Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности» для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и авторской программы Олейник О. В., Кабанюк Л. П. «Проекты по русскому языку» 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2013 г.
В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Путь к грамотности» отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
- Общие цели курса «Путь к грамотности» на начальной ступени образования.
Основные цели изучения курса «Путь к грамотности» в школе:
- формирование умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе;
- определять значимые проблемы и решать их;
- обучать разным способам поиска материала и разным видам исследования;
- развивать творческие способности;
- пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Задачами изучения курса «Путь к грамотности» являются:
- развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 4 класс.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А. Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Петрова Н. В. «_____» _____________ 2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 ________________С.И. Тухватулина Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Путь к грамотности»
общеинтеллектуальное направление
4 Д класс
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Составитель:
учитель начальных классов
Твёрдая Валентина Николаевна
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1. | Общие цели курса «Путь к грамотности» на начальной ступени образования. | 3 |
2. | Планируемые результаты изучения курса «Путь к грамотности». | 4 |
3. | Содержание курса «Путь к грамотности». | 8 |
4. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы. | 9 |
5. | Календарно - тематическое планирование. | 10 |
6. | Материально - техническое обеспечение. | 12 |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности» для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и авторской программы Олейник О. В., Кабанюк Л. П. «Проекты по русскому языку» 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2013 г.
В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Путь к грамотности» отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
Общие цели курса «Путь к грамотности» на начальной ступени образования.
Основные цели изучения курса «Путь к грамотности» в школе:
формирование умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе;
определять значимые проблемы и решать их;
обучать разным способам поиска материала и разным видам исследования;
развивать творческие способности;
пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Задачами изучения курса «Путь к грамотности» являются:
развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Планируемые результаты изучения курса «Путь к грамотности».
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.;
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выделять объект исследования, вести наблюдения;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
выполнять сетевые проекты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию о языке с помощью инструментов ИКТ;
использовать средства Интернет для нахождения иллюстраций, аудио объектов;
пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий
с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое сообщение,
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.;
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержание курса «Путь к грамотности».
Раздел 1.
Синтаксис. (10 ч)
Синтаксис – как раздел науки о языке.
Предложение как синтаксическая единица. Виды предложение по цели и интонации.
Словосочетание.
Главные и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Однородные члены предложения.
Проект «Синтаксис».
Формы организации и виды деятельности:
Мозговой штурм.
Работа с толковым словарём.
Создание творческого проекта – стихотворения о русском языке в форме синквейна.
Проекты: «Друзья-словосочетания»,
Творческий продукт: плакат «Королевство предложений».
Информационный продукт: «Паспорт словосочетаний»
Раздел 2.
Пунктуация. (6 ч)
Пунктуация – наука о знаках препинания. Знаки препинания.
Обращение.
Сложные и простые предложения.
Формы организации и виды деятельности:
Сбор информации об особенностях написания писем.
Экспертиза предложений.
Алгоритм работы по программе Microsoft Office Power Point, компьютерная презентация, слайд, анимация.
Исследование: «Обращение в текстах детских песен».
Проекты: «Разрешите обратиться!», «Пунктуация», «Знаки препинания», «Однородные члены предложения».
Творческий продукт: опорный конспект «Виды предложений».
Раздел 3.
Морфология. (18 ч)
Морфология – наука о частях речи.
Глагол и его признак. Спряжение глагола. Вид глагола.
Склонение существительных. Несклоняемые существительные.
Падеж.
Краткие прилагательные.
Проект «Морфология».
Формы организации и виды деятельности:
Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет.
Пластический этюд.
Лингвистическое исследование.
Решение орфографических задач.
Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык».
Работа в группе.
Аукцион «Частотность падежей. Местный и звательный падежи».
Экспертиза: «Письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь».
Проекты: «Неутомимые глаголы», «Всезнающие существительные», «Слово о падежах».
Творческий продукт: «Пиктограммы», «Сценарий сказки».
Информационный продукт: «Таблица личных окончаний глагола» «Таблица падежей и предлогов».
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1. | Синтаксис. | 20 |
2. | Пунктуация. | 12 |
3. | Морфология. | 36 |
| Итого | 68 |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Синтаксис. 10 ч |
1 | Как прекрасен наш язык! | | |
2 | Как прекрасен наш язык! | | |
3 | Королевство предложений. | | |
4 | Королевство предложений. | | |
5 | Виды предложений. | | |
6 | Виды предложений. | | |
7 | Кто здесь главный? | | |
8 | Кто здесь главный? | | |
9 | Дружба слов. | | |
10 | Дружба слов. | | |
11 | Дополнение. | | |
12 | Дополнение. | | |
13 | Определение. | | |
14 | Определение | | |
15 | Обстоятельство. | | |
16 | Обстоятельство. | | |
17 | Родня в предложении. | | |
18 | Родня в предложении. | | |
19 | Защита проектов по синтаксису. | | |
20 | Защита проектов по синтаксису. | | |
Раздел 2. Пунктуация. 6 ч |
21 | Знаки препинания. | | |
22 | Знаки препинания. | | |
23 | Обращение. | | |
24 | Обращение. | | |
25 | Как пишут письма? | | |
26 | Как пишут письма? | | |
27 | Эксперты предложений. | | |
28 | Эксперты предложений. | | |
29 | Грамматическое исследование. | | |
30 | Грамматическое исследование. | | |
31 | Защита проектов по пунктуации. | | |
32 | Защита проектов по пунктуации. | | |
Раздел 3. Морфология. 18 ч |
33 | Неутомимые глаголы. | | |
34 | Неутомимые глаголы. | | |
35 | Спряжение глаголов. | | |
36 | Спряжение глаголов. | | |
37 | Алгоритм правописания. | | |
38 | Алгоритм правописания. | | |
39 | Всезнающие существительные. | | |
40 | Всезнающие существительные. | | |
41 | Склонение существительных. | | |
42 | Склонение существительных. | | |
43 | Слово о падежах. | | |
44 | Слово о падежах. | | |
45 | Великолепная шестёрка падежей. | | |
46 | Великолепная шестёрка падежей. | | |
47 | Слова-помощники. | | |
48 | Слова-помощники. | | |
49 | Морфологический разбор существительного. | | |
50 | Морфологический разбор существительного. | | |
51 | Чувствительные прилагательные. | | |
52 | Чувствительные прилагательные. | | |
53 | Полезная краткость. | | |
54 | Полезная краткость. | | |
55 | Доброта мягкого знака. | | |
56 | Доброта мягкого знака. | | |
57 | Суровость твёрдого знака. | | |
58 | Доброта мягкого знака. | | |
59 | Конкурс «Грамотеи». | | |
60 | Конкурс «Грамотеи». | | |
61 | Путь к грамотности. | | |
62 | Путь к грамотности. | | |
63 | Подготовка к защите проекта. | | |
64 | Защита проекта. | | |
65 | Защита проекта. | | |
66 | Защита проекта. | | |
67 | Лингвистические посиделки. | | |
68 | Лингвистические посиделки. | | |
Материально-техническое обеспечение.
15