Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Звездочнинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол______________ _____________ Панарина Г.А. ________
Приказ ____________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Почемучка»
для 1 класса
Учитель: Маршалова Ольга Андреевна
п. Звездочка
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Почемучка» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 1 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Познавательная активность, как особенность личности, проявляется как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности. В процессе освоения программы происходит приобщение детей к социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира, способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов и результатов действий. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение своих действий, оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.
Программа позволяет стимулировать развитие познавательной активности ребенка в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Цель программы:
стимулировать развитие поисково-познавательной активности у детей.
Задачи программы:
Создать условия для формирования умений дошкольников: умения находить закономерности в свойствах изучаемых предметов и явлений, умения выдвигать гипотезы, рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Ввести в кругозор детей элементарные представления о науках – биологии, истории, химии, физике.
Способствовать развитию доказательной речи дошкольников.
Обеспечить обогащение словарного запаса детей новыми словами и терминами.
Создать условия для развития любознательности детей, формирования устойчивого интереса к экспериментально-исследовательской деятельности.
Программа «Почемучка » включает цикл занятий с использованием опытов, экспериментов, наблюдений, исследовательской деятельности, познавательных бесед из области физики, химии, истории, биологии, астрономии, общих знаний в соответствии с темами занятий по познавательному развитию, но не дублирует их.
Программа актуальна не только органичным дополнением знаний детей, приобретенных на образовательных занятий по познавательному развитию, но и самостоятельной возможностью дать детям много новых сведений, представлений, рассчитанных на зону ближайшего развития.
Основные методические подходы:
образовательный процесс базируется на современных педагогических технологиях: организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные ситуации, используется самостоятельная и коллективная поисковая деятельность детей на основе наблюдения, сравнения, выяснения закономерностей, исследований и экспериментов, совместная формулировка выводов,
создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
режим и место проведения занятий
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Почемучка» предназначена для обучающихся 1 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Исследовательская технология применяется в образовательном процессе как деятельность детей, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением; детское исследование – это процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.
Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно - образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Почемучка» можно считать следующие:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
активное посещение занятий с интересом и желанием;
умение во время занятий быть активным, задавать вопросы познавательного характер;.
умение делиться приобретенными на занятиях знаниями, опытом вне занятий со сверстниками, взрослыми;
высокий уровень познавательной мотивации.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы.
2.Условия, необходимые для жизни в городе.
3. Нравственные правила обращения с объектами природы.
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
.
Методы: информационно-рецептивный; эвристический; наблюдения; наглядный; игровой; словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово); диагностический; авансирования личности.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Детское справочное бюро «Почемучка». – М., Педагогика, 1987г.
Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. М., Росмэн, 2012г.
Горбунова М.А., Граблевская И.И., Иванова А.И., Рокош Е.В., Синькевич Е.Н., Синькевич Л.В. Кто, где и почему? С., Русич, 2008г.
Перечень материально-технического обеспечения:
I. Книгопечатная продукция:
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Детское справочное бюро «Почемучка». – М., Педагогика, 1987г.
Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. М., Росмэн, 2012г.
Горбунова М.А., Граблевская И.И., Иванова А.И., Рокош Е.В., Синькевич Е.Н., Синькевич Л.В. Кто, где и почему? С., Русич, 2008г.
II.Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Телевизор.
4. DVDплеер.
5. Аудиоцентр.
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Компьютер.
9. DVD диск «Хочу всё знать».
10. DVD диск «Детская энциклопедия: Планета Земля».
11. DVD диск «Детская энциклопедия: Из чего это сделано?»
IV. Оборудование класса:
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата план. | Дата факт. |
Раздел № 1. Что у нас над головой? |
1 | Почему Луна светится? Почему на Луне нет жизни? Что такое комета и откуда у нее хвост? | | |
2 | Почему падают звезды? Почему звезды излучают свет? Что такое Млечный путь? | | |
3 | Почему светит Солнце? Почему горячо на Солнце? Когда погаснет Солнце? | | |
4 | Почему облака имеют разную форму? Как облакам удается удержаться на небе? Откуда берется ветер? | | |
5 | Что такое радуга? Почему цвета радуги располагаются в таком порядке? Отчего зависит погода? | | |
6 | Что такое вода? Как вода превращается в лед? Что такое конденсация? | | |
7 | Почему лед плавает? Почему снег белый? Откуда берется град? | | |
8 | Почему снежинки шестиугольные? Почему зимой на окнах узоры? Что такое снег? | | |
9 | Почему в море и океане вода соленая? Что находится на морском дне? Кто такой морской лев? | | |
10 | Как образовались океаны? Как появились реки? | | |
Календарь и праздники |
11 | Откуда пошли названия дней недели? Как был придуман календарь? | | |
12 | Почему существуют времена года? Почему осенью листья окрашены по-разному? Почему сосна - вечнозеленое растение? | | |
13 | Когда появились фамилии? Что обозначают наши имена? | | |
14 | Почему мы празднуем Новый год? Почему на Новый год мы покупаем елку? | | |
15 | Где появились куклы? Почему люди играют в куклы? | | |
Будьте здоровы! |
16 | Почему мы устаем? Почему мы спим? Почему мы так долго спим? | | |
17 | Почему мы испытываем голод? Почему мы испытываем жажду? Что такое витамины? | | |
18 | Почему, когда человек чихнет, мы говорим ему: «Будьте здоровы»? Почему мы смеемся? Почему мы плачем? | | |
19 | Почему у нас выпадают молочные зубы? Что такое человеческие зубы? Как правильно ухаживать за зубами? | | |
В мире животных |
20 | Зачем кошке усы? Почему глаза у кошки светятся в темноте? Какие бывают кошки? | | |
21 | Когда человек начал приручать животных? Откуда пошли названия пород собак? Почему собаки зарывают кости? | | |
22 | Почему пчелы танцуют? Почему пчелы жалятся? Как пчелы делают мед? | | |
23 | Почему животные не умеют разговаривать? Понимают ли животные друг друга? Кто такой ленивец? | | |
24 | Почему птицы поют? Почему у птиц есть перья? Почему у павлина такой замечательный хвост? | | |
25 | Почему мухи могут ходить по потолку? Почему паук не попадает в свою паутину? Что едят муравьи? | | |
26 | Как дышит рыба? Могут ли некоторые рыбы жить без воды? Как рыбы летают? | | |
27 | Зачем слону хобот? Существуют ли белые слоны? Боятся ли слоны мышей? | | |
28 | Кто такой лемминг? Кто такой утконос? Что такое морская свинка? | | |
29 | Какого роста жираф? Есть ли у жирафа голос? Почему у жирафа длинная шея? | | |
В мире растений? |
30 | Когда на Земле появились растения? Где появился сахар? Почему нужен хлеб? | | |
31 | Откуда пришел к нам чай? Как был открыт кофе? Откуда появилось мороженое? | | |
32 | Как получается изюм? Как растут кокосовые орехи? Откуда овощи и фрукты получили свои названия? | | |
33 | Почему цветы имеют запах и цвет? Почему у кактуса иголки и как он обходятся без воды? | | |
34 | Что такое грибы? Как растут грибы? Какая разница между поганками и съедобными грибами? | | |