СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа этикета» для 2 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа этикета» рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю (34 учебных недели).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа этикета» для 2 класса»

«Школа этикета»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа этикета» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции общекультурного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом возможностей УМК «Школа России».


Цель программы:

- формировать у учащихся потребность соблюдения основных правил этикета в общественных местах, в коллективе, в различных ситуациях общения.

Задачи:

  • формирование навыков общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.


В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа этикета» рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю (34 учебных недели).


Содержание программы

1-2.Вводное занятие «Знакомьтесь – этикет».

Понятие об этикете как обязательных правилах поведения и речи.

Представление о речевом этикете как системе стереотипных слов и выражений, закрепленных за определенной ситуацией общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность). Правила поведения, отраженные в пословицах и поговорках.

Практическое занятие. Происхождение слова «Этикет». Составление «Этикетки» - правил поведения для обучающихся.

3-4. Как здороваться и прощаться.

Приветствие в адрес родных, взрослого, соседа, учителя; обмен приветствиями между детьми. Сопутствующие этикетные выражения: обращение к знакомому и незнакомому, формулы привлечения внимания.

Речевые формы прощания. Правила поведения в минуты прощания. Этикетные выражения прощания и сопутствующие им формулы благодарности, одобрения, обмена любезностями, приглашения в гости, извинения, пожелания.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок на тему «Встреча», «Прощание».

5-6. Знакомим и знакомимся.

Этикетные выражения в ситуации знакомства. Как правильно представить людей друг другу, как представиться самому. Просмотр видеофильма «Правила знакомства»

Практическое занятие. Игровая ситуация: «Познакомьтесь, это…». Дети знакомят друг друга со своей любимой игрушкой. Разыгрывание сценок на тему «Знакомство».

7-8. Извинения. Как правильно мириться.

Представление о ситуациях, когда следует принести извинения. Как извиняться, этикетные выражения при принесении извинений. Как принимать извинения. Видеофильм «Как приносить извинения».

Практическое занятие. Изготовление открытки с извинениями.

9-10. Звонок по телефону.

Некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чем-либо, просьба. Речевое поведение: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики.

Не звони без причины. Вежливое общение по телефону.

Этикетные ошибки в телефонных разговорах, шутки и степень их допустимости, умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса.

Практическое занятие. Освоение некоторых типичных речевых ситуаций (звонок родителям на работу, разговор с подругой или товарищем, разговор с родителями друзей, разговор со взрослым незнакомым).

11-12. Просьба, благодарность.

Речевые формы выражения просьбы. Вежливая просьба и разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. Выражение благодарности и ответ на нее.

Практическое занятие. Чтение и сочинение детьми сказок о словах «спасибо», «Пожалуйста»

13-14. Подготовка и проведение праздника для учащихся начальной школы «Привет от этикета»

Выбор материала для праздника, распределение ролей, репетиции. Подготовка оборудования, костюмов и декораций.

15. Внешний вид школьника.

Одежда должна соответствовать обстановке. Современная одежда. Понятие о деловом стиле одежды.

16. Гигиена.

Понятие о гигиене. Важность аккуратности в общении с людьми. Аккуратность и чистоплотность, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Походка, осанка. Прическа, уход за одеждой. Носовой платок.

17-18. Этикет на уроке и перемене.

Правила поведения на уроке: общепринятые нормы. Обращение со школьным имуществом, телефон на уроке. Обращение к учителю. Поведение на перемене: правила безопасности.

Практическое занятие. Игры на перемене. Как интересно и безопасно провести перемену.

19. Как общаться со взрослыми

Обращение на «Вы», что оно обозначает? Ситуация просьбы. Вежливый диалог со взрослыми. Опоздание на урок и поведение в этой ситуации.

20-21. Деловое взаимодействие школьников. Вежливое и доброжелательное отношение к соседу по парте. Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

Практическое занятие. Составление «Законов дружбы».

22. Ябеда.

Кто такой «ябеда»? Говорить учителю или скрывать? Как нужно вести себя, чтобы не получить обидное прозвище?

23. Обида.

Что такое обида? Стоит ли обижаться и как прощать. Почему не стоить таить обиду.

Разбор ситуаций обиды.

24-25. Подготовка и проведение праздника «Ты - школьник» для второклассников.

Выбор материала для праздника, распределение ролей, репетиции. Подготовка оборудования, костюмов и декораций.

26. Я и моя семья.

Общение в семье. Культура общения в семье: темы разговоров, тон разговора. Доброта в отношениях между близкими людьми, забота друг о друге. Речевые формулы сопереживания и сочувствия.

27-28. Этикет на улице и в транспорте.

Правила поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах. Поведение в общественном транспорте. Разговор в общественном транспорте, допустимая громкость речи. Анализ этикетных ошибок. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место). Видеофильм «Как вести себя на улице»

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций: автобус, троллейбус, (умение войти, выйти, оплатить проезд).

29-30. Этикет в кино, театре.

Правила поведения при посещении кино, театра. Стиль одежды. Предметное освоение ситуации и специальной лексики, поведение в зрительном зале. Вежливая беседа с билетером. Этикетные контакты со зрителями. Разговор с соседом. Этикетные запреты.

Практическое занятие. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

31. Навещаем больного.

Беседа у постели больного. Начало беседы: вопросы о самочувствии. Выбор темы для беседы. Этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни и др.). Этикетные формулы приветствия, дружеского обращения, пожелания здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Дружеская шутка. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены. Гостинцы для больного.

32-33. Идем в гости.

Гостеприимство как национальная черта русских. Правила поведения в гостях. Пословицы о гостях и гостеприимстве. Просмотр видеофильма «В гостях»

34. Проведение праздника «Если вы вежливы» для второклассников.

Выбор материала для праздника, распределение ролей, репетиции. Подготовка оборудования, костюмов и декораций.


Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов


Вводное занятие.

2

1.

Речевой этикет.

12

2.

Этикет школьника

11

3.

Правила этикета дома и в общественных местах.

9



Учебно-тематическое планирование

2 класс (первый год)

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теорети-ческих

Практи-ческих

1-2

Вводное занятие

«Знакомьтесь – этикет».

2

1

1

  1. Речевой этикет. (12ч)

3-4

Как здороваться и прощаться

2

1

1

5-6

Знакомим и знакомимся

2

1

1

7-8

Извинения. Как правильно мириться.

2

1

1

9-10

Звонок по телефону

2

1

1

11-12

Просьба. Благодарность

2

1

1

13-14

Подготовка и проведение праздника для учащихся начальной школы «Привет от Этикета»

2

1

1

  1. Этикет школьника. (11ч)

15

Внешний вид школьника.

1

1


16

Гигиена.

1

1


17-18

Этикет на уроке и на перемене

2

1

1

19

Как общаться со взрослыми

1

1


20-21

Как общаться с одноклассниками.

Законы дружбы.

2

1

1

22

Ябеда.

1

1


23

Обида.

1

1


24-25

Подготовка и проведение праздника «Ты - школьник» для первоклассников

2

1

1

  1. Правила этикета дома и в общественных местах. (10ч)

26

Я и моя семья.

1

1


27-28

Этикет на улице и в транспорте.

2

1

1

29-30

Этикет в кино, театре.

2

1

1

31

Навещаем больного

1

1


32-33

Идем в гости

2

1

1

34

Проведение праздника «Ежели вы вежливы» для второклассников.

2

1

1


Формы организации занятий

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.

Занятия проходят в классе с использованием игровых ситуаций, мультимедийных установок, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видеофильмов, а так же проведение праздников, КВН, викторин, дискуссий.


УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УРУиН – урок развития умений и навыков

КЗ – урок контроля знаний


Основные виды деятельности: игровая, познавательная.


Формы контроля

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей.


Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации данной программы у обучающихся будут сформированы УУД:


Личностные УУД:

-Получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

- Уметь чувствовать уважение к своей семье, к своим родственникам.

-Уметь оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Регулятивные УУД:

- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Учится организовывать свое рабочее место.


Познавательные УУД:

- Умение анализировать предлагаемую информацию.

-Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

-Учится подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.


Коммуникативные УУД:

-Слушать и понимать речь других.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе,

следовать им.

-Учится работать в паре, группе.

- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.


К концу второго года учащиеся должны научиться:


- Анализировать предлагаемую информацию.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.

-Учится работать в паре, группе.


К концу второго года учащиеся должны знать:

- что такое этикет;

- что такое культура речи;

- понятия: аккуратность, чистоплотность, внешний облик, тональность разговора;

- правила поведения в школе;

- знать элементарные правила поведения в гостях, в общественных местах.

К концу второго года учащиеся должны уметь:

- вежливо вести себя в школе, дома, в гостях, на улице;

- приветствовать и обращаться с людьми.

- использовать речевые формы сочувствия, сопереживания.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!