Рабочая программа по курсу «Экологический клуб «Почемучка» в 1классе
Данная рабочая программа по курсу «Экологический клуб «Почемучка» разработана для обучающихся 1классов на 2016/2017 учебный год. Рабочая программа рассчитана на один учебный год и будет реализована в течение 2016/2017 учебного года. Рабочая программа предназначена в 2016/2017 учебном году. Программа рассчитана для изучения учащимися 1-х классов, 2 часа в неделю (Всего 66 часов) в соответствии с учебным календарем начальной школы на 2016/2017 учебный год. Изучение курса осуществляется за счет часов вариативной составляющей Учебного плана. Данная программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом концепции приоритетных направлений воспитательного образования.
Цели и задачи курса
Интеллектуальное развитие младших школьников.
Развитие сформированных умений, навыков, системы знаний.
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие устной речи;
развитие умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности способов познания мира, совершенствование начальных знаний, связей окружающей действительностью и школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении академических знаний.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Раздел 1. Планируемые результаты изучения курса «Экологический клуб «Почемучки»»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Раздел 2.Содержание учебного курса
Секреты живой и неживой природы
Условия, необходимые для жизни растений и животных города
Нравственные правила обращения с объектами природы
Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
Оказывать помощь птицам в зимнее время
Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
Первый уровень результатов освоения программы «Почемучки» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке школы.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности: ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», игры, викторины, конкурсы и др.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)
Раздел 3. Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» |
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 2 |
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 2 |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 2 |
4 | Серый хищник - волк | 2 |
5 | Хозяин леса - медведь | 2 |
6 | Любознательный зверёк -белка | 2 |
7 | Куница - охотник на белок | 2 |
8 | Лесной красавец - лось | 2 |
9 | Сердитый недотрога- ёж | 2 |
10 | Подземный житель - крот | 2 |
11 | Всеядное животное — барсук | 2 |
12 | Бобр-строитель | 2 |
13 | Запасливый бурундук | 2 |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 2 |
15 | Мышка-норушка | 2 |
16 | Рысь - родственник кошки | 2 |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 2 |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 2 |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 2 |
20 | Обобщающие занятие о диких животных | 2 |
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»32 |
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | 2 |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 2 |
23 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | 2 |
24 | «Лесной доктор» - дятел | 2 |
25 | Соловей - «великий маэстро» | 2 |
26 | Галка - городская птица | 2 |
27 | Загадочная птица - кукушка | 2 |
28 | «Пернатая кошка» - сова | 2 |
29 | Любимая птица - снегирь | 2 |
30 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | |
31 | Наш добрый сосед - скворец | 2 |
32 | «Золотая птица» — иволга | 2 |
33 | Обобщающее занятие о птицах | 2 |
| Итого: | 66 |
4