Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов и группы «Развитие»
протокол №1 от «29» августа 2016 г. | Утверждена педагогическим советом протокол № 1 от «31» августа 2016 г. | «Утверждаю»___________ Директор школы Самодуров Н.И. приказ № 50/5 от «01» сентября 2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
клуба «Юный патриот»
социального направления
для 3 – 4 классов
на 2016-2017 учебный год
Количество недельных часов 1 Количество часов в год 35
Составитель: учитель начальных классов
Солдатова Наталия Филипповна
с. Чесменка
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. с внесенными изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 г. и № 2357 от 22.09.2011 г., № 1060 от 18.12.2012, № 1576 от 31.12. 2015
Примерная основная образовательная программа НОО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04.2015 г.
Источник программы, автор:
Настоящая программа курса разработана на основе программы кружка «Юный патриот» 3-4 классы. Авторы-составители С.В. Сабина, Н. Я. Чутко. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2015
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа клуба «Юный патриот» является программой духовно-нравственного направления.
Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций», проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами, экскурсии в краеведческие музеи, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины, принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, белый цветок, акция добра и милосердия), собирать материалы для школьного музея, а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Формы организации учебных занятий: Программа предусматривает: коллективная, групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Практические занятия:
Творческие конкурсы
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные (виртуальные) путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
Личностными результатами изучения данного курса являются:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Метапредметные
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
должны уметь:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; Родина,
столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники;
ориентироваться в историческом времени;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе, селе;
различать символы государства, флаг, герб России;
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины; читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло,
трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего города, народу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | всего | Количество часов | Формы контроля, сроки |
в том числе на формы обучения |
Экскурсия | Конкурс, олимпиада, турнир, соревнование | Консультации | Постановка, репетиция, выступление | Исследовательская практика | Проект | |
1 | Я и моё Отечество | 5 | 1 | | | | 1 | | Э-у2 Иссл/пр-у5 |
2 | Я и школа | 5 | | 1 | | | | 1 | Проект-у6 Конк-у8 |
3 | Я и семья | 5 | | | | 1 | 1 | | Постан-у11 Иссл/пр-у14 |
4 | Я и я | 4 | | 1 | | 1 | 1 | | Иссл/пр-у16 Пост-у17,18 Конк-у19 |
5 | Я и культура | 4 | 1 | 1 | | | | | Конк-у20 Э-у22 |
6 | О Великой Отечественной войне (1941-1945) | 6 | 1 | 1 | | | | 1 | Конк-у24 Э-у25 Проект-у27 |
7 | Я и планета | 6 | 1 | | | | 1 | | Иссл/пр-у31 Э-у32 |
| Итого | 35 ч | 4 | 4 | | 2 | 4 | 2 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми Л. И. Грехова. – М.: Ипекса, 2014. – 286 с.
Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: методические рекомендации сост. В. Г. Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2015. – 45с.
Кузнецова Н. П. Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе: организация, планирование, контроль Н. П. Кузнецова, В. В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2014 – 250 с.
Лизинский В. М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания В. М. Лизинский Научно-методический журнал зам. Директора по воспитательной работе. Волгоград: Учитель, 2015. - №3.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования авт.-сост.: Е. В. Богданова, Н. В. Кондукова, Е. В. Хребтова. Волгоград: Учитель, 2014 -203 с.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-практическое оборудование простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные, простой карандаш, линейка, ластик.
Оборудование:
Гуашь, акварельные краски, тряпочка, кисти, баночка для воды
Клей, ножницы
Наборы цветной бумаги, картона, ткани.
Фломастеры
Цветные мелки
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Оборудование рабочего места учителя:
Классная доска
Персональный компьютер с принтером
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
Интернет ресурсы:
Великая Отечественная война (персональный сайт): http://1941-1945.at.ua/
Виртуальная экскурсия (сайт): https://sites.google.com/site/virtualnaaekskursiaasadova/video-ob-interesnom
Культура России XIX века: http://www.docme.ru/doc/111993/kul._tura-rossii-xix-veka
Российский героический календарь (сайт о боевых и трудовых подвигах):
http://rosgeroika.ru/russkie-svyatyie-voinyi/2013/september/poedinok-na-pole-na-kulikovom
Подпись учителя:____________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование темы | Количество часов | Дата |
по плану | по факту |
| Я и моё Отечество | 5 | | |
1 | Символика России | 1 | | |
2 | Символы нашего края. Экскурсия в школьный музей. | 1 | | |
3 | От вершины к корням. Из истории появления законов. | 1 | | |
4 | Основной закон жизни нашего государства | 1 | | |
5 | Исследовательская практика «Путешествие в страну Законию». | 1 | | |
| Я и школа | 5 | | |
6 | Проект «Моя школа». | 1 | | |
7 | Я и мой класс. Конкурс рисунков. | 1 | | |
8 | Конкурс «Мой любимый предмет». | 1 | | |
9 | Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 | | |
10 | Наказы будущим первоклассникам. Изготовление буклетов для дошколят. | 1 | | |
| Я и семья | 5 | | |
11 | Постановка «Доброта души» | 1 | | |
12 | Панорама добрых дел. | 1 | | |
13 | Забота о родителях - дело совести каждого | 1 | | |
14 | Исследовательская практика. Моя семья. Фотовыставка. | 1 | | |
15 | Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 1 | | |
| Я и я | 4 | | |
16 | Хочу и надо. Тест «Познай себя» | 1 | | |
17 | Постановка «Правила жизни». | 1 | | |
18 | Постановка «Можно или нельзя» в жизни. | 1 | | |
19 | Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | 1 | | |
| Я и культура | 4 | | |
20 | Встречаем Масленицу Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 | | |
21 | Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. Встреча с поэтами города | 1 | | |
22 | Известные художники. Экскурсия в сельскую библиотеку. | 1 | | |
23 | Война на страницах литературных произведений | 1 | | |
| О Великой Отечественной войне (1941-1945) | 6 | | |
24 | Есть такая профессия – защищать родину. Конкурсно - познавательная программа | 1 | | |
25 | Герои Великой Отечественной войны. Экскурсия в школьный музей. | 1 | | |
26 | Воронеж в годы В. О. войны. | 1 | | |
27 | Коллективный проект «Мы помним – мы ценим». Изготовление поздравительных открыток. | 1 | | |
28 | Мы – россияне. Анкетирование. | 1 | | |
29 | Я – гражданин и патриот России. Игра-викторина. | 1 | | |
| Я и планета | 6 | | |
30 | Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества | 1 | | |
31 | Исследовательская практика «Знаешь ли ты страны мира?» | 1 | | |
32 | Природа в поэзии. Экскурсия в сельскую библиотеку. | 1 | | |
33 | Я – житель планеты Земля. Круглый стол. | 1 | | |
34 | Будь природе другом. Урок-конференция. | 1 | | |
35 | Панорама добрых дел. | 1 | | |
| Итого | 35 | | |