Пояснительная записка
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении.
В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа кружка «Уроки здоровья» направлена на решение этих задач.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Общая характеристика учебного курса
Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Программа внеурочной деятельности учащихся «Уроки здоровья» представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности учащихся «Уроки здоровья» обеспечит обучающимся:
* пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности;
* формирование установки на использование здорового питания;
* использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
* применение рекомендуемого врачами режима дня;
* формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
* установление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены» .
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни, использование полученных знаний в практике.
Задачи: * формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
* сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
* воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Программа кружка «Уроки здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье сберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровье сберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Для успешного овладения учащимися знаниями , метапредметными и личностными универсальными учебными действиями используются следующие методы обучения:
Эти методы способствуют развитию у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, воспитанию силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Преобладающие виды деятельности учащихся:
дискуссии;
проведение наблюдений, опытов, составление режима дня;
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
экскурсии.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Место учебного курса в учебном плане
Программа кружка «Уроки здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов . В 1 классе предусматривает 1 час в неделю , всего 33 часа (33 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров,
УУД в результате освоения учебного курса
Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.
Данные компетенции предполагают следующие универсальные учебные действия:
* формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
* владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
* уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
* осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
* осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, 3 методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Сюда входят следующие универсальные учебные действия:
* ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;
* организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;
* задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
* ставить опознавательные задачи и выдвигать гипотезы;
* выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
* выбрать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с техническими картами и инструкциями;
* использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; · описывать результаты, формулировать выводы при проектной и исследовательской деятельности;
* выступать письменно и устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
* иметь опыт восприятия картины мира.
Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в паре и группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д.
Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:
* уметь представить себя устно и письменно, заполнить анкету, написать заявление, резюме, письмо, поздравление;
* уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;
* владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
* выступать с устным сообщением с использованием мультимедийной презентации и без нее, уметь задать вопрос, представить и защитить результат проектной деятельности, корректно вести учебный диалог;
* владеть разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
* владеть способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;
* умениями искать и находить компромиссы; · иметь положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанные на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции – это умение при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и 4 использовать ее.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности младшего школьника по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося универсальные учебные действия:
* владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;
* самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
* ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
* уметь осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;
* владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, принтера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски;
* использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением, уход за растениями. Знания по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим; ухаживать за ребенком младшего возраста.
У младших школьников формируются следующие универсальные действия:
* знать духовно-нравственные основы жизни человека и общечеловеческой культуры;
* знать культуру, традиции и обычаи своего народа;
* иметь представление о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;
* иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;
* владеть эффективными способами организации своего свободного времени;
* знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
* позитивно относиться к своему здоровью;
* владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
* знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
* владеть навыками оказания первой медицинской помощи;
* владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
* иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
* уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:
* способность к работе в группе ради достижения цели;
* самоконтроль;
* отсутствие чувства беспомощности;
* способность слушать других людей и принимать во внимание сказанное ими;
* способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
* умение контролировать свою деятельность;
* умение абстрагировать;
* внимание к проблемам, мешающим достижению поставленных целей;
* терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окружающих;
* самостоятельность мышление, креативность и оригинальность;
* вовлечение эмоций в процесс деятельности;
* критическое мышление;
* умение устанавливать причинно-следственные связи;
* умение строить диалог;
* настойчивость;
* доверие;
* готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставленную задачу;
* исследование окружающей среды;
* готовность и способность обучаться самостоятельно;
* отношение к правилам как указателям желательных способов действия;
* персональная ответственность за порученное дело;
* поиск и использование обратной связи;
* способность принимать решения и отвечать за их результат;
* уверенность в себе.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
* Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. * Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
* навыки дискуссионного общения;
* опыты;
* игра.
Содержание программы. Учебно-тематическое план.
№ n\n | Раздел | Кол-во часов | Тема |
1 | Дружи с водой | 2 | 1. Советы доктора Воды |
2. Друзья Вода и Мыло. |
2 | Забота о глазах | 1 | 3.Глаза - главные помощники человека. |
3 | Уход за ушами | 1 | 4.Чтобы уши слышали. |
4 | Уход за зубами | 3 | 5.Почему болят зубы. |
6.Чтобы зубы были здоровыми. |
7. Как сохранить улыбку красивой. |
5 | Уход за руками и ногами | 1 | 8. «Рабочие инструменты» человека |
6 | Забота о коже | 3 | 9.Зачем человеку кожа. |
10. Если кожа повреждена |
11. Надежная защита организма. |
7 | Как следует питаться | 2 | 12. Питание- необходимое условие для жизни человека. |
. 13. Здоровая пища для всей семьи |
8 | Как сделать сон полезным | 1 | 14. Сон - лучшее лекарство. |
9 | Настроение в школе | 1 | 15. Как настроение? |
10 | Настроение после школы | 1 | 16. Я пришел из школы |
11 | Поведение в школе | 2 | 17. Я— ученик. |
18. Я— ученик. |
12 | Вредные привычки | 2 | 19. Вредные привычки. |
20. Вредные привычки. |
13 | Мышцы, кости и суставы | 2 | 21.Скелет - наша опора. |
22. Осанка — стройная спина! |
14 | Как закаляться. Обтирание и обливание | 1 | 23. Если хочешь быть здоров. |
15 | Как правильно вести себя у воды | 1 | 24. Правила безопасности у воды. |
16 | Игры и упражнения на воде | 3 | 25. Правила безопасного поведения. |
26. Правила безопасного поведения. |
27. Игры и упражнения на воде. |
17 | Народные игры | 2 | 28. Русская игра «Городки» |
29. Подвижные игры. |
18 | Подвижные игры | 2 | 30. Подвижные игры. |
31. Подвижные игры. |
19 | Доктора природы (обобщение) | 2 | 32. Доктора природы. |
33. Доктора природы (обобщение) |
| Итого | 33 | |
Календарно-тематическое планирование
№ n\n | Дата проведения | Раздел | Тема | Кол-во часов | Формируемые УУД |
1 | | Дружи с водой | 1. Советы доктора Воды | 1 | Правильное и безопасное поведение у водоема и во время перехода к нему. Умение пользоваться санузлами, водопроводом в условиях школы, дома, дачи. Умение создавать условия для закаливания собственного организма. |
| 2. Друзья Вода и Мыло. | 1 |
2 | | Забота о глазах | 3.Глаза - главные помощники человека. | 1 | Умение отыскивать причины явлений; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни; умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сохранению собственного зрения; умение вести диалог и быть активным в диалоге; знание правил личной гигиены, их правильное обозначение в слове; знание правильного ухода за глазами при различных глазных заболеваниях. |
3 | | Уход за ушами | 4.Чтобы уши слышали. | 1 | Умение ставить и решать познавательные задачи по сохранению собственного слуха; создавать условия для проведения здоровье сберегающих практических занятий; умение задавать вопросы по конкретной теме; умение целостно составить рассказ по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены при уходе за ушами. |
4 | | Уход за зубами | 5.Почему болят зубы. | 1 | Владение навыками работы с различными источниками информации о правильном уходе за зубами и полостью рта; культуры, традиций и обычаев своего народа; знание назначений различных зубных паст, порошков, эликсиров и т.д.; умение соотносить изображаемые действия на картинках с личным опытом |
| 6.Чтобы зубы были здоровыми. | 1 |
| 7. Как сохранить улыбку красивой. | 1 |
5 | | Уход за руками и ногами | 8. «Рабочие инструменты» человека | 1 | Знание основных правил гигиены по уходу за руками и ногами; знание и применение правил поведения в экстремальных и травм опасных ситуациях; владение навыками оказания первой медицинской помощи. |
6 | | Забота о коже | 9.Зачем человеку кожа. | 1
| Знание о различных кожных заболеваниях и умение предохранить себя от кожных болезней; умение организовать самоконтроль и ответственность за собственные поступки; умение контролировать свою деятельность при уходе за кожей своего тела; умение решать задачи, соответствующие сохранению собственного здоровья |
| 10. Если кожа повреждена | 1 |
| 11. Надежная защита организма. | 1 |
7 | | Как следует питаться | 12. Питание- необходимое условие для жизни человека. | 1 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма; умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи |
| . 13. Здоровая пища для всей семьи | 1 |
8 | | Как сделать сон полезным | 14. Сон - лучшее лекарство. | 1 | Умение искать и находить компромиссы при взаимодействии с близкими; умение вести наблюдение и анализ собственных действий; выделение существенной информации из разных источников; умение соблюдать режим дня. |
9 | | Настроение в школе | 15. Как настроение? | 1 | Умение вести наблюдения за действиями своих ровесников и школьников разных возрастов; умение систематизировать информацию; умение положительно удовлетворять потребности общения; умение фиксировать результаты наблюдений |
10 | | Настроение после школы | 16. Я пришел из школы | 1 | Умение составить связный рассказ о собственных действиях и дать им оценку; умение дать оценку действиям своих ровесников; умение сообщать необходимую информацию на заданную тему; умение делать обобщения |
11 | | Поведение в школе | 17. Я— ученик. | 1 | Умение выслушать инструктаж и придерживаться плана деятельности; умение дать оценку деятельности ровесников; умение жить по правилам; умение выделять отличительные признаки хорошего и плохого поведения; умение сравнивать и анализировать |
| 18. Я— ученик. | 1 |
12 | | Вредные привычки | 19. Вредные привычки. | 1 | Сформированность представлений о вредных привычках; классификация вредных привычек; умение ставить исследовательские проблемы; умение анализировать поступки и поведение других людей |
| 20. Вредные привычки. | 1 |
13 | | Мышцы, кости и суставы | 21.Скелет - наша опора. | 1
| Умение осуществлять планирование, рефлексию, самооценку своей двигательной активности; умение правильно развивать собственную мускулатуру; сформированность навыков бережного отношения к своему скелету; знание навыков травм опасного поведения; стремление к изучению особенностей строения тела человека; умение словом передать название частей тела человека, объяснение их назначения |
| 22. Осанка — стройная спина! | 1 |
14 | | Как закаляться. Обтирание и обливание | 23. Если хочешь быть здоров. | 1 | Умение осуществлять индивидуальную здоровье сберегающую траекторию с учетом общих требований и норм; знание основных правил закаливания собственного организма; умение получать и использовать различные виды информации |
15 | | Как правильно вести себя у воды | 24. Правила безопасности у воды. | 1 | Умение выполнять правила поведения у водоемов; понимание ценностей собственной жизни и жизни, окружающих людей; способность контролировать собственную деятельность и поступки; уверенность в себе |
16 | | Игры и упражнения на воде | 25. Правила безопасного поведения. | 1 | Знание олимпийских видов соревнований на воде; умение исследовать окружающую среду для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья; умение применять здоровье сберегающих знаний, умений и навыков в жизненных ситуациях |
| 26. Правила безопасного поведения. | 1 |
| 27. Игры и упражнения на воде. | 1 |
17 | | Народные игры | 28. Русская игра «Городки» | 1 | Знание основных правил наиболее часто применяемых народных подвижных игр; умение вести себя в групповой деятельности; умение владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; умение правильно оценивать действия своих товарищей |
| 29. Подвижные игры. | 1 |
18 | | Подвижные игры | 30. Подвижные игры. | 1
| Умение правильно себя вести при организации игровой деятельности; понимание роли подвижных игр в укреплении и сохранении собственного здоровья; положительное отношение к подвижным развивающим играм; создавать условия для проведения подвижных и малоподвижных игр |
| 31. Подвижные игры. | 1 |
19 | | Доктора природы (обобщение) | 32. Доктора природы. | 1 | Умение анализировать и отбирать необходимую информацию о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни; умение договариваться, оценивать собственные поступки и состояние своего здоровья; владение способами коллективной деятельности; умение бережно относиться к своему и чужому здоровью |
| 33. Доктора природы (обобщение) | 1 |
| | Итого | | 33 | |
Описание учебно–тематического и материально–технического обеспечения образовательного процесса
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 1 год обучения : рабочая тетрадь . – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2011. – 35 с
Т.А.Куценко, Т.Ю. Медянова «365 веселых игр» Ростов – на – Дону, «Феникс» 2005. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» «ВАКО», Москва 2005.
«Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы» «ВАКО», Москва 2006.
Е.Н. Степанов, М.А. Александрова. «Классные классные дела». ТЦ «Сфера». Москва 2004.
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004
Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
Оборудование Для осуществления образовательного процесса по Программе «Уроки докторов Здоровья» необходимы следующие принадлежности:
26