Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение Калачеевская гимназия №1
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ В.И. Маренкова Протокол № от «_26__»___08_____2014г. | «Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР __________ Л.А. Лещенко «_28__»_____08_______2014г. | «Утверждено» Директор гимназии __________ В.Т. Мартыненко Приказ_№ ОД - 102 от «_01__ »_____09____2014г. |
Рабочая программа (неаудиторная занятость)
«Планета книг»
1класс
Учителя начальных классов 1КК
Курловой Светланы Николаевны
Принято на заседании
Педагогического совета гимназии
Протокол №_1__ от « 29 » 08 2014г.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Мир, в котором я живу» разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа (внеурочная деятельность по курсу «Планета книг»). (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010г.
Курс «Планета книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели и задачи курса:
Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Общая характеристика курса «Планета книг».
Курс «Планета книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Место курса в учебном плане.
В 1 классе занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33 недели.
Результаты освоения курса.
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
Содержание курса «Планета книг».
Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Здравствуй, книга! (3ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)
Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (3ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Здравствуй, книга! | 3 |
2 | Книге о Родине и родной природе | 2 |
3 | Писатели детям | 3 |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 |
5 | По страницам книг В.Сутеева | 3 |
6 | Сказки народов мира. | 3 |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 3 |
8 | Детские писатели | 3 |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 2 |
11 | Дети – герои книг. | 3 |
12 | Книги о животных | 3 |
| Всего часов: | 33 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Названия темы занятия | Форма проведения | УУД | Кол-во час. | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Здравствуй, книга!(3ч) | | | 3 | | |
1/1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | Беседа с демонстрацией пособий | Предметные: осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде. | 1 | | |
2/2 | Художественные книги. Большеформат- ная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | Коллективно-групповая игра | 1 | | |
3/3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | Экскурсия | 1 | | |
2 | Книге о Родине и родной природе(2ч) | | 2 | | |
4/1 | Книги о Родине и природе. | Беседа | Регулятивные: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением | 1 | | |
5/2 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | Беседа | 1 | | |
3 | Писатели детям (3ч) | | | 3 | | |
6/1 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | Беседа с демонстра- цией | Регулятивные: сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. | 1 | | |
7/2 | Книги современных писателей о детях. | Беседа с демонстра- цией | 1 | | |
8/3 | Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы. | Коммуникативные: участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре. | 1 | | |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники (2ч) | | | 2 | | |
9/1 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» | Коллективно-групповая игра | Познавательные: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. | 1 | | |
10/2 | Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | Регулятивные: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | 1 | | |
5 | По страницам книг В Сутеева (3ч) | | | 3 | | |
11/1 | Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника. | Просмотр | Коммуникативные: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Регулятивные: принимать участие в литературной игре; работать в парах. | 1 | | |
12/2 | В. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | Иллюстриро вание | 1 | | |
13/3 | «По страницам сказок В.Сутеева» | Коллективно-групповая игра | 1 | | |
6 | Сказки народов мира(3ч) | | | 3 | | |
14/1 | Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. | Викторина | Познавательные: осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. . | 1 | | |
15/2 | Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. | 1 | | |
16/3 | Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки. | Защита проектов | Коммуникативные: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 | | |
7 | Книги русских писателей –сказочников(3ч) | | | 3 | | |
17/1 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | Просмотр сказки | Познавательные: ориентироваться в сюжете; участвовать в беседе о просмотренной сказке, в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге; осознавать значимость чтения для личного развития, уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. | 1 | | |
18/2 | Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | Диспут | 1 | | |
19/3 | Творческая работа «Встреча с Буратино». | Творческий конкурс | 1 | | |
8 | Детские писатели (3ч) | | | 3 | | |
20/1 | Книги С.Маршака. Выставка книг. | Викторина | Коммуникативные: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге, слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | | |
21/2 | Книги- сборники произведений К.Чуковского. | Индивидуальная работа | 1 | | |
22/3 | Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. | Беседа с демонстрацией книг | 1 | | |
9 | Сказки зарубежных писателей(3ч) | | | 3 | | |
23/1 | Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. | Просмотр сказки «Красная шапочка» | Регулятивные: сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению, характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | | |
24/2 | Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. | Коллективноечтение | 1 | | |
25/3 | В гостях у сказки. | Конкурс рисунков | 1 | | |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей(2ч) | | | 2 | | |
26/1 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков. | Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» | Познавательные: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | | |
27/2 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». | Конкурс чтецов | Коммуникативные: принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 | | |
11 | Дети – герои книг(3ч) | | | 3 | | |
28/1 | Дети – герои сказок. | Просмотр сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Познавательные: анализировать сказку, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное, характеризовать книгу, | 1 | | |
29/2 | Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.) | Круглый стол | 1 | | |
30/3 | Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) | Викторина | 1 | | |
12 | Книги о животных(3ч) | | | 3 | | |
31/1 | Книги В.Бианки. Г.Скребицкого. | Беседа | Коммуникативные: пользоваться аппаратом книги, формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 | | |
32/2 | Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | Диспут | 1 | | |
33/3 | По страницам любимых книг. | Творческий конкурс | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение курса
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007