РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу « Город мастеров»
Уровень общего образования (класс):
Основное общее образование, 5 класс
Количество часов: 35 часов,1 час в неделю5
Учитель: Стебновская Елена Дмитриевна
Программа разработана на основе:
рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-8 классы ФГОС под редакцией Б.Н. Неменского – М. ; Просвещение 2015г.
примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Дать возможность обучающимся проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства;
Воспитать личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
Формировать у обучающихся устойчивые систематические потребности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций;
Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Расширить представления об изобразительном искусстве;
Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
Развивать навыки работы с различными материалами и в различных техниках;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;
Принцип доступности;
Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
Принцип наглядности;
Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
Принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.
Программа внеурочной деятельности по курсу «Город мастеров», рассчитана на обучающихся средней общеобразовательной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время, 1 час в неделю в 5 классах.
содержание программы:
Искусство в твоём доме (9часов). Характеристика и эстетическое оценивание разных видов ДПИ, единство материала и формы. Конструктивный образ и характер декора филимоновских свистулек. Материал, форма и оформление игрушек. Художественно-практические навыки лепки и росписи игрушек. Композиция городецкого узора. Повторение формы в орнаменте. Использование в иллюстрировании мотивов народных промыслов. Характер народного героя в рисунке.
Искусство в твоём доме (7 часов). Закономерность построения орнамента и узора на сетке и в круге. Техника росписи «под фон» в хохломской росписи. Гжельский узор. Применение народных орнаментов на новогодних игрушках.
Художник и зрелище (10 часов) Характеристика роли художника в цирке, театре. Русский народный костюм. Кукла в народном костюме. Театральная афиша. Декорации к русской народной сказке. Применение в едином театральном действии кукол и декораций.
Художник и творчество (9часов) Художественные музеи и музеи ДПИ их значение для человека. Палехская миниатюра. Сюжеты росписи. Техника папье-маше. Русские народные игрушки. Семеновская матрёшка. Характер росписи. Матрёшка Полховского Майдана. Дымковские игрушки. Конструкция и декор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- познание мира через образы и формы изобразительного искусства;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку художественным произведениям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задачи
Коммуникативные:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как : умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях искусства;
- освоение различных приемов живописи, графики, декоративной росписи;
- создание композиции в процессе практической творческой работы;
- осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
- выставки, презентации;
- коллективные проекты;
- работа в парах, малых группах;
- индивидуальные работы;
- коллективные игры;
КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ:
- знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- уметь различать основные и составные теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные выдающиеся произведения искусства и называть их авторов;
- находить в прессе информацию о художественных выставках;
- уметь использовать художественные материалы;
- уметь применять средства художественной выразительности в изобразительной деятельности;
- уметь организовать выставку работ по определённой теме и уметь провести экскурсию по ней.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающиеся должны знать и уметь:
- иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
- уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
- уметь отличать различные виды искусства, жанры и техники выполнения;
- уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;
- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
- правила безопасности труда;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма;
- научности.
Календарно - тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся. | Отслеживание результатов обученности обучающихся |
аудиторные | внеаудиторные |
1. Искусство в твоем доме (9ч.) |
1 | 03.09 | Филимоновские свистульки” Изготовление игрушек из пластилина, глины. | 1 | | Знакомство с разными видами предметов ДПИ, материалами из которых они сделаны. Изучение конструктивного образа и характера декора в данных образцах. Лепка из глины. | Практическая работа. |
2,3 | 10.09 17.09 | Роспись игрушек из пластилина, глины. | 1 | 1 | Знакомство с материалом, формой и оформлением игрушек. Изучение конструктивного образа и характера декора в данных образцах. Формирование художественно-практических навыков. | Творческая работа. |
4 | 24.09 | Изображение праздничного сервиза (орнамент в круге) . | | 1 | Создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчестаа. Применение художественно-практических навыков в работе с цветом. | Творческая работа Выставка работ |
5, 6 | 01.10 08.10 | Цвет и ритм узора. Городецкий узор. | 1 | 1 | Изучение композиция узора. Составление узора и выполнение росписи. Применение художественно-практических навыков в работе с цветом. | Творческая работа Выставка работ. |
7 | 15.10 | Обои и шторы у тебя дома (орнамент) | 1 | | Изучение характера рисунка и составление декоративного орнамента в данных образцах, | Творческая работа |
8, 9 | 22.10 29.10 | Иллюстрирование русских народных сказок-потешек. | 1 | 1 | Изучение содержания литературного текста, описание героя и декора его одежды. Создание художественного образа. Передача образа и характера в рисунке. | Творческая работа Выставка работ |
2. Искусство в твоём доме(7 ч.) |
10,11 | 12.11 19.11 | Узор на сетке | 1 | 1 | Знакомство с разными видами узоров и закономерностью построения орнамента. Составление узора на сетке. Применение в работе элементов росписи русских народных промыслов. | Творческая работа Выставка работ учащихся |
12 | 26.11 | Узор в круге | | 1 | Знакомство с разными видами узоров и закономерностью построения орнамента. Составление узора в круге. Применение элементов русских народных промыслов. Сравнение орнаментов . | Практическая работа Выставка работ |
13 | 03.12 | Хохломской травный орнамент. Композиция | 1 | | Изображение элементов росписи. Составление композиции. | Творческая работа |
14 | 10.12 | Хохломской травный орнамент. Роспись | | 1 | Роспись цветом «под фон». Формирование новых навыков в работе. | Выставка работ учащихся Защита проекта. |
15,16 | 17.12 24.12 | Гжельские узоры Узор на новогодней игрушке | 1 | 1 | Изучение элементов росписи. Роспись игрушек. Составление вариантов новогодних игрушек с применением народных мотивов. | Выставка работ учащихся |
3. Художник и зрелище (10 ч.) |
17 | 14.01 | Изображение самого интересного выступления в цирке. | 1 | | Объяснение важной роли художника в цирке, театре. Изображение яркого, весёлого. подвижного. | Практическая работа |
18 | 21.01 | Моя кукла | | 1 | Знакомство с русским народным костюмом и составление эскиза куклы в национальном костюме. | Выставка работ учащихся Защита проекта. |
19 | 28.01 | Мы идём в театр Изготовление эскиза маски | 1 | | Изучение разных видов театральных кукол, масок, афиш, их истории. Составление эскиза маски клоуна. | Практическая работа. |
20 | 04.02 | Театр кукол. Изготовление головы куклы | 1 | | Работа в парах. Составление эскиза и работа в объёме. Овладение навыками коллективного художественного творчества. Осваивание навыков лаконичного декоративно-обобщённого изображения. | Практическая работа |
21 | 11.02 | Театр кукол. Изготовление костюма куклы | | 1 | Работа в парах. Составление эскиза и работа в объёме .Создание ярких выразительных костюмов. Участие в театрализованном представлении или весёлом карнавале. | Защита проекта. |
22 | 18.02 | Изготовление эскиза декораций | | 1 | Работа в парах. Составление эскиза декораций к спектаклю. | Практическая работа Выставка работ учащихся Защита проекта. |
23 | 25.02 | Изготовление макетов декораций. | | 1 | Работа в парах. Составление эскиза к спектаклю. Овладение навыками коллективного художественного творчества. Освоение навыков лаконичного декоративно-обобщённого изображения. | Выставка работ учащихся Защита проекта |
24 | 03.03 | Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. | 1 | | Изучение характера выполнения афиши. Составление эскиза. Приобретение навыков лаконичного декоративно-обобщённого изображения. | Практическая работа |
25 | 10.03 | Масленица. | | 1 | Изучение традиций русских праздников. Использование своих кукол в театрализованном действии. | встреча вклубе юных мастеров |
26 | 17.03 | Место художника в зрелищных искусствах. | 1. | | Познакомиться с техникой коллажа и составить композицию о празднике. | Практическая работа |
4. Художник и творчество (9 ч.) |
27 | 07.04 | Музеи мира. ДПИ. | | 1 | Знакомство с ролью художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Формирование представления о разных видах музеев. Рассуждение о творческой работе художника, о своём опыте. | Ответы-рассуждения Практическая работа |
28 | 14.04 | Палехская миниатюра. | | 1 | Изучение русских народных промыслов. Техника папье-маше и роспись шкатулок. Выполнение эскиза для росписи. | встреча вклубе юных мастеров |
29,30 | 21.04 28.04 | Семёновская матрёшка. | 1 | 1 | Изучение техники папье-маше. Выполнение набора формы. Обработка поверхности для работы красками и роспись поверхности. | Выставка работ обучающихся Защита проекта |
31 | 05.05 | Матрёшка Полховского майдана. | 1 | | Изучение росписи Полховского Майдана. Составление эскиза росписи матрешки. | Выставка работ обучающихся |
32 | 12.05 | Дымковская игрушка Лепка | 1 | | Знакомство с разнообразием форм игрушек. Лепка фигурки человека или животного. | Практическая работа |
33 | 19.05 | Дымковская игрушка. Роспись | . 1 | | Изображение дымковского узора на игрушке. Применение кругов и волн. | Практическая работа |
34 | 26.05 | Музеи народного декоративно-прикладного искусства. | | 1 | Умение рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Роль скульптурных памятников. | Выставка работ учащихся Защита проекта. |
35 | 30.05 | Обобщение темы раздела. Выставка работ | | 1 | Выставка детских работ. | Детские работы |
| | | 35 часов | | |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение:
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2012;
Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., ШпикаловойТ. Я. Диск.
www.IZOCD.ru
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Учебник: М.: Просвещение.-2012год;
Шпикалова Т. Я .Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2012 год;
5.Изобразительное искусство. 1–4 классы: программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М.: Дрофа, 2012
6.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1- 4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2013.
7.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2012.
8.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
9.Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2012.
10.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2012.
11.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 2013.
12.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 5кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2012.
13.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство / В.С. Кузин. – М., 2014.
14.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2012.
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Компьютер.