СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" 1-4 классы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

(МБОУ Калитвенская СОШ)



«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания

методического объединения

__________________________

__________________________

от _________ 20 __ года №___

___________ ____________

(подпись) Ф.И.О.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

_________В.Д.Богачева

(подпись)

____________20__года


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Калитвенской СОШ

Приказ от __________ № _____

____________Ю.Б.Кулемина

М.П.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

социальное направление

«Азбука пешеходных наук»

начальное общее образование 1-4 класс

1 класс -32 ч

2 класс- 33 ч

3 класс- 33 ч

4 класс -33 ч

Учитель: Филиппова Людмила Борисовна






2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.

На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила движения по дороге, учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика, усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому мы составили программу «Дорожная азбука» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, мы учитывали требования региональ

ного стандарта, изучили рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Цель программы:

Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД, сохранения жизни и здоровья детей.

Задачи программы:

- Научить детей культуре поведения на дорогах и улицах.

- Организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.

- Закрепление знаний ПДД учащимися школы.

- Предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов.

- Создание методической копилки инноваций педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД.

- Создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использовать такие методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. 

Формы и методы контроля:

· организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

· проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

· организация игр-тренингов; 

· анализ результатов деятельности. 

Сроки реализации программы:4 года (1–4 класс).































Планируемые результаты освоения программы

В результате кружка «ПДДрезультате освоении программы» формируются следующие:

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

· уметь оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

·уметь объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

·уметь в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

· осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Регулятивные умения:

· определять цель деятельности;

· учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные учебные умения:

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные учебные умения:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы









Содержание программы

Первый год

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Второй год

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

Третий год

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

 

Четвёртый год

Ориентировка в окружающем мире

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.







Тематическое планирование 1 класс

п./п.

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Дата проведен.

Дата перенес

1

Введение

1

05.09.17



Ориентировка в окружающем мире




2

Форма предметов окружающего мира

1

12.09.17


3

Цвет предметов

1

19.09.17


4

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира

1

26.09.17


5

Форма знаков дорожного движения

1

03.10.17


6

Цвет знаков дорожного движения

1

10.10.17


7

Цвет запрещающих знаков.

1

17.10.17


8

Форма запрещающих знаков.

1

24.10.17


Рисуем дорожные знаки

9

Экскурсия «Мы идем по улице»

1

07.11.17


10

Адрес местожительства. Улица и их особенности.

1

14.11.17


11

Дорога от дома до школы.

1

21.11.17


12

Проектная работа «Мой путь домой».

1

28.11.17


13

Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»

1

05.12.17


14

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

1

12.12.17



15

Транспортное средство.

1

19.12.17


16

Остановка. Дороги опасны.

1

26.12.17


17

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1

16.01.18


Ты – пешеход

18

Дорога. Тротуар как часть дороги.

1

23.01.18


19

Общие правила перехода улиц и дорог.

1

30.01.18


20

Составление памятки.

1

06.02.18


21

Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов»

1

13.02.18


22

Знаки дорожного движения

1

27.02.18


23

Правильно перейти улицу. Знаки.


06.03.18


24

Проектная работа «День дорожного знака»

1

13.03.18


25

Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ПДД .

1

20.03.18


26

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов.

1

03.04.18


27

Творческая работа. Изготовление макета светофора.

1

10.04.18


28

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

17.04.18


Ты – пассажир

29


Правила пользования общественным транспортом.

1

24.04.18


30

Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров

1

08.05.18


31

Игра, «Какой ты пассажир?»

1

15.05.18


32

Итоговое занятие. Составление памятки


22.05.18















Тематическое планирование 2 класс

п./п.

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Дата проведен.

Дата перенесения

Ориентировка в окружающем мире

 

1

Повторение правил ПДД по материалам

1 класса

1

05.09.17


2

Предметы и их положение в пространстве.

1

12.09.17


3

Новое о светофоре. Первые светофоры.

1

19.09.17


4

Виды светофоров.«Пешеходный светофор».«Сигналы светофора».

1

26.09.17


5

Скорость движения объекта.

1

03.10.17


6


Особенности пространственного положения предмета .

1

10.10.17


7

Творческая работа «Улицы моего города»

1

17.10.17


8

Правила-обязанности пассажиров.

1

24.10.17


9

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

1

07.11.17


10

Транспорт личный и общественный.

1

14.11.17


11

Механические транспортные средства.

1

21.11.17


12

Маршрутное транспортное средство.

1

28.11.17


13

Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»

1

05.12.17


14

Населенный пункт как территория.

1

12.12.17


15



Знание своего района как условие безопасного передвижения.

1

19.12.17




16

Составление памятки. Зима. Дорога опаснее.

1

26.12.17


17

Дорога. Состояние дороги.

1

16.01.18


18

Практическое определение времени.

1

23.01.18


19


Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей.

1

30.01.18


20

Опасности на перекрёстках.

1

06.02.18


21

Загадки о дорожных знаках.

«Знакомые знаки».

1

13.02.18


22

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

1

20.02.18


23

Безопасные маршруты движения.

1

27.02.18


24


Разбор маршрутов следования учащихся по улицам. Блиц-опрос

1

06.03.18


25

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

1

13.03.18


Ты – пешеход

26

Знаки дорожного движения.

1

20.03.18


27


Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам.

1

03.04.18


28

Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Рисуем дорожные знаки

1

10.04.18


29

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1

17.04.18


30

Автобусные остановки. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

1

24.04.18


31

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

1

08.05.18


Ты – пассажир

32

Правила перехода железной дороги.

1

15.05.18


33

Составление памятки

1

22.05.18




















































Тематическое планирование 3 класс

п/п

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Дата проведен

Дата перенес

1

Повторение правил ПДД по материалам 2 класса

1

01.09.17


 

Ориентировка в окружающем мире

2


Пространственные положения транспортных средств.

1

08.09.17



3

Басня про ПДД.Улицы нашего города

1

15.09.17


4

Оценивание дорожных ситуаций.

1

22.09.17


5

Первая помощь при ДТП

1

29.09.17


6

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит.

1

06.10.17


7


Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения

1

13.10.17


8

Применение аварийной сигнализации.

1

20.10.17


9

Встреча с инспектором ГИБДД

1

27.10.17


10

Игра «Аукцион знаний»

1

10.11.17



Ты – пешеход

11

Особенности дорог в городе

1

17.11.17


12

Особенности дорог в сельской местности

1

24.11.17


13

Части (элементы) дороги.

1

01.12.17


14

Рисуем схему дороги

1

08.12.17


15

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.

1

15.12.17


16

Перекресток. Разные виды перекрестков

1

22.12.17


17

Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»

1

12.01.18


18

Проектная работа «Виды перекрёстков»

1

19.01.18


19

Регулируемый перекресток.

1

26.01.18


20

Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода .

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.

1

02.02.18


21

Викторина «В гостях у Светофорчика».

1

09.02.18

22


Регулировщик, особенности его внешнего вида. Значение сигналов регулировщика.

1


16.02.18


23

Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.

1

02.03.18


24


Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».

1

16.03.18


25


« Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». Рисунок.

1

23.03.18



26

Дорожные опасности.

1

06.04.18


27

Правила движения в темное время суток.

1

13.04.18


28

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.

1

20.04.18


29

Запрещающие знаки

1

27.04.18


30

Знаки для водителей.

1

04.05.18


31

Праздник «Дорожный переполох»

1

11.05.18


32

Составление памятки.

1

18.05.18


33

Итоговое занятие.

1

25.05.18


Тематическое планирование 4 класс

п./п.

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Дата проведен.

Дата перенес

1

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»

1

01.09.17



Ориентировка в окружающем мире




2

Погодные условия

1

08.09.17


3

Особенности тормозного пути транспорта.

1

15.09.17


4

Разнообразие транспортных средств.

1

22.09.17


5

Вид, отличительные и опознавательные знаки.

1

29.09.17


6

Правила эксплуатации велосипеда.

1

06.10.17


7

Движение велосипедистов группами.

1

13.10.17


8

Творческая работа «Мой друг велосипед»

1

20.10.17


9

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

1

27.10.17


10

Проект «Транспорт будущего».

1

10.11.17


11

Правила езды на велосипеде.

«Подскажи словечко»

1

17.11.17



Ты – пешеход




12

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога.

1

24.11.17


13

Знаки главной дороги. Поведение пешехода.

1

01.12.17


14

Правила поведения при движении колонной.

1

08.12.17


15

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения.

1

15.12.17


16

Запрещающие знаки.

1

22.12.17


17

Информационные знаки.

1

12.01.18


18

Знаки сервиса.

1

19.01.18


19

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»


26.01.18


20

Светофор. Разные виды светофора.

1

02.02.18


21


Особенности светофоров на железнодорожных переездах.

1

09.02.18


22

Шалости на железной дороге недопустимы.

1

16.02.18


23

КВН «Азбука безопасности»

1

02.03.18


24

Нерегулируемые участки дороги.

1

16.03.18


25

Нерегулируемый перекресток.

1

23.03.18



Целевая прогулка




26

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты.

1

06.04.18


27

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

1

13.04.18


28

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

1

20.04.18



Ты – пассажир




29

Как вести себя при поездке на грузовом автомобиле. Памятка.

1

27.04.18


30

Разбор дорожно-транспортных происшествий. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.

1

04.05.18


31

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

1

11.05.18


32

«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП».

1

18.05.18


33

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

1

25.05.18