СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рюкзачок"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Направление: спортивно-оздоровительное.

Вид деятельности: туристско-краеведческая.

Возраст школьников: 1–4-е классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рюкзачок"»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Направление: спортивно-оздоровительное.

Вид деятельности: туристско-краеведческая.

Возраст школьников: 1–4-е классы.

Пояснительная записка

Самодеятельный пешеходный туризм – непростой, трудоемкий, но

бесконечно интересный и полезный способ организации детского досуга.

Ведь такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он

приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения,

сдерживает развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учит брать

на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной

природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил,

имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует

развитию их самостоятельности.

Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школь-ного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне есте-ственные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании

с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника

взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать

нежелательному развитию у ребенка привычки во всем полагаться не на себя

самого, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартизированно-му поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не

хуже других детей порождает отмечаемый многими психологами известный

конформизм младших школьников и также ведет к возможному отказу от

своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят пе-ред педагогами, воспитывающими младших школьников, является создание

благоприятных условий для развития их самостоятельности.

Воспитание самостоятельности имеет значение не только для развития

ребенка здесь и теперь, оно важно также и в контексте его дальнейшего

взросления. Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, педагог

в перспективе помогает ребенку решить те задачи, которые встанут перед

ним в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потреб-ность ощущать себя взрослым и зависимость от других все больше станет

тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависи-мого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. Имея же за спиной пе-режитый опыт самостоятельности, ему легче будет решать эти новые задачи,

легче проживать этот «переходный», подростковый возраст.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно

связано с реализацией им собственных потребностей:

- в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношени-ям, поступкам, определении своих потенциальных возможностей, стимули-руемого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутрен-нем мире подростка),

- в самореализации (раскрытии своих потенциальных возможностей и

личностных качеств, а также предъявлении их окружающим),

- в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или

иным социальным группам).

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет ее

характер – во многом зависит от той среды, которая окружает подростка,

общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он

включен. Все вместе это образует некое пространство его личностного са-моутверждения. Педагогам важно создать для подростков подобное про-странство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям под-ростка и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития.

Взрослым надо поддержать его природное любопытство и желание все ис-пытать самому, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям,

фантазии и романтизм, стремление к независимости и самостоятельной от-ветственности, потребность проявить себя среди других.

На наш взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям со-ответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности детей в

естественной, природной, «нецивилизованной», не обустроенной среде – и в

том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь ребенку предо-ставляются дополнительные «ниши», где он смог бы реализовать свои при-родные свойства и актуальные устремления. Здесь подросток в большей степени (по сравнению с семьей или школой) ощущает собственную незави-симость от взрослых. Здесь ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции.

Здесь, попадая в новую обстановку, он имеет больше возможностей позна-комиться с иными человеческими отношениями. Здесь, при повышенных

физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в

групповую работу у него появляется принципиальная возможность прове-рить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. Здесь, в сложных

(физически и морально сложных) жизненных условиях при поддержке педа-гога он может научиться поступаться собственными интересами, удобств а-ми, благополучием ради других.

Туристско-краеведческая деятельность, таким образом, позволяет ре-шать как возрастные задачи, которые встают перед ребенком младшего

школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические зада-чи, связанные с воспитанием этих детей. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной

программы.

Итак, программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности

учащихся (общий объем – 408 часов) ориентирована на детей двух возраст-ных категорий: младших школьников и подростков. В соответствии с этим в

программе выделены два модуля.

1-й модуль – «Начала туризма и краеведения» (общий объем – 204 ча-са). Рассчитан на два года, исходя из 3-х часов занятий в неделю. Модуль

ориентирован на учащихся 1-4 классов и нацелен на обучение детей перво-начальным туристским навыкам, общефизическое развитие младших

школьников и воспитание у них самостоятельности.

2-й модуль – «Основы туризма и краеведения» (общий объем – 204 ча-са). Рассчитан на два года, исходя из 3-х часов занятий в неделю. Модуль

ориентирован на учащихся 5-8 классов и предполагает овладение детьми

основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их

здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной само-оценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и со-причастности своей малой и большой родине.

Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взя-тым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и парал-лелей. Занятия могут проводиться в виде кружковых или клубных занятий.


Тематическое планирование

п/п

Названия разделов Общее коли-чество часов

Часы аудитор-ных занятий

Часы внеаудитор-ных активных за-нятий

1. Модуль «Начала туризма и

краеведения» (для учащихся

1–4-х классов)

204 72 132

1.1. Вводное занятие 2 2

1.2. Поход-знакомство 8 2 6

1.3. Безопасность юного туриста 2 2

1.4. Быт юного туриста 2 2

1.5. Кухня юного туриста 6 2 4

1.6. Песни юного туриста 20 20

1.7. Легенды и были родного края 14 8 6

1.8. Ориентирование на местности 20 2 18

1.9. Топография 6 6

1.10. Туристские узлы и их назна-чение

1.11. Преодоление препятствий 20 20

1.12. Туристские игры 8 2 6

1.13. Туристская газета 10 10

1.14. Природоохранные акции 12 12

1.15. Походы выходного дня 32 8 24

1.16. Многодневные походы 36 6 30

2. Модуль «Основы туризма и

краеведения» (для учащихся

5–8-х классов)

204 44 160

2.1. Вводное занятие 2 2

2.2. Краеведение 22 12 10

2.3. Топография 12 6 6

2.4. Туристские узлы 12 12

2.5. Спортивное туристское мно-гоборье

2.6. Спортивное ориентирование 24 24

2.7. Туристская газета 12 12

2.8. Природоохранные акции 12 12

2.9. Походы выходного дня 24 6 18

2.10. Спортивные походы 60 6 54

Всего: 408 116 292

Примерное содержание занятий

Модуль 1. Начала туризма и краеведения (204 часа)

1.1. Вводное занятие (2 часа)

. Что такое туризм и каково его значение

в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм

Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и

правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских

навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа

через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.

1.2. Поход-знакомство (8 часов).

Подготовка к ознакомительному

походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаря-жение; цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за

сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптеч-ки, за проверку личного снаряжения туристов и состояния рюкзаков, за раз-бивку бивака, за разведение костра и заготовку дров, за приготовление обе-да, за соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчет о по-ходе и т.п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к

первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченно-му маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода эле-ментарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пе-ресеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведению кост-ра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью

и т.п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода: самочув-ствия туристов, полученных ими впечатлений, проведенной ими работы и

т.п. Фотоотчет о состоявшемся походе «Наше первое приключение».

1.3. Безопасность юного туриста (2 часа). Правила поведения в лесу, у

водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила об-ращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спецсна-ряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

1.4. Быт юного туриста (2 часа). Туристское снаряжение: групповое и

личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками

и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного

типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для

костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская

работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отно-шение к природе.

1.5. Кухня юного туриста (6 часов). Продукты в походе. Калорийность.

Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные

продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская

посуда. Уход за котлами и канами. Приготовление пищи на костре. Выход

группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

1.6. Песни юного туриста (20 часов). Бардовская песня, туристская

Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников.

песня. Ю. Визбор: человек, судьба, профессия, песни. В. Высотский: чело-век, судьба, профессия, песни. В. Ланцберг: человек, судьба, профессия,

песни. О. Митяев: человек, судьба, профессия, песни. В. Егоров: человек,

судьба, профессия, песни. Прослушивание песен в исполнении педагога под

гитару, прослушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор

песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилось, чем понрави-лось, о чем она и т.п. Разучивание и исполнение полюбившейся песни.

1.7. Легенды и были родного края (14 часов). Интересные страницы ис-тории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое

время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и ми-фы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий му-зей: подготовительная беседа (куда идем, зачем идем, как себя ведем, что

смотрим, что обсуждаем после экскурсии?), посещение музея и беседа с эк с-курсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведенной экскурсии (что

запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно органи-зовать следующую экскурсию?). Экскурсии или походы выходного дня к

местам интересных исторических событий.

1.8. Ориентирование на местности (20 часов). Что нужно делать, ес-ли заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг,

запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без ко м-паса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение

карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спор-тивное ориентирование: обучение и тренировки.

1.9. Топография (6 часов). Топографическая карта. Топографические

знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографиче-ский диктант.

1.10. Туристские узлы и их назначение (6 часов). Узлы, их назначение и

применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, вось-мерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватыва-ющий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».

1.11. Преодоление препятствий (20 часов). Виды препятствий. Лесные

завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы

и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодо-ления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона

при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона и при помощи веревки.

Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Пе-реправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи верти-

кального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника.

Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления

препятствий.

1.12. Туристские игры (8 часов). Совместная подготовка, проведение и

анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

1.13. Туристская стенгазета (10 часов). Совместная подготовка, изго-товление и презентация стенных газет, посвященных совершенным тури-стами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календ а-ря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).

1.14. Природоохранные акции (12 часов). Совместная подготовка, осу-ществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора

в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников;

развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравей-ников и т.п.

1.15. Походы выходного дня (32 часа). Совместная подготовка, осу-ществление и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерца-ния красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы.

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного по-хода в зимний лес – с целью изучения следов животных. Совместная подго-товка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес – с це-лью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка,

осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной реч-ки – с целью отработки навыков преодоления препятствий.

1.16. Многодневные походы (36 часов). Предварительный сбор школь-ников, собирающихся в многодневное путешествие, и их родителей: инфор-мирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Опреде-ление состава группы, отправляющейся в поход. Разработка маршрута.

Оформление документации, необходимой для совершения многодневного

похода. Подготовка к многодневному походу: техника безопасности; прави-ла гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Из у-чение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоя-щего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многод-невного похода. Определение системы сменных должностей на период со-вершения похода. Сборы и проверка готовности участников к первому по-ходу. Совершение пешего многодневного похода группы по заранее наме-ченному маршруту. Итоговый групповой анализ состоявшегося похода. Фо-тоотчет о состоявшемся походе.

Модуль 2. Основы туризма и краеведения (204 часа)

2.1. Вводное занятие (2 часа). Цели и значения занятий туризмом и

краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий.

Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвиже-ния по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасны-ми инструментами и спецснаряжением. Правила общения с местными жите-лями; правила гигиены туриста. Неписанные этические правила туристов:

трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе

между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в пох о-де, поведение у вечернего костра и «за столом», отношение к памятникам

истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа,

отношение к природе.

2.2. Краеведение (24 часа). Рельеф и климатические особенности родно-го края. Животный и растительный мир родного края. История родного края.

Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала.

Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого

материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие виктори-ны. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы

школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5–8-х классов. Подготов-ка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыстав-ки «Знай родной край!».

2.3. Топография (12 часов). Топографические карты и топографические

знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование

топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей.

Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояний до не-доступных предметов. Топографическая съемка местности.

2.4. Туристские узлы (12 часов). Узлы и их применение в туризме. Уз-лы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, вось-мерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический,

ткацкий, встречный, шкотовый, брам-шкотовый, штык, схватывающий,

грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Навед е-ние и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

2.5. Спортивное туристское многоборье (24 часа). Спортивное ту-ристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препят-ствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный

маятник. Переправа по веревке с перилами (параллельные перила). Подъем

по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам

спортивным способом. Подъем по склону по судейским перилам с само-

страховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой.

Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил.

2.6. Спортивное ориентирование (24 часа). Гигиена спортсмена: гиги-ена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориент и-рованию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на

старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника

ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени,

визуально). Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определе-ние сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по

азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты,

по объектам местности. Спортивные карты. Технические приемы: азимут,

линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и сорев-нования по спортивному ориентированию.

2.7. Туристская газета (12 часов). Виды газет, работа редакционной кол-легии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка, оформление. Выбор

названия для туристской газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: ин-тервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской

газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера

газеты, посвященного Всемирному дню туризма. Выпуски номеров, посвящен-ных экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной

истории, совершенным туристским походам и экспедициям.

2.8. Природоохранные акции (12 часов). Анкетный опрос школьников,

родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайо-на. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» – проработка

каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета

дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды.

Реализация запланированного дела: проведение природоохранных меропри-ятий на улицах, в парке, лесу и т.п. Фоторепортаж о проведении акции. Ана-лиз проведенного дела. Подведение итогов: рассказ об экологических про-блемах микрорайона и проведенной акции учащимся младших классов.

2.9. Походы выходного дня (24 часа). Совместная подготовка, осу-ществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отра-ботки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора крае-ведческого материала и т.п.

2.10. Спортивные походы (60 часов). Пешеходный, лыжный, горный,

водный спортивные походы, комбинация. Протяженность спортивных похо-дов, локальные и протяженные препятствия, категории сложности спортив-ных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам

спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на марш-руте. Краеведение на маршруте. Маршрутно-квалификационная комиссия,

маршрутная книжка и маршрутный лист, отчет о спортивном походе в МКК.

Спортивные значки и разряды. Подготовка и проведение похода по местам

боев советской армии в Великой Отечественной войне: изучение историче-ских событий на местности, встречи с местными старожилами, посещение

школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство братских могил.

Подведение итогов похода, подготовка фотоотчета, технического и краевед-ческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим ма-териалом других учащихся школы.

Предполагаемые

результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой дея-тельности школьников распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (получение школьниками социально

значимых знаний): приобретение школьниками знаний о правилах ведения

здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов,

на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обраще-ния с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах

общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах

ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в приро-де; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам исто-рии и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных спо-собах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных

нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллектив-ной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (развитие социально значимых отно-шений школьников): развитие ценностных отношений школьников к своему

здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к при-роде, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опы-та социально значимого действия): приобретение школьниками опыта са-мообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности

с другими детьми; опыта управления другими людьми и принятия на себя

ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой)

деятельности.


ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьни-ков. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение,

2010.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельно-сти. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие

для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3. Енин А.В. «Вредные игры»: плюс и минус. «Провокативная педагоги-ка»: основы теории и практики. – Воронеж, 2009.

4. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. – СПб.:

«Аверс»; ООО «Инновационное психолого-педагогическое объединение», 2003.

5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности как

основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

6. Караковский В.А., Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание?

Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных си-стем / Под. ред. Н.Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., 2000.

7. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и мето-дика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. посо-бие. – М.: ВЛАДОС, 2001.

8. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр «Педа-гогический поиск», 2004.

9. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.:

«Знание», 1978.

10. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. –

М., 1997.

12. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические

труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика, Е.И. Соколовой. – М., 2010.

13. Остапенко А. Уклад школы: педагогический анализ: из чего скла-дывается школьная воспитательная среда? – М.: Чистые пруды, 2010.

14. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2002.

15. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к

практике. – М.: УРАО ИТИП, 2010.

16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо-гии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онто-генезе: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000.

17. Степанов П.В. Развитие школы как воспитательной системы. – М.:

Центр «Педагогический поиск», 2009.

18. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеуроч-ной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. – М.: Просвещение, 2011.