СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "За страницами учебника географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "За страницами учебника географии" для учащихся 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "За страницами учебника географии"»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для учащихся 8 класса

« За страницами учебника географии » разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемых результатов основного общего образования.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

-гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях,

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


  1. Тематическое планирование


Содержание курса внеурочной деятельности «За страницами учебника географии»

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Россия на карте мира 7+2+1ч.

Особенности российских границ, история их формирования. Сухопутные границы России. Морские границы России. Соседи России. Какие типы географического положения существуют. Примеры ГП для российских территорий.Изменения в различных типах ГП РФ после распада СССР.Субъекты РФ.

Практические работы, разработка проектов-2

Определять по физической и политической картам границы России и приграничных государств. Сравнивать протяженности границ с разными странами-соседями. Анализ карт и выявление особенностей разных видов географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим поло­жением других стран.

Природные особенности России-10 +6+1ч

Геологическое, тектоническое строение территории страны. Где рас­положены самые древние и са­мые молодые участки земной коры на территории России.Характеристика данных участков. Как внутренние и внешние про­цессы влияют на формирование рельефа России. Что влияет на формирование климата. Что показывает коэф­фициент увлажнения, его значения в разных частях страны.Работа с синоптической картой. Составление прогноза погоды. Озера. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники. Вод­ные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресур­сов.За­кономерности распространения почв на территории России. Роль мелиорации в повышении плодородия почв.Практические работы, разработка проектов-2

Анализировать и сопоставлять физической и текто­нической карт. Характеризовать раз­мещения полезных ископаемых. Сравнение раз­личных климатических сезонов. Анализ агроклиматической карты и определение наиболее благоприятных условий для разви­тия сельского хозяйства в России. Характеристика природных условий в России для жизни и деятельности человека. Характеристика внутренних вод страны по картам и другим источникам. Анализ связи внутренних вод с компонента­ми ПТК. Объяснение размещения основных типов растительного и животного мира в нашей стране. Анализ размещения природных зон нашей страны.

Население России-6+1+1 ч.

Сколько народов живет в Рос­сии. На каких языках говорят россияне. Какие религии испо­ведуют жители России. Какое население в России назы­вают городским. Какие поселе­ния называют сельскими. Какова плотность населения в России. Почему население не­равномерно размещено по тер­ритории страны. Что такое зо­ны расселения. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миг­рационный прирост. Как мигра­ции влияют на жизнь страны. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное населе­ние. От чего зависят занятость людей и безработица.

Практические работы, разработка проектов-2

Определение по статистическим данным места России в мире по численности населения. Анализ графиков изменения численности на­селения с целью выявления тенденций в из­менении темпов роста населения России. Определение по статистическим данным крупнейших по численности народов России. Определение по карте религий главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и других религий. Определение видов городов в России по чис­ленности населения, функциям, роли в жиз­ни страны. Анализ схемы состава трудовых ресурсов и экономически активного населения.

Первое знакомство с хозяйством России-5+1+1

Как устроено хозяйство России.Факторы размещения предприятий. Что такое при­родные ресурсы и как их под­разделяют. Чем отличается сельское хозяй­ство от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Сколько лесов в России. Какова роль леса в российской истории и эконо­мике. Какую роль в современной жиз­ни людей играет охота. Что та­кое рыбное хозяйство.

Практические работы, разработка проектов-4

Анализ схемы состава первичного сектора экономики, определение функций и разли­чий его отдельных составляющих. Анализ классификации типов и видов природных ре­сурсов, подбор примеров, подтверждающих характер их назначения. Анализ карт и статистических материалов (печатных таблиц, диаграмм, графиков, ре­сурсов Интернета) и выявление места России в природно-ресурсном потенциале мира. Выявление существенных черт отличия сельского хозяй­ства от других отраслей экономики.


  1. Календарно-тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника географии»


Календарно – тематическое планирование 8 класс.

№ п/п

Тема занятия

Кол – во час.

Дата по плану

Дата по факту

Причина коррекции

1

Методы географического изучения терри­тории

1




2

Этапы формирова­ния террито­рия России

1




3

Особенности географического положения России

1




4

Виды географического положения

1




5

Как различные виды географического положения влияют на развитие России.

1




6

Сравнение географического положения России с другими странами. Практическая работа

1




7

Транспортное положение России

1




8

Разработка проекта

1




9

Особенности административно- территориального устройства страны

1




10

Геологическое прошлое России

1




11

Современные процессы, влияющие на формирование рельефа страны

1




12

Стихийные бедствия, происходящие в литосфере.

1




13

Разработка проекта «Карта стихийных литосферных бедствий России»

1




14

Полезные ископаемые, современные способы добычи

1




15

Полезные ископаемые, современные способы добычи

1




16

Климатообразующие факторы

1




17

Практическая работа «Работа с синоптической картой»

1




18

Распределение тепла и влаги по территории России Практическая работа

1




19

Внутренние воды России, их распределение по территории

1




20

Почвы и мелиорация. Разработка проекта

1




20

Флора и фауна страны

1




22

Красная книга. Разработка проекта

1




23

Итоговое занятие по теме «Природные особенности России»

1




24

История формирования населения

1




25

Численность и естественный прирост населения России

1




26

Основные народы и религии

1




27

Размещение населения по территории страны. Плотность.

1




28

Городское и сельское население. Типы населенных пунктов. Практическая работа.

1




29

Трудовые ресурсы, проблема безработицы

1




30

Итоговое занятие по теме «Население»

1




31

Как устроено хозяйство России

1




32

АПК, его состав и проблемы

1




33

Растениеводство. Животноводство

1




34

Лесное хозяйство. Разработка проекта.

1




35

Итоговое занятие по теме «Первое знакомство с хозяйством России»

1





3.Формы организации занятий:

- лекции;

- беседы;

- экскурсии;

- проектная деятельность;

- работа в группах;

- совместное чтение;

- диспуты;

- создание творческих работ;

- презентации.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обоб­щить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания по картам и статистическим материалам. После занятия домашнее задание не предусмотрено.










16