СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс "Занимательная лингвистика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс "Занимательная лингвистика"»



















Программа внеурочной деятельности

«Занимательная лингвистика»

для учащихся 6 классов

Автор - Чичуга Г.А.











форма – кружковые занятия

вид деятельности – Познавательный

направление воспитания –Общеинтеллектуальное

срок реализации – 1 год











2016

Пояснительная записка



Программа разработана Чичугой Галиной Александровной на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012




Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

  • расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;

  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.

  • воспитывать любви к родному языку.

Развивающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

  • развивать мотивацию к изучению русского языка;

  • развивать творческие способности;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умения пользоваться справочной литературой;

  • развивать коммуникативные способности обучающихся.

Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой.





Описание места курса в учебном плане


Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Место проведения занятий - учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.


Содержание программы:



Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

1

Организационное занятие

Сказочное царство слов.

1

Конкурс

2

Звуки не буквы

1

Тренировочные упражнения на транскрибирование

3

Банты и шарфы

1

Игра со словами

4

На сцене гласные

1

Лингвистическая игра

5

Как возникла наша письменность?

1

Творческая работа

6

Память и грамотность

1

Заучивание отрывков произведений

7

Поговорим обо всех приставках сразу

1

Тренировочные упражнения

8

Поговорим обо всех приставках сразу

1

Тренировочные упражнения

9

Где же хранятся слова?

1

Работа со словарями

10

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»

1

Экскурсия

11

Добрые слова

1

Игра

12

На карнавале слов

1

Игра

13

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

1

Сочинение стихотворений

14

Слова-антонимы

1

Игра

15

Экскурсия в прошлое

1

Экскурсия по виртуальному музею

16

Полёт в будущее

1

Игра

17

Кто командует корнями?

1

Тренировочные упражнения

18

Кто командует корнями?

1

Игра

19

Кто командует корнями?

1

Работа с текстами

20

Что рассказали части речи о себе

1

Игра

21

Что рассказали части речи о себе?

1

Игра

22

Королевство ошибок

1

Сочинение сказок

23

Королевство ошибок

1

Театрализованная постановка ситуаций

24

Крылатые слова

1

Беседа, работа с текстами

25

В Стране Сочинителей

1

Сочинение стихотворных сказок

26

В Стране Сочинителей

1

Сочинение загадок. Конкурс рисунков

27

Анаграммы и метаграммы

1

Сочинение анаграмм

28

Анаграммы и метаграммы

1

Сочинение метаграмм

29

Шарады и логогрифы

1

Составление шарад

30

Шарады и логогрифы

1

Составление логогрифов

31

Откуда пришли наши имена

1

Конкурс рисунков

32

Откуда пришли наши имена

1

Экскурсия

33

КВН по русскому языку

1

КВН

34

Итоговое занятие

1

Контроль по типу портфолио







Краткое описание содержания тем



тема занятия

Описание содержания темы занятия

1

Организационное занятие

Сказочное царство слов.

Красота и богатство русской речи, народная фантазия, мудрость народная.

Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.

2

Звуки не буквы

Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.

Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.


3

Банты и шарфы

Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.

Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.

4

На сцене гласные

Роль ударения. Произносительные нормы.

Практическая часть: игра «Проставь ударение»

5

Как возникла наша письменность?

Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?

Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».

6

Память и грамотность

Виды памяти.

Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти

7

Поговорим обо всех приставках сразу

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.


8

Поговорим обо всех приставках сразу

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.


9

Где же хранятся слова?

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.

Практическая часть: работа со словарём.

10

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»

Знакомство с разными видами словарей.

Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей

11

Добрые слова

Богатство русской лексики «добрыми словами».

Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.

12

На карнавале слов

Омонимы.

Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)

13

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Разновидности омонимов

Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов

14

Слова-антонимы

Антонимы.

Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».


15

Экскурсия в прошлое

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.

16

Полёт в будущее

Неологизмы.

Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.

17

Кто командует корнями?

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные. Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами

18

Кто командует корнями?

. Командуют гласные, командуют и согласные. Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами

19

Кто командует корнями?

Командует ударение, командует смысл.

Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами

20

Что рассказали части речи о себе

Самостоятельные и служебные части речи

Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.

21

Что рассказали части речи о себе?

Самостоятельные и служебные части речи

Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.

22

Королевство ошибок

Виды ошибок

Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок.

23

Королевство ошибок

Виды ошибок

Практическая часть: Театрализованная постановка ситуаций.

24

Крылатые слова

Значения крылатых слов.

Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»

25

В Стране Сочинителей

Рифмы.

Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.

26

В Стране Сочинителей

Рифмы.

Практическая часть: Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.

27

Анаграммы и метаграммы

История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.

28

Анаграммы и метаграммы

История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.

29

Шарады и логогрифы

Происхождением шарад и логогрифов.

Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.

30

Шарады и логогрифы

Происхождением шарад и логогрифов.

Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.

31

Откуда пришли наши имена

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».

32

Откуда пришли наши имена

Практическая часть: Составление презентаций

33

КВН по русскому языку

Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

34

Итоговое занятие












\

Тематический план


Разделы программы

занятия

Тема занятия

Виды деятельности или формы организации занятий

Кол-во часов

Формирование УУД





всего

т

п


Введение – 1ч.

1

Сказочное царство слов

Конкурс

1


1

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Фонетика – 1ч.

2

Звуки не буквы

Тренировочные упражнения на транскрибирование

1


1

Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи.

Орфоэпия – 2ч.

3

Банты и шарфы

Игра со словами

1


1

Личностные: оптимистически воспринимать мир;

Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

Коммуникативные: совершенствовать собственную речь.

4

На сцене гласные

Лингвистическая игра

1


1

Графика – 2ч.

5

Как возникла наша письменность?

Творческая работа

1


1

Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

Коммуникативные: совершенствовать собственную речь

6

Память и грамотность

Заучивание отрывков произведений

1


1

Морфемика - 2ч.

7

Поговорим обо всех приставках сразу

Тренировочные упражнения

2

1


Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

8

Поговорим обо всех приставках сразу

Тренировочные упражнения



1

Лексикология – 8ч.

9

Где же хранятся слова?

Работа со словарями

1


1

Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

10

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»

Экскурсия

1


1

11

Добрые слова

Игра

1


1

12

На карнавале слов

Игра

1


1

13

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Сочинение стихотворений

1


1


14

Слова-антонимы

Игра

1

0,5

0,5

15

Экскурсия в прошлое

Экскурсия по виртуальному музею

1


1

16

Полёт в будущее

Игра

1

0,5

0,5

Орфография – 3ч.

17

Кто командует корнями?

Тренировочные упражнения

3

0,5

0,5

Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

18

Кто командует корнями?

Игра



1

19

Кто командует корнями?

Работа с текстами



1

Морфология – 2ч.

20

Что рассказали части речи о себе

Игра

2

1


Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

21

Что рассказали части речи о себе?

Игра



1

Культура речи – 12ч.

22

Королевство ошибок

Сочинение сказок

2


1

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме;

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

23

Королевство ошибок

Театрализованная постановка ситуаций



1

24

Крылатые слова

Беседа, работа с текстами

1

0,5

0,5

25

В Стране Сочинителей

Сочинение стихотворных сказок

2

1


26

В Стране Сочинителей

Сочинение загадок. Конкурс рисунков



1

27

Анаграммы и метаграммы

Сочинение анаграмм

2

1


28

Анаграммы и метаграммы

Сочинение метаграмм



1

29

Шарады и логогрифы

Составление шарад

2

1


30

Шарады и логогрифы

Составление логогрифов



1

31

Откуда пришли наши имена

Конкурс рисунков

1


1

32

Откуда пришли наши имена

Конкурс презентаций

1


1

Подведение итогов – 3ч.

33

КВН по русскому языку

КВН

1


1

Личностные: осознать свое место в мире;

Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия.


34

Итоговое занятие

Контроль по типу портфолио



1

Итого

34



34

7

27


Календарно-тематическое планирование

план

факт

тема

01.09-02.09


Организационное занятие

Сказочное царство слов.

05.09-09.09


Звуки не буквы

12.09-16.09


Банты и шарфы

19.09-23.09


На сцене гласные

26.09 -30.09


Как возникла наша письменность?

03.10-07.10


Память и грамотность

10.10-14.10


Поговорим обо всех приставках сразу

17.10-21.10


Поговорим обо всех приставках сразу

24.10-28.10


Где же хранятся слова?

07.11-11.11


Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями»

14.11-18.11


Добрые слова

21.11-25.11


На карнавале слов

28.11-02.12


Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

05.12-09.12


Слова-антонимы

12.12-16.12


Экскурсия в прошлое

19.12-23.12


Полёт в будущее

09.01-13-01


Кто командует корнями?

16.01-20.01


Кто командует корнями?

23.01-27.01


Кто командует корнями?

30.01-03.02


Что рассказали части речи о себе

06.02-10.02


Что рассказали части речи о себе?

13.02-17.02


Королевство ошибок

20.02-24.02


Королевство ошибок

27.02-03.03


Крылатые слова

06.03-10.03


В Стране Сочинителей

13.03-17.03


В Стране Сочинителей

20.03-24.03


Анаграммы и метаграммы

03.04-07.04


Анаграммы и метаграммы

10.04-14.04


Шарады и логогрифы

17.04-21.04


Шарады и логогрифы

24.04-28.04


Откуда пришли наши имена

01.05-05.05


Откуда пришли наши имена

08.05-12.05


КВН по русскому языку

15.05-19.05


Итоговое занятие

22.05-25.05







Контроль: курс завершается проектной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.









Перечень оборудования кабинета для проведения занятий по внеурочной деятельности


  • Печатные пособия по русскому языку и литературе;

  • Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук с набором обучающих программ и тренажёров);

  • Магнитофон;

  • Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;

  • Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;

  • Научно-методическая литература;

  • Учебные пособия по русскому языку и литературе;

  • Художественная литература;

  • Электронная библиотека художественной литературы;

  • Подписные издания;

  • Словари школьного типа и справочная литература;

  • Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе;

  • Хрестоматии по литературе;

  • Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи);

  • Раздаточный материал;

  • Видеофильмы по русскому языку и литературе;

  • Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)

  • Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;

  • Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.

  2. Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.

  3. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.

  4. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.

  5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.

  6. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.

  7. Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.

  8. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.

  9. Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.

  10. Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.

  11. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.

  12. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

  13. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

  14. Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.

2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.

3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.

4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.

5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.

6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.

7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.

8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.

9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.

10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.

11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.

12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.

13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.

14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.

15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.

16. Канакина, В. П. Радость познания в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 1996.

17. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.

18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение, 1996.

19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.

20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 1994.

21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.

22. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

23. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

24. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М. : АО "Столетие", 1996.

26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.