СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Лгоконструирование"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Легоконструирование" работа для меня новая, но очень интересная.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Лгоконструирование"»

Пояснительная записка.

Программа кружка «Лего-конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

В основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным.

Занятия по ЛЕГО - конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:

Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:

    1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

    2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

    3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

    4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

    5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание госу­дарственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодеж­ной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на ока­зание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государ­ственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министер­ства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

    6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

    7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразова­тельных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

    8. Примерные требования к программам дополнительного образования де­тей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

    9. Об учете результатов вне учебных достижений обучающихся (Приказ Ми­нистерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

    10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждени­ях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 - 13 в/07).

Направленность программы - научно-техническая. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.

Актуальность данной программы состоит в том, что лего-конструирование способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. Реализация этой программы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению подростков, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в телесно-двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и конструкторские проблемы.

Цель образовательной программы

Формирование умений и навыков в сфере технического проектирования, моделирования и конструирования. Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи образовательной программы

Образовательные

  • Использование современных разработок по робототехнике в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся

  • Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой

  • Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением

Развивающие

  • Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем

  • Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности

  • Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся

Воспитательные

  • Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем

  • Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата

  • Формирование навыков проектного мышления, работы в команде

Срок реализации данной программы.

Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10 – 12 лет и рассчитана на один год обучения.

Первый уровень ( стартовый)

Первый год обучения возраст детей 10-12 лет, в год 72 часа (2 часа в неделю), срок реализации 1 год.

Ожидаемые результаты изучения курса

Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:

В области воспитания:

  • адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;

  • развитие коммуникативных качеств;

  • приобретение уверенности в себе;

  • формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.

В области конструирования, моделирования и программирования:

  • знание основных принципов механической передачи движения;

  • умение работать по предложенным инструкциям;

  • умения творчески подходить к решению задачи;

  • умения довести решение задачи до работающей модели;

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Учащийся должен знать/понимать:

  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • основные источники информации;

  • виды информации и способы её представления;

  • основные информационные объекты и действия над ними;

  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • создавать и запускать программы для забавных механизмов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

- соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий

Учебно – тематическое планирование

на 1 год

(2 часа в неделю, всего 72 часа)


Тема занятий

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля



Всего

Теория

Практика


1

Вводное занятие Техника безопасности на занятии. Инструктаж по ПДД.

5

5


беседа

2

Конструкции и силы

12

6

6

Беседа, наблюдение

практическое занятие

3

Рычаги

10

4

6

Беседа, наблюдение

практическое занятие

4

Колеса и оси

10

4

6

Беседа, практическое занятие

игровые занятия

5

Зубчатые передачи

12

4

8

Беседа, практическое занятие

игровые занятия

6

Ременные передачи

10

4

6

Беседа, практическое занятие

игровые занятия

7

Другие механизмы

10

5

5

Беседа, практическое занятие

8

Защита и презентация проектов

2

______

2

Беседа, практическое занятие

9

Итоговое занятие

1

1

______

Выставка поделок


Итого:

72

33

39



Содержание программы

Вводное занятие

На вводном занятии проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете и при работе с конструктором. Инструктаж по правилам дорожного движения.

Очень важно правильно организовать первое знакомство с набором. Впоследствии это поможет избежать многих трудностей. Ученикам требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к различным элементам конструктора и к тому, как они состыковываются друг с другом.

На вводном занятии учащиеся смогут:

  • познакомиться с составом наборов;

  • научиться соединять элементы друг с другом;

  • узнавать название деталей;

  • научиться аккуратно обращаться с наборами.

Задания

Раздать по одному набору на группу из 2-х учеников. Попросить учащихся:

  • построить из деталей набора максимально длинную и достаточно гибкую гусеницу;

  • объяснить друг другу, как их гусеница двигается;

  • Разобрать гусеницу и убрать все детали на место. Засечь при этом время, чтобы определить, насколько хорошо дети запомнили, куда убирать детали;

  • достать из своих наборов названную деталь;

  • собрать за 3 минуты какую – либо модель из 10 выбранных элементов;

  • объяснить друг другу, что это за модель.

  • мини – выставка «Моя первая работа»

Конструкции и силы

На простых примерах учащиеся должны познакомиться с тем, что:

  • треугольные формы жесткие;

  • прямоугольные формы жесткие;

  • для придания большей жесткости прямоугольной форме, ее можно укрепить;

толкающие и тянущие силы действуют на формы по – разному

Практическая работа:

  • сделать длинную удочку для рыбалки;

  • объяснить друг другу, каким образом соединяются конструктивные элементы;

  • сделать треугольную и прямоугольную конструкции;

  • проверить их на жесткость и сделать выводы;

  • построить мост.

Рычаги

Для ознакомления учеников с реальными конструкциями удобно воспользоваться фотографиями из повседневной жизни. Можно показать изображения детских качелей, тележки, удочки, ножниц и т.д.; посмотреть видеоматериал по теме и обсудить его.

Рычаги:

  1. для поднятия грузов;

  2. для перемещения грузов;

  3. рычажные механизмы;

  4. музыкальная ударная установка;

  5. Рычаги, как автомобильные стеклоочистители

На примере простых моделей учащиеся должны понять, что:

  • разные варианты расположения нагрузки, силы и точки опоры позволяют добиться увеличения либо силы, либо перемещений;

  • для поднятия груза с наименьшим усилием груз должен быть расположен как можно ближе к опоре, а сила приложена, как можно дальше от опоры.

Практическая работа:

  • построить простые качели не менее 10 см. Попробовать их уравновесить и сделать длиннее;

  • построить карусель;

  • построить ударную музыкальную установку;

  • мини – выставка сделанных моделей, защита своих проектов.

Колеса и оси

Ключевые идеи. Колеса и оси могут:

  • уменьшать трение;

  • накапливать энергию;

  • применяться в качестве роликов;

  • образовывать наклонную плоскость.

На простых моделях учащиеся должны ознакомиться со следующими закономерностями:

  • колеса уменьшают трение;

  • чем больше колено изогнутой рукоятки, тем меньше силы требуется, чтобы ее повернуть.

Практическая работа:

  • построить самую невероятную машину, которую можно себе представить с возможно большим числом колес;

  • дать название своей машине и вкратце рассказать всем, какую полезную работу она выполняет

  • построить сухопутную лодку;

  • построить любую машину на колесах;

  • мини презентация и защита своего проекта.

Зубчатые передачи

Ключевые идеи. Зубчатые передачи могут:

  • изменять скорость вращения и вращающий момент;

  • менять направления вращения;

  • передавать вращающий момент под углом 900.

На простых моделях учащиеся должны познакомиться с основными принципами устройства зубчатых передач.

Практическая работа:

  • изготовить механизм с применением зубчатой передачи.

Ременные передачи и блоки

Ключевые идеи. С помощью шкивов можно:

  • изменять скорость вращения и вращающий момент;

  • изменять направление вращения;

  • изменять направление приложенной силы;

  • увеличивать силу тяги.

Практическая работа:

  • сконструировать и построить механизм, в котором применялось бы как можно больше шкивов и ремней;

  • объяснить друг другу принцип его работы;

  • выполнить проекты по технологической карте;

  • мини презентация и защита проекта.

Другие механизмы

Чтобы учащиеся больше узнали о многообразии механизмов, предлагается просмотр видеоматериала.

Ключевые идеи

  • червячная передача увеличивает крутящий момент;

  • зубчатая рейка движется прямолинейно и поступательно;

  • зубчатую и цепную, ременные передачи можно использовать вместе, в одном механизме.

Учащиеся узнают, что:

  • при каждом обороте червяка, червячное колесо смещается на один зуб;

  • червяк создает большой крутящий момент;

  • червячное колесо не может повернуть червяк;

  • зубчатая передача позволяет преобразовывать вращательное движение в поступательное и наоборот.

Практическая работа:

  • разработать свой проект;

  • собрать его;

  • собрать материалы для защиты и презентации своего проекта;

  • проведение диспута: чья идея интереснее;

  • внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию изготовления модели.

Защита проектов

Каждый ученик проводит защиту своего проекта с использованием созданной ими презентации в PowerPoint. Проводится выставка работ. Лучшие работы отправляются на конкурсы.

Итоговое занятие

Проводятся итоги работы кружка за год:

  • что узнали нового и интересного;

  • что научились делать своими руками;

  • анализ работ участников кружка и самоанализ;

Методы, используемые при реализации программы:

  • методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование.);

  • формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивиду­ально-групповая;

  • формы организации учебного занятия - беседа, наблюдение, практическое занятие, наглядная демонстрация образцов, дидактического материала; выставки готовых изделий;

  • педагогические технологии - тех­нология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективной творческой деятельно­сти, здоровьесберегающая технология.

алгоритм учебного занятия:

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan - проверочныйЗадача: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей

IV этап  -  основной.   В   качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

1   Усвоение новых знаний и способов действии.  Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная   проверка   понимания    Задача:    установление    правильности и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением   соответствующих     правил    или обоснованием.

3   Закрепление    знаний    и    способов    действуй     Применяют    тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.   Задача: выявление качества и уровня овладения умениями и знаниями, их коррекция. Используются вопросы и задания различного уровня сложности.

VI        этап итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII        этап рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

  • материально - техническое обеспечение – занятия объединения «Лего-конструирование» проводятся в отдельном просторном, светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам; в сухом, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом, и с достаточным освещением кабинете, в котором имеются наборы конструкторов Лего. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (столы, стулья, шкафы, стеллажи).

  • дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, тех­нологические карты, задания.

Способы  проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах,  выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого и фиксирует в личной карте ребенка его достижения.

 Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как

-текущая оценка достигнутого самим ребенком;

-оценка законченной работы;

- участие в выставках, конкурсах и т.д.

-реализация творческих идей.

Список литературы

Для педагога

  1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».

  2. Бабич А.В., Баранов А.Г., Калабин И.В. и др. Промышленная робототехника: Под редакцией Шифрина Я.А. – М.: Машиностроение, 2002.

  3. Юревич Ю.Е. Основы робототехники. Учебное пособие. Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2005.

  4. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/

  5. http://www.legoengineering.com/

Для детей и родителей

  1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».

  2. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.