«СОГЛАСОВАНО» | | «УТВЕРЖДАЮ» |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | | И.о директора МБОУ Курагинская средняя общеобразовательная школа №7 |
_________________Н.А.Радостева | | ______________А. В. Цыпушников |
«____»________________2017 г. | | «____»________________2017 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные конструкторы»
на 2017-2018 учебный год
количество часов в неделю – 4 час
школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Составил: учитель технологии Цыбин Алексей Викторович | | |
Учебно-методические комплекты курса дополнительного образования
Для учителя:
1. Атаулова О.В. Система комплексного методического обеспечения образовательной области «Технология» - Брянск : Изд-во БГПУИМХ, 2012г.
2. Ариарский С. Сто удивительных поделок .Москва «детская литература», 2011г.
3. Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППКОНО. Научн. Ред .Шамова Т.И.- М., 2012г.
4. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по технологии /Авт. –сост. О.В. Атаулова.-Ульяновск. УИПКПРО, 2004г.
5. Методические рекомендации по разработке нетиповых (авторских)программ факультативов,спецкурсов к образовательной области «Технология» /авт.-сост. О.В. Атаулова-Ульяновск УИПКПРО, 2012 г.
6.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н.К.Беспятова,- 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2013г.
7. Ю. Яшнов. Учебное пособие для тех, кто хочет научиться и любит. 2012г.
8. Сайт www.chudo-lobzik.ru
9. Работа на сайтах Интернета
Для учеников:
Дерево в архитектуре и скульптуре славян. – М.: Сов. худож.,1987г.
Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию Москва «Экология» 2011г.
В.В. Попов. Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Москва. Народное творчество 2009.
Л.А. Костина. Выпиливание лобзиком. Москва. Народное творчество. 2009.
5. Сайт www.chudo-lobzik.r
Программа внеурочной деятельности « Юные конструкторы» рассчитана для обучения мальчиков.
У учащихся, занимающиеся дополнительно, появиться возможность развивать и закреплять знания, умения и навыки по обработке материалов, полученные на уроках технологии, повышать качество технологического образования.
Занятия позволяют существенно влиять на эстетическое и технологическое воспитание учащихся. Учащимся будут созданы условия для освоения формирования и развития профессиональных приёмов обработки древесины, практических занятий, знакомства с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород, разными видами народных художественных промыслов.
Формы организации учебного процесса учащихся на 80 % составлены из практических работ, они направленные на усвоение , закрепление знаний , умений, навыков ребят в ходе деятельности. Преобладание практических форм обучение, развитие, воспитание учащихся повышает интерес, побуждает их к решению творческих задач.
Достижение целей и задач во внеурочной деятельности учащихся обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических и самостоятельных занятий под непосредственным руководством учителя. На первом этапе практические и самостоятельные работы выполнять учащимся индивидуально, но с учетом их подготовленности. Далее задания усложняются, появляется групповой метод обучения с разделением функций, с учетом способностей и склонностей учащихся. Работа должна завершаться созданием готового объекта.
Методы и средства обучения:
Методы средства и технологии обучения, используемые в курсе внеурочной деятельности «Учимся конструировать», ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками: закрепление знаний и умений, полученных при изучении .
Основными методами обучения являются исследовательские, эвристические, практические. Эти методы в наибольшей степени
позволяют обеспечить развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в
приобретении новых знаний, при выполнении самостоятельных и практических заданий. Учитель технологии здесь выступает, прежде всего, как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и ее конечных результатов. Также важно связать теоретический и практический минимум знаний с повседневной жизнью, помочь учащимся применить полученные знания, умения и навыки в дальнейшей жизни.
Важной составной частью работы является выполнение и представление творческой работы по итогам деятельности - это готовая продукция. В такой работе каждый ученик показывает уровень овладения предметными и общетрудовыми знаниями и умениями.
Критерии требований к уровню и качеству выполнения творческих работ предъявляются учащимися заранее, являются открытыми и общедоступными, что позволяет в ходе ее выполнения ученику контролировать свою самостоятельность.
Основные формы организации учебных занятий:
Познавательная деятельность ученика является личностно-ориентированной, и учитель при выборе форм учебных занятий ориентируется на уровень подготовленности учащихся.
Организация самостоятельной деятельности ученика должна быть направлена на поэтапное устранение трудностей в познании и применении умений под квалификационным руководством педагога дополнительного образования.
На первом уровне, когда выполняются копирующие действия учащихся, происходит подготовка к самостоятельной деятельности.
При репродуктивной деятельности по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта начинается общение приемов и методов работы по художественному выпиливанию и происходит переход на решение более сложных задач.
На третьем уровне начинается продуктивная деятельность по переносу знаний и умений для решения задач творческого характера. Более одаренным ученикам нужно дать возможность проявить свои достижения при содействии педагога в решение творческих задач .
В соответствии с уровнем самостоятельной деятельности можно выделить 4 типа самостоятельных работ. Воспроизводящие, реконструктивно - вариативные, эвристические и творческие самостоятельные работы, являющиеся венцом системы
самостоятельной деятельности учащихся. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закреплять навыки самостоятельного поиска знаний. Примером такой самостоятельной работы является выполнение творческого проекта .
Итак, предпочтительными можно считать следующие формы работы:
самостоятельная работа над теоретическим материалом курса;
практическая работа над выработкой сенсорных действий, при консультации с учителем технологии, экспертом;
работа в малых подгруппах или индивидуально;
защита творческих проектов, публичное представление полученных в ходе самостоятельной работы результатов, их аргументированное обоснование.
Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся:
Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности должна иметь контрольную цель ;
Каждый ученик должен знать порядок и приемы выполнения работы;
Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворять принципу постоянного перехода от одного уровня самостоятельности на другой;
Педагогу дополнительного образования необходимо обеспечить сочетание разнообразных видов деятельности, самостоятельных работ и управление самим процессом работы;
Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решений, творческого мышления, поэтому, подбирая задания, учитель должен свести к минимуму их шаблонное выполнение;
Содержание работы, форма ее выполнения должны задать интерес у учащихся, желание выполнить работу как можно лучше и до конца;
самостоятельные работы должны организовываться так, чтобы они вырабатывали навыки, терпеливость и стремление выполнить задание качественно.
Формы контроля достижений учащихся.
На занятиях внеурочной деятельности не ставиться «отметка» учащемуся в журнал и дневник, но оценивать качество полученных знаний, умений и навыков учащихся необходимо с целью повышения технологического образования лицеистов, формирование культуры труда. А также необходимо проводить мониторинг, учёт достижений и изменения качества знаний, умений и навыков учащихся.
Следует учитывать, что формы контроля достижений учащихся в технологическом образовании не имеют научно обоснованных норм.
Поэтому целесообразно работу каждого ученика оценивать по особенностям предъявляемых требований к усвоению знаний и овладению конкретными умениями комплексно по следующим параметрам:
включенность ученика в образовательную деятельность и личностный рост , знание элементарных понятий и простейших приемов работы с инструментом;
оценка учащихся друг друга при коллективно- распределительной деятельности в группах: продолжительность выполнения работы в целом, требование техники безопасности, организации рабочего места;
содержание, формы представленной творческой работы: степень самостоятельности при организации и выполнении работы и проявление элементов творчества, законченность работы;
публичная защита творческой работы.
Учитель технологии, оценивая работы учащихся во внеурочной деятельности, может руководствоваться следующими критериями :
уровень знаний теоретических, практических вопросов по изученному материалу и умение применять эти знания в практической работе;
знание инструментов, приспособлений и умение подготовить их к работе, знание материалов;
степень овладение приемами выполнение работы в целом
(операциями );
продолжительность выполнения работы в целом и её части;
знания и выполнения требований правил безопасной работы, производственной санитарии и гигиены при выполнении работ;
умение правильно организовать рабочее место и поддержать порядок на нём , бережно относится к инструменту;
степень самостоятельности при организации и выполнении работы и проявление элементов творчества;
качество выполнения работы в целом ( точность и чистота отделки изделия, присутствие элементов дизайна и другое).
Все компоненты и критерии требований к уровню и качеству выполнения творческих работ предъявляются заранее, являются открытыми и общедоступными, что позволяет в ходе ее выполнения ученику контролировать себя самостоятельно, вносить коррективы в работу.
Цели и задачи курса
Цель: способствовать формированию универсальных учебных действий и развивать у учащихся творчески думающую, активно действующую и технологической личность.
Это предполагает:
Формирование знаний, умений, навыков и использование их в конечной потребительский продукт.
Формирование творческого отношения к трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности .
Задачи:
Формирование знаний, умений и навыков;
развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи; обеспечение учащимися возможности самопознания;
воспитание трудолюбия, честности, коллективизма, ответственности и порядочности. культуры поведения и бесконфликтного общения;
развитие эстетического вкуса и художественной инициативы ученика.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебной программы учащиеся
должны знать:
* материалы и инструменты, необходимые для работы ;
* способы скрепления деталей;
* виды отделки деталей из древесины;
* правила художественного оформления деталей;
должны уметь:
* выпиливать по чертежам издания с учетом их
* индивидуальных особенностей;
* скреплять детали разными способами;
* художественно оформить свое творчество выжиганием,
росписью , фанеровкой, мозаикой, лаком.
* проводить экономические расчёты;
* установить «цену изделия» с учётом спроса и предложения.
Изучение курса обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися курса являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Разделы программы |
Часы |
1. | Выпиливание | 80 |
2. | Выжигание | 16 |
3. | Творческий проект по каждому разделу | 40 ( 20+20) |
| Всего часов | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | ВСЕГО ЧАСОВ | ТЕОРЕТ. | ПРАКТ. | Дата |
план |
факт |
Раздел 1 1.1 | Выпиливание
Правила по технике безопасности при выпиливании лобзиком. | 80
4 | 10
2 | 70
2 | | |
1.2 | Материалы ,инструменты и приспособления, применяемые для выпиливания | 4 | 4 | - | | |
1.3 | Упражнения по выпиливанию фигур: квадрат, прямоугольник, ромб | 4 | - | 4 | | |
1.4 | Правила выпиливания звезды | 4 | - | 4 | | |
1.5 | Правила выпиливания круга | 4 | - | 4 | | |
1.6 | Приёмы выпиливания на поворотах | 4 | - | 4 | | |
1.7 | Перевод рисунка на ДВП и фанеру | 4 | 2 | 2 | | |
1.8 | Выпиливание плоских фигур, силуэты животных | 4 | - | 4 | | |
1.9 | Выпиливание плоских фигур, силуэты животных | 4 | - | 4 | | |
1. 10 | Выпиливание плоских фигур – буквы | 4 | - | 4 | | |
1.11 | Выпиливание плоских фигур - буквы | 4 | - | 4 | | |
1.12 | Приемы выпиливания плоских фигур – цифры | 4 | - | 4 | | |
1.13 | Приёмы выпиливания плоских фигур - цифры | 4 | - | 4
| | |
1.14 | Приемы безопасного сверления на сверлильном станке | 4 | 2 | 2 | | |
1.15 | Выпиливание фигур животных: «ёжик» | 4 | - | 4 | | |
1.16 | Выпиливание фигур животных: «багира» | 4 | - | 4 | | |
1.17 | Выпиливание фигур животных: «слон» | 4 | - | 4 | | |
1.18 | Выпиливание фигур животных: «свинка» | 4 | - | 4 | | |
1.19 | Выпиливание фигур животных: «петух» | 4 | - | 4 | | |
1.20 | Выпиливание фигур животных: «конь» | 4 | -
| 4 |
| |
Раздел 3
3.1 | Творческий проект по разделу –выпиливание
Обоснование проблемы. Выбор темы проекта. | 20
4 | 4
2 | 16
2 | | |
3.2 | Выполнение технологических приёмов. Разметка. | 4 | - | 4 | | |
3.3 | Выполнение технологических приёмов. Обработка разметки. | 4 | - | 4 | | |
3.4 | Выполнение технологических приёмов. Контроль качества готового изделия. | 4 | - | 4 | | |
3.5 | Реклама. Определение стоимости изделий. Защита проекта. | 4 | 2 | 2 | | |
Раздел 2
2.1 | Выжигание
Правила безопасной работы при выжигании | 16
4 | 4
2 | 12
2 | | |
2.2 | Подготовка материалов, перевод рисунков. | 4 | 2 | 2 |
| |
2.3 | Технология контурного выжигания | 4 | | 4 | | |
2.4 | Технология токового выжигания | 4 | - | 4 | |
|
Раздел 3
3.1 | Творческий проект по разделу - выжигание
Решение технического проектного задания. | 20
4 | 8
4 | 12
- | | |
3.2 | Разработка технологической карты. | 4 | 2 | 2 | | |
3.3 | Выполнение проектной работы. Выжигание. | 4 | - | 4 | | |
3.4 | Контроль качества выполненной работы | 4 | - | 4 | | |
3.5 | Реклама. Определение стоимости изделий. Защита проектов. | 4 | 2 | 2 | | |
|
ИТОГО |
136 |
26 |
110 | | |
СОДЕРЖАНИЕ
Выпиливание
Организация рабочего места, охрана труда, инструменты необходимые для работы, настройка инструмента. Способы нанесения рисунка на материал. Сущность выпиливания. Технология выполнения выпиливания лобзиком простых деталей из ДСП , фанеры.
Практические работы
Подготовка поверхности изделия под выпиливание. Нанесения рисунка на поверхность детали. Выпиливание наружных деталей не сложной формы.
Перечень изделий
Силуэты животных, геометрических фигур, игрушек, макеты предметов домашнего быта, разделочные доски.
Выжигание
Организация рабочего места, охрана труда, инструменты необходимые для работы, настройка инструмента. Сущность выжигания .технология выжигания.
Практические работы
Подготовка поверхности изделия под выжигание. Нанесения рисунка на поверхность, выжигание на ДВП, фанере. Контроль качества.
Перечень изделий
Силуэты животных; оформление поделок, изготовление в теме « Выпиливание», картины и т. п.
Творческие проекты по разделам.
Реклама, определение себестоимости изделий. Изготовление экспонатов по разделам программы с учетом подготовленности учащихся.