Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО Протокол «___» августа 2017г. №_____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/Гольцова Н.В./
«___» августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ________/Востриков И.Е./. Приказ От «___» августа 2017г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» ,
1 - 4 классы
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель: Григорьева Валентина Александровна, учитель высшей квалификационной категории.
с. Стегаловка 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Стегаловка с учётом Примерной программы начального общего образования и авторской программы по курсу «Учусь создавать проект», авторы: Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. — М.: Издательство РОСТ, 2011.
Согласно учебному плану на изучение внеурочной деятельности по курсу «Учусь создавать проект» отводится
в 1 классе - 33 часа в год, во 2 классе - 35 часов в год; в 3 классе - 35 часов в год; в 4 классе –35 часов в год.
Рабочая программа ориентирована на УМК курса «Учусь создавать проект» , авторы: Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. — М.: Издательство РОСТ, 2011.
Срок реализации рабочей программы 4 года.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно
- исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно
- исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно
- исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно
- исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные:
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели- схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано
отклонять точки зрения других).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2 - 3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. |
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Содержание курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
Организация исследования. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации. Наблюдение. Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре . Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация . Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите проекта. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов. Формирование портфолио.
2 класс
Изменение круга интересов.
Выбор темы проекта.
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность.
Выбор помощников в работе над проектом.
Постановка цели и решение задач проекта.
Обработка и отбор значимой информации.
Создание продукта проекта.
Программа MPP-Microsoft Power Point.
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
3 класс
Выбор темы исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи.
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
4 класс
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект.
Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Моно-предметный проект.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
Название раздела, темы | Характеристика деятельности обучающихся | Кол-во часов |
1.Кто я? Моя семья. Анкетирование учащихся. | Работать с информацией. Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. | 1 |
2. Чем я люблю заниматься. Хобби. | Просматривать видеофрагменты об увлечениях. Работать в командах. | 1 |
3.О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | Работать над текстом, определять главную мысль. Получать первоначальные навыки сотрудничества, работать над общим делом; проявлять творчество. Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.1 | 1 |
4.Как собирать материал. | Составлять коллективный план работы по сбору информации, учиться работать в команде. | 1 |
5.Повторение. Давай вспомним. | Осмысливать задачи. Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 1 |
6.Проблема | Учиться формулировать проблему. Получать первоначальные навыки сотрудничества, работать над общим делом; проявлять творчество. | 1 |
7.Проблема. Решение проблемы. | Формулировать проблему и придумывать способы решения данной проблемы. Получать первоначальные навыки сотрудничества, работать над общим делом; проявлять творчество. | 1 |
8.Гипотеза. Предположение. | Работать вместе, сообща. Высказывать предположения (гипотезу) о неизвестном. Открывать в знакомом предмете новое. | 1 |
9.Гипотеза. Играем в предположения. | Высказывать предположение о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, уметь инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. | 1 |
10.Цель проекта. | Осмысливать задачи. Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 1 |
11.Задача проекта. | Осмысливать задачи. Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 1 |
12. Выбор нужной информации. | Обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурировать информацию, выделять главное. | 1 |
13. Интересные люди – твои помощники. | Брать интервью. Участвовать в дискуссии, развивать коммуникативную компетенцию. | 1 |
14.Продукт проекта. | Выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. | 1 |
15.Виды продукта. Макет. | Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получать первоначальные навыки сотрудничества, работать в коллективе. | 1 |
16. Повторение пройденных проектных понятий | Закреплять пройденные понятия «проблема», «гипотеза», «помощник», «макет» и т.д | 1 |
17.Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | Составлять визитку. Развивать творческий замысел. | 2 |
18.Мини-сообщение. Семиминутное выступление | Готовить и презентовать мини-сообщение. | 2 |
19. Выступление перед знакомой аудиторией. | Презентовать своё мини-сообщение | 1 |
20. .Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | Работать в команде, приобретать опыт совместной деятельности. Делать новые открытия в знакомом предмете. | 1 |
21. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | Взаимодействовать с участниками проекта. Получать первоначальные навыки ролевого взаимодействия. Проводить выставку творческих работ класса. | 1 |
22. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. 23. Повторение. Давай вспомним. | Выступать перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Отвечать на незапланированные вопросы. Получать первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. | 1 |
24. Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | Работать в команде, приобретать опыт совместной деятельности. Делать новые открытия в знакомом предмете. | 1 |
25. Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | Работать в команде, приобретать опыт совместной деятельности. Делать новые открытия в знакомом предмете. | 1 |
26.. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. | Работать в команде, приобретать опыт совместной деятельности. Делать новые открытия в знакомом предмете.деятельности. | 1 |
27. Тест «Чему я научился?» | Контролировать и оценивать свою деятельность (рефлексия). | 1 |
28. Памятка для учащегося проектанта | Работать в группе. Проявлять творчество. | 1 |
29. Твои впечатления от работы над проектом. | Оценивать свою работу по выработанным критериям. Составлять памятку. | 1 |
30. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. | Высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам. | 1 |
31-33.Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников. | 3 |
Итого: | 33 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
2 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Характеристика деятельности обучающихся | Кол- во часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Оформление краткой записи о своих увлечениях | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. | Поиск информации в словарях и справочниках | 1 |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | Поиск информации в словарях и справочниках | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над текстом. | Учимся работать в команде. | 1 |
5 | Этапы работы над проектом. | Определение этапов выращивания нарцисса маме к 8 Марта | 1 |
6 | Актуальность Темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | Поиск существенных признаков в любом начинании | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | Учимся видеть проблему и добывать недостающий способ действия | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | Учимся предполагать о неизвестном, предлагать свои способы проверки гипотез, инсценировать поиск и пробу способов действий. | 1 |
9 | Цель проекта | Целеполагание в конкретной сюжетной ситуации. | 1 |
10 | Задачи проекта | Поиск способов решения проблемы проекта. Формулировка задач. | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | ИКТ: презентация -выбор информации Интерпретация и обобщение информации | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | Игра «Интересное интервью» Учимся брать интервью, вести беседу, участвовать в дискуссии. | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | Анализ и обобщение собранных сведений. Отбор необходимой информации, отсев лишнего. | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка» | ИКТ: презентация- продукты проекта Выбор средства воплощения собственного замысла | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | Применяем знания на практике: опыт по превращению белого мела в цветной. | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | ИКТ: презентация-тест Проверка своего багажа знаний по использованию проектных понятий. | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение) | Учимся превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других. | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | ИКТ: презентация- эталон Учимся составлять презентацию на бумаге – 6 слайдов. | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | Знакомимся с компьютерной презентацией | 1 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP Microsoft Power Point | ИКТ:Ноутбук Первые шаги составления презентации на компьютере | 1 |
21 | Знаком ли ты компьютером? Программа МРР Microsoft Power Point | ИКТ:Ноутбук Знакомимся с кнопками Клавиатуры компьютера | 1 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | ИКТ:Ноутбук демонстрация презентации Учимся держать аудиторию в поле зрения. Пробные выступления. | 1 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Учимся отстаивать свою точку зрения, работа в парах. | 1 |
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | Проверка сохранности своих знаний, накопленных во время проектной деятельности. Самооценка по эталону. | 1 |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | Создание собственных творческих замыслов и доведение их до воплощения в собственном продукте. | 1 |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | Контроль и оценка своей деятельности, продвижение её в разных видах | 1 |
27 | Играем в учёных. Это интересно. | Проведение опыта: увеличение изображения с помощью банки с водой вместо линзы | 1 |
28 | Различные конкурсы проектно- исследовательской деятельности | ИКТ:презентация Знакомимся с видами конкурсов, готовимся к публичному выступлению. | 1 |
29 | Памятка жюри конкурсов | Учимся оценивать свою работу по выработанным критериям | 1 |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Отбор правил, которые помогут выступить перед аудиторией | 1 |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | Оценка своей работы, учимся видеть ошибкоопасные места | 1 |
32 | Играем в ученых. Это интересно | Наблюдение за биением сердца при помощи спички и пластилина | 1 |
33 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам | Творческая работа по оформлению листов- благодарностей | 1 |
34-35 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Проекты на лето | 2 |
| Итого: | 35 ч |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
3 класс
№п/п | Название раздела, темы | Характеристика деятельности обучающихся | Кол- во часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | ИКТ: презентация-увлечения Работа с текстом. Анализ. Выбор этапов. | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | Поиск средств и способов воплощения собственных замыслов | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | Высказывание предположений о неизвестном. Предположение способа проверки своей гипотезы | 1 |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | ИКТ: презентация-как найти помощника Работа с таблицей. | 1 |
5 6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | Практическое занятие по составлению паспорта проекта | 2 |
7 8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. | ИКТ: презентация-анкета Ноутбук Составление вопросов для анкетирования по выбранной теме | 2 |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | Заполнение анкеты «Сказки». Подсчёт результатов. Вывод. | 1 |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | ИКТ: презентация-постер Практическая работа по оформлению постера. | 1 |
11 12 | Практическая работа. Создание мини- постера | Практическая работа по оформлению постера | 2 |
13 14 15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | ИКТ: презентация-образец Ноутбук Практическая работа по ознакомлению с возможностями программы МРР | 3 |
16 17 | ПрограммаМРР. Анимации. Настройка анимации | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа | 2 |
18 19 | Программа МРР. Дизайн | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа | 2 |
20 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа | 2 |
22 23 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа | 2 |
24 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа | 2 |
26 27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа | 2 |
28 29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа | 2 |
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Оценка своей работы, нахождение пробелов в ней. Способы их устранения | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | Подведение некоторых итогов своей деятельности | 1 |
32 | Пожелания будущим проектантам | Практическая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту» | 1 |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты–родители; помощники – друзья; МудрыйДельфин) | ИКТ: презентация Оформление листов благодарностей | 1 |
34-35 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Опыты в домашних условиях. Проекты на лето. | 2 |
| Итого: | 35ч |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Характеристика деятельности обучающихся | Кол- во часов |
1 | Твои новые интересы и увлечения | ИКТ: презентация-хобби Учимся презентовать свои увлечения. Памятка выступающего. | 1 |
2 | Виды проектов | ИКТ: презентация-виды проектов Знакомство с терминологией видов проектов Классификация проектов по видам в зависимости от темы. Заполнение таблицы. | 1 |
3 | Исследовательский творческий проект | ИКТ: презентация-образец исследования Ноутбук, интернет Групповая работа по созданию мини-проекта «Ребятам о зверятах» для дошкольников | 1 |
4 | Творческий проект | ИКТ: презентация-режим питания Ноутбук, интернет Создание мини-проекта «Мой завтрак» | 1 |
5 6 | Ролевой игровой проект | Ноутбук Групповая работа. Составление минисценария по сюжету любимого произведения. Разыгрывание сюжета. | 2 |
7 8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. | Определение проблемы и задач исследования, выдвижение и проверка гипотез, наблюдения и эксперименты, анализ результатов. | 2 |
9 10 | Информационно – исследовательский проект | ИКТ: презентация-анкета Ноутбук, интернет Групповая работа Сбор информации по теме. Создание мини-анкеты. Анкетирование. Подсчёт результатов | 2 |
11 | Информационно – ориентированный проект | ИКТ: презентация- информация Ноутбук, интернет Групповая работа Создание мини-проекта «Школьная форма» | 1 |
12 | Практико–ориентированный проект | ИКТ: презентация-опыт и эксперимент Различение исследовательского и опытного проектов. Разработка проблемы, нацеленной на достижение положительного значимого результата. | 1 |
13 14 | Монопредметный проект | ИКТ: презентация «Глагол» Ноутбук, интернет Проект в рамках одного учебного предмета. Индивидуальный минипроект. | 2 |
15 | Межпредметный проект | Определение связей между учебными дисциплинами | 1 |
16 | Виды презентационных проектов | ИКТ: презентация- вид проекта Ноутбук Выбор формы презентации проекта с учётом своих интересов и способностей | 1 |
17 | Вид презентации проекта как отчёт участников экспедиции | ИКТ: презентация-отчёт Ноутбук Учимся составлять промежуточный отчёт о проделанной работе. | 1 |
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | ИКТ:презентация- требования к речи Ноутбук Составление своих требований к речи выступающего, опираясь на свои знания, используя опыт своих выступлений. Сравнение своих требований с эталоном. | 1 |
19 | Правильная подготовка презентации проекту | ИКТ: презентация-эталон Ноутбук Общие моменты разработки презентации. Групповая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту» | 1 |
20 21 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | Учимся задавать вопросы выступающему и отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта. Практическая работа «Рекомендации выступающему» | 2 |
22 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. | ИКТ: презентация-источники информации Ноутбук Ссылка на книгу, статью из журнала, статью из сборника, на источник, взятый из Интернета. Составление своей ссылки по эталону. | 1 |
23 | Типичные ошибки проектантов | Знакомимся с типичными ошибками, допущенными при подготовке и защите проекта. Групповая работа по созданию памятки по устранению типичных ошибок | 1 |
24 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности | Учимся делать выводы по: 1.Соответствию содержания целям, задачам и теме проекта 2.Соблюдению поэтапности исследования. 3.Логичности и последовательности изложения. 4.Стилистической и языковой культуры изложения. 5.Умению чётко обобщать, формулировать и делать выводы. | 1 |
25 | Программа МРР. 1 Формирование умения работать с диаграммой. | ИКТ: презентация Ноутбук Освоение программы пошагово. | 1 |
26 | Программа МРР. 1 Формирование умения работать с таблицей. | ИКТ: презентация Ноутбук Освоение программы пошагово. | 1 |
27 | Практическая работа. | ИКТ: презентация Ноутбук Создание таблицы своей успеваемости за неделю. | 1 |
28 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | Выполнение теста. Оценивание своей работы, нахождение пробелов. | 1 |
29 | Использование ресурсов интернета подготовке презентации. | ИКТ: презентация Ноутбук Работа пошагово по памятке. Творческая работа по теме «Моё любимое животное», используя возможности сети Интернет. | 1 |
30 | Программа Word. 1 Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | ИКТ: презентация Ноутбук Работа с текстом, настройка полей и абзацев. | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | Подведение итогов работы над проектом. Выражение впечатления с помощью рисунка. Групповая работа по составлению памятки | 1 |
32 | Пожелания будущим проектантам | ИКТ: презентация «Советы при работе с программой МРР Советы по работе с тетрадью «Учусь создавать проект» | 1 |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | Оформление листов благодарностей учителю, родителям, друзьям, мудрому Дельфину. | 1 |
34-35 | Советы мудрого Дельфина на лето. | Опыты в домашних условиях | 2 |
| Итого: | 35 ч |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование курса проектной деятельности
«Учусь создавать проект» для 2 класса– 35 ч ( 1ч в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол- во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 | 6.09 | | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант. | 1 | 20.09 | | |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | 1 | 27.09 | | |
4 | Выбор помощников в работе над текстом. | 1 | 30.09 | | |
5 | Этапы работы над проектом. | 1 | 4.10 | | |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 1 | 11.10 | | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | 18.10 | | |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 | 25.10 | | |
9 | Цель проекта | 1 | 1.11 | | |
10 | Задачи проекта | 1 | 15.11 | | |
11 | Сбор информации для проекта | 1 | 22.11 | | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 | 29.11 | | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 | 6.12 | | |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка» | 1 | 13.12 | | |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | 20.12 | | |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 | 27.12 | | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение) | 1 | 17.01 | | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 | 24.01 | | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | 1 | 31.01 | | |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP (Microsoft Power Point) | 1 | 7.02 | | |
21 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР (Microsoft Power Point) | 1 | 14.02 | | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | 21.02 | | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | 28.02 | | |
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | 7.03 | | |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 1 | 14.03 | | |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | 21.03 | | |
27 | Играем в учёных. Это интересно. | 1 | 4.04 | | |
28 | Различные конкурсы проектно- исследовательской деятельности | 1 | 11.04 | | |
29 | Памятка жюри конкурсов. | 1 | 18.04 | | |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 1 | 25.04 | | |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | 25.04 | | |
32 | Играем в ученых. Это интересно. | 1 | 16.05 | | |
33 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам. | 1 | 23.05 | | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | 30.05 | | |
35 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | 30.05 | | |