Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Молчановская средняя образовательная школа №1»
Рассмотрено «_____» ___________2014 Руководитель МО _________________ Ерепилова Е.А. | Согласовано «_____» ___________2014 Зам.директора по УВР _________________ Тимохина Л.А. | Утверждено Приказ № ___от «___» ________2014 Директор школы __________________ Белоусова Е.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ШКОЛА ЛЕПКИ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА»
учитель: Матяш Е.В.

Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто и пластилин? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, а пластилин настолько претерпел изменение, что лепить им составляет для ребенка одно удовольствие, ведь сейчас есть:
пластилин, который застывает на воздухе, если его на сутки оставить.
пластилин, который нужно вываривать в воде, чтобы он затвердел.
пластилин, который запекают в духовке.
Поэтому пластилин до сих пор является интересным материалом для детского творчества.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста и пластилина.
Задачи:
образовательные:
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф, скульптура;
овладение основами, умениями работы из целого куска, из отдельных частей создание образов;
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепки из теста и пластилина;
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
развивающие:
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
соблюдение правил техники безопасности
понимание необходимости качественного выполнения образа;
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе.
коммуникативные:
умение работать в группах, учитывая мнение партнера;
аргументировать собственные мнения;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группах
В результате изучения программы обучающиеся
будут знать:
правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами;
правила работы с красками, кистями, клеем;
будут уметь:
делить тесто на части разными способами;
выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
соединять детали;
аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам.
Прогнозируемые результаты:
1. Знание свойств солёного теста, приёмов работы с ним и умение изготавливать из них изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Наличие интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Сформированность трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия.
Критерии результативности:
применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;
соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
отсутствие травм во время работы;
переход от простых работ к более сложным;
Формы подведения итогов
В течение учебного года по каждой теме проводятся обобщающие игровые занятия: «Путешествие колобка», «Мукосолька», «Придумаем сказку сами» и т. д. А так же викторины и тесты на различные темы. Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:
конкурс на самую лучшую игрушку;
конкурс на самую интересную сказку;
конкурс «Оригинальная композиция» и т. д.
Формы и режим занятий
Учебная нагрузка обучения - 1 час в неделю. Программа рассчитана на детей 6-8 лет.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные. Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.
Литература:
К.Силаева: «Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки». М: Изд. Эксмо, 2006г.
И.Михайлова: «Лепим из солёного теста». М.Изд. Эксмо, 2006г.
Лючия Пацци: Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г.
Т. Давыдова Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза-Пресс 2005г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 класс (33 часа) 2 класс (34 часа)
Тематическое планирование
№ п\п | | Количество часов | Формирование УУД |
теория | практика | всего | |
Введение – 1час. | |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий. | 1 | | 1 | Личностные: - ориентация на успех в учебной деятельности; - чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней; Регулятивные. обучащиеся научатся: - планировать собственные действия, согласно цели; - планировать собственную творческую деятельность; - контролировать свою деятельность в форме сличения результата с эталоном; - коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в случае с расхождением эталонов Познавательные. обучающиеся научатся: - находить нужную информацию в словарях и справочниках; - устанавливать аналогии; Коммуникативные. - работать в группах, учитывая мнение партнера; - аргументировать собственные мнения; - задавать вопросы необходимые для организации работы в группе. |
Мастерская художника – 7 часов |
1. | Лепка базовых форм (шар, круглая лепёшка, овальная лепёшка, валик, колбаска). | 0.5 | 0.5 | 1 |
2. | Основные приемы «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы; Изготовление арбуза и букв. Раскрашивание выполненной работы. | 1 | 1 | 2 |
3. | Лепка помидорки, свёклы, огурца, картошки Раскрашивание выполненных работ. | 0.5 | 0.5 | 1 |
4. | Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. | 1 | 1 | 2 |
5 | Лепка цветов и растений | 0.5 | 0.5 | 1 |
Изготовление животных в технике- 9часов. |
1. | Лепка «Разные коты» | 1 | 1 | 2 |
1* | 2* | 3* |
2. | Лепка из целого куска «Гусеничка». «Улиточка» | 1 | 1 | 2 |
3. | Лепка из нескольких частей «золотая рыбка», «Божья коровка» | 0.5 | 0.5 | 1 |
4. | Лепка птиц | 1 | 1 | 2 |
5. | Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. | 1 | 1 | 2 |
Цикл творческих работ- 16часов. |
1. | Сходство и выразительность образа, строение, форма, характерные детали, использование налепов «Фрукты», «грибы», «ягоды». | 1 | 3 | 4 |
2. | Декоративная тарелка. Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. | 1 | 2 | 3 |
3. | Рельефная лепка «танцуют листья», «цветы-сердечки». «рамки для фотографий» | 2 | 3 | 5 |
4. | Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. | 1 | 3 | 4 |
| Всего | 13 | 20 | 33 |
13* | 21* | 34* | |
Примечание: 1* - для второго класса