СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов "Я - гражданин"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов "Я - гражданин"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 218

фрунзенского района санкт-петербурга





ПРИНЯТО

Решением Педагогического Совета

Протокол № ___ от _____________


УТВЕРЖДАЮ

И .о директора ГБОУ СОШ № 218

_____________ О.Г. Козина

Приказ № _____ от _______










Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин»

Направление программы: духовно-нравственное


Возраст детей: 5 «А» класс

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Автор:

Малышева В.В., учитель



Санкт-Петербург

2016










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Любовь к Родине формируется через понятия «малая Родина», через осознание роли семьи как ячейки общества.


Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.


Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»


Предметные результаты:

Знание:

- общечеловеческих ценностей;

- прав человека на образование в РФ;

- государственных символов России, области, города;

- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;

- прав и обязанностей обучающихся;

- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;

- правил дорожного движения и пожарной безопасности.


Метапредметные результаты:

- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы.

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.


Личностные результаты:

развитие творческих способностей;

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

способность к самореализации в пространстве российского государства;

формирование активной жизненной позиции;

знание и соблюдение норм правового государства;

осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.


Формы организации внеурочной деятельности:

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Беседы

Классный час

Сообщения

Встречи с интересными людьми

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Экскурсии

Поездки, походы по историческим и памятным местам


Практические занятия

Коллективные творческие дела

Соревнования

Показательные выступления

Праздники

Викторины

Интеллектуально-познавательные игры

Трудовые дела

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные путешествия

Акции благотворительности, милосердия

Творческие проекты, презентации

Проведение выставок семейного художественного творчества

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).


Виды деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество;

  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

На основании плана внеурочной деятельности программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. С целью организации воспитательного процесса возможно проведение занятий в каникулярное время.

Результативность


п/п


Название


Форма проведения


Сроки

1.

205-летие со дна открытия Царскосельского музея

Экскурсия, конкурс рисунков

октябрь

2.

Героические образы России

Творческий проект, презентация

ноябрь

3.

Крым

Конференция

март

4.

Нравственность

Просмотр и обсуждение видеоматериала

апрель

5.

День Победы

Встреча с ветеранами, открытки

май


Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Из них

Дата проведения

Теор.

Практич.

Человек и гражданин 4ч.

1.

Мой город Санкт-Петербург

1

1


07.09

2.

Мое здоровье

1

1

1

14.09

3.

Дорожно-транспортные происшествия

1


1

21.09

4.

Моя безопасность.

1

1


28.09

Семья и общество 7 ч.

5.

Я и моя семья

1

1

1

05.10

6.

205-летие со дна открытия Царскосельского музея

1



12.10

7.

Нравственность

1

1

1

19.10

8.

«Дорожные ловушки»

1


1

26.10

9.

Наши семейные ценности

1

1


09.11

10.

День памяти жертв ДТП

1



16.11

11.

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности

1

1


23.11

Труд и наука 5 ч.

12.

Труд – воспитатель человека и основа процветания общества.




30.11

13.

Энергосбережение




07.12

14.

Как организовать свой труд




14.12

15.

Дорога – зона повышенной опасности




21.12

16.

Творчество Д.С. Лихачева




28.12

Дорога в школу 7 ч.

17.

Я и моя школа

1

1

1

18.01

18.

Правила поведения по дороге в школу( безопасность на тротуаре), в школе.

1

1


25.01

14.

День прорыва блокады Ленинграда

1


1

01.02

15.

Как учились наши бабушки и деды

1

1


08.02

16.

Международный день памяти жертв Холокоста

1

1


15.02

17.

Безопасность на пешеходном переходе.

1


1

22.02

18.

Безопасность в метро.

1



01.03

Родина ч.

24.

Мое Отечество

1

1


15.03

25.

Толерантность

1

1


22.03

26.

Здоровье нации – будущее России. «Человек. Экология. Здоровье».

1

1


29.03

27.

Безопасность пассажиров после выхода из транспорта

1


1

05.04

28.

Космос – это мы!

1

1


12.04

29.

Ледовое побоище

1


1

19.04

30.

Подвиги детей в ВОВ

1

1


26.04

31.

День победы.

1


1

03.05

32.

Патриотизм – любовь к своей стране

1

1


10.05

33.

Семья и семейные ценности в России

1

1


17.05

34.

Повторение и итоги

1

1


24 .05


Итого

34

22

12




Содержание курса «Я – гражданин России» - 34ч


1.“Человек и гражданин ”(4ч) – формирование гражданского отношения. Мое здоровье и безопасность. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов


2.“ Семья и общество”(7ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Культурные традиции. Забота о родителях – дело совести каждого. Создание папки «Я и моя семья». Мои семейные обязанности.


3.“Труд и наука”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Известные люди. Школа вежливости. Как учились наши бабушки и деды.

Зачем нужно учиться в школе.


5.“Дорога в школу ”(7ч) –Безопасность по дороге в школу. Транспорт и тротуары. Транспортные средства и безопасность в них.



5.“Родина ”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Государственно важные даты. Сохранение безопасности.

О подвигах детей в военное время. Города – герои.




Материально-технические ресурсы:

• фото, видео и мультимедиа аппаратура (фотоаппараты, видеокамеры, телевизоры, CD и DVD записывающие и проигрывающие устройства,  мультимедиа проекторы с экранами);

• компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение (компьютеры, сканеры, принтеры, и др.).

Большие возможности для реализации программы создают интересы учащихся, родителей, школьных учителей и др.


Формы подведения итогов реализации программы.

  • Экскурсии

  • Дискуссия (диспут)

  • Акция

  • Встречи с интересными людьми

  • Устный журнал (т.е. заранее определяются темы и количество страниц журнала, которые распределяются между творческими группами)

  • Беседа, лекция, рассказ

  • соревнования

  • заочные путешествия

  • исследования

  • мини-проекты

  • круглые столы

  • конференции

  • презентации

  • выставки творческих работ

  • конкурсы

  • олимпиады

  • викторины

  • деловые игры, тренинги и пр.

  • сюжетно-ролевая игра, инсценирование

  • интеллектуальная игра

  • концерты

  • фестивали

  • праздники

Ресурсы внеурочной деятельности.

1. Главный ресурс - дети.

Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.

2. Кадровый ресурс.

Педагог-воспитатель, библиотекарь, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.

3. Организационный ресурс.

Организационный ресурс предполагает определенную дисциплину на занятиях, строгие правила техники безопасности и режим организации. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.

4. Материально-технический ресурс.

-компьютерная техника, программное обеспечение,

-плакаты, таблицы,

-материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, линейка, цветные карандаши, альбом.

Список учебно-методической литературы

1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л. Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И. В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И. В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок [Текст] / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www. ipkps. bsu. edu. ru

6. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О. С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.

8. Жиренко, О. Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О. Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И. Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И. Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13. Лизинский, В. М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора повоспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

14. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л. М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г. В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г. В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О. В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О. В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

18. Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е. В.Богданова, Н. В.Кондукова, Е. В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

19. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

20.Черемисина, В. Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В. Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.



Интернет-ресурсы:

http://www.proshkolu.ru

http:/ /www. metodsovet

http://krasnoe.tv/frontPage

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!