Программа внеурочной деятельности
«Занимательная лингвистика»
для учащихся 6 классов
Автор - Чичуга Г.А.
форма – кружковые занятия
вид деятельности – Познавательный
направление воспитания –Общеинтеллектуальное
срок реализации – 1 год
2016
Пояснительная записка
Программа разработана Чичугой Галиной Александровной на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
воспитывать любви к родному языку.
Развивающие:
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
развивать мотивацию к изучению русского языка;
развивать творческие способности;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умения пользоваться справочной литературой;
развивать коммуникативные способности обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Место проведения занятий - учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Содержание программы:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Организационное занятие Сказочное царство слов. | 1 | Конкурс |
2 | Звуки не буквы | 1 | Тренировочные упражнения на транскрибирование |
3 | Банты и шарфы | 1 | Игра со словами |
4 | На сцене гласные | 1 | Лингвистическая игра |
5 | Как возникла наша письменность? | 1 | Творческая работа |
6 | Память и грамотность | 1 | Заучивание отрывков произведений |
7 | Поговорим обо всех приставках сразу | 1 | Тренировочные упражнения |
8 | Поговорим обо всех приставках сразу | 1 | Тренировочные упражнения |
9 | Где же хранятся слова? | 1 | Работа со словарями |
10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | 1 | Экскурсия |
11 | Добрые слова | 1 | Игра |
12 | На карнавале слов | 1 | Игра |
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | 1 | Сочинение стихотворений |
14 | Слова-антонимы | 1 | Игра |
15 | Экскурсия в прошлое | 1 | Экскурсия по виртуальному музею |
16 | Полёт в будущее | 1 | Игра |
17 | Кто командует корнями? | 1 | Тренировочные упражнения |
18 | Кто командует корнями? | 1 | Игра |
19 | Кто командует корнями? | 1 | Работа с текстами |
20 | Что рассказали части речи о себе | 1 | Игра |
21 | Что рассказали части речи о себе? | 1 | Игра |
22 | Королевство ошибок | 1 | Сочинение сказок |
23 | Королевство ошибок | 1 | Театрализованная постановка ситуаций |
24 | Крылатые слова | 1 | Беседа, работа с текстами |
25 | В Стране Сочинителей | 1 | Сочинение стихотворных сказок |
26 | В Стране Сочинителей | 1 | Сочинение загадок. Конкурс рисунков |
27 | Анаграммы и метаграммы | 1 | Сочинение анаграмм |
28 | Анаграммы и метаграммы | 1 | Сочинение метаграмм |
29 | Шарады и логогрифы | 1 | Составление шарад |
30 | Шарады и логогрифы | 1 | Составление логогрифов |
31 | Откуда пришли наши имена | 1 | Конкурс рисунков |
32 | Откуда пришли наши имена | 1 | Экскурсия |
33 | КВН по русскому языку | 1 | КВН |
34 | Итоговое занятие | 1 | Контроль по типу портфолио |
Краткое описание содержания тем
№ | тема занятия | Описание содержания темы занятия |
1 | Организационное занятие Сказочное царство слов. | Красота и богатство русской речи, народная фантазия, мудрость народная. Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок. |
2 | Звуки не буквы | Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции. Практическая часть: транскрибирование слов и текстов. |
3 | Банты и шарфы | Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения. Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами. |
4 | На сцене гласные | Роль ударения. Произносительные нормы. Практическая часть: игра «Проставь ударение» |
5 | Как возникла наша письменность? | Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит». |
6 | Память и грамотность | Виды памяти. Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти |
7 | Поговорим обо всех приставках сразу | Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок. |
8 | Поговорим обо всех приставках сразу | Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок. |
9 | Где же хранятся слова? | Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово. Практическая часть: работа со словарём. |
10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | Знакомство с разными видами словарей. Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей |
11 | Добрые слова | Богатство русской лексики «добрыми словами». Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему. |
12 | На карнавале слов | Омонимы. Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка») |
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | Разновидности омонимов Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов |
14 | Слова-антонимы | Антонимы. Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А». |
15 | Экскурсия в прошлое | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов. |
16 | Полёт в будущее | Неологизмы. Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте. |
17 | Кто командует корнями? | Чередование гласных в корнях. Командуют гласные. Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами |
18 | Кто командует корнями? | . Командуют гласные, командуют и согласные. Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами |
19 | Кто командует корнями? | Командует ударение, командует смысл. Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами |
20 | Что рассказали части речи о себе | Самостоятельные и служебные части речи Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи. |
21 | Что рассказали части речи о себе? | Самостоятельные и служебные части речи Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи. |
22 | Королевство ошибок | Виды ошибок Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. |
23 | Королевство ошибок | Виды ошибок Практическая часть: Театрализованная постановка ситуаций. |
24 | Крылатые слова | Значения крылатых слов. Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера» |
25 | В Стране Сочинителей | Рифмы. Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках. |
26 | В Стране Сочинителей | Рифмы. Практическая часть: Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках. |
27 | Анаграммы и метаграммы | История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами. |
28 | Анаграммы и метаграммы | История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами. |
29 | Шарады и логогрифы | Происхождением шарад и логогрифов. Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов. |
30 | Шарады и логогрифы | Происхождением шарад и логогрифов. Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов. |
31 | Откуда пришли наши имена | История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя». |
32 | Откуда пришли наши имена | Практическая часть: Составление презентаций |
33 | КВН по русскому языку | Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. |
34 | Итоговое занятие | |
\
Тематический план
Разделы программы | № занятия | Тема занятия | Виды деятельности или формы организации занятий | Кол-во часов | Формирование УУД |
| | | | всего | т | п | |
Введение – 1ч. | 1 | Сказочное царство слов | Конкурс | 1 | | 1 | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Фонетика – 1ч. | 2 | Звуки не буквы | Тренировочные упражнения на транскрибирование | 1 | | 1 | Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. |
Орфоэпия – 2ч. | 3 | Банты и шарфы | Игра со словами | 1 | | 1 | Личностные: оптимистически воспринимать мир; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь. |
4 | На сцене гласные | Лингвистическая игра | 1 | | 1 |
Графика – 2ч. | 5 | Как возникла наша письменность? | Творческая работа | 1 | | 1 | Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь |
6 | Память и грамотность | Заучивание отрывков произведений | 1 | | 1 |
Морфемика - 2ч. | 7 | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | 2 | 1 | | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
8 | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | | | 1 |
Лексикология – 8ч. | 9 | Где же хранятся слова? | Работа со словарями | 1 | | 1 | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | Экскурсия | 1 | | 1 |
11 | Добрые слова | Игра | 1 | | 1 |
12 | На карнавале слов | Игра | 1 | | 1 |
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | Сочинение стихотворений | 1 | | 1 |
| 14 | Слова-антонимы | Игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Экскурсия в прошлое | Экскурсия по виртуальному музею | 1 | | 1 |
16 | Полёт в будущее | Игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
Орфография – 3ч. | 17 | Кто командует корнями? | Тренировочные упражнения | 3 | 0,5 | 0,5 | Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
18 | Кто командует корнями? | Игра | | | 1 |
19 | Кто командует корнями? | Работа с текстами | | | 1 |
Морфология – 2ч. | 20 | Что рассказали части речи о себе | Игра | 2 | 1 | | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
21 | Что рассказали части речи о себе? | Игра | | | 1 |
Культура речи – 12ч. | 22 | Королевство ошибок | Сочинение сказок | 2 | | 1 | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. |
23 | Королевство ошибок | Театрализованная постановка ситуаций | | | 1 |
24 | Крылатые слова | Беседа, работа с текстами | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | В Стране Сочинителей | Сочинение стихотворных сказок | 2 | 1 | |
26 | В Стране Сочинителей | Сочинение загадок. Конкурс рисунков | | | 1 |
27 | Анаграммы и метаграммы | Сочинение анаграмм | 2 | 1 | |
28 | Анаграммы и метаграммы | Сочинение метаграмм | | | 1 |
29 | Шарады и логогрифы | Составление шарад | 2 | 1 | |
30 | Шарады и логогрифы | Составление логогрифов | | | 1 |
31 | Откуда пришли наши имена | Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
32 | Откуда пришли наши имена | Конкурс презентаций | 1 | | 1 |
Подведение итогов – 3ч. | 33 | КВН по русскому языку | КВН | 1 | | 1 | Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. |
34 | Итоговое занятие | Контроль по типу портфолио | | | 1 |
Итого | 34 | | | 34 | 7 | 27 | |
Календарно-тематическое планирование
план | факт | тема |
01.09-02.09 | | Организационное занятие Сказочное царство слов. |
05.09-09.09 | | Звуки не буквы |
12.09-16.09 | | Банты и шарфы |
19.09-23.09 | | На сцене гласные |
26.09 -30.09 | | Как возникла наша письменность? |
03.10-07.10 | | Память и грамотность |
10.10-14.10 | | Поговорим обо всех приставках сразу |
17.10-21.10 | | Поговорим обо всех приставках сразу |
24.10-28.10 | | Где же хранятся слова? |
07.11-11.11 | | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» |
14.11-18.11 | | Добрые слова |
21.11-25.11 | | На карнавале слов |
28.11-02.12 | | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» |
05.12-09.12 | | Слова-антонимы |
12.12-16.12 | | Экскурсия в прошлое |
19.12-23.12 | | Полёт в будущее |
09.01-13-01 | | Кто командует корнями? |
16.01-20.01 | | Кто командует корнями? |
23.01-27.01 | | Кто командует корнями? |
30.01-03.02 | | Что рассказали части речи о себе |
06.02-10.02 | | Что рассказали части речи о себе? |
13.02-17.02 | | Королевство ошибок |
20.02-24.02 | | Королевство ошибок |
27.02-03.03 | | Крылатые слова |
06.03-10.03 | | В Стране Сочинителей |
13.03-17.03 | | В Стране Сочинителей |
20.03-24.03 | | Анаграммы и метаграммы |
03.04-07.04 | | Анаграммы и метаграммы |
10.04-14.04 | | Шарады и логогрифы |
17.04-21.04 | | Шарады и логогрифы |
24.04-28.04 | | Откуда пришли наши имена |
01.05-05.05 | | Откуда пришли наши имена |
08.05-12.05 | | КВН по русскому языку |
15.05-19.05 | | Итоговое занятие |
22.05-25.05
Контроль: курс завершается проектной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Перечень оборудования кабинета для проведения занятий по внеурочной деятельности
Печатные пособия по русскому языку и литературе;
Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук с набором обучающих программ и тренажёров);
Магнитофон;
Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;
Научно-методическая литература;
Учебные пособия по русскому языку и литературе;
Художественная литература;
Электронная библиотека художественной литературы;
Подписные издания;
Словари школьного типа и справочная литература;
Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе;
Хрестоматии по литературе;
Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи);
Раздаточный материал;
Видеофильмы по русскому языку и литературе;
Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)
Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;
Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.
8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.
11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.
12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.
13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.
15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
16. Канакина, В. П. Радость познания в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 1996.
17. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.
18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение, 1996.
19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.
20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 1994.
21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.
22. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
23. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
24. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М. : АО "Столетие", 1996.
26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.