Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)школа – интернат
ст-цы Крыловской
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от________20__года протокол № 1
Председатель_______ А.А.Детко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Волшебный карандаш»
Уровень : начальное общее образование 1 класс
Учитель Кащенко Л.В.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Волшебный карандаш» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Рабочая программа по по внеурочной деятельности « Волшебный карандаш» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
2.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, чтения, изобразительного искусства и ручного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Место программы в учебном плане
Программа разработана для учащихся 1 класса, рассчитана на 66 занятий в год. Периодичность проведения – 2 раз в неделю. Время занятия- 40 минут.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Регулятивные УД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учитьсяработать по предложенному учителем плану
Познавательные УД:
Коммуникативные УД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме.
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Календарно-тематический план (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание занятия |
|
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 2 | 01-06.09 | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) |
2 | «Что могут краски?» | 2 | 8-13.09 | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. |
3 | «Изображать можно пятном». | 2 | 15-20.09 | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». |
4 | «Изображать можно пятном».. | 2 | 22-27.09 | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку |
5 | «Осень. Листопад». | 2 | 29.09-04.10 | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. |
6 | «Силуэт дерева». | 2 | 06-11.10 | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. |
7. | «Грустный дождик». | 2 | 13-18.10 | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. |
8. | «Изображать можно в объёме». | 2 | 20-25.10 | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. |
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 2 | 27.10-08.11 | Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. |
10 | «Красоту нужно уметь замечать». | 2 | 10-15.11 | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. |
11 | «Узоры снежинок». | 2 | 17-22.11 | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. |
12 | Рисуем дерево тампованием. | 2 | 24-29.11 | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. |
13 | «Зимний лес». | 2 | 01-06.12 | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. |
14 | «Портрет Снегурочки». | 2 | 08-13.12 | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. |
15 | «К нам едет Дед Мороз».. | 2 | 15-20.12 | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону |
16 | «Ёлочка – красавица». | 2 | 22-27.12 | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция |
17 | «Дом снежной птицы». | 2 | 12-17.01 | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. |
18 | «Снежная птица зимы».. | 2 | 19-24.01 | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. |
18 | «Кто живёт под снегом». | 2 | 26-31.01 | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). |
19 | «Красивые рыбы». | 2 | 02-07.02 | Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природногоматериала |
20 | «Мы в цирке». | 2 | 09-21.02 | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
21 | «Волшебная птица весны». | 2 | 23-28.02 К | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. |
22 | «Моя мама». | 2 | 02-07.03 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
23 | «Цветы и травы» | 2 | 09-14.03 | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». |
24 | «Цветы и бабочки». | 2 | 16-21.03 | Декоративное рисование. Композиция в круге . Гуашь. |
25 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 2 | 23.03-04.04 | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. |
26 | «Моя семья» | 2 | 06-11.04 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. |
27 | «Веселые фигуры» | 2 | 13-18.04 | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. сновные цвета. Рисуем и играем. |
28 | «Домашние питомцы» | 2 | 20-25.04 | Рисование натюрморта | |
29 | «Победителям –Слава! | 2 | 27.04-02.05 | Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. |
|
30 | «Весенняя клумба» | 2 | 04-09.05К | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. |
31 | «Веселая игра» | 2 | 11-16.05 | Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх. |
32 | «Лето, здравствуй!» | 2 | 16-18.05 | Фантазия . Творческая работа. |
33 | «Маленькая галерея» | 2 | 23-25.05 | Заключительные занятия: выставка работ, награждение активистов |
Материально-техническое обеспечение
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор.
Видиоплейе).
Магнитофон.
Компьютер.
Сканер.
Принтер .
Литература:
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Репродукции картин.
ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МС Зам. директора по УВР
От _______ № ________ ____________ Л.В. Рей.
__________Т.А. Алёхина "___" _______ 20____г.
Руководитель МС