Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каракульская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Экологический клуб "Почемучка"
(направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное)
начального общего образования
для 1 класса
Разработчик:
Вайгель Татьяна Павловна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
с. Каракульское
Пояснительная записка
Программа экологического клуба «Почемучки» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1 класса, предусмотренным федеральным государственнымобразовательнымстандартом в области окружающего мира.
Программа «Почемучки» реализуетобщеинтеллектуальное направление.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Общая характеристика курса
Содержание программы «Почемучки», реализуется через заседания экологического клуба и предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Место курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ «Каракульская СОШ» на текущий учебный год.
Объём - 33 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Содержание программы
Введение в экологию
Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экскурсия в природу (Практика).
Молчаливые соседи
Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Фотовыставка «Наши любимцы». Пернатые друзья. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.
Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
(Практика).
О чем шепчут деревья
Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев.
Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города) (Практика).
Загадки животного мира
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах России и их приспособленность к зимнему периоду. Заочная экскурсия в краеведческий музей.
Заочное путешествие «Загадки животного мира».
Секреты неживой природы
Наблюдение за состоянием воды в природе (Экскурсия). Интересное в неживой природе.
Игра «Тайны вокруг нас».
Оранжерея на окне
Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений.
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений (Практика).
Человек - часть живой природы
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях (Практика). Правила ухода (Практика). Охрана природы
Знакомство с понятием «Красная книга».
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. Заочная экскурсия в оранжерею. Досуговые мероприятия: викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?
Праздник «День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки». Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу».
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол.часов | Дата проведения п/ф | Виды внеурочной деятельности |
Введение в экологию |
1 | Понятие о природе, красоте природы. | 1 | | | Беседа |
2 | Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. | 1 | | | Беседа |
3 | Человек, как природопользователь. | 1 | | | Беседа |
4 | Экскурсия в природу | 1 | | | Наблюдение |
Молчаливые соседи |
5 | Наблюдения за домашними питомцами. | 1 | | | Наблюдение, практическая работа |
6 | Установление природных закономерностей, взаимосвязей. | 1 | | | Обсуждение в группах |
7 | Фотовыставка «Наши любимцы» | 1 | | | Практическая работа |
Пернатые друзья |
8-9 | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. | 2 | | | Наблюдение Обсуждение в группах |
10 | Акции: «Кормушка», «Птичья столовая». | 1 | | | Проектная деятельность |
О чем шепчут деревья |
11-12 | Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | 2 | | | Беседа, обсуждение в группах |
13 | Игра «Путешественник» (деревья родного города). | 1 | | | Экологическая игра |
Загадки животного мира |
14 | Познавательные рассказы о жизни животных в лесах России и их приспособленность к зимнему периоду. | 1 | | | Чтение и обсуждение в группах |
15-16 | Заочная экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира». | 2 | | | Сообщение |
Секреты неживой природы |
17-18 | Состояния воды в природе. Интересное в неживой природе. | 2 | | | Наблюдение, сообщение |
19 | Игра «Тайны вокруг нас». | 1 | | | Экологическая игра |
Оранжерея на окне |
20 | Комнатные растения | 1 | | | Наблюдение |
21-22 | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 2 | | | Работа в группах, сообщение |
Человек - часть живой природы |
23-24 | Трудовая деятельность людей и ее значение в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. | 2 | | | Беседа |
25 | Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. | 1 | | | Практическая работа |
Охрана природы |
26 | Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | 1 | | | Беседа, обсуждение в группах |
27 | Заочная экскурсия в оранжерею | 1 | | | Сообщение |
Досуговые мероприятия |
28-33 | Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки». Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу». | 6 | | | Игровая, проектная деятельность |