Пояснительная записка
Программа курса «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
основной образовательной программой начального общего образования на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий, проводимых по данной программе,
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа
повышать уровень языкового развития школьников
воспитывать познавательный интерес к родному языку
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Соколова Т.Н. Школа развития речи. Рабочая тетрадь в 2-х частях. М: Росткнига, 2011г.
Содержание учебного курса
Речь. Техника и выразительность речи (9 часов)
Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово (6 часов)
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание (в течение всего курса)
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст (18 часов)
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Планируемые результаты курса
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Решаемые проблемы (цель) | Планируемый результат и уровень усвоения | Календарные сроки прохождения программы |
план | факт |
1 | Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры | Как продолжить работу над понятиями: омонимы, омофоны, омоформы; познакомить с каламбурами – космическими обыгрываниями омонимов, омофонов, омоформ | Продолжат знакомство с понятиями: омонимы, омофоны, омоформы; познакомятся с каламбурами | | |
2 | Фразеологизмы | Продолжить работу над фразеологизмами | Научатся определять фразеологизмы | | |
3 | Фразеологизмы | Как научить отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи | Научатся сочинять рассказ с использованием фразеологизмов | | |
4 | Диалектизмы | Как познакомить с диалектизмами; показать значение диалектизмов в литературном языке | Научатся находить диалектизмы в литературном языке | | |
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворение | Как обобщить сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете; работать над навыками употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи | Научатся обобщать сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете | | |
6 | Метафора | Как познакомить с метафорой; показать роль метафоры в художественном тексте | Научатся находить метафоры в художественном тексте | | |
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | Как научить отрабатывать умение уместного употребления пословиц в речи | Научатся объяснять смысл пословиц и поговорок, афоризмов, отличать их друг от друга | | |
8 | Сочинение по пословице | Как научить составлять текст по заданной пословице | Научатся придумать свою историю, раскрывающую смысл данной пословицы | | |
9 | Анализ сочинений по пословице Итого: 9 часов | Как научить редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки | Научатся исправлять свои лексические и стилистические ошибки | | |
10 | Художественный стиль. Общее понятие | Как познакомить с художественным стилем; научить составлять текст в художественном стиле Как научить составлять текст в художественном стиле | Научатся составлять текст в художественном стиле | | |
11 | Сочинение – пейзажная зарисовка | | |
12 | Рифма | Как дать понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте | Научатся подбирать рифмы, сочинять стихи | | |
13 | Диалог и монолог | Как повторить изученное о диалоге как о формах речи | Научатся сочинять диалоги и монологи | | |
14 | Драматические импровизации | Как познакомить с пьесой как драматическим произведением, научить трансформировать рассказ в пьесу | Подготовить инсценировку | | |
15 | Драматические импровизации | | |
16 | Композиция текста. Основные элементы композиции Итого: 7 часов | Как познакомить с элементами композиции текста | Научатся находить основные элементы композиции: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку; написать шуточный рассказ, сказку | | |
17 | Композиция текста. Работа с деформированным текстом | Как научить определять элементы композиции текста | | |
18 | Творческая работа | Как научит писать сочинение на определённую тему | Научатся писать сочинение на определённую тему | | |
19 | Сочинение-миниатюра в художественном стиле | Как научить составлять текст в художественном стиле | Научатся писать сочинение в художественном стиле | | |
20 | Творческая работа | Как научить писать сочинение сказки по опоре; развивать фантазию учащихся | Научатся писать сказку | | |
21 | Публицистический стиль | Как познакомить с публицистическим стилем и его особенностями | Будут учиться писать сочинение в публицистическом стиле | | |
22 | Газетно-публицистический стиль | Как познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля | Познакомятся с особенностями данного стиля | | |
23 | Деловая игра «Вёрстка газеты» | Как научить выпускать классную стенную газету | Научатся особенностям газетно-публицистического стиля | | |
24 | Официально-деловой стиль | Как познакомить с официально-деловым стилем; научить написанию деловых документов | Познакомятся с особенностями официально-делового стиля | | |
25 | Тезисы. Конспект | Как научить писать конспекты статей | Научатся конспектировать статьи | | |
26 | Аннотация Итого: 10 часов | Как научить составлять аннотации к прочитанным книгам | Научатся писать аннотации к прочитанным книгам | | |
27 | Я пишу письмо | Как познакомить с особенностями эпистолярного жанра | Научатся писать письмо другу | | |
28 | Личный дневник | Как научить вести записи в личном дневнике; показать важность ведения дневника | Научатся вести записи в личном дневнике | | |
29 | Сочинение «Мои любимые стихи» | Как научить читать стихи выразительно; писать аннотации к прочитанным стихам | Научатся писать аннотации к прочитанным стихам | | |
30 | Сочини сценарий для мультфильма | Как научить писать сценарий мультфильма | Научатся писать сценарий мультфильма | | |
31 | Лингвистический турнир | Как обобщить знания учащихся по пройденному материалу | Проверят свои знания | | |
32 | Лингвистический турнир | Проверка знаний | | |
33 | Олимпиада по русскому языку | Проверка знаний | | |
34 | Итоговое занятие Итого: 8 часов | Как подвести итог занятий по развитию речи | | | |
17