Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для учащихся 8 класса
« За страницами учебника географии » разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов основного общего образования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
-гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях,
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Тематическое планирование
Содержание курса внеурочной деятельности «За страницами учебника географии» | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Россия на карте мира 7+2+1ч. |
Особенности российских границ, история их формирования. Сухопутные границы России. Морские границы России. Соседи России. Какие типы географического положения существуют. Примеры ГП для российских территорий.Изменения в различных типах ГП РФ после распада СССР.Субъекты РФ. Практические работы, разработка проектов-2 | Определять по физической и политической картам границы России и приграничных государств. Сравнивать протяженности границ с разными странами-соседями. Анализ карт и выявление особенностей разных видов географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. |
Природные особенности России-10 +6+1ч |
Геологическое, тектоническое строение территории страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.Характеристика данных участков. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Что влияет на формирование климата. Что показывает коэффициент увлажнения, его значения в разных частях страны.Работа с синоптической картой. Составление прогноза погоды. Озера. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов.Закономерности распространения почв на территории России. Роль мелиорации в повышении плодородия почв.Практические работы, разработка проектов-2 | Анализировать и сопоставлять физической и тектонической карт. Характеризовать размещения полезных ископаемых. Сравнение различных климатических сезонов. Анализ агроклиматической карты и определение наиболее благоприятных условий для развития сельского хозяйства в России. Характеристика природных условий в России для жизни и деятельности человека. Характеристика внутренних вод страны по картам и другим источникам. Анализ связи внутренних вод с компонентами ПТК. Объяснение размещения основных типов растительного и животного мира в нашей стране. Анализ размещения природных зон нашей страны. |
Население России-6+1+1 ч. |
Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависят занятость людей и безработица. Практические работы, разработка проектов-2 | Определение по статистическим данным места России в мире по численности населения. Анализ графиков изменения численности населения с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения России. Определение по статистическим данным крупнейших по численности народов России. Определение по карте религий главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и других религий. Определение видов городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Анализ схемы состава трудовых ресурсов и экономически активного населения. |
Первое знакомство с хозяйством России-5+1+1 |
Как устроено хозяйство России.Факторы размещения предприятий. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют. Чем отличается сельское хозяйство от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Сколько лесов в России. Какова роль леса в российской истории и экономике. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство. Практические работы, разработка проектов-4 | Анализ схемы состава первичного сектора экономики, определение функций и различий его отдельных составляющих. Анализ классификации типов и видов природных ресурсов, подбор примеров, подтверждающих характер их назначения. Анализ карт и статистических материалов (печатных таблиц, диаграмм, графиков, ресурсов Интернета) и выявление места России в природно-ресурсном потенциале мира. Выявление существенных черт отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. |
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника географии»
Календарно – тематическое планирование 8 класс.
№ п/п | Тема занятия | Кол – во час. | Дата по плану | Дата по факту | Причина коррекции |
1 | Методы географического изучения территории | 1 | | | |
2 | Этапы формирования территория России | 1 | | | |
3 | Особенности географического положения России | 1 | | | |
4 | Виды географического положения | 1 | | | |
5 | Как различные виды географического положения влияют на развитие России. | 1 | | | |
6 | Сравнение географического положения России с другими странами. Практическая работа | 1 | | | |
7 | Транспортное положение России | 1 | | | |
8 | Разработка проекта | 1 | | | |
9 | Особенности административно- территориального устройства страны | 1 | | | |
10 | Геологическое прошлое России | 1 | | | |
11 | Современные процессы, влияющие на формирование рельефа страны | 1 | | | |
12 | Стихийные бедствия, происходящие в литосфере. | 1 | | | |
13 | Разработка проекта «Карта стихийных литосферных бедствий России» | 1 | | | |
14 | Полезные ископаемые, современные способы добычи | 1 | | | |
15 | Полезные ископаемые, современные способы добычи | 1 | | | |
16 | Климатообразующие факторы | 1 | | | |
17 | Практическая работа «Работа с синоптической картой» | 1 | | | |
18 | Распределение тепла и влаги по территории России Практическая работа | 1 | | | |
19 | Внутренние воды России, их распределение по территории | 1 | | | |
20 | Почвы и мелиорация. Разработка проекта | 1 | | | |
20 | Флора и фауна страны | 1 | | | |
22 | Красная книга. Разработка проекта | 1 | | | |
23 | Итоговое занятие по теме «Природные особенности России» | 1 | | | |
24 | История формирования населения | 1 | | | |
25 | Численность и естественный прирост населения России | 1 | | | |
26 | Основные народы и религии | 1 | | | |
27 | Размещение населения по территории страны. Плотность. | 1 | | | |
28 | Городское и сельское население. Типы населенных пунктов. Практическая работа. | 1 | | | |
29 | Трудовые ресурсы, проблема безработицы | 1 | | | |
30 | Итоговое занятие по теме «Население» | 1 | | | |
31 | Как устроено хозяйство России | 1 | | | |
32 | АПК, его состав и проблемы | 1 | | | |
33 | Растениеводство. Животноводство | 1 | | | |
34 | Лесное хозяйство. Разработка проекта. | 1 | | | |
35 | Итоговое занятие по теме «Первое знакомство с хозяйством России» | 1 | | | |
3.Формы организации занятий:
- лекции;
- беседы;
- экскурсии;
- проектная деятельность;
- работа в группах;
- совместное чтение;
- диспуты;
- создание творческих работ;
- презентации.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания по картам и статистическим материалам. После занятия домашнее задание не предусмотрено.
16