Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чернецовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Чернецовской СОШ Приказ от ______________№ _____ __________________Дмитриев А.
Рабочая программа
«Литература Дона»
для 7 класса
Направление: духовно-нравственное
Количество часов: 68
Учитель: Курносова Наталья Николаевна
Программа составлена с использованием материалов ФГОС,программно-методическим материалом «Литература Дона 5-7 класс». Составители: Л.В. Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р. Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону 2008 г.
1.Основная цель изучения курса «Литература Дона»: через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Задачи:
- раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
- расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;
- заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
- познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;
- развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства;
- учить выразительно читать произведения фольклора.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
При изучении курса учащиеся должны познакомиться с литературным наследием казаков, с их традициями и обычаями, а также расширить знания о творчестве донских писателей.
Личностные результаты обучения:
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения донского казачьего фольклора, как курса, необходимого для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные результаты обучения:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;
- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами;
- способствовать совершенствованию читательского опыта;
- развивать интерес к фольклору;
- развивать навыки характеристики (в 5-6 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; создавать творческие работы различных типов и жанров;
- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Донской фольклор
Литература Дона и о Доне. Пословицы и поговорки жителей Дона.
На материале пословиц, поговорок, загадок казаков показать связь с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым многонационального Дона, раскрыть их огромное познавательное и воспитательное значение, эстетическую ценность, меткость, образность, афористичность, многозначность. Загадки Дона. Сказы, былички, байки Дона.
Формы занятий: аналитическая беседа, рассказ учителя.
Основные виды учебной деятельности: заочное путешествие, литературная
игра, практикум по художественному чтению, творческие работы учащихся, самостоятельная работа.
Донские поэты и писатели в потоке общерусской литературы
Знакомство с творчеством писателей Дона. Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественного произведения. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения.
Формы занятий: аналитическая беседа, устный журнал, рассказ учителя.
Основные виды учебной деятельности: литературная игра, практикум по художественному чтению, исследовательские и творческие работы учащихся, самостоятельная работа.
Итоги. «Что я знаю и умею»
Повторение и систематизация изученных сведений, выполнение творческой работы. Подведение итогов работы кружка.
Формы занятий: аналитическая беседа.
Основные виды учебной деятельности: литературная игра.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел, тема занятия | Количество часов по разделу, теме | Из них |
Теория | Практика |
1 | | Донской фольклор | 11 | | |
1-4 | | Литература Дона и о Доне. Пословицы и поговорки жителей Дона. | 4 | 1 | 3 |
5-8 | | Загадки Дона. Сказы, былички, байки Дона | 4 | 2 | 2 |
9-12 | | Сказки жителей Дона различных национальностей. | 4 | 2 | 2 |
13-18 | | Народные сказки казаков Дона Волшебные сказки. Сказки о животных. Сказки об истории Дона. | 6 | 3 | 3 |
19-22 | | Сказки казаков-некрасовцев. | 4 | 2 | 2 |
2 | | Донские поэты и писатели в потоке общерусской литературы | 46 | | |
26-29 | | А.П. Чехов «Наивный леший». | 4 | | 4 |
30-38 | | П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». | 8 | 2 | 6 |
39-42 | | Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей». | 4 | 1 | 3 |
43-46 | | П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь». | 4 | 1 | 3 |
47-51 | | Н.А. Суханова «Многоэтажная планета». | 6 | 2 | 4 |
52-57 | | Н.А. Суханова «Сказка о Юппи». | 6 | 2 | 4 |
58-60 | | А.С.Пушкин «Дон» | 3 | 1 | 2 |
61-63 | | Л.Н. Толстой «Метель» | 3 | 1 | 2 |
64-65 | | А.П. Чехов «Умный дворник». | 2 | 1 | 1 |
66-67 | | М.Шолохов «Федотка» | 2 | 1 | 1 |
1 | | Итоги. «Что я знаю и умею» | 1 | | |
68 | | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Чернецовской СОШ Головченко В.Г.___________ от____________2017 года Дата_____________________ №____ Руководитель МС: __________/Головченко В.Г./
5