СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Почемучка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка" для 4 класса по экологии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Почемучка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сахулинская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам. дир. школы директор школы

«____» _________2015 г. по УВР «____»_________2015г

Протокол № 1 «____» _________2015 г. Телятникова С.Н.

Аксентьева А.В.. Дученко Е.Г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОЧЕМУЧКА»

ДЛЯ 4 КЛАССА


Составитель: Воронцова Т.В.

учитель математики

2 квалификационная категория






















с. Сахули

2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Почемучка» для 4 класса составлена на основе:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по искусству ИЗО для 7 класса составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012);

  • Закона Республики Бурятия от 13.12.2015 года № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;

  • План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации 07.09.2010 года № 1507 – Р;

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденный приказом Министерство Образования РФ от 5 марта 2004 года №1099;

  • приказа Министерства образования и науки России от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерный учебный планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказам Министерством образования РФ от 9 марта 2004 года №1312»;

  • приказа Министерства образования и науки РБ «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерный учебные планы для образовательных учреждений РБ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказам Министерством образования РБ от 3 сентября 2008 года № 1168»;

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год от 31.03.2014 г. № 253 с изменением, внесенным приказом МОНРФ от 10.07.2013 года №544;

  • СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3 марта 2011 года, регистрационный номер №19993;

  • Устава МБОУ «Сахулинская СОШ» от 20.04.2012 г. №326;

  • «Основной образовательной программы МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» на 2015 -2016 учебный год», утвержденной приказом № 11 от 31.08.2015 года

;

  • Положения о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» (№101

от 30.08.2014 г.)

  • Учебного плана МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» на 2015 – 2016 учебный год.


Учебный предмет «ИЗО» входит в образовательную область «искусство».

Сроки реализации программы 2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2015-2016 учебный год.


Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы : пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требованию к уровню подготовки учащихся данного класса тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.


Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Цели программы «Почемучки»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное.

Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучки»

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;

  2. литературное чтение;

  3. окружающий мир;

  4. технология;

  5. изобразительное искусство.

Программа «Почемучки» основывается на принципах.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине, малой Родине;

- создание условий для самореализации;

- интеграция личности в национальную культуру;

- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.


Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки.

Содержание программы «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


Виды деятельности и предполагаемые формы

Практическое изучение строения растений

Конструирование из разных материалов

Рисование с натуры и по воображению

Лепка по воображению

Игровые программы

Творческие конкурсы (рисование, лепка)

Исследование объекта

Наблюдения

Ведение дневников наблюдения

Экскурсии


Содержание программы состоит из 10 разделов.

1 раздел – "Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – "Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – "Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц,

часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как

свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.

4 раздел – "О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – "Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Дети знакомятся с животными Бурятии, занесенными в Красную книгу.

6 раздел – "Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – "Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – "Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – "Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – "Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

4

2

2

2

Молчаливые соседи

3

1

2

3

Пернатые друзья

3


3

4

О чем шепчут деревья

3

1

2

5

Загадки животного мира

3

1

2

6

Секреты неживой природы

2

1

1

7

Оранжерея на окне

3

1

2

8

Человек – часть живой природы

3

1

2

9

Охрана природы

1

1


10

Досуговые мероприятия

9

-

9

 

ИТОГО:

34

9

25




Технологическая карта


Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата

По факту


  1. Введение в экологию и экологическую деятельность. Общение с природой.

3



1

Понятие о природе, красоте природы.

1

6.09


2

Экскурсия в природу.

1

13.09


3

Аппликация «Мой любимый цветок».

1

20.09



  1. Проект «Моя клумба»

4



4

Комплексный уход за растениями.

1

27.09


5

Правильный полив, рыхление.

1

4.10


6

Подкормки. Уход за листьями.

1

11.10


7

Комплексный уход за растениями.

1

18.10



  1. Молчаливые соседи – объекты неживой природы.

8



8

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.

1

25.10


9

Наблюдение за состоянием воды в природе.

1

1.11


10

Интересное в неживой природе.

1

15.11


11

Распределение обязанностей по уборке школьного двора.

1

22.11


12

Отчёт о выполнении задания.

1

29.11


13

Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор.

1

6.12


14

Наблюдение в природе.

1

13.12


15

Игра «Тайны вокруг нас».

1

20.12



  1. О чем шепчут растения

6



16

Сезонные изменения деревьев в природе.

1

27.12


17

Особенности роста и развития деревьев.

1

17.01


18

Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

1

24.01


19

Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).

1

31.01


20

Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники.

1

7.02


21

Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.

1

14.02



  1. Пернатые друзья.

4



22

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

1

21.02


23

Наблюдение за поведением птиц на улице.

1

28.02


24

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

1

7.03


25

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

1

14.03



  1. Загадки животного мира.

3



26

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кубани и их приспособленность к зимнему периоду.

1

21.03


27

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кубани и их приспособленность к зимнему периоду.

1

4.04


28

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

1

11.04



  1. Оранжерея на окне.

1



29

Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение).

1

18.04



  1. Человек – часть живой природы.

2



30

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества.

1

25.04


31

Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.

1

16.05



  1. Уголок хорошего настроения.

3



32

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

1

23.05


33

Праздник «Наш окружающий мир».

1

23.05


34

Экологический КВН

1

30.05



Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Информационные ресурсы:

Для педагога:

Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2010

Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10

Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”

Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

Для воспитанников:

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2011.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2009.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 2012.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучки»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучки», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

В программе «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения.

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

2.Нравственные и правовые принципы природопользования

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Программа «Почемучки» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

патриотизм;

терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

трудолюбие;

настойчивость;

дисциплинированность;

любовь к малой родине;

неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.


Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).


Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

Опросный лист №1 «Что я знаю о природе».

п\п

Вопрос

Да

Нет

1

Знаешь ли ты, что такое природа?



2

Знаешь ли ты, кого называют «молчаливыми соседями»?



3

Знаешь ли ты птиц родного края?



4

Знаешь ли ты о чем «шепчут» деревья?



5

Знаешь ли ты, какие животные живут в лесах нашего края?



6

Знаешь ли ты, что называют неживой природой?



7

Знаешь ли ты, какие растения называются комнатными?



8

Знаешь ли ты, почему человек является частью живой природы?



9

Знаешь ли ты, что такое охрана природы?





Тест «В ГОСТИ К ОСЕНИ»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


  1. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:


Осень, _________ , _________ , __________.


  1. Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью:

а) день становится короче;

б) солнце встает раньше;

в) ночь становится короче.


  1. Какое основное осеннее изменение происходит в неживой природе? Обведи нужную букву.

а) потепление;

б) грозы;

в) похолодание;

г) начало учебного года;

д) листопад.


  1. Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.

зерно


БАРСУК



грибы, орехи



жир

БЕЛКИ

МЫШИ



мёд


ПЧЕЛЫ




  1. Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.


Голубь, аист, стриж, ворона, клёст, сорока, грач, жаворонок.



*6. Обведи кружком букву правильного ответа.

Первыми на юг улетают:

а) водоплавающие; б) насекомые.

Тест «ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ?»

1.Что такое экология?

а) наука о животных

б) наука о растениях

в) наука о бережном отношении к окружающему миру

г) наука о космосе


2.Когда отмечают День Земли?

а) 22 апреля

б) 2 декабря

в) 1 января

г) 7 марта


3.Как называют защитников природы?

а) красные

б) белые

в) зеленые

г) синие


4.Какие ученые занимаются защитой окружающего мира?

а) филологи

б) уфологи

в) экологи

г) зоологи


5.Как ты можешь помочь в охране воздуха?

а) меньше дышать

б) не ездить в автобусе

в) высаживать деревья

г) ходить по улице в кислородной маске


6. Как ты можешь помочь в охране водоемов?

а) не купаться

б) меньше поливать растения

в) не бросать мусор в водоемы

г) меньше умываться


7. Что ты не должен делать в лесу?

а) собирать грибы

б) гулять

в) оставлять мусор

г) наблюдать за птицами


8.Какие растения и животные описываются в Красной книге?

а) находящиеся под угрозой исчезновения

б) ископаемые

в) редкие

г) восстановленные



Опросный лист «Природа благодарит и сердится»


Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:____________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Напиши, за что природа могла бы рассердиться на тебя:____________________________

_____________________________________________________________________________



Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)


Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, я), другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.
Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

- способа взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1.Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2.Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3.Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (Нарисованную дорогу)с образцом.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников
в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кою можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я хороший ученик»?

Критерии оценивания:

адекватность выделения качеств хорошего ученика
(успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Подведение итогов реализации программы

Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности.

Формы подведения итогов


2 класс

Праздник «Дары осени».

Экологическая игра «Хочу все знать!».

Конкурс рисунков «Птицы – наши друзья».

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».

Конкурс экологических сказок

Выставка «Поделки из бытовых отходов».

Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего двора».

Акция «Наш чистый школьный двор»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебников».


Описание материально-технического обеспечения программы.


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд.


Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 2013.


1


Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 2014

1


Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 2011

1


Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 2012.


1


Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 2014


1


Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 2013


1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!