Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов: Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются:
иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
уметь работать по схемам различной сложности.
использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
основам логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
применять геометрические знания для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач;
вычислять периметр геометрических фигур;
выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар.
Данная рабочая программа по наглядной геометрии для 4 класса разработана на основе:
авторской рабочей программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл. Шадриной И.В.
В соответствии с учебным планом школы, предмет «Наглядная геометрия» в 4 классе реализуется в количестве 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы и методы организации видов деятельности – моделирование из бумаги, игры, исследовательская и проектная деятельность, работа в группах.
№ заня-тия | Тема занятия. | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме. | плановые сроки проведения | скорректированные сроки проведения |
1. | Повторение материала, изученного в 3-м классе (урок-путешествие). | Р. Работать по предложенному учителем плану. П. Перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | | |
2. | Повторение материала, изученного в 3-м классе. | Р. Высказывать своё предположение. П. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Вести диалог с «автором» учебника, вычитывать все виды текстовой информации. | | |
3. | Равносторонний и равнобедренный треугольники. | Р. Использовать различные способы поиска информации на заданную тему. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |
4. | Измерение углов. Транспортир. | Р. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | | |
5. | Построение углов заданной градусной меры. | Р. Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |
6. | Построение треугольника по трём заданным сторонам. | Р. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. П. Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами. К. Сслушать собеседника, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей | | |
7. | Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Организовывать учебное взаимодействие в группе. | | |
8. | Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Выстраивать логическую цепь рассуждений. К. Предвидеть последствия коллективных решений. | | |
9. | Обобщение изученного материала. | Р. Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |
10. | Площадь. Измерение площади палеткой. | Р. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. П. Использовать знако-символические средства представления информации. К. Слушать собеседника, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей | | |
11. | Числовой луч. | Р. Понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
12. | Числовой луч (закрепление). | Р. Формировать умение контролировать свои действия. П. Использовать знако-символические средства представления информации. К. Слушать собеседника, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей | | |
13. | Сетки. Игра «Морской бой». | Р. Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. П. Использовать различные способы поиска информации на заданную тему. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |
14. | Сетки. Координатная плоскость. | Р. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. П. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
15. | Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам. | Р. Понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. П. Использовать знако-символические средства представления информации. К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
16. | Обобщение изученного материала. | Р. Формировать умение контролировать свои действия. П. Использовать знако-символические средства представления информации. К. Слушать собеседника, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей | | |
17. | Осевая симметрия. | Р. Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |
18. | Осевая симметрия. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
19. | Симметрия. | Р. Применять установленные правила. П. Перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Критично относиться к собственному мнению. | | |
20. | Симметрия. | Р. Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |
21. | Симметрия (закрепление). | Р. Применять установленные правила. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Слушать собеседника, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей | | |
22. | Поворотная симметрия. | Р. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. П. Использовать различные способы поиска информации на заданную тему. К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
23. | Прямоугольный параллелепипед. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | | |
24. | Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртка параллелепипеда. | Р. Формировать умение контролировать свои действия. П. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |
25. | Цилиндр. | Р. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Слушать собеседника, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей | | |
26. | Цилиндр. Закрепление изученного материала. | Р. Использовать знако-символические средства представления информации. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
27. | Обобщение изученного материала. | Р. Применять установленные правила. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | | |
28. | Конус. | Р. Использовать различные способы поиска информации на заданную тему. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Слушать собеседника, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей | | |
29. | Конус. | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
30. | Пирамида. | Р. Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |
31. | Пирамида. | Р. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
32. | Шар. | Р. Применять установленные правила. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Слушать собеседника, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей | | |
33. | Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». | Р. Использовать знако –символические средства представления информации. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Излагать и аргументировать свою точку зрения. | | |
34. | Урок-игра «Геометрия». | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. К. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий | | |