СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности» для 3 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности» для 3 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, на основе авторской программы Олейник О.В., Кабанюк Л.П. «Проекты по русскому языку» 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, учебного плана МБОУ СШ №2 на 2016-2017 учебный год. При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы: возрастные, индивидуальные, психологические особенности и состояние учащихся данного класса, уровень их способностей, характер учебной мотивации обучающихся, анализ учебных достижений учащихся за 2 класс, работа школы по триместрам.

Просмотр содержимого документа
«Планирование»

п/п

Содержание (раздел, тема занятия)

Кол-во часов

дата

план

факт

Части речи 9 ч

1

Проекты дают знания.

1



2

В гостях у частей речи.

1



3

Всё, что существует.

1



4

Прилагательное

1



5

Глагол.

1



6

Местоимение. Имя числительное. Наречие.

1



7

Служба частям речи.

1



8

Для чего нужна морфология?

1



9

Защита проектов по морфологии.

1



Состав слова 12 ч

10

Из чего состоят слова?

1



11

Зрим в корень!

1



12

Окончание и основа.

1



13

Слово о перфиксах.

1



14

Приставки-труженицы.

1



15

Говорящие суффиксы.

1



16

Суффиксы существительных.

1



17

Суффиксы прилагательных

1



18

Суффиксы глаголов.

1



19

Интерфикс и постфикс.

1



20

Слова замаскировались.

1



21

Защита проектов по морфемике.

1



Правописание 13 ч

22

Где прячутся ошибки?

1



23

Самоинструкция.

1



24

Орфограммы в стихах.

1



25

Что нельзя проверить?

1



26

Этимология.

1



27

Школа эйдетики.

1



28

Образ слова.

1



29

Цепочки ассоциаций.

1



30

Стоп! Перенос!

1



31

Предлоги и приставки.

1



32

Пишем раздельно.

1



33

Защита проектов по правописанию.

1



34

Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором».

1




Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, на основе авторской программы Олейник О.В., Кабанюк Л.П. «Проекты по русскому языку» 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, учебного плана МБОУ СШ №2 на 2016-2017 учебный год. При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы: возрастные, индивидуальные, психологические особенности и состояние учащихся данного класса, уровень их способностей, характер учебной мотивации обучающихся, анализ учебных достижений учащихся за 2 класс, работа школы по триместрам.

Целями изучения программы являются:

  • формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

  • обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

  • развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности

Основные задачи:

  • развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Путь к грамотности” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, программа “Путь к грамотности” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские).

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии:

  1. технология разноуровневого обучения;

  2. развивающее обучение;

  3. технология обучения в сотрудничестве;

  4. коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  • Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

  • Реферат – доклад на определённую тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

  • Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определённой задачи и получения какого-либо результата.

  • Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Обоснование выбора программы.

Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать их, делать выводы и умозаключения.

Данный курс представляет собой серию проектных задач и имеет практический характер.

Программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность.

Принципы, подходы, педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности обусловлены важностью создания условий для всего процесса обучения младших школьников через проектную деятельность. Это средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявлять индивидуальное особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка.

Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру знаний данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся, создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.

Используются такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе – русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников и интерес к русскому языку.

Программа представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

Планируемые результаты изучения программы.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметными результатами изучения курса в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Содержание программы

  1. ЧАСТИ РЕЧИ

    1. 1.9 Беседа о проектах. Раздел русского языка – морфология. Эксперимент и лингвистическое исследование. Оценка и отметка. Метод исследования: анализ и синтез. Самостоятельные и служебные части речи. Мозговой штурм и мини-тест. Интеллектуальный тренинг. Распределение обязанностей при работе над проектом в группе. Разработка группового проекта. Информационный и творческий продукт проекта. Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности местоимения, имени числительного, наречия, частотность употребления этих частей речи. Групповая работа по сбору информации к проекту. Сравнение как метод исследования. Анализ информации и обобщение знаний по морфологии в ходе симпозиума. Работа с толковым словарём. Презентация информационных и творческих продуктов.

  2. СОСТАВ СЛОВА

2.1 – 2.12 Работа с толковым словарём. Раздел русского языка – морфемика. Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Наблюдение как метод исследования, его составляющие. Лингвистический анализ при помощи словарей. Дедукция как метод познания. Работа с толковым и лингвистическим словарями. Омонимии, антонимы. Понятие префикса. Эксперимент. Поисковик, эксперимент, работа в группах. Индукция как метод познания. Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Электронный помощник в работе над проектом. Роль суффиксов в определении части речи. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Знакомство с программой Мicrosoft Word. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имён существительных, глаголов. Орфография, орфограмма, слабая и сильная позиция звуков, ассоциации. Алгоритм – порядок действий. Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики- с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта – опорного конспекта. Рифма, размер стиха, способ рифмовки. Исследование с помощью методов индукции и дедукции. Этимология – раздел русского языка. Способы объяснений и запоминания написания непроверяемых орфограмм. Особенности школьной эйдетики. Способ запоминания информации при помощи ассоциаций. Развитие образной памяти. Обозначение слабой и сильной позиций звуков. Правила переноса; слог, дефис, тире. Исследование общих и отличительных признаков у приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения, индукции. Обобщение материала по изученным разделам русского языка: лексике, фонетике, морфологии, морфемике, орфографии, графике.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!