Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 12
городского округа города Выкса
Рассмотрено на педагогическом совете Утверждено:
Протокол № от 29.08.2016 Директор _______М.М.Пиюков
приказ № от 01.09.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Всеобщей истории для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: «Просвещение», 2007 год.
Учебник: История Нового времени 1800-1913 гг. (8 класс) – М., «Просвещение», 2007 г.
Авторы: Юдовская А. Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л. М.
Составитель: учитель истории и обществознания Фомина А.О.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Новой истории» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: «Просвещение», 2007 г.
Цели и задачи рабочей программы:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
УМК: История Нового времени 1800-1913: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина - Просвещение, 2007 г.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 12 на изучение Всеобщей истории в 8 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:
Основные даты и ключевые события истории мира с начала XIX в. до 1913 г., политической и социальной истории; важнейших военных кампаний, революций
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории государств, центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя стран мира XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение исторических понятий;
Сравнивать развитие России и стран мира в XIX в ; Излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОК КУРСА
НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX в.8 класс
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ( 18 ч)
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (10 ч)
Переход от аграрного общества к обществу индустриальному в Европе. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Технический прогресс в Новое время. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Возникновение научной картины мира. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека. Изменение взгляда человека на общество и природу.
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе.
Изобразительное искусство. Романтизм: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. Строительство Новой Европы (8 ч)
Франция в период консульства Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт.. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». Внешняя политика Англии.
Европейские революции XIX в. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Борьба за объединение Германии. Вильгельм I. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (13 ч)
Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества. (5 ч)
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. Монополистический капитализм. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
Тема 2. Две Америки (З ч)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Гражданская война в США. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
Монополистический капитализм. США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (4 ч)
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Тема 4. Международные отношения в Новое время (1 ч)
Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее движение. Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Тематический план по Всеобщей истории
(Новая история 1800 – 1913 гг.)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
1 | Введение. От индустриального общества к обществу индустриальному. | 1 |
| Тема 1. Становление индустриального общества | 10 |
2-3 | Индустриальная революция: достижения и проблемы. | 2 |
4 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. | 1 |
5 | Человек в изменившимся мире: материальная культура и повседневность. | 1 |
6 | Наука: создание научной картины мира. | 1 |
7 | XIX век в зеркале художественных исканий. | 1 |
8-9 | Искусство XIX в. В поисках новой картины мира. | 2 |
10-11 | Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство. | 2 |
| Тема 2. Строительство новой Европы | 9 |
12 | Консульство и образование наполеоновской империи | 1 |
13 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 |
14 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. | 1 |
15 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. | 1 |
16 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя | 1 |
17 | Германия: на пути к единству | 1 |
18 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | 1 |
19 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | 1 |
20 | Контрольная работа. | 1 |
| Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 |
21 | Германская империя в конце XIX-начале ХХ в. Борьба за место под солнцем | 1 |
22 | Великобритания: конец Викторианской эпохи | 1 |
23 | Третья республика во Франции | 1 |
24 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 |
25 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | 1 |
| Тема 4. Две Америки | 3 |
26 | США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики | 1 |
27 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 |
28 | Латинская Америка в XIX-начале XX в.: время перемен | 1 |
| Тема 5. Традиционные общества XIX века: новый этап колониализма | 5 |
29 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». и | 1 |
30 | Китай: сопротивление реформам Страны Востока в XIX веке: и | 1 |
31 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | 1 |
32 | Африка: континент в эпоху перемен. | 1 |
33 | Международные отношения в конце XIX-начале XX вв. | 1 |
34 | Контрольная работа. | 1 |
Всего – 34 часа |
6