



14/1

Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Викторина




Познавательные: осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

.

1



15/2

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

1



16/3

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки.

Защита проектов

Коммуникативные: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1



7

Книги русских писателей –сказочников(3ч)



3



17/1

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Просмотр сказки

Познавательные: ориентироваться в сюжете; участвовать в беседе о просмотренной сказке,

в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге;

осознавать значимость чтения для личного развития, уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

1



18/2

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Диспут

1



19/3

Творческая работа «Встреча с Буратино».

Творческий конкурс

1



8

Детские писатели (3ч)



3



20/1

Книги С.Маршака. Выставка книг.

Викторина

Коммуникативные: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге, слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1



21/2

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

Индивидуальная работа

1



22/3

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Беседа с демонстрацией книг

1



9

Сказки зарубежных писателей(3ч)



3



23/1

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Просмотр сказки «Красная шапочка»

Регулятивные: сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению,

характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1



24/2

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

Коллективноечтение

1



25/3

В гостях у сказки.

Конкурс рисунков

1



10

Книги-сборники стихотворений для детей(2ч)



2



26/1

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Познавательные: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1



27/2

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Конкурс чтецов

Коммуникативные: принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1



11

Дети – герои книг(3ч)



3



28/1

Дети – герои сказок.

Просмотр сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Познавательные: анализировать сказку, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное,

характеризовать книгу,

1



29/2

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Круглый стол

1



30/3

Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Викторина

1



12

Книги о животных(3ч)



3



31/1

Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.

Беседа

Коммуникативные: пользоваться аппаратом книги, формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1



32/2

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Диспут

1



33/3

По страницам любимых книг.

Творческий конкурс

1





Учебно-методическое обеспечение курса


1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008

3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007