СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательная грамматика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"»

Пояснительная записка



Программа курса «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

  • основной образовательной программой начального общего образования на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.



Цель занятий, проводимых по данной программе,

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке

  • содействовать развитию речи детей

  • совершенствовать у них навыки лингвистического анализа

  • повышать уровень языкового развития школьников

  • воспитывать познавательный интерес к родному языку

  • решать проблемы интеллектуального развития младших школьников


Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.


Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

  2. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания.


Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Соколова Т.Н. Школа развития речи. Рабочая тетрадь в 2-х частях. М: Росткнига, 2011г.

Содержание учебного курса

Речь. Техника и выразительность речи (9 часов)

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.



Слово (6 часов)

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.



Предложение и словосочетание (в течение всего курса)

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.



Текст (18 часов)

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.



Планируемые результаты курса

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.










































Календарно – тематическое планирование



Тема занятия


Решаемые проблемы (цель)


Планируемый результат и уровень усвоения

Календарные сроки прохождения программы

план

факт

1

Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры

Как продолжить работу над понятиями: омонимы, омофоны, омоформы; познакомить с каламбурами – космическими обыгрываниями омонимов, омофонов, омоформ

Продолжат знакомство с понятиями: омонимы, омофоны, омоформы; познакомятся с каламбурами



2

Фразеологизмы

Продолжить работу над фразеологизмами

Научатся определять фразеологизмы



3

Фразеологизмы

Как научить отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи

Научатся сочинять рассказ с использованием фразеологизмов



4

Диалектизмы

Как познакомить с диалектизмами; показать значение диалектизмов в литературном языке

Научатся находить диалектизмы в литературном языке



5

Сравнение, эпитеты, олицетворение

Как обобщить сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете; работать над навыками употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи

Научатся обобщать сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете



6

Метафора

Как познакомить с метафорой; показать роль метафоры в художественном тексте

Научатся находить метафоры в художественном тексте



7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Как научить отрабатывать умение уместного употребления пословиц в речи

Научатся объяснять смысл пословиц и поговорок, афоризмов, отличать их друг от друга



8

Сочинение по пословице

Как научить составлять текст по заданной пословице

Научатся придумать свою историю, раскрывающую смысл данной пословицы



9

Анализ сочинений по пословице

Итого: 9 часов

Как научить редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки

Научатся исправлять свои лексические и стилистические ошибки



10

Художественный стиль. Общее понятие

Как познакомить с художественным стилем; научить составлять текст в художественном стиле

Как научить составлять текст в художественном стиле

Научатся составлять текст в художественном стиле




11

Сочинение – пейзажная зарисовка



12

Рифма

Как дать понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте

Научатся подбирать рифмы, сочинять стихи



13

Диалог и монолог

Как повторить изученное о диалоге как о формах речи

Научатся сочинять диалоги и монологи



14

Драматические импровизации

Как познакомить с пьесой как драматическим произведением, научить трансформировать рассказ в пьесу

Подготовить инсценировку




15

Драматические импровизации



16

Композиция текста. Основные элементы композиции

Итого: 7 часов

Как познакомить с элементами композиции текста

Научатся находить основные элементы композиции: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку; написать шуточный рассказ, сказку




17

Композиция текста. Работа с деформированным текстом

Как научить определять элементы композиции текста



18

Творческая работа

Как научит писать сочинение на определённую тему

Научатся писать сочинение на определённую тему



19

Сочинение-миниатюра в художественном стиле

Как научить составлять текст в художественном стиле

Научатся писать сочинение в художественном стиле



20

Творческая работа

Как научить писать сочинение сказки по опоре; развивать фантазию учащихся

Научатся писать сказку



21

Публицистический стиль

Как познакомить с публицистическим стилем и его особенностями

Будут учиться писать сочинение в публицистическом стиле



22

Газетно-публицистический стиль

Как познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля

Познакомятся с особенностями данного стиля



23

Деловая игра «Вёрстка газеты»

Как научить выпускать классную стенную газету

Научатся особенностям газетно-публицистического стиля



24

Официально-деловой стиль

Как познакомить с официально-деловым стилем; научить написанию деловых документов

Познакомятся с особенностями официально-делового стиля



25

Тезисы. Конспект

Как научить писать конспекты статей

Научатся конспектировать статьи



26

Аннотация

Итого: 10 часов

Как научить составлять аннотации к прочитанным книгам

Научатся писать аннотации к прочитанным книгам



27

Я пишу письмо

Как познакомить с особенностями эпистолярного жанра

Научатся писать письмо другу



28

Личный дневник

Как научить вести записи в личном дневнике; показать важность ведения дневника

Научатся вести записи в личном дневнике



29

Сочинение «Мои любимые стихи»

Как научить читать стихи выразительно; писать аннотации к прочитанным стихам

Научатся писать аннотации к прочитанным стихам



30

Сочини сценарий для мультфильма

Как научить писать сценарий мультфильма

Научатся писать сценарий мультфильма



31

Лингвистический турнир

Как обобщить знания учащихся по пройденному материалу

Проверят свои знания



32

Лингвистический турнир

Проверка знаний



33

Олимпиада по русскому языку

Проверка знаний



34

Итоговое занятие

Итого: 8 часов

Как подвести итог занятий по развитию речи






17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!