Пояснительная записка.
Уровень программы – адаптированный.
Рабочая программа по учебному предмету Внеурочна деятельность, для обучающихся 1 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в соответствии с учебным планом ГКОУ «Волжская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
Цель:
формирование учащегося, способного к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи программы:
определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:
·Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;
·Дать знания о различных видах народного творчества;
·Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности;
·Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Русский фольклор»
• Общая характеристика учебного предмета
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Следует подчеркнуть, что младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.
Ведущая педагогическая идея курса – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивать способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.
• Место учебного предмета в учебном плане
Период | Год | неделя | четверть |
I | II | III | IV |
Количество часов | 34 | 1 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Личностные учебные действия | обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. |
Коммуникативные учебные действия | обогащает словарный запас. |
Регулятивные учебные действия | мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. |
Познавательные учебные действия | обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. |
Предметные результаты: |
минимальный уровень | достаточный уровень |
определение характера , предусмотренных Программой (с помощью учителя); представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара) (с помощью учителя); пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога); различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни ( с помощью учителя); различение песни, танца, марша (с помощью учителя); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные). | самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании ( баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи (с помощью учителя). |
• Материально-техническое обеспечение
Д- демонстрационный экземпляр
К – полный комплект
Ф- комплект для фронтальной работы
П – комплект, необходимый для работы в парах, группах
Название раздела учебного предмета | Количество часов | Академический компонент | Компонент жизненной компетенции |
ПЕНИЕ | 33 | Знать: характер и содержание музыкальных произведений. Уметь: петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков; одновременно начинать и заканчивать песню; правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов; | Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла. |
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ | 33 | Знать: характер и содержание музыкальных произведений; Музыкальные инструменты и их звучание. Уметь: различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне; различать песню, танец, марш; передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками,на металлофоне, голосом); определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения. | 1. Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. 2.Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. 3.Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. |
Тема «Сентябрь – румянец осени» (5часов)
Приметы сентября. Песенки – игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки.
Тема « Октябрь – листопад, грязник, подзимник» (3часа)
Приметы октября. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Игровой хоровод. Перевёртыши. Плясовые песни.
Тема «Ноябрь – сумерки года» (3часа)
Приметы ноября. Загадки. Пословицы и поговорки. Песня – игра. Песня – закличка. Игровой хоровод.
Тема « Декабрь – вершина года»(4часа)
Приметы декабря. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки, скороговорки. Песня – игра. Плясовые песни. Колядки. Зимние поздравительные обходы.
Тема «Январь – снеговик, трескун, году – начало, зиме - серёдка» (2часа)
Приметы января. Пословицы и поговорки. Считалки. Зимняя сказка. Загадки. Песня – игра.
Тема «Февраль – лютый, снежень, кривые дороги» (4часа)
Приметы февраля. Пословицы и поговорки. Считалки. Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры.
Тема «Март–протальник, предвесенье» (4часа)
Приметы марта. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорки. Песни – игры.
Тема «Апрель – снегогон, водолей, первоцвет» (4часа)
Приметы апреля. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Считалки. Молчанки. Весенние поздравительные обходы. Докучные сказка. Песни – игры
Тема «Май – травень, цветень» (5 часов)
Приметы мая. Пословицы и поговорки. Величальные песни. Загадки. Считалки. Заклички. Песни – игры. Масленица. Масленичные песни. Игры.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата |
Теоретическая | Практическое |
1 | «Сентябрь – румянец осени» | 5 | Приметы сентября. Песенки – игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. | Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно | 01.09- -30.09 |
2 | « Октябрь – листопад, грязник, подзимник» | 3 | Приметы октября. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Игровой хоровод. Перевёртыши. Плясовые песни. | Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно | 07.10- -21.10 |
3 | «Ноябрь – сумерки года» | 4 | Приметы ноября. Загадки. Пословицы и поговорки. Песня – игра. Песня – закличка. Игровой хоровод. | Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно | 05.11- -25.11 |
4 | « Декабрь – вершина года» | 4 | Приметы декабря. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки, скороговорки. Песня – игра. Плясовые песни. | Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно | 02.12- -23.12 |
5 | «Январь – снеговик, трескун, году – начало, зиме - серёдка» | 3 | Колядки. Зимние поздравительные обходы. Приметы января. Пословицы и поговорки. Считалки. Зимняя сказка. Загадки. Песня – игра. | Учиться действовать согласованно, обсуждать результаты позитивно | 13.01- -27.01 |
6 | «Февраль – лютый, снежень, кривые дороги» | 3 | Приметы февраля. Пословицы и поговорки. Считалки. Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры. | Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно | 03.02- -24.02 |
7 | «Март–протальник, предвесенье» | 4 | Приметы марта. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорки. Песни – игры. | Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно | 03.03- -17.03 |
8 | «Апрель – снегогон, водолей, первоцвет» | 4 | Приметы апреля. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Считалки. Молчанки. Весенние поздравительные обходы. . Песни – игры | Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно | 07.04- -28.04 |
9 | «Май – травень, цветень» | 3 | Приметы мая. Пословицы и поговорки. Величальные песни. Загадки. Считалки. Заклички. Песни – игры. | Умение работать в коллективе. Учиться действовать согласованно | 05.05- -19.05 | |