«Согласовано» Руководитель МО _____ /Гуськова С.С./ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____ /Гуськова С.С./ ФИО «___» _________ 2016г. | «Утверждаю» Руководитель МКОУ СОШ с. Колено _____ /Короткова О.М. / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
высшей категории
Космыниной Татьяны Ивановны
кружка
«Подготовка к ЕГЭ. Трудные вопросы орфографии»,
11 класс
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов огfоs «правильный» и gгаfо «пишу»; буквальным переводом (калькой) его на русский язык термин «правописание». В современном понимании орфография - это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Основными частями орфографии являются следующие:
Буквенное обозначение звукового состава слов.
Раздельные, слитные и полуслитные (через дефис) написания (никто, ни к кому, кое-кто).
Употребление прописных (больших, заглавных и строчных букв) орел-птица, Орел-город.
Правила переноса, правила, позволяющие одну часть слова написать в конце одной строки, а другую часть - в начале следующей строки: письмо, пись-мо.
Графические (буквенные) сокращения слов на письме: сознание- с, созн;, но не «со».
Части орфографии различаются общими принципами, лежащими в основе их конкретных
правил. Принципы орфографии - это основные, исходные начала, на которых строятся
конкретные правила, а также обобщение этих правил. Принципы указывают основной
путь достижения целей орфографии - единообразного написания слов.
Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться,
чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами,
овладевали способами применения правил на практике.
Основная цель данной программы состоит в совершенствовании орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся, в развитии письма. Исходя из этого, программа
предлагает общие задачи:
Развитие у учащихся интереса к изучению русского языка, как учебного предмета.
Воспитание учащихся через грамотно написанное осознанное слово.
• Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе в форме ЕГЭ.
Свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение
применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать
смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это находит отражение во
многих формулировках программы и реализованы в содержании материала,
предлагаемого для изучения на занятиях кружка по русскому языку.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме.
Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает
системой обучающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из лингвистики, и умело пользоваться при выборе правильного написания. Таким образом, для достижения основных целей программы, необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма, работа с тестами по каждой языковых средств для выражения смысла средствами письма, работа с тестами по каждой теме
и тестами ГИА, с различными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим,
который не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его
написание).
Огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ
структурно-семантических схем слова, который развивает языковую догадку, способность
предвидеть орфографические затруднения:
по ому; ться; йный.
Ожидаемый результат работы данной программы состоит в том, чтобы учащиеся правильно писали слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики, с непроверяемыми орфограммами, умели пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Учебно-тематический план программы
№ п/п | Тема | Коли-чество часов | Дата |
план | факт |
1 | Основные принципы русской орфографии (введение) | 2 | 05.09 12.09 | |
2 | Морфологический принцип орфографии | 1 | 19.09 | |
3 | Фонетический принцип орфографии | 1 | 26.09 | |
4 | Фонологический принцип орфографии | 1 | 03.10 | |
5 | Традиционный принцип орфографии | 1 | 10.10 | |
6 | Дифференцирующий принцип орфографии | 1 | 17.10 | |
7 | Нарушения морфологического принципа орфографии | 7 | | |
| 1. Приставка на з(с) | 1 | 24.10 | |
2. Приставка роз(рос)-раз(рас) | 1 | 14.11 | |
3. Окончание именительного падежа единственного числа имён прилагательных, причастий, порядковых числительных, местоимений | 1 | 21.11 | |
4. Окончания и некоторые суффиксы имён существительных, прилагательных, наречий | 1 | 28.11 | |
5. Исчезновение двойных согласных в словах производных (кристалл, но кристальный) | 1 | 05.12 | |
6. Написание двух одинаковых согласных вместо трех на стыке некоторых морфем (ванна-ванная) | 1 | 12.12 | |
7. Правописание корней то с «о», то с «а» | 1 | 19.12 | |
8 | Ограничения морфологического принципа орфографии | 1 | 26.12 | |
9 | Виды буквенно-звуковых написаний | 14 | | |
| 1. Опорные написания (сад, гора) | 2 | 09.01 16.01 | |
2. Проверяемые написания (сама-сам) | 4 | 23.01 30.01 06.02 13.02 | |
3. Беспроверочные написания (овёс, вокзал) | 2 | 20.02 27.02 | |
4. Непроверяемые написания | 2 | 06.03 13.03 | |
5. Написания с «о», «ё (е)» после шипящих | 2 | 20.03 03.04 | |
10 | Слитные, раздельные и полуслитные написания | 2 | 10.04 17.04 | |
11 | Употребление прописных и строчных букв | 1 | 24.04 | |
12 | Правила переносов | 1 | 27.04 | |
13 | Сокращение слов на письме | 1 | 15.05 | |
14 | Звуковые значения букв, обусловленные орфографией | 2 | | |
| 1. Орфографические значения гласных букв | 1 | 22.05 | |
2,Орфографическое значение согласных букв | 1 | 22.05 | |
Содержание программы
кружка «Подготовка к ЕГЭ. Трудные вопросы орфографии»
| Занятие 1-2 | Организационное занятие. • Сообщение целей и задач, плана работы кружка «Трудные вопросы русской орфографии » • Теоретическое знакомство с основными принципами орфографии русского языка (прослушивание лекции учителя, запись основных положений изучаемого материала) • Написание словарного диктанта, его анализ • Работа с тестами по орфографии | |
| Занятие 3 | Знакомство с морфологическим принципом орфографии (сообщение учителя) • Словарный диктант • Работа с тестами по орфографии | |
| Занятие 4 | Фонологический принцип орфографии (сообщение теории учащимся) • Работа с тестами | |
| Занятие 5 | Традиционный принцип орфографии (изучение теоретического материала в форме составления конспекта) • Работа с тестами | |
| Занятие 6 | Дифференцирующий принцип орфографии • Работа с разными видами словарей • Составление тестов по словарям • Защита тестов | |
| Занятие 7 | Нарушение морфологического принципа русской орфографии • Исследование нарушений морфологического принципа орфографии (практическая работа) • Приставки на «з»/«с» | |
| Занятие 8 | Правописание приставок (повторение, обобщение) • Словарный диктант • Работа с тестами по теме | |
| Занятие 9 | Окончание имён прилагательных, причастий, числительных, местоимений (изучение теории) • Практическая работа (вставить пропущенную букву в окончания) | |
| Занятие 10 | Окончание и некоторые суффиксы имён существительных, прилагательных, наречий (сообщение учителя) * Работа с текстом • Тест | |
| Занятие 11 | Исчезновение двойных согласных в словах производных (типа кристалл-кристальный) • Составление словарных диктантов (используя словарь слов с удвоенной согласной) • Взаимодиктовка составленных словарных диктантов • Работа с тестами | |
| Занятие 12 | Изучение теоретического вопроса о написании двух одинаковых согласных вместо трёх на стыке некоторых морфем (чтение, обсуждение) • Работа с тестами | |
| Занятие 13 | Написание корней то с «о», то с «а» (повторение) • Игра-путешествие по стране Орфографии | |
| Занятие 14 | Ограничения морфологического принципа орфографии (сообщение учителя) | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| • Интерактивный диктант в Интернете |
Занятие 15 | Виды буквенно-звуковых написаний • Практическая работа • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ |
Занятие 16 | Опорные написания (закрепление) • Словарная работа • Работа с тестами ГИА, используя ресурсы Интернета |
Занятие 17 | Проверяемые написания • Словарная работа • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ |
Занятие 18 | Проверяемые написания • Словарная работа • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ |
Занятие 19 | Проверяемые написания • Словарный диктант • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ |
Занятие 20 | Проверяемые написания • Зачет • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ |
Занятие 21 | Беспроверочные написания • Словарная работа (вставить пропущенные буквы) • Изобразительные средства русского языка |
Занятие 22 | Беспроверочные написания • Словарная работа • Изобразительные средства русского языка |
Занятие 23 | Непроверяемые написания (практическая работа) * Работа с тестами ГИА,ЕГЭ |
Занятие 24 | Непроверяемые написания • Составление словарных диктантов • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ |
Занятие 25 | Написание с «о», «ё(е) после шипящих (повторение правила) • Диктант |
Занятие 26 | Слитное, полуслитное, раздельное написание (повторение правил) • Работа с текстом • Виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, морфологический) |
Занятие 27 | Слитное, полуслитное, раздельное написание • Словарная диктовка • Комплексный анализ текста |
Занятие 28 | Употребление прописных и строчных букв (из истории русской грамматики) • Диктант • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ |
Занятие 29 | Правила переноса слов • Комплексный анализ текста |
Занятие 30 | Сокращение слов на письме • Работа со словарями разных типов |
Занятие 31 | Звуковые значения букв, обусловленные орфографией • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ в Интернете |
Занятие 32 | Орфографическое значение гласных букв • Работа с тестами ГИА , ЕГЭ вИнтернетеЕГЭИнтернете |
Занятие 33 | Орфографическое значение согласных букв Работа стестами |
Занятие 34 | Итоговое занятие в форме пробного экзамена |
Литература
Панов М.В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии.- Москва, 2000 год.
Моисеев А.И. Современная русская орфография.- Москва, «Просвещение», 2001 год.
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно .- Москва, «Просвещение», 2002 год.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах средней школы. -Москва, «Просвещение», 2000 год.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии .-Москва, 2005 год.
Львова СИ. Использование схем при обучении орфографии. Пособие для учителя.-
Москва, 2000 год.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные
Материалы .-Москва «Просвещение», 2007 год. Тесты по ГИА