Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 21"
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
(МБОУ "СОШ № 21" Г. СИМФЕРОПОЛЬ)
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО ______________Каухова Е.Н.. Пр. № __ от «___» ____ 2015г. | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________Павельчук Е.В. Пр. № __ от «___» ____ 2015г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ № 21» ______________ Н.В. Баландина Пр. № __ от «___» ____ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине: «Внеурочная деятельность «Край ,в котором я живу»
для параллели: 4-х классов
уровень образования: начальное общее образование
уровень изучения предмета: Внеурочная деятельность
количество часов: в неделю – 1 час, всего за год - 34 часа
учитель: Макеева Ольга Олеговна
учебный год: 2015/2016
Программа разработана на основе: примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
г. Симферополь 2015г
Содержание
№ п/п | Наименование раздела | Страницы |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Общая характеристика и особенности программы внеурочной деятельности | 4 |
3 | Описание места учебного курса в учебном плане школы | 6 |
4 | Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета | 7 |
5 | Содержание учебного предмета | 9 |
6 | Тематический план | 10 |
6 | Календарно-тематическое планирование | 11 |
7 | Форма контроля. Критерии оценивания | 14 |
8 | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | 15 |
9 | Приложения к программе | |
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир». Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Общая характеристика и особенности программы внеурочной деятельности
Цель программы : сформировать целостное представление о малой Родине -Республике Крым на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи: образовательные (познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы); воспитательные (развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда);
развивающие (развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края; развивать творческое содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы).
Принципы построения программы:
Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
Составление презентаций Power Point
Формы и методы обучения
Данная программа рассчитана на 1 год обучения . В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут проводиться беседы, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии .Учащиеся подготовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе краеведческий материал.
Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.
Описание места учебного курса в учебном плане школы
Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, разрабатываемого с учетом Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации и примерных учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Крым, и регламентируется расписанием занятий.
Программа является составной частью программ, реализуемых образовательным учреждением.
Согласно базисному учебному плану на изучение курса внеурочная деятельность « Край,в котором я живу» в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч. в неделю вариативной части в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 21» Г.СИМФЕРОПОЛЬ на 2015/2016 учебный год. Всего 34часа за год.
Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
I. Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире.
Формируемые умения: формирование у детей мотивации к обучению,
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Средства формирования: организация на занятии парно-групповой работы.
II. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности.
Формируемые умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового учебного материала (в сотрудничестве с учителем); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в сотрудничестве с учителем), преобразование практической задачи в познавательную; упражнения на проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
III. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия и действия постановке и решению проблем.
Формируемые умения: умение учиться (навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; организация возможности осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интеренета.
IV. Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.
Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; учить формулировать собственное мнение и позицию; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, формировать навык задавать вопросы; учить понимать, что возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в рамках в сотрудничества; учить учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению про-блемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Содержание учебного предмета
Введение 2ч.
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Моя малая родина 7ч.
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. Познакомить с историей школы.
2. Природа родного края 17ч.
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Крыма.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.Знакомство с «Красной книгой» Крыма. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Крыма.
3. Крым многонациональный. Мой город. 6ч.
Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города. Временем образования, геральдикой города. Воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов. Предметами быта у разных народов ,населяющих Крым С историческими улицами Симферополя. Памятниками и историческими зданиями.
4. Крым- мой край родной 2ч.
Цель блока: ознакомление с символикой Крыма и РФ, гербом, флагом, гимном..
Тематический план
№ | Разделы,темы | Учебные часы | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Моя малая Родина | 7 | 4 | 3 |
3 | Природа родного края | 17 | 10 | 7 |
4 | Крым многонациональный | 4 | 3 | 1 |
5 | Крым- мой край родной | 5 | 1 | 1 |
| | 34 | 20 | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№ Раздеа/ | Разделы и темы их содержание | Кол час | Методы и формы организации Цели и задачи Используемая литература | Теория | Практика | | 4А,В |
1 1-2 | «Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по охране труда Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами | 2 | Устное изложение. Формирование внутренней культуры учащегося. | 1 | 1 | | 9 |
2 | Моя малая родина | 7 | | 4 | 3 | | |
3 | Моя семья Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи» | 1 | Совершенствовать и конкретизировать представления детей о своей малой родине, стимулировать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к своему родному краю. Частично-поисковый, словесный , исследовательский, объяснительно- иллюстративный методы, | 1 | - | | |
4-5 | Дом, в котором я живу Творческое задание: коллаж «Наш дом» | 2 | 1 | 1 | | |
6-7 | Мой домашний зоопарк | 2 | 1 | 1 | | |
8 | Экскурсия в школьный музей Моя школа. | 1 | - | 1 | | |
9 | Викторина «Мой город» | 1 | | 1 | - | | |
| | |
III | Природа родного края | 17 | Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, добываемых в Крыму. | 10 | | | |
10 | Что таят недра Крымского полуострова | 1 | 1 | | | |
11 | Погода и климат Времена года Как образуется град? Почему бывает роса? Как возникают туманы? | 1 | Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе о. Создать у учащихся представление о флоре и фауне района. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира. Формировать представления об особенностях природных комплексов района: степь, лесостепь. Познакомить с ролью заповедных Выполнение творческих коллективных работ | 1 | | | |
12 13 14-15 16 17 | Богатство лесов Мир растений Хвойные и лиственные деревья Кустарники Лесное разнотравье Лекарственные растения Ядовитые растения Растения, нуждающиеся в охране Викторина «Что в лесу растёт?» «Растения нашего края» | 6 | 3 | | | |
18 19 20 21 22 23 | Животный мир. Обитатели лесов Обитатели водоёмов, болот Животные степных участков Животные - спутники человека Птицы наших лесов Муравейники-лечебницы для птиц | 6 | 3 | | | |
24-25 | Красная книга Крыма Проектная работа «Птицы, занесённые в Красную книгу Крыма» | 2 | Выполнение творческих коллективных работ | 1 | | | |
26 | Грибы Викторина «Знаете ли вы грибы?» Творческое задание: составить альбом «Царство грибов» | 1 | объяснительно-иллюстративный | 1 | | | |
4 | Крым многонациональный | 6 | | 4 | | | |
27 28 29 30 31 32 | Русские Крымские татары Армяне,греки,крымчаки, болгары,немцы . Семейный быт. Детские игры и развлечения. Одежда, национальный костюм Пища и домашняя утварь Народный фольклор Творческое задание ЛегендыКрыма Достопримечательности Крыма Экология Крыма |
| Углубить знания учащихся об истории своего края. Углубить знания учащихся об истории своего края. Сформировать представление о территории республики, её хозяйстве. Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны | | | | |
5 | Крым- мой край родной | 3 | | 2 | 1 | | |
33 34 | Наши символы Государственная символика Крыма Государственная символика РФ | 1 1 1 | Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны | 1 1 | 1 | 24.05 12.05 24.05 19.05 | |
1 | ИТОГО | 34 | | 20 | 14 | | |
Формы контроля.Критерии оценивания.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются:,; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу.
В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные минутки; советы для учащихся.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. М., 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2010.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.
Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006, № 2.
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
Вахромцева, М.Г. Растения Красной книги СССР/ М. Г. Вахромцева, В. Н. Павлов. – М.1990. – 240с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному курсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
5. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.
6. Вахромцева, М.Г. Растения Красной книги СССР/ М. Г. Вахромцева, В. Н. Павлов. – М. Педагогика 1990. – 240с.
7.Легенды Крыма ,/Симферополь 1998 : Изд.» Бизнес Информ»
8.Губанов. ,Новиков В.С.Школьный атлас определитель Высших растений – М.»Просвещение» 1991 г.
9.Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма- Изд.»Таврида» 1981 г
10.Ефетов К.А. Бабочки Крыма .Симферополь «Таврида» 1990г
11Юрахно М.Ю. Загадки о животных