СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Этическая грамматика 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа сответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. Этическая грамматика 3 класс.»

МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Этическая грамматика», 3 класс учитель начальных классов Сметанина К.В.


Статус документа

Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности по курсу «Этическая грамматика » для учащихся 3 «А», «В», «Г» класса МОУ Синьковской средней школы №1». Настоящая программа определяет содержание, объём и порядок изучения курса «Этическая грамматика» в 3 «А», «В», «Г» классе, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется учебный процесс. Программа составлена учителем начальных классов Сметаниной Кристиной Владимировной (вторая квалификационная категория) на основе авторской программы «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной и рассчитана на обучающихся 1-4 классов, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010). Данная программа также соответствует Основной образовательной программе школы и Положению «О внеурочной деятельности учащихся».

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • общую характеристику учебного предмета;

  • место учебного предмета в учебном плане;

  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;

  • содержание учебного предмета;

  • календарно - тематическое планирование;

  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  • литературу;

  • лист изменений и дополнений в рабочую программу.

Пояснительная записка

Программа курса имеет культурологическую направленность. «Этическая грамматика» является составной частью целостной образовательной среды и целостного пространства духовно нравственного развития младших школьников, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, что и является целью данного курса.

Цель курса:способствовать в развитии и формировании учащихся начальных классов нравственно - этических норм поведения.

Задачи курса:

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию интересов к окружающим людям;

  • помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

  • способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

  • восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самопознания;

  • воспитание художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, эстетически ее оценивать;

  • воспитание высокой коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;

  • воспитание способности реализовать себя в деятельности.

Формирующая (развивающая):

  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими Окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

  • развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Обучающая:

  • познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета;

  • обучать детей понимать себя и умению «быть в мире с собой».

Общая характеристика учебного курса

Данная программа является интеграционным курсом таких дисциплин:

  • литература;

  • декоративно-прикладное искусство;

  • музыка, художественный труд;

  • культура общения.

«Этическая грамматика» способствует созданию условий для гармоничного развития нравственной культуры личности. Урок этики в младших классах предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс, познания норм поведения с использованием разнообразных методических форм, организуемых учителем: диалога, игры, деятельности, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разработаны, - построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

Целенаправленные и последовательные занятия по «Этической грамматике» в этой области могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Эти занятия приобретают форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека. Программа реализует наиболее универсальную модель развития, формирования, совершенствования человека – возможность обучения и воспитания этической грамматики, получение нравственных знаний и представления жизненных ситуаций и их решения в повседневной жизни. Курс программы учит корректировать отношения между педагогами, родителями и учениками, помогает им в обретении культуры общения, культуры поведения учит милосердию, состраданию. Помогает формировать человека с яркой индивидуальностью.

Происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры школьников. Известно, что воспитанность-качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. «Душа ребенка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведешь один раз черной палочкой, то всю душу замараешь. Если в думаться, белой палочкой и является -народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения… Все чем жив человек.» (Михаил Юхма)

Известно, что воспитанность – качество личности, которое проявляется, прежде всего, в повседневном поведении человека, в его отношениях с другими людьми. В основе такого отношения – уважение и доброжелательность к каждому человеку. А это, в свою очередь, основные показатели гуманизма.

Следовательно, когда мы говорим о гуманизме воспитания, то имеем в виду, прежде всего пробуждение в личности доброты, уважения к людям, утверждения принципов гуманизма в повседневной жизни.

Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим в оценке окружающих. Назрела необходимость специальных уроков человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, по упражняться в нравственных поступках.

Сейчас, на рубеже тысячелетий, ни у кого не возникает сомнения в том, будущее человечества – это мирное сотрудничество разных стран и народа.

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении.

Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим в оценке окружающих. Назрела необходимость специальных уроков человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

Урок этики в младших классах предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс, познания норм поведения с использованием разнообразных методических форм, организуемых учителем: диалога, игры, деятельности, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разработаны, – построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

Как педагог дополнительного образования я заметила, что существует проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе. Назрела необходимость специальных «уроков» человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

Педагогическая целесообразность программы «Этическая грамматика» заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи в рамках дополнительного образования.

Отличительные особенности программы «Этическая грамматика», от уже существующих в этой области заключается в том, что она построена таким образом, чтобы теоретические и экспериментально - практические курсы сочетались и чередовались в обучении по мере освоения учащимися основ этической грамматики. Образовательная программа «Этическая грамматика» разработана, как модификация технологических приемов, изученных ранее педагогических идей в современном аспекте, выше перечисленных программ.

Данная программа, учитывая предыдущий опыт авторов разработчиков, построенная на единых подходах и принципах: доступности, занимательности, системности.

Занятия по этике предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путем разнообразных методических форм.

Ход занятия по программе «Этическая грамматика» представлен, как увлекательное путешествие по «волшебной стране». Название тем программы открывает перед детьми новые главы этических норм отношения человека к природе и всему живому.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение курса «Этическая грамматика» в 3 классе отводится 1 час в неделю, при 34 учебных недели. Курс рассчитан на 34 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа «Этическая грамматика» - основа любой системы воспитания и образования.

В программе затронуты важнейшие вопросы и проблемы по изучению этических норм поведения, искусства общения, умения жить среди людей. Для решения данных вопросов педагогом используются различные методы и формы обучения с учетом возраста кружковцев. Поэтому занятия должны проводиться в доступной и увлекательной форме.

При изучении тем программы основными методами и формами работы являются лекции, беседа, рассказ, чтение литературных произведений и пересказ, игры-ситуации, объяснение с анализом и выводом, обсуждение, тестирование.

Занятия должны строиться так, чтобы кружковец без особых усилий, но последовательно и постепенно овладевал этическими знаниями и умел их применять в различных жизненных ситуациях.

Такая система включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

  • Методически инструментированный, с учетом возрастных особенностей учащихся, курс занятий «Этическая грамматика»;

  • Методика «этического заряда», используемая педагогом повседневно в ходе совместной деятельности и общения с учащимися;

  • Общеколлективная деятельность, ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие – «школа вежливости».

  • Особое внимание в программе уделяется подбор сказок, так как считается сказка наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание детей.

В работе используются игровые методы, метод дискуссий, методы рисуночного и вербального типов, а также методы «репетиций поведения» и элементов психогимнастики. Во время занятий следует поощрять естественность, изобразительность в самовыражении, отношения к себе с юмором, стремление к самостоятельности, независимым суждениям, подчеркивать выразительность мимики и речи.

Особенность уроков человечности является то, что учащиеся могут понять и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

В выборе тем практической работы следует ориентироваться на социально-психологическую тематику.

Большое внимание следует уделить развитию у учащихся общественной направленности научных и познавательных интересов, гуманного и уважительного отношения к людям.

Не стоит забывать, что больше всего влияет на формирование нравственности подростка пример самого педагога, поэтому самому педагогу нужно четко выполнять все этические нормы и правила.

Очень важно, что бы ребята учились наблюдать за поведением людей в обществе, в различных жизненных ситуациях и анализировать увиденное. Нам хорошо известно, что далеко не всегда и, уж тем более, не все люди выполняют правила и этические нормы. Чтобы не возникло конфликта, необходимо объяснять детям неэтическое поведение окружающих, которое идет «в конфликт» с вашими объяснениями правильного поведения в обществе. Пусть ребята сами увидят, заметят неэтическое поведение некоторых «личностей», объяснят, почему они считают, что люди ведут себя не правильно и обязательно добейтесь того, чтобы ваши воспитанники рассказали «а как надо делать правильно?».

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Главным результатом реализации программы является формирования привычки моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу. Накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже прошедших конфликтов, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера взаимоотношений.

По окончании курса обучения по программе «Этическая грамматика» ребята:

  • Овладеют понятиями: внимательность, чуткость, понимание, доверие, благодарность, дарить радость, предупредительность, воспитанность, этикет, вежливость, уважение, доброжелательность, трудолюбие, доброе дело, общительность, поступок, недобрые отношения, добрые отношения, дружба, друг, товарищ, коллектив, психология личности, самовоспитание, самообразование, самоуважение и культура общения, самореализация и др.

  • Расширят теоретические знания по этике общения;

  • Приобретут навыки и умения в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и общения;

  • Овладеют навыками гуманистических отношений к окружающему с помощью игровых приемов и тренировочных заданий;

  • Сформируют опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

  • Познают себя, свои внутренние психологические характеристики т.е. «собственное Я»;

  • Выявят свои собственные способности, положительные качества;

  • Научатся решать конкретные жизненные ситуации и работать «над собой»;

  • Научаться самостоятельно подготавливать праздник и встречать гостей.

Формы подведения итогов реализации программы. В конце каждой темы для выяснения уровня знаний проводится игра-ситуация или тестирование . Обучающиеся участвуют в конкурсах, районных и городских смотрах. В конце года обучения проводится открытое итоговое занятие для родителей и педагогов. В конце каждой темы для выяснения уровня знаний проводится игра-ситуация или тестирование. Обучающиеся участвуют в конкурсах, районных и городских смотрах. В конце года обучения проводится открытое итоговое занятие для родителей и педагогов.


Учебно-тематический план 3 «А»

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

общее

по разделу

теоретическая

практическая

по плану

по факту

Раздел 1. Этика общения - 9ч.

1.

Здравствуйте все.

Теоретические знания об этикете.

Игра.

Сентябрь



2.

Будем беречь друг друга.

Понятие благодарность, доброе дело.

Игра.


3.

Дружим с добрыми словами.

Понятие гигиена.

Игра, конкурс, рисунки.


4.

Любим добрые поступки.

Жизненные ситуации.

Ролевые игры. Практическое занятие на улице.


5.

Подарим учителю дело и слово доброе.

Внутренние психологические характеристики.

Путешествие в сказку, конкурсы.


6.

Умеем общаться.

Знания общения.

Игра.

Октябрь


7.

Каждый интересен.

Праздник, коллектив.

Урок-сюрприз, игры.


8.

Подарок коллективу – коллективная деятельность.

Творческая работа.

Урок – фантазии.


9.

Подарок коллективу – коллективная деятельность.

Творческая работа.

Урок – творчества.



Раздел 2. Этикет - 8ч.

1.

Премудрости дедушки Этикета.

Беседа.

Решение задач.

Октябрь


2.

За столом с дедушкой Этикетом.

Ответы на вопросы.

Игра.

Октябрь-

Ноябрь


3.

Школьные правила этикета.

Формирование нравственных взаимоотношений.

Работа с картинками. Сценки-миниатюры.


4.

Как решать семейные проблемы.

Отношение человека ко всему живому.

Игра.


5.

Чистый речеек нашей речи.

Будь вежлив.

Игра.


6.

Путешествие в страну этикета.

Беседа.

Игра. Посещение библиотеки.

Декабрь


7.

За новогодним столом.

Хороший тон. Встреча гостей.

Ролевые игры. Практическое занятие.


8.

Стол накрыт. За новогодним столом.

Встреча гостей.

Практическое занятие.



Раздел 3. Этика человеческих отношений - 10ч.

1.

Душа – это наше творение.

Знания об этикете, беседа.

Игра, конкурсы.

Декабрь


2.

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Самоконтроль.

Игра.

Декабрь-

Январь


3.

Хорошие песни к добру ведут.

Добрые дела, дружба.

Игра, инсценирование, работа в группах.


4.

Вглядись в себя – сравни с другими.

Воспитание взаимопонимания.

Игра.



5.

Помоги понять себя.

Самоуважение, беседа.

Посещение краеведческого музея.

Февраль


6.

О настоящем и поддельном.

Общительность.

Игра.


7.

Тепло родного дома.

Дружба, уважение.

Игра.


8.

Поздравляем наших мам.

Поступок, доброе отношение.

Игра.


9.

Цветы, цветы – в них Родины души.

Положительные качества.

Праздник.

Март


10.

Когда солнце тебе улыбается – праздник песни.

Любовь к музыке.

Посещение концертного зала.


Раздел 4. Этика отношений в коллективе - 7ч.

1.

Чтобы быть коллективом.

Беседа.

Игра. Работа в группах.

Март


2

Коллектив начинается с меня.

Дружба, уважение.

Игра.

Апрель


3.

Подарок коллективу.

Товарищ, коллектив.

Игра.


4.

Секретные советы мальчикам и девочкам.

Беседа.

Игра, путешествие по станциям.


5.

Скажи себе сам.

Психология личности.

Игра на свежем воздухе.


6.

Вот и стали добрей и умней.

Игровые приемы.

Игра, конкурсы.


7.

Школе посвящается – заключительный праздник.

Применение знаний.

Праздник.

Май



Учебно-тематический план 3 «В»

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

общее

по разделу

теоретическая

практическая

по плану

по факту

Раздел 1. Этика общения - 9ч.

1.

Здравствуйте все.

Теоретические знания об этикете.

Игра.

Сентябрь



2.

Будем беречь друг друга.

Понятие благодарность, доброе дело.

Игра.


3.

Дружим с добрыми словами.

Понятие гигиена.

Игра, конкурс, рисунки.


4.

Любим добрые поступки.

Жизненные ситуации.

Ролевые игры. Практическое занятие на улице.


5.

Подарим учителю дело и слово доброе.

Внутренние психологические характеристики.

Путешествие в сказку, конкурсы.


6.

Умеем общаться.

Знания общения.

Игра.

Октябрь


7.

Каждый интересен.

Праздник, коллектив.

Урок-сюрприз, игры.


8.

Подарок коллективу – коллективная деятельность.

Творческая работа.

Урок – фантазии.


9.

Подарок коллективу – коллективная деятельность.

Творческая работа.

Урок – творчества.



Раздел 2. Этикет - 8ч.

1.

Премудрости дедушки Этикета.

Беседа.

Решение задач.

Октябрь


2.

За столом с дедушкой Этикетом.

Ответы на вопросы.

Игра.

Октябрь-

Ноябрь


3.

Школьные правила этикета.

Формирование нравственных взаимоотношений.

Работа с картинками. Сценки-миниатюры.


4.

Как решать семейные проблемы.

Отношение человека ко всему живому.

Игра.


5.

Чистый речеек нашей речи.

Будь вежлив.

Игра.


6.

Путешествие в страну этикета.

Беседа.

Игра. Посещение библиотеки.

Декабрь


7.

За новогодним столом.

Хороший тон. Встреча гостей.

Ролевые игры. Практическое занятие.


8.

Стол накрыт. За новогодним столом.

Встреча гостей.

Практическое занятие.



Раздел 3. Этика человеческих отношений - 10ч.

1.

Душа – это наше творение.

Знания об этикете, беседа.

Игра, конкурсы.

Декабрь


2.

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Самоконтроль.

Игра.

Декабрь-

Январь


3.

Хорошие песни к добру ведут.

Добрые дела, дружба.

Игра, инсценирование, работа в группах.


4.

Вглядись в себя – сравни с другими.

Воспитание взаимопонимания.

Игра.



5.

Помоги понять себя.

Самоуважение, беседа.

Посещение краеведческого музея.

Февраль


6.

О настоящем и поддельном.

Общительность.

Игра.


7.

Тепло родного дома.

Дружба, уважение.

Игра.


8.

Поздравляем наших мам.

Поступок, доброе отношение.

Игра.


9.

Цветы, цветы – в них Родины души.

Положительные качества.

Праздник.

Март


10.

Когда солнце тебе улыбается – праздник песни.

Любовь к музыке.

Посещение концертного зала.


Раздел 4. Этика отношений в коллективе - 7ч.

1.

Чтобы быть коллективом.

Беседа.

Игра. Работа в группах.

Март


2

Коллектив начинается с меня.

Дружба, уважение.

Игра.

Апрель


3.

Подарок коллективу.

Товарищ, коллектив.

Игра.


4.

Секретные советы мальчикам и девочкам.

Беседа.

Игра, путешествие по станциям.


5.

Скажи себе сам.

Психология личности.

Игра на свежем воздухе.


6.

Вот и стали добрей и умней.

Игровые приемы.

Игра, конкурсы.


7.

Школе посвящается – заключительный праздник.

Применение знаний.

Праздник.

Май



Учебно-тематический план 3 «Г»

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

общее

по разделу

теоретическая

практическая

по плану

по факту

Раздел 1. Этика общения - 9ч.

1.

Здравствуйте все.

Теоретические знания об этикете.

Игра.

Сентябрь



2.

Будем беречь друг друга.

Понятие благодарность, доброе дело.

Игра.


3.

Дружим с добрыми словами.

Понятие гигиена.

Игра, конкурс, рисунки.


4.

Любим добрые поступки.

Жизненные ситуации.

Ролевые игры. Практическое занятие на улице.


5.

Подарим учителю дело и слово доброе.

Внутренние психологические характеристики.

Путешествие в сказку, конкурсы.


6.

Умеем общаться.

Знания общения.

Игра.

Октябрь


7.

Каждый интересен.

Праздник, коллектив.

Урок-сюрприз, игры.


8.

Подарок коллективу – коллективная деятельность.

Творческая работа.

Урок – фантазии.


9.

Подарок коллективу – коллективная деятельность.

Творческая работа.

Урок – творчества.



Раздел 2. Этикет - 8ч.

1.

Премудрости дедушки Этикета.

Беседа.

Решение задач.

Октябрь


2.

За столом с дедушкой Этикетом.

Ответы на вопросы.

Игра.

Октябрь-

Ноябрь


3.

Школьные правила этикета.

Формирование нравственных взаимоотношений.

Работа с картинками. Сценки-миниатюры.


4.

Как решать семейные проблемы.

Отношение человека ко всему живому.

Игра.


5.

Чистый речеек нашей речи.

Будь вежлив.

Игра.


6.

Путешествие в страну этикета.

Беседа.

Игра. Посещение библиотеки.

Декабрь


7.

За новогодним столом.

Хороший тон. Встреча гостей.

Ролевые игры. Практическое занятие.


8.

Стол накрыт. За новогодним столом.

Встреча гостей.

Практическое занятие.



Раздел 3. Этика человеческих отношений - 10ч.

1.

Душа – это наше творение.

Знания об этикете, беседа.

Игра, конкурсы.

Декабрь


2.

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Самоконтроль.

Игра.

Декабрь-

Январь


3.

Хорошие песни к добру ведут.

Добрые дела, дружба.

Игра, инсценирование, работа в группах.


4.

Вглядись в себя – сравни с другими.

Воспитание взаимопонимания.

Игра.



5.

Помоги понять себя.

Самоуважение, беседа.

Посещение краеведческого музея.

Февраль


6.

О настоящем и поддельном.

Общительность.

Игра.


7.

Тепло родного дома.

Дружба, уважение.

Игра.


8.

Поздравляем наших мам.

Поступок, доброе отношение.

Игра.


9.

Цветы, цветы – в них Родины души.

Положительные качества.

Праздник.

Март


10.

Когда солнце тебе улыбается – праздник песни.

Любовь к музыке.

Посещение концертного зала.


Раздел 4. Этика отношений в коллективе - 7ч.

1.

Чтобы быть коллективом.

Беседа.

Игра. Работа в группах.

Март


2

Коллектив начинается с меня.

Дружба, уважение.

Игра.

Апрель


3.

Подарок коллективу.

Товарищ, коллектив.

Игра.


4.

Секретные советы мальчикам и девочкам.

Беседа.

Игра, путешествие по станциям.


5.

Скажи себе сам.

Психология личности.

Игра на свежем воздухе.


6.

Вот и стали добрей и умней.

Игровые приемы.

Игра, конкурсы.


7.

Школе посвящается – заключительный праздник.

Применение знаний.

Праздник.

Май




Содержание программы

Раздел «Этика общения». Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспитанности.

Раздел «Этика». Его цель — приобщение учащихся к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона».

Раздел «Этика отношений к окружающему миру». Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания. Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Раздел «Этика отношений в коллективе». Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста, например, проблемы первого года обучения, подготовка к переходу в среднюю школу. Достаточное количество времени рекомендуется отводить заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение. Имеют значение вопросы школьного этикета: одежда школьника, речь и т. д. Уроки этической грамматики должны быть построены так, чтобы они готовили детей ко взрослой жизни ( укреплять здоровье, беречь семью и пр.).

Этические навыки будут развиваться у учащихся только в случае развития их оценочной деятельности, навыков самооценки, которые ребята должны приобрести на уроках этической грамматики .Предполагается использование на уроках этической грамматики межпредметных связей с "Литературным чтением", "Музыкой" и др.

Методическое обеспечение программы

  1. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995;

  2. Лихачева Л.С. «Школа этикета»;

Специальная, справочная и методическая литература:

- набор наглядных пособий по темам программы;

- методические разработки по правилам поведения и общения;

- подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а так же в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д.

Литература

Для педагога:

  1. Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;

  2. Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;

  3. Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;

  4. Дами Э. «Хорошие манеры»;

  5. Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998;

  6. Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;

  7. Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;

  8. Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;

  9. Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 1989.

Для детей:

  1. Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997;

  2. Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.



СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей начальной школы

Протокол № _____

от «____» _________ 2016 г.

____________/ О.В. Митряйкина/


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ / И.А. Воронкова/

«_____»______________2016г.


Лист изменений и дополнений в рабочую программу

№ пп

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись













































































































52



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!