Муниципальное образование «Усть-Илимский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тубинская средняя общеобразовательная школа»
(«МОУ «Тубинская СОШ»)
Рассмотрено МО начальных классов Протокол № 1 От 31.08.2017г. Руководитель МО ____________Карих Н.А. | Согласовано МС Протокол № 1 От 01.09.2017г. Председатель МС _______________ Е. В. Зепп | Утверждаю Приказ № ________ от __________2017г. Директор МОУ «Тубинская СОШ» __________Л. А. Солдатенко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
для обучающихся 4 класса
МОУ «Тубинская СОШ»
на 2017 – 2018 учебный год
Образовательная область: математика
Разработал (а):
ФИО Немцева Оксана Александровна
учитель начальных классов__________
Должность, предмет
первая квалификационная категория__
Категория
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» предназначена для ведения в 4-ом классе и составлена в соответствии:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22.09.2011г № 2357, от 18.12.2012г.№ 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. №1576).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемых результатов начального общего образования;
- Авторской программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: Издательство РОСТ , 2012 г с учетом требований ФГОС.
- Основной общеобразовательной программы начального образования МОУ «Тубинская
СОШ» (с изменениями на 01.09.2017г);
- Учебного плана МОУ «Тубинская СОШ » на 2017-2018 учебный год и ориентирована
на работу по учебно-методическому комплекту:
-Холодова О.А, «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)», методическое пособие, 4 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2012 г
-Холодова О.А, «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»: Рабочая тетрадь в двух частях, М.Издательство РОСТ, 2012 г
Курс включает 1 занятие в неделю по 40 минут, всего 34 занятия.
В рабочую программу внесено изменение количества часов на изучение: по программе 36 часов, в рабочей программе - 34 ч.
Программа «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально – развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Система представленных занятий и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления.
Предлагаемая программа имеет естественно – научную направленность, так как в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Составлена в соответствии:
Для формирования логических приемов мышления используют различные нестандартные задания, которые требуют поисковой деятельности обучающихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности обучающихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Основные принципы распределения материала:
1. системность: задания располагаются в определённом порядке;
2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4. увеличение объёма материала;
5. наращивание темпа выполнения заданий;
6. смена разных видов деятельности.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Рекомендуемая модель занятий в 4-ом классе:
1. «Мозговая гимнастика»
2. Разминка
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения
4. Гимнастика для глаз
5. Логически – поисковые задания
6. Веселая переменка
7. Нестандартные задачи
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Используемые методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Методы обучения: словесные в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, проектной деятельности), методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
Педагогические технологии: системно-деятельностный подход в обучении, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, обучение в сотрудничестве, метод проектов, технология разноуровневого и дифференцированного обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Планируемые результаты освоения курса «Юным умникам и умницам»
Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные УУД:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
1.Тренировка психических процессов.
-развитие концентрации внимания;
-тренировка слуховой и зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера.
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-уникурсальные кривые;
-построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм";
-разрезание фигур.
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
-задачи на переливание;
-задачи на взвешивание;
-математический фокус ;
-математические ребусы;
-арифметические лабиринты с воротами;
-магические квадраты.
4. Нестандартные задания логического характера
-логические задачи на причинно-следственные цепочки;
-задачи с опорой на жизненные ситуации;
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
5.Игры А. З. Зака.
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме.( "Муха", "Просветы", "Ход конём".
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических данных процессов. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач обучающиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения на уровне начального общего образования является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Нестандартные задачи логического характера. Задания геометрического характера:
уникурсальные кривые;
составление и моделирование предметов;
построение фигур из счетных палочек;
построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
Систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.
Нестандартные задачи алгебраического характера.
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание:
Они обучают обучающихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Игры Зака А. А. ("Муха", "Просветы"). Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало учебного года. | 1 | уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий. |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 | уметь переключать, распределять внимание, знать значение слов и выражений, выделять закономерности, завершать схемы, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, уметь называть общие и отличительные признаки предметов |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 | искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий, различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, ориентироваться в пространстве листа, познакомиться с анаграммами. выделять черты сходства и различия, узнавать предметы по их признакам, уметь формулиро- вать выводы; отвечать на итоговые вопросы |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 4 | знать алгоритм работы в группе, уметь делать умозаключения из двух суждений анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи, уметь вести осмысленное наблюдение, определять на глаз размеры предмета |
6 | Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 | уметь находить закономерности в расположении фигур, различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы, знать понятие «фразеологизм», уметь обобщать предметы по их признакам, выделять черты сходства и различия. |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 4 | знать понятия: изограф, числограф, уметь объяснять значение слов, уметь преобразовывать фигуры из спичек, объяснять значение слов и выражений |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 4 | находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, выделять черты сходства и различия, сравнивать предметы, отгадывать и составлять ребусы, знать понятие «синоним», уметь анализировать ситуацию, выделять и объяснять закономерности |
9 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
| Итого | 34 | |
Календарно-тематическое планирование занятий «Умники и умницы» (Приложение)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература для обучающихся:
Холодова О.А, «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»: Рабочая тетрадь в двух частях, М.: Издательство РОСТ, 2012 г
Учебно – методическая литература для учителя:
1.Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», методическое пособие, 4 класс, М: Издательство РОСТ, 2012 г
2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
3.Демидова М. Ю [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой «Оценка достижения планируемых результатов на уровне начального общего образования», М.: Просвещение, 2010г.
4. Гончарова С. Н. «Развитие мышления на уроках на уровне начального общего образования» М.: Астрель, 2004г.
5. Керова В. Г. «Нестандартные задачи по математике», Москва: ВАКО, 2013г.
6. Олимпиадные задания для 4 класса, компакт-диск, Учитель, 2014г.
Использование сайтов, интернет ресурсов:
Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru/.
Сайт «Все для учителей начальной школы» - http://www.nsc.1september.ru
Сайт Сообщества взаимопомощи учителей - Рedsovet.su/http://www.proshkolu.ru/
Сайт взаимопомощи учителей - infourok.ru.
Сайт для учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
Сайт - https://ru.wikipedia.
Сайт словарей - www.gramota.ru/slovari/
Сайты детских презентаций - viki.rdf.ru/, prezentacii.com/detskie/, 900igr.net/
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» http://www.standart.edu.ru
Сайт - http://school-russia.prosv.ru/info.
Технические средства обучения
- Компьютер с принтером, проектор
- фотоаппарат
Оборудование класса
- Ученические столы со стульями.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Маркерная доска