УВК «Школа-гимназия» № 6
Джанкойского городского совета
Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов ____________/ В.В. Кошлань/ Протокол от «26» августа 2014г. №2 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________/ Н. Н. Онорина / « 26 » августа 2014г. | УТВЕРЖДЕНО приказ № 251 от 01.09.2014г. ДИРЕКТОР _____________ / А.Е. Бочкала / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«По ступенькам добра и справедливости»
для 3 - В класса
Направление «Социальное»
Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю (34 недели).
Срок реализации 2014-2015 учебный год.
Составитель: А.Б. Евсеенкова
учитель начальных классов,
специалист высшей категории
г. Джанкой, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «По ступенькам добра и справедливости» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Необходимость социального образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в социально зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Социальное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель курса – формирование у детей социальных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию социального направления воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Общая характеристика курса.
Социальное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса в учебном плане.
Программа « По ступенькам добра и справедливости» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса .
Содержание программы курса раскрывает правила социального поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие социального сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание социальных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм социального поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по социальным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)- 9 ч
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)-8 ч
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
О трудолюбии- 4 ч
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,
дежурства.
Культура внешнего вида- 4 ч
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет- 8 ч
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Учащиеся научатся:
применять правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
применять основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
слова вежливости,
основные правила общения, правила работы в группе.
Учащиеся получат возможность научиться:
применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
работать в паре и в группе,
проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
культурно выражать свои эмоции в совместной работе
ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Способы определения результативности: беседа и наблюдение, тест.
Формы подведения итогов реализации программы:
тесты,
викторины,
выставки,
фестивали,
соревнования,
конкурсы,
защита проектов,
опрос,
наблюдение,
диагностика:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения:
Воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Формы и методы организации занятий по данному курсу самые разнообразные. Один из методов для достижения поставленных целей – организация творческой работы учащихся, с использованием полученных знаний и умений.
Учебно – тематический план
№ | Наименова-ние раздела | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Личностные | Перечень универсальных действий обучающихся |
Ауд. | Внеауд. | Регулятивные | Познаватель-ные | Коммуника-тивные |
1 | Школьный этикет (9 часов) | 4ч | 5ч | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, понимание чувств других людей и сопереживание им. | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий; строить сообщения в устной и письменной форме. | Адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникатив-ных задач, строить монологичес-кое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации допускать возможность существова-ния у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |
2 | Правила общения (8 часов) | 3ч | 5ч | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотноше-ний в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Учиться работать по предложеному учителем плану. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотно-шений; проявление доброжела-тельности, взаимопомо-щи, сочувствия, сопереживания. |
3 | О трудолюбии (4 часа) | 2ч | 2ч | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно- полезной деятельности. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать свою речь, ее четкость и правильность. | . Получить элементарные представления о различных профессиях. | Учиться трудовому творческому сотрудни-честву со сверстниками, старшими детьми и взрослыми Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональ-ную оценку деятельности товарищей. |
4 | Культура внешнего вида (4 часа) | 2ч | 2ч | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложен-ному учителем плану | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников и обсуждать полученные сведения | Формулировать собственное мнение и позицию; дого-вариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
5 | Внешкольный этикет (9 часов) | 5 ч | 4 ч | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, неравнодушие к жизненным проблемам других людей. | Использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ориентировать-ся на позицию партнёра в общении и взаимодейст-вии. |
| Итого | 34 ч | |
Календарно--тематическое планирование
№ | Раздел, тема занятий | Дата | Содержание занятий | Уровень результативности |
План | Факт |
Школьный этикет (9 часов) |
1 | Снова в школе. | 04.09 | | Обсуждение предложенных ситуаций. Что значит быть учеником. Беседа «Роль учения в жизни человека». | 2 |
2 | Взаимопомощь – как её её организовать. | 11.09 | | Работа над сплочением коллектива, воспитание чувства взаимопомощи. Работа в группах. | 2 |
3 | Береги школьное имущество. | 18.09 | | Воспитание бережного отношения к школьному имуществу. Познавательная беседа. | 2 |
4 | Я – личность. Мои роли. | 25.09 | | Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» | 2 |
5 | Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома. | 02.10 | | Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Ролевая игра «На уроке». Распределение ролей. | 2 |
6 | Устав - основной закон школы. | 09.10 | | Знакомство с уставом школы. | 2 |
7 | В какие игры и как мы играем. | 16.10 | | Разучивание подвижных игр. Правила поведения во время игры. | 2 |
8 | Правила поведения в школе. | 23.10 | | Разыгрывание сценок поведения в школе, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. | 2 |
9 | Библиотека – хранительница знаний | 06.11 | | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. | 2 |
Правила общения (8 часов) |
10 | Время надо беречь. | 13.11 | | Просмотр сказки «Потерянное время». Урок-обсуждение. | 2 |
11 | Секунда-это много или мало? | 20.11 | | Формирование понимания того, что надо ценить свое и чужое время. Беседа с использованием игровых ситуаций. | 2 |
12 | Слово лечит, слово ранит. | 27.11 | | Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть, учить задумываться над сказанным словом. | 2 |
13 | Я и мои друзья: справедливость, коллективизм. | 04.12 | | Законы дружбы. Показать важность истинных друзей в жизни человека; Устный рассказ «Хочу рассказать о своём друге…» | 2 |
14 | Умеем общаться. | 11.12 | | Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. | 2 |
15 | Каждый интересен. | 18.12 | | Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. | 2 |
16 | Общение с домочадцами. | 25.12 | | Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Учиться чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту. Обсуждение ситуаций. | 2 |
17 | Игра без конфликта. | 15.01 | | Воспитание умения управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. Чтение рассказа, разыгрывание ситуаций. | 2 |
О трудолюбии(4 часа) |
18 | Труд кормит, а лень портит. | 22.01 | | Показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, воспитывать трудолюбие, развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора, используя художественные произведения. Чтение сказок, инсценировка их. | 2 |
19 | Как организовать свой труд. | 29.01 | | Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня, учиться составлять режим дня, прививать умение правильно распределять время на работу и отдых. Беседа, работа в группах. | 2 |
20 | Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. | 05.02 | | Научиться бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании. Чтение сказки, творческая работа. | 2 |
21 | Кем хочу быть, почему? | 12.02 | | Расширить представления о профессиях, прививать любовь и уважение к людям труда. Просмотр презентации. | 2 |
Культура внешнего вида(4 часа) |
22 | Уход за своими вещами. | 19.02 | | Бережное отношение к вещам. Беседа. | 2 |
23 | Чистота – залог здоровья. | 26.02 | | Правила личной гигиены, воспитание здорового образа жизни. Беседа, практикум. | 2 |
24 | Одежда будничная и праздничная. | 05.03 | | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. | 2 |
25 | Экскурсия в краеведческий музей «Одежда казаков». | 12.03 | | Вспомнить правила поведения в общественных местах. | 2 |
Внешкольный этикет(9 часов) |
26 | Разговор по телефону. | 19.03 | | Формулирование правил общения по телефону. Анализ ситуаций. | 2 |
27 | Практическое занятие «Разговор по телефону». | 02.04 | | Ролевая игра - инсценировка отрывка из рассказа Н.Носова «Телефон». | 2 |
28 | Поведение в гостях. | 09.04 | | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации. | 2 |
29 | Практическое занятие «Поведение в гостях». | 16.04 | | Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. | 2 |
30 | Я пишу письмо. | 23.04 | | Правила грамотного составления писем. Практическая работа в группах. | 2 |
31 | «Я пишу письмо» (творческая работа). | 30.04 | | Творческая работа. Письмо другу. | 2 |
32 | Поведение на природе. | 07.05 | | Экскурсия в парк. Правила поведения на природе. | 2 |
33 | Викторина «Поведение на природе». | 14.05 | | Викторина | 2 |
34 | Итоговое занятие «По ступенькам добра и справедливости» | 21.05 | | Проведение и организация итогового мероприятия. | 2 |
Перечень литературы и средств обучения
1. Печатные пособия:
1.Хомякова И.С., Петрова В.И. «Этика: азбука добра». (Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Виноградовой) – М.: Вентана-Граф, 2013г.;
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.А.Г.Асмолов,Г.В.Бумеранская ,И..А Володарская. М.:Просвещение,2008. 151стр.
Пикулева Н.В. «Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе». – М.: Новая школа, 2011г.;
3. Хомякова Э ,.ПетроваВ, Хомякова И. Азбука нравственности/Воспитание школьников 2004-2007 №1-9
2. Наглядные пособия:
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Географические и исторические карты.
Иллюстративные материалы (альбомы, аудиозаписи, комплекты открыток и др.), плакаты, портреты выдающихся людей России.
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
3. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.