СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса "Юным умникам и умницам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» предназначена для ведения в 4-ом классе. Программа «Юным умникам и умницам»  представляет систему интеллектуально – развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Система представленных занятий и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления.

Просмотр содержимого документа
«КТП по внеурочке У и У»

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Юным умникам и умницам», (4 класс) (1 час в неделю – 34 часа)

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

Дата проведе

ния


Коррек

тиров

ка

предметные

метапредметные

личностные




1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий.

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


Формирование

учебных мотивов.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений



2


Развитие концентрации внимания.

Уметь переключать, распределять внимание.
Знать значение слов и выражений

Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общи законов, определяющих данную предметную область, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей, доказательство


Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.



3


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


Уметь делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности

Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.




4


Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

Высказывать под руководством педагога общие правила поведения при сотрудничестве

Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

Учить делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.



5


Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Знать алгоритм работы в группе. Уметь делать умозаключения из двух суждений

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Учиться работать по предложенному учителем плану. Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,


Формирование

учебных мотивов.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи.



6


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь находить закономерности в расположении фигур

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир.


Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.



7


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Знать понятия: изограф, числограф. Уметь объяснять значение слов. Уметь преобразовывать фигуры из спичек.



Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общи законов, определяющих данную предметную область, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей, доказательство

Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе. Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений


Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений



8


Развитие быстроты реакций, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Интерес к способу решения и общему способу действия

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Выделять закономерности, завершать схемы.




9


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь называть общие и отличительные признаки предметов

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

Анализировать информацию учебника; формулировать выводы из изученного; отвечать на итоговые вопросы



10


Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности

Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общи законов, определяющих данную предметную область, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей, доказательство

Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире.

Формирование адекватной оценки своих достижений Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.



11


Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.




12


Тренировка зрительной памяти.

Уметь вести осмысленное наблюдение, определять на глаз размеры предмета

Анализ объектов с целью выделения признаков Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование адекватной оценки своих достижений

Выделять закономерности, завершать схемы. Давать несложные определения понятиям. Обучение поиску закономерностей



13


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Уметь отгадывать и составлять ребусы,

находить

закономерности в расположении фигур по значению двух признаков

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради., умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности


Формирование

познавательных

мотивов – интерес к новому.

Обучение поиску закономерностей.
Выделять черты сходства и различия



14


Развитие воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Знать алгоритм работы в группах. Уметь составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку Уметь преобразовывать фигуры из спичек.


Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

Интерес к способу решения и общему способу действия Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений



15


Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Выделять закономерности, завершать схемы.



16


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общи законов, определяющих данную предметную область, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей, доказательство

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений


Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.





17

Тренировка внимания.

Уметь вести осмысленное наблюдение, устанавливать причинно-следственные связи.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию,  построение речевого высказывания в устной форме, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.




18


Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь объяснять значение слов и выражений.


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Целостный, социально ориентирован-

ный взгляд на мир Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

Оставлять и преобразовывать фигуры. Ориентироваться в пространстве листа.



19


Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь анализировать ситуацию и выявлять закономерности, делать умозаключения

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общи законов, определяющих данную предметную область, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей, доказательство

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - учиться выполнять различные роли в группе

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.





20


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Уметь преобразовывать фигуры из спичек.


Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»

Обучение поиску закономерностей. Выделять черты сходства и различия



21


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Уметь анализировать ситуацию и  обобщать предметы по их признакам. Уметь преобразовывать фигуры из спичек, разгадывать ребусы

Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Знакомство с анаграммами. Выделять черты сходства и различия. Узнавать предметы по их признакам.



22


Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи


Знать понятие «фразеологизм». Уметь обобщать предметы по их признакам, выделять черты сходства и различия.


Структурирование знаний.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение речевого высказывания в устной форме,


В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

Знакомство с фразеологизмами. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений. Выделять черты сходства и различия.



23


Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Знать понятие «фразеологизм». Уметь обобщать предметы по их признакам, выделять черты сходства и различия.

Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.

Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное,

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.


Фразеологизм. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений. Выделять черты сходства и различия.



24


Тренировка внимания.


Уметь описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.


Составлять и преобразовывать фигуры.

Ориентироваться в пространстве листа.




25


Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь анализировать ситуацию и  обобщать предметы по их признакам.

Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общи законов, определяющих данную предметную область, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей, доказательство Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Интерес к способу решения и общему способу действия. Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений


Знакомство с анаграммами. Выделять черты сходства и различия. Узнавать предметы по их признакам.



26

Тренировка зрительной памяти.

Уметь вести осмысленное наблюдение, определять на глаз размеры предмета.

Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире.

Объяснять смысл фразеологизмов. Выделять закономерности, завершать схемы.



27


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Знать понятие «синоним». Уметь анализировать ситуацию, выделять и объяснять закономерности

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий. Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное

Формирование

познавательных

мотивов – интерес к новому.

 Понятие «синоним». Давать несложные определения понятиям. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия



28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Уметь анализировать ситуацию и  обобщать предметы по их признакам. Уметь преобразовывать фигуры из спичек, разгадывать ребусы






Уметь устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общи законов, определяющих данную предметную область, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей, доказательство

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.


Интерес к способу решения и общему способу действия. Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений


Знакомство с анаграммами. Выделять черты сходства и различия. Узнавать предметы по их признакам.


 



29


Развитие быстроты реакций, мышления

Самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки


30


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уметь называть общие и отличительные признаки предметов


Анализ объектов с целью выделения признаков. Оценка - осознание качества и уровня усвоения Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

Формирование

познавательных

мотивов – интерес к новому

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание



31


Тренировка внимания.

Уметь устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

Формирование адекватной оценки своих достижений. Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.





32


Тренировка слуховой и зрительной памяти.


Уметь формулиро-

вать выводы; отвечать на итоговые вопросы

Уметь последовательно описывать действие предметов

Отличать верно выполненное задание от неверного Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное

Установка на здоровьесберегающий образ жизни

Целостный, социально ориентирован-

ный взгляд на мир



Учить делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.



Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование общей способности искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общи законов, определяющих данную предметную область, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей, доказательство

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.



33

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация.

Уметь излагать свои мысли ясно и последовательно, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий




Уметь самостоятельно выполнять предложенные задания

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Объяснять значение слов и выражений





Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений



34


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.





Просмотр содержимого документа
«РП Умники и умницы»

Муниципальное образование «Усть-Илимский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тубинская средняя общеобразовательная школа»

(«МОУ «Тубинская СОШ»)



Рассмотрено

МО начальных

классов

Протокол № 1

От 31.08.2017г.

Руководитель МО

____________Карих Н.А.

Согласовано

МС

Протокол № 1

От 01.09.2017г.

Председатель МС


_______________ Е. В. Зепп

Утверждаю

Приказ № ________

от __________2017г.

Директор МОУ

«Тубинская СОШ»


__________Л. А. Солдатенко








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юным умникам и умницам»

для обучающихся 4 класса

МОУ «Тубинская СОШ»

на 2017 – 2018 учебный год


Образовательная область: математика






Разработал (а):

ФИО Немцева Оксана Александровна

учитель начальных классов__________

Должность, предмет

первая квалификационная категория__

Категория








2017 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» предназначена для ведения в 4-ом классе и составлена в соответствии:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22.09.2011г № 2357, от 18.12.2012г.№ 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. №1576).

- Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России;

- Планируемых результатов начального общего образования;

- Авторской программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: Издательство РОСТ , 2012 г с учетом требований ФГОС.

- Основной общеобразовательной программы начального образования МОУ «Тубинская

СОШ» (с изменениями на 01.09.2017г);

- Учебного плана МОУ «Тубинская СОШ » на 2017-2018 учебный год и ориентирована

на работу по учебно-методическому комплекту:

-Холодова О.А, «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)», методическое пособие, 4 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2012 г

-Холодова О.А, «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»: Рабочая тетрадь в двух частях, М.Издательство РОСТ, 2012 г

Курс включает 1 занятие в неделю по 40 минут, всего 34 занятия.

В рабочую программу внесено изменение количества часов на изучение:   по программе 36 часов, в рабочей программе - 34 ч.

Программа «Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально – развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Система представленных занятий и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления.

Предлагаемая программа имеет естественно – научную направленность, так как в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

  Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся, на основе системы развивающих занятий.

     Основные задачи курса:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Программа  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Составлена в соответствии:

Для формирования логических приемов мышления используют различные нестандартные задания, которые требуют поисковой деятельности обучающихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности обучающихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности.

Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основные принципы распределения материала:

1. системность: задания располагаются в определённом по­рядке;

2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4. увеличение объёма материала;

5. наращивание темпа выполнения заданий;

6. смена разных видов деятельности.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообраз­ном неучебном материале, создает благоприятные возможнос­ти для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное вы­полнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоя­тельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек­та. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самокон­троля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

Рекомендуемая модель занятий в 4-ом классе:

1. «Мозговая гимнастика»

2. Разминка

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения

4. Гимнастика для глаз

5. Логически – поисковые задания

6. Веселая переменка

7. Нестандартные задачи

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Используемые методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях ориентированы на усиление само­стоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Методы обучения: словесные в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, проектной деятельности), методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Педагогические технологии: системно-деятельностный подход в обучении, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, обучение в сотрудничестве, метод проектов, технология разноуровневого и дифференцированного обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие каче­ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­тельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия построены таким образом, что один вид дея­тельности сменяется другим. Это позволяет сделать рабо­ту детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличива­ется объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Планируемые результаты освоения курса «Юным умникам и умницам»

Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные УУД:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание курса

1.Тренировка психических процессов.
-развитие концентрации внимания;
-тренировка слуховой и зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера.
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-уникурсальные кривые;
-построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм";
-разрезание фигур. 
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
-задачи на переливание;
-задачи на взвешивание;
-математический фокус ;
-математические ребусы;
-арифметические лабиринты с воротами;
-магические квадраты.
4. Нестандартные задания логического характера
-логические задачи на причинно-следственные цепочки;
-задачи с опорой на жизненные ситуации;
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
5.Игры А. З. Зака.
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме.( "Муха", "Просветы", "Ход конём".

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических данных процессов. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач обучающиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

    • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

  Приоритетным направлением обучения на уровне начального общего образования является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Нестандартные задачи логического характера. Задания геометрического характера:

  • уникурсальные кривые;

  • составление и моделирование предметов;

  • построение фигур из счетных палочек;

  • построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

Систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

Нестандартные задачи алгебраического характера.

Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание:

  • арифметический шифр;

  • математический фокус;

  • арифметические лабиринты с воротами;

  • математические ребусы;

  • магические квадраты 3*3;

Они обучают обучающихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

Игры Зака А. А. ("Муха", "Просветы"). Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

       

Учебно-тематическое планирование



Тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало учебного года.

1

уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий.

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

уметь переключать, распределять внимание,
знать значение слов и выражений, выделять закономерности, завершать схемы, анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,

уметь называть общие и отличительные признаки предметов

3

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

искать и находить новые решения осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий, различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, ориентироваться в пространстве листа, познакомиться с анаграммами. выделять черты сходства и различия, узнавать предметы по их признакам, уметь формулиро-

вать выводы; отвечать на итоговые вопросы

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

знать алгоритм работы в группе, уметь делать умозаключения из двух суждений анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи, уметь вести осмысленное наблюдение, определять на глаз размеры предмета

6

Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

уметь находить закономерности в расположении фигур, различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы, знать понятие «фразеологизм», уметь обобщать предметы по их признакам, выделять черты сходства и различия.

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

4

знать понятия: изограф, числограф, уметь объяснять значение слов, уметь преобразовывать фигуры из спичек, объяснять значение слов и выражений


8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, выделять черты сходства и различия, сравнивать предметы, отгадывать и составлять ребусы, знать понятие «синоним», уметь анализировать ситуацию, выделять и объяснять закономерности

9

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1


Итого

34






Календарно-тематическое планирование занятий «Умники и умницы» (Приложение)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебная литература для обучающихся:

Холодова О.А, «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»: Рабочая тетрадь в двух частях, М.: Издательство РОСТ, 2012 г

Учебно – методическая  литература для учителя:

1.Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», методическое пособие, 4 класс, М: Издательство РОСТ, 2012 г

2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)

3.Демидова М. Ю [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой «Оценка достижения планируемых результатов на уровне начального общего образования», М.: Просвещение, 2010г.

4. Гончарова С. Н. «Развитие мышления на уроках на уровне начального общего образования» М.: Астрель, 2004г.

5. Керова В. Г. «Нестандартные задачи по математике», Москва: ВАКО, 2013г.

6. Олимпиадные задания для 4 класса, компакт-диск, Учитель, 2014г.

Использование сайтов, интернет ресурсов:

    1. Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru/.

  1. Сайт «Все для учителей начальной школы» - http://www.nsc.1september.ru

  2. Сайт Сообщества взаимопомощи учителей - Рedsovet.su/http://www.proshkolu.ru/

  3. Сайт взаимопомощи учителей - infourok.ru.

  4. Сайт для учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm

  5. Сайт - https://ru.wikipedia.

  6. Сайт словарей - www.gramota.ru/slovari/

  7. Сайты детских презентаций - viki.rdf.ru/, prezentacii.com/detskie/, 900igr.net/

  8. Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» http://www.standart.edu.ru

  9. Сайт - http://school-russia.prosv.ru/info.

Технические средства обучения

- Компьютер с принтером, проектор

- фотоаппарат

  Оборудование класса

- Ученические столы со стульями.

- Стол учительский с тумбой.

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

- Маркерная доска



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!