Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Обуховская основная общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей ______ __________________________ Протокол от «__29» ___08____ 2016 года № __1 Руководитель методического объединения: ____________ | | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР_________Негода Н.Н. |
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКОУ «Обуховская основная общеобразовательная школа» Протокол от _30.08 __ 2016 г., №__1__ | | УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом МКОУ «Обуховская основная общеобразовательная школа» от _01_ _09______ 2016г., № 2-78____ Директор школы ____________Т.И. Новикова |
Рабочая программа
по _внеурочной деятельности
кружок
"Грамотей"
(научно-познавательное направление)
для _____2__класса (классов)
__2_ часа в неделю (всего _68__ часов)
Программа разработана на основе примерной программы по ______внеурочной деятельности__
(указать предмет)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.
Составитель: учитель
_Колтунова Татьяна Анатольевна
( Ф.И.О.)
____________________1 категория
(категория)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и вырази- тельность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потреб- ность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебни-
ков, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учи- телем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректиро- вать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и опреде- лять степень успешности своей работы и работы других в соответ- ствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения является сформирован-ность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфо- граммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел I. Богатство русского языка (16 часов).
Подраздел. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
Тема 1. Сокровища родного языка (2 часа).
Практическая работа (2 часа):
Слоговой аукцион «Кто больше?», игра «Грамматическая арифметика». Грамматические загадки. Занятие на тренажере «Клавиатор»
Тема 2. Хорошо ли ты знаешь алфавит?(2 часа).
Практическая работа (2 часа):
Библиотечный урок «Как найти нужную книгу?». Игра «Дежурная буква», «Заблудился», «Кто больше?».
Тема 3. Умеешь ли ты пользоваться словарем?(2 часа).
Теория (1 час)
Занятие-беседа о роли словаря. Какие бывают словари?
Практическая работа (1 час):
Игра «Лишнее слово», игра «Старинные слова». Практическая работа по использованию различных словарей.
Тема 4. Трудные слова(2 часа).
Теория (1 час):
Группировка слов по тематическим группам, по видам орфограмм. Составление предложений, текстов.
Практическая работа (1 час):
Игры «Отгадай слово», «На каждую букву». Работа в программе WordPad
Подраздел. Части речи.
Тема 1. Загадочное существительное(2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли имен существительных в речи. Составление текстов. Работа в программе WordPad.
Практическая работа (1 час):
Игры «Лишнее слово», «Кто больше?», «Кто скорее?».
Тема 2. Невероятное прилагательное (2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли имен прилагательных в речи. Составление предложений, текстов с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению. Работа в программе WordPad
Практическая работа (1 час):
Игры «Кто больше?», «Лишнее слово». Словесное рисование
Тема 3. Деятельный глагол (2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли глагола в речи. Чтение текстов. Наблюдения за использованием глаголов.
Практическая работа (1 час):
Игры «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Лишнее слово».
Тема 4. Урок-обобщение (2 часа).
Практическая работа (2 часа):
Игры «Подберите слово», «Кто больше?», «Лишнее слово». Сочинение синквейнов на заданные темы.
Раздел II. Секреты орфографии (14 часов).
Подраздел. Ее величество Фонема.
Тема 1. Знакомство с фонемой. (2 часа).
Теория (1 час):
Знакомство с фонемой. Что такое фонема? Упражнения в узнавании фонем
Практическая работа (1 час):
Грамматические сказки о звуках и буквах. Фонетический чайнворд.
Тема 2. Загадки фонемы.(2 часа).
Теория (1 час):
Рассказ-беседа об интересных свойствах фонем. Нахождение в предложениях слов, показывающих эти свойства.
Практическая работа (1 час)
Грамматические сказки о звуках и буквах. Игра «Заблудился».
Тема 3.Опасные согласные. (2 часа).
Практическая работа (2 часа):
Грамматические сказки «Парные и непарные», «Спор согласных». Игра «Проверочное слово».
Тема 4.Секреты гласных.(1 час).
Практическая работа (1 час):
Сказки «Ударный и безударный», «Страна Ошибия». Игра «Проверочное слово». Грамматические загадки. Подраздел. Ее величество Морфема.
Тема 1.Знакомство с морфемой. (2 часа).
Теория (1 час):
Знакомство с морфемой. Что такое морфема? Упражнения на выделение морфем в слове.
Практическая работа (1 час):
Грамматические сказки «Чужак», «Пропал корень». Игры «Третий лишний», «За кем последнее слово?»
Тема 2. Строительная работа морфем. (2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли морфем. Виды морфем.
Практическая работа (1 час):
Грамматические сказки «Суффикс-консультант», «Как корень слова учил окончания уму-разуму». Морфологические шарады.
Тема 3. Поговорим о приставках. (2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли приставок, об их влиянии на значение слова. Виды приставок. Работа в программе WordPad
Практическая работа (1 час):
Грамматические сказки «Новые друзья корней», «Сестры Пре и При». Игра с приставками.
Тема 4. Обобщающее занятие. (1 час).
Практическая работа (1 час):
Игры «Кто скорее?», «Кто больше?», «Различайте слова».
Раздел III. Искусство письменной речи. (22 часа).
Подраздел. Типы текста.
Тема 1. Поэтичное описание. (2 часа).
Теория (1 час):
Текст описание. «Что такое описание?» Чтение текстов.
Практическая работа (1 час):
Игра «Опиши друга». Иллюстрирование текстов-описаний. Найди иллюстрации к русским народным сказкам.
Тема 2. Повествование. (2 часа).
Теория (1 час):
« Что такое повествование?» Чтение текстов. Отличие текстов описания и повествования.
Практическая работа (1 час):
Игра «Озаглавь текст». Творческая доработка текста. Составление плана текста.
Тема 3. Философское рассуждение. (2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли рассуждения. Составление плана. Отличительные особенности текста-рассуждения. Пробуем рассуждать на тему «Зачем нужно учение?»
Практическая работа (1 час):
Игра «Мудрый философ».
Тема 4. Конкурс знатоков(1 час).
Практическая работа (1 час):
Игра «Тип текста». Составление текстов предложенных типов. Подраздел. Украшение нашей речи.
Тема 1. Сравнение. (2 часа).
Теория (1 час):
Знакомство со сравнением, изобразительно-выразительным средством языка.
Практическая работа (1 час):
Нахождение сравнений в текстах. Подбор сравнений к предложенным предметам. Работа в программе WordPad
Тема 2. Метафора. (2 часа).
Теория (1 час):
Знакомство с метафорой, изобразительно-выразительным средством языка.
Практическая работа (1 час):
Нахождение метафоры в текстах. Анализ русских народных сказок.
Тема 3. Олицетворение. (2 часа).
Теория (1 час):
Олицетворение - изобразительно-выразительное средство языка.
Практическая работа (1час):
Нахождение олицетворения в текстах. Сочинение сказки, используя олицетворения.
Тема 4. Урок-анализ сказок. (2 час).
Практическая работа (2 час):
Нахождение в русских народных сказках изученных изобразительно-выразительных средств. Их влияние на эмоциональную окраску текста. Составление тематических таблиц.
Подраздел. Написание сочинений.
Тема 1. Сочинение-описание «Мой друг» (2 часа).
Теория (1 час):
Составление плана сочинения. Подбор ключевых слов.
Практическая работа (1 час):
Написание сочинения с последующей проверкой.
Тема 2. Сочинение-повествование «Мой любимый день лета» (2 часа).
Теория (1 час):
Составление плана сочинения. Подбор ключевых слов.
Практическая работа (1 час):
Написание сочинения с последующей проверкой.
Тема 3. Составление плана сочинения-рассуждения. (2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли плана в сочинении-рассуждении. Функция «каркаса». Понятие тезиса, аргумента, вывода.
Практическая работа (1 час):
Составление плана. Устные сочинения по предложенным планам.
Тема 4. Написание сочинения-рассуждения «Зачем нужно читать?»
(1 час).
Практическая работа (1 час):
Написание сочинения-рассуждения «Зачем нужно читать?»
Раздел IV. Структура предложения. (14 часов).
Подраздел. Главные члены предложения.
Тема 1. Подлежащее. (2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли подлежащего в предложении. Чем выражено подлежащее?
Практическая работа (1 час):
Постановка грамматической пьесы-сказки «Подлежащее».
Тема 2. Функции подлежащего. (2 часа).
Практическая работа (2 часа):
Игра «Найди подлежащее». Грамматическая сказка «Кто главный?»
Тема 3. Сказуемое. (2 часа).
Теория (1 час):
Беседа о роли сказуемого в предложении. Чем выражено сказуемое?
Практическая работа (1 час):
Игра «Найди сказуемое». Грамматическая сказка «Что делать?»
Тема 4. Функции сказуемого. (2 часа).
Практическая работа (2 часа):
Игры «Заблудился», «Лишнее слово», «Кто скорее?»
Подраздел. Второстепенные члены предложения.
Тема 1. Что определяет определение? (1 час).
Практическая работа (1 час):
Подбор признаков к предложенным предметам. Игры «Рекламное агентство», «За кем последнее слово?».
Тема 2. Что дополняет дополнение?(2 часа).
Теория (1 час):
Понятие и функции дополнения. Вопросы дополнения.
Практическая работа (1 час):
Игры «Найди дополнение», «Дополни предложение».
Тема 3. Непредвиденные обстоятельства. (2 часа).
Теория (1 час):
Понятие и функции обстоятельства. Вопросы обстоятельства.
Практическая работа (1 час):
Игры «Найди обстоятельство», «Вид обстоятельства».
Тема 4. Для чего надо изучать русский язык Обобщающее занятие (1 час).
Практическая работа (1 час):
Работа в группах. Игра «Что? Где? Когда?»
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ | Наименование разделов | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
| |
|
1. | Богатство русского языка | 16 | Применять правила правописания слов с изученными орфограммами. Называть и доказывать признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). находить главные члены предложения. Анализировать состав слова. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. |
2. | Секреты орфографии – 14 часов | 14 |
3. | Искусство письменной речи | 22 |
4. | Структура предложения | 16 |
| Всего: | 68 | |