1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009».
4. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.
Программа составлена с учетом рекомендаций и на основе программ:
1. Прохорова С.Ю, Хасьянова Е.А. Программы внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»/ С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова.-М.: Планета, 2013. - 40с.)
2. Спирина Е.В., Карпова М.Н. Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для учащихся 5 класса. Методические рекомендации. - Ульяновск. УИПКПРО, 2014. – 48 с.
3. Суркова Ю.С., Воротникова В.Н., Андриянова Л.А. Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край», включенных в сборник «Организация внеурочной деятельности в начальной школе»: сборник программ. В двух частях. Часть 2/ составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова; под общ. ред. Н.В. Калининой, В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 76 с.
Разработка программы исследовательско-краеведческого направления продиктована участием школы в РИП по теме: «Краеведение как технология становления и развития сельской общественно-активной школы».
Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса направлена на углубление знаний о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.
Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
Основной особенностью программы является то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомления и отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ развивающих творческие способности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланированы занятия в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.
В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия, полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала; развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.
Задачи программы:
- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края;
- знакомство с флорой, культурными и дикорастущими растениями родного края;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- развитие инициативности, гражданских качеств, любви к природе родного края;
- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за природные объекты;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
Условия реализации программы
1. Классные помещения.
2. Наличие технических средств.
3. Прикладной материал.
4. Методическая литература.
5. Возможность проведения занятий на природе.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа.
2) практические: экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.
Объём учебного времени 70 часов в год (2 часа в неделю).
Сроки реализации: 1 год.
Возраст детей: 11 – 13 лет.
Набор детей: свободный.
Состав группы: постоянный.
Занятия: групповые.
Межпредметные связи:
• с уроками биологии: знания о живых организмах;
• с уроками с географии: работа с картами;
• с уроками русского: работа с текстами изучаемых произведений, написание сочинений, сказок, загадок;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
• с уроками математики: статистическая обработка данных исследований;
• с уроками технологии: применение трудовых и технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.
1.2 Место курса в учебном плане
Содержание внеурочного компонента биологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования биологической грамотности.
В ходе освоения содержания базовых учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются элементарные представления о краеведческой деятельности.
Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы биологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.
Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в биологических ценностях.
1.3 Результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями
справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
бактериями, грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение
их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Обучающиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.__
,КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема занятия | Форма организации занятия | Планируемые результаты | ЦОР |
План | Ф | Метапредметные | Предметные | Личностные |
1 | | | Вводное занятие. Инструктаж ТБ | Вводная эвристическая беседа | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; П: навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Цели и задачи курса, значение исследования, работы с различными источниками в получении знаний. | Формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию; Развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления. | |
2 | | | Биология – наука о живой природе. | Открытие новых знаний | Р: умение определять цели деятельности. К: готовность слушать собеседника и вести диалог | выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; | Готовность и способность к образованию. | Книги, справочники, интернет |
3 | | | Биология в современном мире | Открытие новых знаний | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; П: навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов | Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира природы и общества; осознавать себя гражданином России. | www.km.ru/ education |
4 | | | Познаем себя с помощью природы | Открытие новых знаний | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П: выстраивать логическую цепь рассуждений. | сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; | Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. | Книги, справочники, интернет |
5 | | | Определение темперамента человека | Развивающий контроль | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | | Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира природы и общества | |
66 | | | Определение норм рационального питания | Рефлекция | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | | Восприятие информации по результатам индивидуального проекта, составление краткой записи | Книги, справочники, интернет |
7 | | | Научно-популярная литература на книжной полке | Беседа | П: ознакомление с новыми способами получения информации. | Методы ботанических исследований. | Развитие умений проведения полевых исследований, анализа результатов | www.km.ru/ education |
8 | | | Экскурсия в библиотеку | | |
9-10 | | | Занимательные опыты и эксперименты по биологии | Знакомство с новой информацией. | П: ознакомление с новыми способами получения информации. | Методы исследований. | Развитие умений получать, анализировать, и оценивать информацию | Книги, справочники, интернет |
11-12 | | | Лабораторное оборудование и приемы работы с ним | Развивающий контроль | Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Совершенствовать навыки работы с микроскопом. Типы питания и систематика одноклеточных животных | знание основных принципов и правил отношения к живой природе; | |
13-14 | | | Исследование природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом | Общеметодологическая направленность | формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию; | знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; | Книги, справочники, интернет |
15-16 | | | Строение растительной и животной клеток | Открытие новых знаний | формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию; | роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы | | |
17-18 | | | Изучение микропрепаратов по ботанике | Открытие новых знаний | классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; | | Книги, справочники, интернет |
19-20 | | | Изучение зоологических микропрепаратов | Открытие новых знаний | | |
21-22 | | | Тп «Бактерии- враги или друзья?» | Актуализации и творческого представления знаний | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Строение, неклеточная форма, действие на организимы, заболевания вирусные. | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; | www.km.ru/ education |
23 | | | Биология в ребусах | Актуализации знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | | Книги, справочники, интернет |
24 | | | Биология в кроссвордах | Актуализации знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | | www.km.ru/ education |
25 | | | В мире флоры и фауны | Актуализации знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; | книги «Живая азбука природы Ульяновской об-ласти» С.Г. Зе- леева, Красная Книга Ульянов-ской области |
226 | | | Жизненные формы растений | Открытие новых знаний | П: умения учиться: навыки поиска, анализа и интерпретации информации. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Жизненные формы растений. | Формулировать и соблюдать самому простые правила | |
227 | | | Леса Ульяновской области | Общеметодологическая направленность | знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям | Типы лесов Ульяновской области. | | книги «Живая азбука природы Ульяновской об-ласти» С.Г. Зе- леева, Красная Книга Ульянов-ской области |
228 | | | Сосна обыкновенная. Береза | Актуализация знаний | К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других | Типы лесов Ульяновской области. Лекарственные растения. | Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в | | |
29-30 | | | Мои зеленые друзья: растения-индикаторы, вредные растения | Открытие новых знаний | формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; | | Книги, справочники, интернет |
31 | | | Комнатные растения | Актуализации знаний. | формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; | | www.km.ru/ education |
32-33 | | | «Я умею и могу ухаживать за комнатными растениями » | П/р | формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию; | роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; | |
34-35 | | | Размножение комнатных растений | П/р | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | Познакомиться с основными приемами размножения растений | | Книги, справочники, интернет |
36 | | | Культурные растения | Актуализации знаний. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений. | | www.km.ru/ education |
337 | | | Василёк русский | Актуализации знаний. | учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений. | | книги «Живая азбука природы Ульяновской об-ласти» С.Г. Зе- леева, Красная Книга Ульянов-ской области |
338 | | | Тюльпаны степные и садовые | Актуализации знаний. | К: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; | Эфемероиды. Вегетативное размножение луковицами. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | |
39-40 | | | «Из чего ты каша?» Знакомство со злаковыми растениями и зерновыми культурами | Развивающий контроль | учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. | | книги «Живая азбука природы Ульяновской об-ласти» С.Г. Зе- леева, Красная Книга Ульянов-ской области |
41 | | | Лекарственные растения | Актуализации знаний. | учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | Лекарственные растения | | книги «Живая азбука природы Ульяновской об-ласти» С.Г. Зе- леева, Красная Книга Ульянов-ской области |
42 | | | Мать-и-мачеха. Одуванчик | Актуализации знаний. | П: умения учиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. | Лекарственные растения | Развитие познавательных навыков учащихся с помощью практикоориентированной и личностнозначимой информации | книги «Живая азбука природы Ульяновской области» С.Г. Зелеева, Красная Книга Ульяновской области |
443 | | | Шиповник. Шалфей | Актуализации знаний. | Р: Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ. П: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | Редкие растения Ульяновской области | Искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину | карта растительности Ульяновской области, книга «Лекарственные растения» |
44-45 | | | Определение лекарственных растений | П/р | П: умения учиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. | Лекарственные растения | Развитие познавательных навыков учащихся с помощью практикоориентированной и личностнозначимой информации | карта растительности Ульяновской области, книга «Лекарственные растения» |
46 | | | Легенды о цветах | Актуализации знаний. | учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; | | |
47 | | | По страницам Красной книги. Растения | Общеметодологическая направленность | формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий; | знание основных правил поведения в природе анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. | | книги «Живая азбука природы Ульяновской области» С.Г. Зелеева, Красная Книга Ульяновской области |
48 | | | Красная книга Ульяновской области | Общеметодологическая направленность | формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий; | | карта растительности Ульяновской области, книга «Лекарственные растения» |
49 | | | Жизнь животных на разных материках | Актуализации знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Научиться приобретать знания о самых удивительных животных | | |
50 | | | Великаны и лилипуты животного мира | Актуализации знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; | www.km.ru/ education |
51 | | | Самые быстрые, ловкие, сильные | Актуализации знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения | | Книги, справочники, интернет |
52 | | | Роль животных в природе и жизни человека | Актуализации знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека | | www.km.ru/ education |
53 | | | По страницам Красной книги. Животные | Актуализации знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; | книги «Живая азбука природы Ульяновской области» С.Г. Зелеева, Красная Книга Ульяновской области |
54 | | | «В союзе с природой» Экологический турнир | Актуализации и творческого представления знаний | Р: Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | Экологические группы растений. | Развитие умений искать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию | |
55 | | | Виртуальное путешествие по охраняемым местам Ульяновской области | Актуализации и творческого представления знаний | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Особо охраняемые природные территории, статус, виды, значение | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | Книги, справочники, интернет |
556 | | | Путешествие в Экоград | Актуализации и творческого представления знаний | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека | формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. | www.km.ru/ education |
57 | | | Удивительный мир птиц | Актуализации и творческого представления знаний | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; | | книги «Живая азбука природы Ульяновской области» С.Г. Зелеева, Красная Книга Ульяновской области |
58 | | | Голоса птиц | Актуализации и творческого представления знаний | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; | | www.km.ru/ education |
59-60-61 | | | Изготовление кормушек. Наблюдение за птицами | Актуализации и творческого представления знаний | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме | | Книги, справочники, интернет |
62-63 | | | Экскурсия «Живая красная книга» | Экскурсия-исследование | Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты | Маршрутный метод, метод пробных площадок, наблюдение, фиксация данных. Систематика растений. | Искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину. | www.km.ru/ education |
64-65 | | | Тп «Красная книга Барышского района » | Актуализация знаний | формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию; | овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. | | www.km.ru/ education |
66 | | | В союзе с природой | Коллективная работа | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. | | Книги, справочники, интернет |
67 | | | Биология в ребусах | Коллективная работа | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; | Книги, справочники, интернет |
68 | | | Познавательно-интелектуальная игра «Люди, звери, птицы на земле должны ужиться» | Актуализации и творческого представления знаний | формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию; | овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. | www.km.ru/ education |
69-70 | | | Подведение итогов. Задания на лето | Конференция. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Р: в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Методы летних полевых исследований. Правила представления результатов исследования | Защита индивидуального проекта, оценка проекта одноклассника. Оценка своего труда, планирование исследовательской деятельности на лето. | www.km.ru/ education |