Пояснительная записка.
Программа кружка «Лего-конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
В основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным.
Занятия по ЛЕГО - конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
Об учете результатов вне учебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 - 13 в/07).
Направленность программы - научно-техническая. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Актуальность данной программы состоит в том, что лего-конструирование способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. Реализация этой программы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению подростков, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в телесно-двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и конструкторские проблемы.
Цель образовательной программы
Формирование умений и навыков в сфере технического проектирования, моделирования и конструирования. Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи образовательной программы
Образовательные
Использование современных разработок по робототехнике в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся
Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой
Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением
Развивающие
Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем
Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности
Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся
Воспитательные
Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем
Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата
Формирование навыков проектного мышления, работы в команде
Срок реализации данной программы.
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10 – 12 лет и рассчитана на один год обучения.
Первый уровень ( стартовый)
Первый год обучения возраст детей 10-12 лет, в год 72 часа (2 часа в неделю), срок реализации 1 год.
Ожидаемые результаты изучения курса
Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
В области воспитания:
адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
развитие коммуникативных качеств;
приобретение уверенности в себе;
формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
В области конструирования, моделирования и программирования:
знание основных принципов механической передачи движения;
умение работать по предложенным инструкциям;
умения творчески подходить к решению задачи;
умения довести решение задачи до работающей модели;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Учащийся должен знать/понимать:
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
основные источники информации;
виды информации и способы её представления;
основные информационные объекты и действия над ними;
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
создавать и запускать программы для забавных механизмов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
- соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий
Учебно – тематическое планирование
на 1 год
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля |
| | Всего | Теория | Практика | |
1 | Вводное занятие Техника безопасности на занятии. Инструктаж по ПДД. | 5 | 5 | | беседа |
2 | Конструкции и силы | 12 | 6 | 6 | Беседа, наблюдение практическое занятие |
3 | Рычаги | 10 | 4 | 6 | Беседа, наблюдение практическое занятие |
4 | Колеса и оси | 10 | 4 | 6 | Беседа, практическое занятие игровые занятия |
5 | Зубчатые передачи | 12 | 4 | 8 | Беседа, практическое занятие игровые занятия |
6 | Ременные передачи | 10 | 4 | 6 | Беседа, практическое занятие игровые занятия |
7 | Другие механизмы | 10 | 5 | 5 | Беседа, практическое занятие |
8 | Защита и презентация проектов | 2 | ______ | 2 | Беседа, практическое занятие |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ______ | Выставка поделок |
| Итого: | 72 | 33 | 39 | |
Содержание программы
Вводное занятие
На вводном занятии проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете и при работе с конструктором. Инструктаж по правилам дорожного движения.
Очень важно правильно организовать первое знакомство с набором. Впоследствии это поможет избежать многих трудностей. Ученикам требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к различным элементам конструктора и к тому, как они состыковываются друг с другом.
На вводном занятии учащиеся смогут:
познакомиться с составом наборов;
научиться соединять элементы друг с другом;
узнавать название деталей;
научиться аккуратно обращаться с наборами.
Задания
Раздать по одному набору на группу из 2-х учеников. Попросить учащихся:
построить из деталей набора максимально длинную и достаточно гибкую гусеницу;
объяснить друг другу, как их гусеница двигается;
Разобрать гусеницу и убрать все детали на место. Засечь при этом время, чтобы определить, насколько хорошо дети запомнили, куда убирать детали;
достать из своих наборов названную деталь;
собрать за 3 минуты какую – либо модель из 10 выбранных элементов;
объяснить друг другу, что это за модель.
мини – выставка «Моя первая работа»
Конструкции и силы
На простых примерах учащиеся должны познакомиться с тем, что:
треугольные формы жесткие;
прямоугольные формы жесткие;
для придания большей жесткости прямоугольной форме, ее можно укрепить;
толкающие и тянущие силы действуют на формы по – разному
Практическая работа:
сделать длинную удочку для рыбалки;
объяснить друг другу, каким образом соединяются конструктивные элементы;
сделать треугольную и прямоугольную конструкции;
проверить их на жесткость и сделать выводы;
построить мост.
Рычаги
Для ознакомления учеников с реальными конструкциями удобно воспользоваться фотографиями из повседневной жизни. Можно показать изображения детских качелей, тележки, удочки, ножниц и т.д.; посмотреть видеоматериал по теме и обсудить его.
Рычаги:
для поднятия грузов;
для перемещения грузов;
рычажные механизмы;
музыкальная ударная установка;
Рычаги, как автомобильные стеклоочистители
На примере простых моделей учащиеся должны понять, что:
разные варианты расположения нагрузки, силы и точки опоры позволяют добиться увеличения либо силы, либо перемещений;
для поднятия груза с наименьшим усилием груз должен быть расположен как можно ближе к опоре, а сила приложена, как можно дальше от опоры.
Практическая работа:
построить простые качели не менее 10 см. Попробовать их уравновесить и сделать длиннее;
построить карусель;
построить ударную музыкальную установку;
мини – выставка сделанных моделей, защита своих проектов.
Колеса и оси
Ключевые идеи. Колеса и оси могут:
На простых моделях учащиеся должны ознакомиться со следующими закономерностями:
Практическая работа:
построить самую невероятную машину, которую можно себе представить с возможно большим числом колес;
дать название своей машине и вкратце рассказать всем, какую полезную работу она выполняет
построить сухопутную лодку;
построить любую машину на колесах;
мини презентация и защита своего проекта.
Зубчатые передачи
Ключевые идеи. Зубчатые передачи могут:
изменять скорость вращения и вращающий момент;
менять направления вращения;
передавать вращающий момент под углом 900.
На простых моделях учащиеся должны познакомиться с основными принципами устройства зубчатых передач.
Практическая работа:
Ременные передачи и блоки
Ключевые идеи. С помощью шкивов можно:
изменять скорость вращения и вращающий момент;
изменять направление вращения;
изменять направление приложенной силы;
увеличивать силу тяги.
Практическая работа:
сконструировать и построить механизм, в котором применялось бы как можно больше шкивов и ремней;
объяснить друг другу принцип его работы;
выполнить проекты по технологической карте;
мини презентация и защита проекта.
Другие механизмы
Чтобы учащиеся больше узнали о многообразии механизмов, предлагается просмотр видеоматериала.
Ключевые идеи
червячная передача увеличивает крутящий момент;
зубчатая рейка движется прямолинейно и поступательно;
зубчатую и цепную, ременные передачи можно использовать вместе, в одном механизме.
Учащиеся узнают, что:
при каждом обороте червяка, червячное колесо смещается на один зуб;
червяк создает большой крутящий момент;
червячное колесо не может повернуть червяк;
зубчатая передача позволяет преобразовывать вращательное движение в поступательное и наоборот.
Практическая работа:
разработать свой проект;
собрать его;
собрать материалы для защиты и презентации своего проекта;
проведение диспута: чья идея интереснее;
внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию изготовления модели.
Защита проектов
Каждый ученик проводит защиту своего проекта с использованием созданной ими презентации в PowerPoint. Проводится выставка работ. Лучшие работы отправляются на конкурсы.
Итоговое занятие
Проводятся итоги работы кружка за год:
что узнали нового и интересного;
что научились делать своими руками;
анализ работ участников кружка и самоанализ;
Методы, используемые при реализации программы:
методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование.);
формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая;
формы организации учебного занятия - беседа, наблюдение, практическое занятие, наглядная демонстрация образцов, дидактического материала; выставки готовых изделий;
педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
алгоритм учебного занятия:
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный. Задача: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения умениями и знаниями, их коррекция. Используются вопросы и задания различного уровня сложности.
VI этап - итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
материально - техническое обеспечение – занятия объединения «Лего-конструирование» проводятся в отдельном просторном, светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам; в сухом, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом, и с достаточным освещением кабинете, в котором имеются наборы конструкторов Лего. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (столы, стулья, шкафы, стеллажи).
дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого и фиксирует в личной карте ребенка его достижения.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах и т.д.
-реализация творческих идей.
Список литературы
Для педагога
Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
Бабич А.В., Баранов А.Г., Калабин И.В. и др. Промышленная робототехника: Под редакцией Шифрина Я.А. – М.: Машиностроение, 2002.
Юревич Ю.Е. Основы робототехники. Учебное пособие. Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2005.
http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
http://www.legoengineering.com/
Для детей и родителей
Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.