Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Cредняя общеобразовательная школа № 9″
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей предметов гуманитарного цикла МБОУ ″СОШ № 9″ Протокол № от «__»__________2017 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР МБОУ ″СОШ № 9″ Ершова С.Ю. «__»__________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ″СОШ № 9″ Захарова Л.А. «__»__________2017 г. Приказ № от __.09.2017 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по научно – познавательному направлению
«Почемучка»
для 1 класса
Программу составил:
Учитель начальных классов
Петрова Татьяна Михайловна
город Троицк
Челябинская область
2017
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
- оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
классные часы;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела;
тренинги;
наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
ролевые игры;
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Содержание программы представлено следующими модулями:
Введение (1 ч) | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. |
Тайны за горизонтом (4 ч) | Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? Практические работы с картой. |
Жили-были динозавры... и не только они (5 ч). | Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий музей. |
Тайны камней (4 ч). | Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото? |
Загадки растений (5 ч). | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Практическая работа через сравнение. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой. |
Эти удивительные животные (3 ч). | Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными. |
Планета насекомых (4 ч). | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых. Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями. |
Загадки под водой и под землей (6 ч). | Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной. Растения-рекордсмены (1 ч). |
Заключение (1 ч) | Что мы узнали и чему научились за год. |
Тематическое планирование
Содержание раздела | Содержание темы | № урока | Количество часов |
Введение (1 ч) | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. | 1 | 1 |
Тайны за горизонтом (4 ч) | *Какой остров самый большой в мире? | 2 | 1 |
*Существует ли остров похожий на блюдце? | 3 | 1 |
*Какая страна самая маленькая в мире? | 4 | 1 |
*Как древние находили путь? | 5 | 1 |
Жили-были динозавры... и не только они (5 ч). | *Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? | 6 | 1 |
*Почему люди не летают? | 7 | 1 |
*Крокодилы. | 8 | 1 |
*Какое животное первым появилось на суше? | 9 | 1 |
*Как черепахи дышат под водой | 10 | 1 |
Тайны камней (4 ч). | *Когда были открыты драгоценные камни? | 11 | 1 |
*Что такое песок? | 12 | 1 |
*Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? | 13 | 1 |
*Как образуется золото? | 14 | 1 |
Загадки растений (5 ч). | *История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. | 15 | 1 |
*Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. | 16 | 1 |
*Где растут орехи? | 17 | 1 |
*Почему крапива жжется? | 18 | 1 |
*Как растет банановое дерево? | 19 | 1 |
Эти удивительные животные (3 ч). | *Потомки волка. | 20 | 1 |
*Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. | 21 | 1 |
*Кошки во времена прошлые. Все ли | 22 | 1 |
Планета насекомых (4 ч). | *Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. | 23 | 1 |
*Как пауки плетут свою паутину? | 24 | 1 |
*Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? | 25 | 1 |
*Охрана насекомых | 26 | 1 |
Загадки под водой и под землей (6 ч). | *Как изучают подводный мир. | 27 | 1 |
*Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? | 28 | 1 |
*Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? | 29 | 1 |
*Каково происхождение золотой рыбки? | 30 | 1 |
*Почему майские жуки забираются в землю? | 31 | 1 |
*Растения-рекордсмены * | 32 | 1 |
Заключение (1 ч) | Что мы узнали и чему научились за год. | 33 | 1 |
Итого: | | | 33 |
Календарно-тематическое планирование
Тема (раздел) (количество часов) | Тема каждого урока | Количество часов | Дата проведения урока | Домашнее задание | Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Формы текущего контроля успеваемости | Корректировка |
По плану | По факт |
Введение (1 ч) | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. | 1 | 05.09 | | | | Беседа | |
Тайны за горизонтом (4 ч) | *Какой остров самый большой в мире? | 1 | 12.09 | | | | Беседа | |
*Существует ли остров похожий на блюдце? | 1 | 19.09 | | | | Практическая работа | |
*Какая страна самая маленькая в мире? | 1 | 26.09 | | | | Игра | |
*Как древние находили путь? | 1 | 03.10 | | История появления Золотой Сопки (узнать у родителей) | | Практические работы с картой | |
Жили-были динозавры... и не только они (5 ч). | *Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? | 1 | 10.10 | | Рисунок | Экскурсия в краеведческий музей | Игра | |
| *Почему люди не летают? | 1 | 17.10 | | | | Работа в группах | |
*Крокодилы. | 1 | 24.10 | | | | Беседа | |
*Какое животное первым появилось на суше? | 1 | 07.11 | | | | Беседа. Практическая работа | |
*Как черепахи дышат под водой | 1 | 14.11 | | | | Беседа | |
Тайны камней (4 ч). | *Когда были открыты драгоценные камни? | 1 | 21.11 | | | Экскурсия в природу | Беседа | |
*Что такое песок? | 1 | 28.11 | | | Месторождения песка вЧелябинской области | Практическая работа | |
*Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? | 1 | 05.12 | | Лепка | Сказки Бажова | Работа в группах соревнование | |
*Как образуется золото? | 1 | 12.12 | | | Полезные ископаемые Челябинской области | Викторина | |
Загадки растений (5 ч). | *История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. | 1 | 19.12 | | | Экскурсия в природу для знакомства с местной флорой | Практическая работа | |
*Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. | 1 | 26.12 | | | | Игра | |
*Где растут орехи? | 1 | 09.01 | | | | Работа в группах | |
*Почему крапива жжется? | 1 | 16.01 | | | | Практическая работа через сравнение | |
| *Как растет банановое дерево? | 1 | 23.01 | | | | Соревнование | |
Эти удивительные животные (3 ч). | *Потомки волка. | 1 | 30.01 | | | Животные Челябинской области | Беседа Соревнование | |
*Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. | 1 | 06.02 | | | | Викторина | |
*Кошки во времена прошлые. Все ли | 1 | 13.02 | | | Мои домашние животные | Игра Работа в группах | |
Планета насекомых (4 ч). | *Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. | 1 | 20.02 | | | Экскурсия в краеведческий музей | Практическая работа | |
*Как пауки плетут свою паутину? | 1 | 27.02 | | Рисунок | | Беседа Игра | |
*Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? | 1 | 06.03 | | | | Беседа | |
*Охрана насекомых | 1 | 13.03 | | | Насекомые нашей местности | Игра- викторина | |
Загадки под водой и под землей (6 ч). | *Как изучают подводный мир. | 1 | 20.03 | | | Реки и озера нашего края | Виртуальная экскурсия в морской дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной | |
| *Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? | 1 | 03.04 | | Рисунок | | Работа в группах | |
*Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? | 1 | 10.04 | | Рисунок | | Соревнование лепка | |
*Каково происхождение золотой рыбки? | 1 | 17.04 | | Рисунок | | Рисование Беседа | |
*Почему майские жуки забираются в землю? | 1 | 24.04 | | | Насекомые нашего края | Игра | |
*Растения-рекордсмены | 1 | 08.05 | | | Растения нашего края | Викторина | |
Заключение (1 ч) | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | 15.05 | | | | Игра «Брейн-ринг» | |
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.