СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе " Край, в котором я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности  " Край, в котором я живу"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе " Край, в котором я живу"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 21"
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

(МБОУ "СОШ № 21" Г. СИМФЕРОПОЛЬ)

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

______________Каухова Е.Н..

Пр. № __ от «___» ____ 2015г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________Павельчук Е.В.

Пр. № __ от «___» ____ 2015г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ № 21»

______________ Н.В. Баландина

Пр. № __ от «___» ____ 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине: «Внеурочная деятельность «Край ,в котором я живу»

для параллели: 4-х классов

уровень образования: начальное общее образование

уровень изучения предмета: Внеурочная деятельность

количество часов: в неделю – 1 час, всего за год - 34 часа

учитель: Макеева Ольга Олеговна

учебный год: 2015/2016

Программа разработана на основе: примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

г. Симферополь 2015г

Содержание

п/п


Наименование раздела

Страницы

1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика и особенности программы внеурочной деятельности

4

3

Описание места учебного курса в учебном плане школы

6

4

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета

7

5

Содержание учебного предмета

9

6

Тематический план

10

6

Календарно-тематическое планирование

11

7

Форма контроля. Критерии оценивания

14

8

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

15

9

Приложения к программе






Пояснительная записка.


Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир». Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.




Общая характеристика и особенности программы внеурочной деятельности

Цель программы : сформировать целостное представление о малой Родине -Республике Крым на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи: образовательные (познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир,  в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы); воспитательные (развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда);

развивающие (развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края; развивать творческое  содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы).
Принципы построения программы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)

  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

  • Принцип интеграции и дифференциации обучения

  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические

  • Рассказ педагога и рассказы детей

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Мини-сочинения

  • Конкурсы, викторины

Составление презентаций Power Point



Формы и методы обучения

Данная программа рассчитана на 1 год обучения . В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут проводиться беседы, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии .Учащиеся подготовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе краеведческий материал.

Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.







Описание места учебного курса в учебном плане школы

Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, разрабатываемого с учетом Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации и примерных учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Крым, и регламентируется расписанием занятий.

Программа является составной частью программ, реализуемых образовательным учреждением.

Согласно базисному учебному плану на изучение курса внеурочная деятельность « Край,в котором я живу» в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч. в неделю вариативной части в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 21» Г.СИМФЕРОПОЛЬ на 2015/2016 учебный год. Всего 34часа за год.

Срок реализации программы: 1 год.





Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
I. Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире.

Формируемые умения: формирование у детей мотивации к обучению, 
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Средства формирования: организация на занятии парно-групповой работы.

II. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности.

Формируемые умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового учебного материала (в сотрудничестве с учителем); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в сотрудничестве с учителем), преобразование практической задачи в познавательную; упражнения на проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

III. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия и действия постановке и решению проблем.

Формируемые умения: умение учиться (навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; организация возможности осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интеренета.

IV. Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; учить формулировать собственное мнение и позицию; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, формировать навык задавать вопросы; учить понимать, что возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в рамках в сотрудничества; учить учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению про-блемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.







Содержание учебного предмета



Введение 2ч.

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Моя малая родина 7ч.
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхож­дения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её ис­тории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понима­нии особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. Познакомить с историей школы.
2. Природа родного края 17ч.
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Крыма.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.Знакомство с «Красной книгой» Крыма. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Крыма.
3. Крым многонациональный. Мой город. 6ч.
Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города. Временем образования, геральдикой города. Воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов. Предметами быта у разных народов ,населяющих Крым С историческими улицами Симферополя. Памятниками и историческими зданиями.
4. Крым- мой край родной 2ч.
Цель блока: ознакомление с символикой Крыма и РФ, гербом, флагом, гимном..







Тематический план



Разделы,темы

Учебные часы

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

Моя малая Родина

7

4

3

3

Природа родного края

17

10

7

4

Крым многонациональный

4

3

1

5

Крым- мой край родной

5

1

1



34

20

14





Календарно-тематическое планирование

Раздеа/


Разделы и темы их содержание

Кол час

Методы и формы организации Цели и задачи Используемая литература

Теория

Практика



4А,В

  1. 1

1-2

«Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по охране труда Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами

2

Устное изложение. Формирование внутренней культуры учащегося.


1

1


9

2

Моя малая родина

7


4

3



3

Моя семья Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи»

1


Совершенствовать и конкретизировать представления детей о своей малой родине, стимулировать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к своему родному краю. Частично-поисковый, словесный , исследовательский, объяснительно- иллюстративный методы,

1

-



4-5


Дом, в котором я живу Творческое задание: коллаж «Наш дом»

2

1

1



6-7

Мой домашний зоопарк

2

1

1



8

Экскурсия в школьный музей

Моя школа.

1

-

1



9

Викторина «Мой город»

1


1

-






III

Природа родного края

17

Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, добываемых в Крыму.

10




10

Что таят недра Крымского полуострова

1

1




11

Погода и климат Времена года Как образуется град? Почему бывает роса? Как возникают туманы?

1

Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы.

Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе о.

Создать у учащихся представление о флоре и фауне района. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира.

Формировать представления об особенностях природных комплексов района: степь, лесостепь.

Познакомить с ролью заповедных

Выполнение творческих коллективных работ


1




12

13


14-15

16


17

Богатство лесов Мир растений Хвойные и лиственные деревья

Кустарники Лесное разнотравье Лекарственные растения Ядовитые растения

Растения, нуждающиеся в охране Викторина «Что в лесу растёт?»

«Растения нашего края»

6

3




18

19

20

21

22

23

Животный мир. Обитатели лесов

Обитатели водоёмов, болот

Животные степных участков Животные - спутники человека

Птицы наших лесов

Муравейники-лечебницы для птиц

6

3




24-25

Красная книга Крыма Проектная работа «Птицы, занесённые в Красную книгу Крыма»

2

Выполнение творческих коллективных работ


1




26

Грибы Викторина «Знаете ли вы грибы?»

Творческое задание: составить альбом «Царство грибов»

1

объяснительно-иллюстративный

1




4

Крым многонациональный

6


4




27

28

29


30





31

32


Русские

Крымские татары

Армяне,греки,крымчаки,

болгары,немцы .

Семейный быт. Детские игры и развлечения. Одежда, национальный костюм Пища и домашняя утварь Народный фольклор Творческое задание

ЛегендыКрыма

Достопримечательности Крыма Экология Крыма













Углубить знания учащихся об истории своего края. Углубить знания учащихся об истории своего края. Сформировать представление о территории республики, её хозяйстве. Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны






5

Крым- мой край родной

3


2

1



33


34

Наши символы Государственная символика Крыма

Государственная символика РФ

1

1

1

Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны


1


1







1


24.05 12.05


24.05 19.05


1

ИТОГО

34


20

14







Формы контроля.Критерии оценивания.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Способом проверки являются:,; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу.

В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные минутки; советы для учащихся.







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. М., 2010.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2010.

  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.

  4. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006, № 2.

  5. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  6. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

  7. Вахромцева, М.Г. Растения Красной книги СССР/ М. Г. Вахромцева, В. Н. Павлов. – М.1990. – 240с.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному курсу:

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.

3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.

4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

5. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.

6. Вахромцева, М.Г. Растения Красной книги СССР/ М. Г. Вахромцева, В. Н. Павлов. – М. Педагогика 1990. – 240с.

7.Легенды Крыма ,/Симферополь 1998 : Изд.» Бизнес Информ»

8.Губанов. ,Новиков В.С.Школьный атлас определитель Высших растений – М.»Просвещение» 1991 г.

9.Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма- Изд.»Таврида» 1981 г

10.Ефетов К.А. Бабочки Крыма .Симферополь «Таврида» 1990г

11Юрахно М.Ю. Загадки о животных








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!