СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Почемучка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа позволяет стимулировать развитие познавательной активности в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового,развивающей продуктивные формы мышления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Почемучка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Звездочнинская средняя общеобразовательная школа»




ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете Заместитель директора по УВР Директор школы

Протокол______________ _____________ Панарина Г.А. ________

Приказ ____________






Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Почемучка»

для 1 класса










Учитель: Маршалова Ольга Андреевна














п. Звездочка

2017-2018 учебный год




Пояснительная записка


Рабочая программа «Почемучка» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 1 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Познавательная активность, как особенность личности, проявляется как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности. В процессе освоения  программы  происходит приобщение детей к социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира, способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов и результатов действий. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение своих действий, оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.

  Программа  позволяет стимулировать развитие познавательной активности ребенка в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Цель  программы:

стимулировать развитие поисково-познавательной активности у детей.

Задачи  программы:

  1. Создать условия для формирования умений дошкольников: умения находить закономерности в свойствах изучаемых предметов и явлений, умения выдвигать гипотезы, рассуждать, делать выводы, умозаключения.

  2. Ввести в кругозор детей элементарные представления о науках – биологии, истории, химии, физике.

  3. Способствовать развитию доказательной речи дошкольников.

  4. Обеспечить обогащение словарного запаса детей новыми словами и терминами.

  5. Создать условия для развития любознательности детей, формирования устойчивого интереса к экспериментально-исследовательской деятельности.

  Программа  «Почемучка » включает цикл занятий с использованием опытов, экспериментов, наблюдений, исследовательской деятельности, познавательных бесед из области физики, химии, истории, биологии, астрономии, общих знаний в соответствии с темами занятий по познавательному развитию, но не дублирует их.

 Программа  актуальна не только органичным дополнением знаний детей, приобретенных на образовательных занятий по познавательному развитию, но и самостоятельной возможностью дать детям много новых сведений, представлений, рассчитанных на зону ближайшего развития.


Основные методические подходы:

  • занятие имеет гибкую структуру,

  • образовательный процесс базируется на современных педагогических технологиях: организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные ситуации, используется самостоятельная и коллективная поисковая деятельность детей на основе наблюдения, сравнения, выяснения закономерностей, исследований и экспериментов, совместная формулировка выводов,

  • создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения  программы. Реализация  программы  предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.


Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

режим и место проведения занятий

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Почемучка» предназначена для обучающихся 1 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.


Исследовательская технология применяется в образовательном процессе как деятельность детей, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением; детское исследование – это процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.

Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно - образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Почемучка» можно считать следующие:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

 Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • умение   контролировать   и   оценивать   свои действия, проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

  • способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

  • умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

  • любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира;

  • активное посещение занятий с интересом и желанием;

  • умение во время занятий быть активным, задавать вопросы познавательного характер;.

  • умение делиться приобретенными на занятиях знаниями, опытом вне занятий со сверстниками, взрослыми;

  • высокий уровень познавательной мотивации.


К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы.

2.Условия, необходимые для жизни в городе.

3. Нравственные правила обращения с объектами природы.

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

.

Методы: информационно-рецептивный; эвристический; наблюдения; наглядный; игровой; словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово); диагностический; авансирования личности.


Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Детское справочное бюро «Почемучка». – М., Педагогика, 1987г.

Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. М., Росмэн, 2012г.

Горбунова М.А., Граблевская И.И., Иванова А.И., Рокош Е.В., Синькевич Е.Н., Синькевич Л.В. Кто, где и почему? С., Русич, 2008г.


Перечень материально-технического обеспечения:

I. Книгопечатная продукция:

Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Детское справочное бюро «Почемучка». – М., Педагогика, 1987г.

Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. М., Росмэн, 2012г.

Горбунова М.А., Граблевская И.И., Иванова А.И., Рокош Е.В., Синькевич Е.Н., Синькевич Л.В. Кто, где и почему? С., Русич, 2008г.

II.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

9. DVD диск «Хочу всё знать».

10. DVD диск «Детская энциклопедия: Планета Земля».

11. DVD диск «Детская энциклопедия: Из чего это сделано?»

IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата план.

Дата факт.

Раздел № 1. Что у нас над головой?


1

Почему Луна светится?

Почему на Луне нет жизни?

Что такое комета и откуда у нее хвост?



2

Почему падают звезды?

Почему звезды излучают свет?

Что такое Млечный путь?



3

Почему светит Солнце?

Почему горячо на Солнце?

Когда погаснет Солнце?



4

Почему облака имеют разную форму?

Как облакам удается удержаться на небе?

Откуда берется ветер?



5

Что такое радуга?

Почему цвета радуги располагаются в таком порядке?

Отчего зависит погода?



6

Что такое вода?

Как вода превращается в лед?

Что такое конденсация?



7

Почему лед плавает?

Почему снег белый?

Откуда берется град?



8

Почему снежинки шестиугольные?

Почему зимой на окнах узоры?

Что такое снег?



9

Почему в море и океане вода соленая?

Что находится на морском дне?

Кто такой морской лев?



10

Как образовались океаны?

Как появились реки?



Календарь и праздники


11

Откуда пошли названия дней недели?

Как был придуман календарь?




12

Почему существуют времена года?

Почему осенью листья окрашены по-разному?

Почему сосна - вечнозеленое растение?



13

Когда появились фамилии?

Что обозначают наши имена?



14

Почему мы празднуем Новый год?

Почему на Новый год мы покупаем елку?




15

Где появились куклы?

Почему люди играют в куклы?



Будьте здоровы!


16

Почему мы устаем?

Почему мы спим?

Почему мы так долго спим?



17

Почему мы испытываем голод?

Почему мы испытываем жажду?

Что такое витамины?



18

Почему, когда человек чихнет, мы говорим ему: «Будьте здоровы»?

Почему мы смеемся?

Почему мы плачем?



19

Почему у нас выпадают молочные зубы?

Что такое человеческие зубы?

Как правильно ухаживать за зубами?



В мире животных


20

Зачем кошке усы?

Почему глаза у кошки светятся в темноте?

Какие бывают кошки?



21

Когда человек начал приручать животных?

Откуда пошли названия пород собак?

Почему собаки зарывают кости?



22

Почему пчелы танцуют?

Почему пчелы жалятся?

Как пчелы делают мед?



23

Почему животные не умеют разговаривать?

Понимают ли животные друг друга?

Кто такой ленивец?



24

Почему птицы поют?

Почему у птиц есть перья?

Почему у павлина такой замечательный хвост?



25

Почему мухи могут ходить по потолку?

Почему паук не попадает в свою паутину?

Что едят муравьи?



26

Как дышит рыба?

Могут ли некоторые рыбы жить без воды?

Как рыбы летают?



27

Зачем слону хобот?

Существуют ли белые слоны?

Боятся ли слоны мышей?



28

Кто такой лемминг?

Кто такой утконос?

Что такое морская свинка?



29

Какого роста жираф?

Есть ли у жирафа голос?

Почему у жирафа длинная шея?



В мире растений?


30

Когда на Земле появились растения?

Где появился сахар?

Почему нужен хлеб?



31

Откуда пришел к нам чай?

Как был открыт кофе?

Откуда появилось мороженое?



32

Как получается изюм?

Как растут кокосовые орехи?

Откуда овощи и фрукты получили свои названия?



33

Почему цветы имеют запах и цвет?

Почему у кактуса иголки и как он обходятся без воды?



34

Что такое грибы?

Как растут грибы?

Какая разница между поганками и съедобными грибами?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!