Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 218 фрунзенского района санкт-петербурга ПРИНЯТО Решением Педагогического Совета Протокол № ___ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ И .о директора ГБОУ СОШ № 218 _____________ О.Г. Козина Приказ № _____ от _______ | |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин» |
Направление программы: духовно-нравственное |
|
Возраст детей: 5 «А» класс |
Срок реализации: 2016-2017 учебный год |
Автор: Малышева В.В., учитель |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Любовь к Родине формируется через понятия «малая Родина», через осознание роли семьи как ячейки общества.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Предметные результаты:
Знание:
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РФ;
- государственных символов России, области, города;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Метапредметные результаты:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы.
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Личностные результаты:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства;
формирование активной жизненной позиции;
знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Беседы
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
На основании плана внеурочной деятельности программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. С целью организации воспитательного процесса возможно проведение занятий в каникулярное время.
Результативность
№ п/п | Название | Форма проведения | Сроки |
1. | 205-летие со дна открытия Царскосельского музея | Экскурсия, конкурс рисунков | октябрь |
2. | Героические образы России | Творческий проект, презентация | ноябрь |
3. | Крым | Конференция | март |
4. | Нравственность | Просмотр и обсуждение видеоматериала | апрель |
5. | День Победы | Встреча с ветеранами, открытки | май |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Из них | Дата проведения |
Теор. | Практич. |
Человек и гражданин 4ч. |
1. | Мой город Санкт-Петербург | 1 | 1 | | 07.09 |
2. | Мое здоровье | 1 | 1 | 1 | 14.09 |
3. | Дорожно-транспортные происшествия | 1 | | 1 | 21.09 |
4. | Моя безопасность. | 1 | 1 | | 28.09 |
Семья и общество 7 ч. |
5. | Я и моя семья | 1 | 1 | 1 | 05.10 |
6. | 205-летие со дна открытия Царскосельского музея | 1 | | | 12.10 |
7. | Нравственность | 1 | 1 | 1 | 19.10 |
8. | «Дорожные ловушки» | 1 | | 1 | 26.10 |
9. | Наши семейные ценности | 1 | 1 | | 09.11 |
10. | День памяти жертв ДТП | 1 | | | 16.11 |
11. | Современные транспортные средства – источник повышенной опасности | 1 | 1 | | 23.11 |
Труд и наука 5 ч. |
12. | Труд – воспитатель человека и основа процветания общества. | | | | 30.11 |
13. | Энергосбережение | | | | 07.12 |
14. | Как организовать свой труд | | | | 14.12 |
15. | Дорога – зона повышенной опасности | | | | 21.12 |
16. | Творчество Д.С. Лихачева | | | | 28.12 |
Дорога в школу 7 ч. |
17. | Я и моя школа | 1 | 1 | 1 | 18.01 |
18. | Правила поведения по дороге в школу( безопасность на тротуаре), в школе. | 1 | 1 | | 25.01 |
14. | День прорыва блокады Ленинграда | 1 | | 1 | 01.02 |
15. | Как учились наши бабушки и деды | 1 | 1 | | 08.02 |
16. | Международный день памяти жертв Холокоста | 1 | 1 | | 15.02 |
17. | Безопасность на пешеходном переходе. | 1 | | 1 | 22.02 |
18. | Безопасность в метро. | 1 | | | 01.03 |
Родина ч. |
24. | Мое Отечество | 1 | 1 | | 15.03 |
25. | Толерантность | 1 | 1 | | 22.03 |
26. | Здоровье нации – будущее России. «Человек. Экология. Здоровье». | 1 | 1 | | 29.03 |
27. | Безопасность пассажиров после выхода из транспорта | 1 | | 1 | 05.04 |
28. | Космос – это мы! | 1 | 1 | | 12.04 |
29. | Ледовое побоище | 1 | | 1 | 19.04 |
30. | Подвиги детей в ВОВ | 1 | 1 | | 26.04 |
31. | День победы. | 1 | | 1 | 03.05 |
32. | Патриотизм – любовь к своей стране | 1 | 1 | | 10.05 |
33. | Семья и семейные ценности в России | 1 | 1 | | 17.05 |
34. | Повторение и итоги | 1 | 1 | | 24 .05 |
| Итого | 34 | 22 | 12 | |
Содержание курса «Я – гражданин России» - 34ч
1.“Человек и гражданин ”(4ч) – формирование гражданского отношения. Мое здоровье и безопасность. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
2.“ Семья и общество”(7ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Культурные традиции. Забота о родителях – дело совести каждого. Создание папки «Я и моя семья». Мои семейные обязанности.
3.“Труд и наука”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Известные люди. Школа вежливости. Как учились наши бабушки и деды.
Зачем нужно учиться в школе.
5.“Дорога в школу ”(7ч) –Безопасность по дороге в школу. Транспорт и тротуары. Транспортные средства и безопасность в них.
5.“Родина ”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Государственно важные даты. Сохранение безопасности.
О подвигах детей в военное время. Города – герои.
Материально-технические ресурсы:
• фото, видео и мультимедиа аппаратура (фотоаппараты, видеокамеры, телевизоры, CD и DVD записывающие и проигрывающие устройства, мультимедиа проекторы с экранами);
• компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение (компьютеры, сканеры, принтеры, и др.).
Большие возможности для реализации программы создают интересы учащихся, родителей, школьных учителей и др.
Формы подведения итогов реализации программы.
Экскурсии
Дискуссия (диспут)
Акция
Встречи с интересными людьми
Устный журнал (т.е. заранее определяются темы и количество страниц журнала, которые распределяются между творческими группами)
Беседа, лекция, рассказ
соревнования
заочные путешествия
исследования
мини-проекты
круглые столы
конференции
презентации
выставки творческих работ
конкурсы
олимпиады
викторины
деловые игры, тренинги и пр.
сюжетно-ролевая игра, инсценирование
интеллектуальная игра
концерты
фестивали
праздники
Ресурсы внеурочной деятельности.
1. Главный ресурс - дети.
Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.
2. Кадровый ресурс.
Педагог-воспитатель, библиотекарь, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.
3. Организационный ресурс.
Организационный ресурс предполагает определенную дисциплину на занятиях, строгие правила техники безопасности и режим организации. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.
4. Материально-технический ресурс.
-компьютерная техника, программное обеспечение,
-плакаты, таблицы,
-материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, линейка, цветные карандаши, альбом.
Список учебно-методической литературы
1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л. Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И. В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И. В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок [Текст] / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www. ipkps. bsu. edu. ru
6. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О. С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О. Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О. Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И. Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И. Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В. М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора повоспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л. М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г. В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г. В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О. В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О. В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е. В.Богданова, Н. В.Кондукова, Е. В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В. Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В. Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Интернет-ресурсы:
http://www.proshkolu.ru
http:/ /www. metodsovet
http://krasnoe.tv/frontPage
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola