ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ ФГОС
«Увлекательный английский»
(6 класс)
Составитель:
учитель английского языка
Гордина Наталья Петровна
Киров
2016
Пояснительная записка
В основе cтандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Программа разработана на основе программы «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения). «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность программы: изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школе, но и в начальной школе. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.
Педагогическая целесообразность: Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность не предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Основной и главной формой программы является игровая деятельность. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности данного возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения иностранного языка в средней школе. Задачи программы заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятиях. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Цель программы развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в средней школе, приобщение младших школьников к новому социальному опыту на основе проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Задачи программы:
Обучающие
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
развивать двигательные способности детей через драматизацию;
Воспитательные
совершенствовать умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой;
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
развитие коммуникативной компетенции в пределах следующих сфер общения социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной;
Общая характеристика курса
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые являются метапредметными по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Место курса в учебном плане
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, математики);
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы
Программа «Увлекательный английский » предназначена для детей в возрасте от 11 до 13 лет. В группе занимается человек;
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов)
Режим проведения занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, не менее чем через 45 минут после окончания уроков. Продолжительность одного занятия 40минут.
Формы организации и проведения занятий ( игра ; диалог; практикумы, коллективные и индивидуальные исследования)
Фронтальная используется в теоретической части занятий, бесед, экскурсий, лекций;
Групповая применяется при проведении викторин, игр, конкурсов, диспутов;
Индивидуальная форма применяется при составлении личных дневников – наблюдений;
Ожидаемые результаты: (у детей должны быть сформированы УУД):
Личностные результаты:
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);
получение опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Планируемые результаты реализации программы
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий(предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
В конце обучения учащиеся:
должны знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
Способом проверки знаний и умений является:
Текущий контроль знаний в процессе устного опроса и тестирования;
Промежуточный тематический контроль в процессе наблюдения за выполнением практической части программы;
Итоговый контроль применяется при анализе результатов освоения программы и участия в коллективном творчестве;
Основными критериями оценки работы учащихся являются ожидаемые результаты
Оценка личностных результатов: основным объектом оценки является сформированность УУД , включаемых в 3 блока: сформированность основ гражданской идентичности личности ; готовность к переходу к самообразованию ; сформированность социальных компетенций
Оценка метапредметных результатов: проводится в ходе различных процедур .Одна из основных процедур итоговой оценки – защита итогового индивидуального проекта(эссе ; реферат ; аналитические материалы ;обзорные материалы ;отчёты о проведённых исследованиях ; стендовый доклад ; макет
Формы подведения итогов зачёт, открытые занятия, чтение авторских работ, издание творческих работ с оформлением, тестирование, драматизация сказок, диагностика личных дневников-наблюдений, анализ работы, подведение итогов работы, внутришкольный контроль.
III. Учебный план программы « Увлекательный английский"
№ | Раздел | Кол-во часов | Основное содержание материала | Основные виды деятельности |
1 | Всё о себе (Я, мои друзья, моя семья, моя квартира) | 10 | Устно-речевая практика монолог, диалог Прослушивание, чтение текстов, драматизация диалогов | Составление семейного древа. Умение воспринимать английскую речь на слух, строить высказывание по образцу о друге |
2 | Мой распорядок дня | 4 | Диалогическая речь, парная работа Монолог, диалог. Прослушивание текста. Ролевая игра «В больнице» | Составление плана рабочего и выходного дня. Работа над проектом о здоровом образе жизни |
3 | Традиции и обычаи Великобритании | 11 | Чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме | Расширение кругозора уч-ся Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения праздников |
4 | Страна изучаемого языка. Всё о Великобритании | 9 | Просмотр кинофильма Беседа по фильму, страноведческая викторина по фильму. .Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. | Работа с картами и флагами. Расширение кругозора уч-ся Свободная работа в группах, составление презентации |
Календарно – тематическое планирование программы «Увлекательный английский»
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | даты |
| Введение | | |
| Все о себе (Моя семья. Мои друзья. Моя квартира) | | |
1 | Мои увлечения; упражнение «Кто Я?» | 1 | |
2 | Описание внешности; устно-речевая практика | 1 | |
3 | Характеристика человека; игра «Познай самого себя» | 1 | |
4 | Мой друг; драматизация диалогов | 1 | |
5 | Письмо другу; устно-речевая практика | 1 | |
6 | Моя семья; устно-речевая практика | 1 | |
7 | Семейное древо; рассказ о семейном древе | 1 | |
8 | Моя комната; моя квартира | 1 | |
9 | Подготовка проекта «Визитная карточка» | 1 | |
10 | Защита проекта «Визитная карточка» | 1 | |
| Здоровый образ жизни | | |
11 | Мой распорядок дня; проект «Здоровый образ жизни» | 1 | |
12 | Мой выходной день; составление плана выходного дня | 1 | |
13 | Болезни. Ролевая игра «В больнице» | 1 | |
14 | Творческий проект «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | |
| Традиции и обычаи Великобритании | | |
15 | Рождество в Великобритании; разбор адаптированного текста | 1 | |
16 | Новый Год в Великобритании; праздничные поздравления | 1 | |
17 | Разучивание песен; разучивание стихотворений; | 1 | |
18 | Сказка «Белоснежка и семь гномов»; истоки сказки | 1 | |
19 | Драматизация сказки «Белоснежка и семь гномов» | 1 | |
20 | День рождения Королевы; введение новой лексики | 1 | |
21 | Письмо Королеве. Написание открытки. | | |
22 | Майский праздник; чтение текстов | 1 | |
23 | Традиции английского чаепития; расширения кругозора учащихся | 1 | |
24 | Подготовка «Майский праздник»; | 1 | |
25 | Защита проекта «Майский праздник»; | | |
| Все о Великобритании | | |
26 | История и культура Англии; государственная символика | 1 | |
27 | Социокультурные различия Уэльса; традиции и обычаи | 1 | |
28 | Социокультурные различия Шотландии; традиции и обычаи | 1 | |
29 | Традиции и обычаи Северной Ирландии; работа в группах | 1 | |
30 | Школы Великобритании; расширение кругозора учащихся | 1 | |
31 | Видео экскурсия по Лондону; беседа по содержанию фильма | 1 | |
32 | Подготовка и проведение страноведческой викторины | 1 | |
33 | Подготовка проекта «Великобритания» | 1 | |
34 | Защита проекта «Великобритания | 1 | |
| Итого | 34 | |
.