ЖАРКЕНТСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
(наименование учебного заведения)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник методического Заместитель директора
отдела ./Дегтярева Н.А. по учебной работе
_____________________ Рыспаева А.М.___________
«01» сентября 2015г. «3» сентября 2015г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по профессиональной практике
Преподавателей:
Юлдашевой Зарины Талапжановны, Канлыбаевой Фариды Курманжановны составлена на основании типовой программы профессиональной практики, регистрационный номер № 1245 от 30.12. 2010 года для специальности 0515000 «Менеджмент» в соответствии с учебным планом №3 от 26.08.2015г.
Распределение учебного времени
Всего часов – 360 из них:
Курс | Всего часов | Кол-во недель | Теорет.занятий | Практич. занятий |
Iсем | IIсем | Iсем | IIсем | Iсем | IIсем |
III | 360 | - | 10 | | - | - | 360 |
Предмет изучается в группах
Учебный год | Номер курса | Шифр группы |
2015-2016 | III | 313 |
Принята на заседании ПЦК
общеобразовательных и специальных
дисциплин Протокол №1 от 26.08.2015г.
Председатель ПЦК___________
Канлыбаева Ф.К.
Пояснительная записка
Профессиональная практика является важной составной частью учебного процесса и предусматривает закрепление и практическое применение полученных обучающимися знаний по вопросам организации технологических процессов, экономики предприятия, финансового менеджмента, управления персоналом.
Целью практики является подготовка обучающихся к самостоятельной работе в качестве менеджера (по отраслям и областям применения).
Задачами практики являются:
формирование основных профессиональных умений и навыков по управлению и организации бизнеса,
закрепление, расширение и углубление теоретических знаний специальных экономических и технологических дисциплин, приобретение практического опыта.
Согласно «Положения о профессиональной практике» и в соответствии с учебным планом профессиональная практика состоит из следующих видов:
1) Ознакомительная практика-72 ч.;
2) Учебная практика- 720 ч.;
3) Профессиональная практика - 360 ч.;
Обучающиеся по специальности 0515000 - «Менеджмент (по отраслям и областям применения)» проходят практику в соответствии с пормативными и техническими документами, используя знания, полученные по специальным дисциплинам.
Производственную практику следует организовывать на действующих предприятиях и организациях (отрасли) в качестве дублера:
крупных предприятий;
и т.д.
При прохождении профессиональной практики обучающиеся должны увязать с практикой теоретические знания, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин:
Налоги и налогообложение;
Основы микро и макроэкономики;
Основы маркетинга;
Статистика;
Профессиональная психология;
Финансы и кредит;
Основы бухгалтерского учета;
специальных дисциплин:
Организация и технология отрасли;
Техническое оснащение и охрана труда;
Экономика предприятия;
Менеджмент организации;
Основы финансового менеджмента;
Управление персоналом;
Международный менеджмент;
Информационные системы в профессиональной деятельности.
В результате прохождения профессиональной практики обучающийся - практикант должен обладать практическими навыками:
- работы с нормативными документами и актами, со справочной литературой и другими информационными источниками и использования их при решении хозяйственных вопросов в рамках своей компетенции;
- разработки стратегии и определения путей достижения целей фирмы, планирования деятельности организации и подразделений, организации работы и построения структуры управления организацией,
- контроля оценки выполнения управленческих решений;
- принятия решений в различных хозяйственных ситуациях; изучения и анализа бухгалтерской отчетности, использования ее данных для принятия решений в области финансового менеджмента;
- определения потребности в финансовых ресурсах, обеспечения финансирования развития организации, эффективного использования финансовых ресурсов, проведения инвестиционной политики организации;
- использования персонального компьютера и компьютерных сетей, программного обеспечения для обработки управленческой информации;
- планирования объема и определения потребности в человеческих ресурсах, проведения отбора и приема персонала на работу, мотивации персонала проведения работы по развитию кадров, проведения оценки персонала и т.д.;
- делового общения и коммуникаций;
и т.д.
Содержание программы профессиональной практики
Тематический план по дисциплине «Экономика предприятия»
№ | Наименование тем | Количество часов | Количество дней |
1. | 1. Цели, задачи и порядок прохождения практики Постановка целей и определение задач прохождения производственной практики перед обучающимися. Ознакомление с порядком прохождения производственной практики обучающимися, с формами итогового контроля и ответственностью. Назначение и правила ведения рабочей тетради и дневника, требования к отчету. | 10 | 3 |
2. | 2. Общее ознакомление с предприятием 2.1 Ознакомление с руководством базового предприятия, с коллективом предприятия, непосредственными руководителями. 2.2 Ознакомление с рабочим местом дублируемого специалиста.” Режимом и графиком работы. Согласование режима и графика работы с,, руководителями практикой. Охарактеризовать режим работы предприятия.” Выявить наиболее благоприятные режимы и условия работы. 2.3 Ознакомление с должностной инструкцией. Правилами техники безопасности. Правилами и ограничениями при работе с входящей и выходящей, внутренней информацией. | 20 | 8 |
3. | 3. Внешняя среда организации Изучение характеристик внешней среды непосредственного влияния: поставщиков, потребителей, конкурентов. Определение влияния факторов внешней среды косвенного влияния: экономические, политические, и социально-культурные факторы. | 10 | 5 |
4. | Анализ факторов внутренней среды организации: 4.1 Цели. Определить цели, задачи организации. Привести (или сформулировать) философию и миссию организации. Привести (или сформулировать) корпоративную стратегию организации и стратегические цели. Дать оценку конкурентной позиции организации на рынке (рынках). 4.2 Провести анализ системы планов: стратегию развития организации, годовой план развития организации, текущие планы подразделений, календарные планы сотрудников 4.3 Персонал. Изучить штат работников. Определить показатели эффективности их работы. Составить графики выхода на работу. Систему подбора кадров. Обучение, развитие кадров. Ознакомьтесь с формами и системами оплаты труда на предприятии. Проанализировать систему мотивации сотрудников. 4.4 Структура управления. Привести схему структуры управления организацией. Определить и обосновать ее принадлежность типу структуры. Определить степень децентрализации по основным функциональным областям. Определить функции подразделений. Сделать выводы о соответствии структуры менеджмента организации. Определить соответствие норме управляемости количества подчиненных на каждом уровне управления организации (для крупных организаций - только по подсистеме основной деятельности). 4.5 Привести структуру бизнес-процессов, протекающих в организации в целом или в одном из ее подразделений. Определить состав основных и обеспечивающих бизнес-процессов, связанных с производством, сбытом продукции или оказанием услуг. Привести схему бизнес процессов или одного из ее подразделений. Если организация ориентирована на производственную деятельность, охарактеризовать тип производства, стадии (этапы) производственного процесса. Дать оценку уровня используемой технологии. Привести характеристику условий и охраны труда. Сделать выводы о соответствии материально-технической базы организации и условий труда целям организации. Оценить физический и моральный износ основных фондов. | 10 10 10 10 10 | 6 6 6 6 6 |
5. | 5. Экономика организации 5.1 Указать методики, используемые для определения налогооблагаемой прибыли организации и особенности ее распределения. 5.2 Привести показатели рентабельности деятельности организации, используемые в организации. 5.3 Сделать обоснованные выводы об экономическом состоянии организации. | 30 | 6 |
| Итого по дисциплине: | 120ч. | |
Тематический план по дисциплине «Менеджмент организации»
№ | Наименование тем | Количество часов | Количество дней |
1. | Тема 5. Технология менеджмента 5.1. Ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регулирующими статус предприятия и его органов управления, особое внимание обратить на изучение организационных вопросов. 5.2. В качестве примеров привести образцы положений о подразделении, положений о деятельности, должностных инструкций. Провести их анализ. 5.3. Сделать выводы об обеспеченности управления нормативными документами и их качестве. 5.4. Сделать заключение о необходимости регламентации управления в организации с учетом специфики ее деятельности. | 30 | 10 |
2. | Тема 3.6 Маркетинг 6.1. Определить перспективность продуктового рынка (рынка услуг): 6.2 Разработать анкету-опросник на предмет выявления спроса на продукт (услугу); 6.3 Определить емкость рынка; 6.4 Сегментировать рынок; 6.5 Выбрать и подробно описать целевой сегмент; | 10 | 5 |
3. | Тема 3.7 Оценить конкурентоспособность товара (услуги) (для коммерческих организаций): 7.1 Охарактеризовать товар (услугу) по следующей схеме: 7.2 Параметрические и экономические характеристики; 7.3 Характеристики, отражающие цену, формы и способы платежа; 7.4 Характеристики, отражающие меры стимулирования сбыта; 7.5 Характеристики, отражающие методы товародвижения и сбыта; 7 .6 Провести экспертное оценивание степени важности, потребительских предпочтений, степени воплощения характеристик товара (УСЛУГИ); 7.7 Определить уровень конкурентоспособности товара (услуги). 7.8 Разработать предложения по совершенствованию стратегии маркетинга, выделив мероприятия, которые позволят улучшить позицию фирмы в конкурентной борьбе. | 40 | 15 |
4. | Тема 3.8 Деловое и управленческое Общение 8.1 Определить, какие правила этики деловых отношений используют сотрудники организации, каков доминирующий тип корпоративной культуры организации; 8.2 Выявить приемы и способы учета руководителями разных уровне) особенности-личности и характеров подчиненных; 8.3 Определить влияние (положительное, отрицательное ИЛ? нейтральное) малых неформальных групп на деятельность организации; 8.4 Охарактеризовать социально-психологический климат в организации 85 Подготовить план проведения встречи, совещания; составить текст выступления, сообщения, доклада на заданную тему. | 20 | 8 |
5. | Тема 3.9 Принятие управленческих решений 9.1 Принимать решения, направленные на оптимизацию социального, финансового, хозяйственного результата управленческой деятельности; сгруппировать решения по признакам: содержанию, уровню управления;; срокам; 9.2 разработать и принять решения, используя современные методы д.,; повышения качества принимаемых решений: метод Дельфи, метод «Кингисе», метод «мозгового штурма». 9.3 Определить технологию принятия решений. | 10 | 7 |
6. | Тема 3.12 Эффективность менеджмента 12.1 Оценить, с помощью количественных и качественных методов, эффективность управления организацией; 12.2 Определить работу организации, направленную на повышение эффективности управления; 12.3 Сделать выводы об объективной необходимости повышения эффективности управления в организации, дать конкретные рекомендации в этом направлении. | 10 | 7 |
| Итого по дисциплине: | 120ч. | |
Тематический план по дисциплине «Основы финансового менеджмента»
№ | Наименование тем | Количество часов | Количество дней |
1. | Тема 31.11 Оценка структуры баланса и финансовых результатов 11. 1 На основании бухгалтерских данных (Ф. М.» 1 «Бухгалтерский 332: баланс») оценить структуру баланса; 11,2 Произвести расчет и анализ коэффициентов текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; 11.3 Ввести баланс и формы Ма 2 14 Ма 5 в рабочую книгу ЕхсеІ и осуществить расчеты; 11.4 На основании бухгалтерских документов (Ф. Ма 1 «Бухгалтерский-ді.! баланс», Ф.Мз 2 «Отчет о прибылях и убытках, Ф. М.» 5 «Приложениеіка» бухгалтерскому балансу») дать характеристику системы показателе3131- финансовых результатов деятельности; 5- д-11.5 На основании Ф. Ж 2 «Отчет о прибылях и убытках» рассчитать нераспределенную прибыль отчетного периода, определив при этом налоги, уплачиваемые предприятием до уплаты налога на прибыль; заполнить налоговые декларации; произвести указанные расчеты в системе ЕхсеІ; 11.6 Используя ранее заполненные листы рабочей книги, произвести расчет финансовых показателей и их анализ в системе ЕхсеІ. | 60 | 30 |
Тематический план по дисциплине «Управление персоналом»
№ | Наименование тем | Количество часов | Количество дней |
1. | 3.8 Деловое и управленческое общение 8.1 Определить, какие правила этики деловых отношений используют сотрудники организации, каков доминирующий тип корпоративной культуры организации; 8.2 Выявить проблемы и способы учета руководителями разных уровней особенностей личности и характеров подчиненных; 8.3 Определить влияние (положительное, отрицательное или нейтральное) малых неформальных групп на деятельность организации; 8.4 Охарактеризовать социально- психологический климат в организации; 8.5 Подготовить план проведения встречи, совещания,; составить текст выступления, сообщения, доклада на заданную тему. 3.9 Принятие управленческих решений 9.1 Принимать решения, направленные на оптимизацию социального, финансового, хозяйственного результата управленческой деятельности; 9.2 разработать и принять решения, используя современные методы повышения качества принимаемых решений: метод Дельфи, метод «Кингисе», метод «мозгового штурма». 9.3 Определить технологию принятия решений. | 60 | 30 |
__________________________________________________________________
Наименование министерства и управления
__________________________________________________________________
Наименование учебного заведения
__________________________________________________________________
Наименование предметно-цикловой комиссии
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на производственную праткику
Обучающийся _____________________________________________________
Группа_______
Сроки прохождения практики_________________________________________
Место прохождения практики ________________________________________
Должность на период практики_______________________________________
Задания, обязательные к выполнению
Постановка целей и определение задач прохождения производственной практики |
2.1 Ознакомление с руководством базового предприятия, с коллективом предприятия, непосредственными руководителями. 2.2 Ознакомление с рабочим местом дублируемого специалиста.” Режимом и графиком работы. Согласование режима и графика работы с,, руководителями практикой. Охарактеризовать режим работы предприятия.” Выявить наиболее благоприятные режимы и условия работы. 2.3 Ознакомление с должностной инструкцией. Правилами техники безопасности. Правилами и ограничениями при работе с входящей и выходящей, внутренней информацией. |
3. Изучение характеристик внешней среды непосредственного влияния: поставщиков, потребителей, конкурентов. Определение влияния факторов внешней среды косвенного влияния: экономические, политические, и социально-культурные факторы. |
4.1 Цели. Определить цели, задачи организации. Привести (или сформулировать) философию и миссию организации. Привести (или сформулировать) корпоративную стратегию организации и стратегические цели. Дать оценку конкурентной позиции организации на рынке (рынках). 4.2 Провести анализ системы планов: стратегию развития организации, годовой план развития организации, текущие планы подразделений, календарные планы сотрудников 4.3 Персонал. Изучить штат работников. Определить показатели эффективности их работы. Составить графики выхода на работу. Систему подбора кадров. Обучение, развитие кадров. Ознакомьтесь с формами и системами оплаты труда на предприятии. Проанализировать систему мотивации сотрудников. 4.4 Структура управления. Привести схему структуры управления организацией. Определить и обосновать ее принадлежность типу структуры. Определить степень децентрализации по основным функциональным областям. Определить функции подразделений. Сделать выводы о соответствии структуры менеджмента организации. Определить соответствие норме управляемости количества подчиненных на каждом уровне управления организации (для крупных организаций - только по подсистеме основной деятельности). 4.5 Привести структуру бизнес-процессов, протекающих в организации в целом или в одном из ее подразделений. Определить состав основных и обеспечивающих бизнес-процессов, связанных с производством, сбытом продукции или оказанием услуг. Привести схему бизнес процессов или одного из ее подразделений. Если организация ориентирована на производственную деятельность, охарактеризовать тип производства, стадии (этапы) производственного процесса. Дать оценку уровня используемой технологии. Привести характеристику условий и охраны труда. Сделать выводы о соответствии материально-технической базы организации и условий труда целям организации. Оценить физический и моральный износ основных фондов. |
Тема 5. Технология менеджмента 5.1. Ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регулирующими статус предприятия и его органов управления, особое внимание обратить на изучение организационных вопросов. 5.2. В качестве примеров привести образцы положений о подразделении, положений о деятельности, должностных инструкций. Провести их анализ. 5.3. Сделать выводы об обеспеченности управления нормативными документами и их качестве. 5.4. Сделать заключение о необходимости регламентации управления в организации с учетом специфики ее деятельности. |
Тема 6. Маркетинг 6.1. Определить перспективность продуктового рынка (рынка услуг): 6.2 Разработать анкету-опросник на предмет выявления спроса на продукт (услугу); 6.3 Определить емкость рынка; 6.4 Сегментировать рынок; 6.5 Выбрать и подробно описать целевой сегмент; |
Тема 3.7 Оценить конкурентоспособность товара (услуги) (для коммерческих организаций): 7.1 Охарактеризовать товар (услугу) по следующей схеме: 7.2 Параметрические и экономические характеристики; 7.3 Характеристики, отражающие цену, формы и способы платежа; 7.4 Характеристики, отражающие меры стимулирования сбыта; 7.5 Характеристики, отражающие методы товародвижения и сбыта; 7 .6 Провести экспертное оценивание степени важности, потребительских предпочтений, степени воплощения характеристик товара (УСЛУГИ); 7.7 Определить уровень конкурентоспособности товара (услуги). 7.8 Разработать предложения по совершенствованию стратегии маркетинга, выделив мероприятия, которые позволят улучшить позицию фирмы в конкурентной борьбе. |
Тема 8. Деловое и управленческое Общение 8.1 Определить, какие правила этики деловых отношений используют сотрудники организации, каков доминирующий тип корпоративной культуры организации; 8.2 Выявить приемы и способы учета руководителями разных уровне) особенности-личности и характеров подчиненных; 8.3 Определить влияние (положительное, отрицательное ИЛ? нейтральное) малых неформальных групп на деятельность организации; 8.4 Охарактеризовать социально-психологический климат в организации 85 Подготовить план проведения встречи, совещания; составить текст выступления, сообщения, доклада на заданную тему. |
Тема 9. Принятие управленческих решений 9.1 Принимать решения, направленные на оптимизацию социального, финансового, хозяйственного результата управленческой деятельности; сгруппировать решения по признакам: содержанию, уровню управления;; срокам; 9.2 разработать и принять решения, используя современные методы д.,; повышения качества принимаемых решений: метод Дельфи, метод «Кингисе», метод «мозгового штурма». 9.3 Определить технологию принятия решений. |
Тема 10. Экономика организации 10.1 Указать методики, используемые для определения налогооблагаемой прибыли организации и особенности ее распределения. 10.2 Привести показатели рентабельности деятельности организации, используемые в организации. 10.3 Сделать обоснованные выводы об экономическом состоянии организации. |
Тема 11. Оценка структуры баланса и финансовых результатов 11. 1 На основании бухгалтерских данных (Ф. М.» 1 «Бухгалтерский 332: баланс») оценить структуру баланса; 11. 2 Произвести расчет и анализ коэффициентов текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; 11.3 Ввести баланс и формы Ма 2 14 Ма 5 в рабочую книгу Ехсеl И осуществить расчеты; 11.4 На основании бухгалтерских документов (Ф. Ма 1 «Бухгалтерский баланс», Ф.Мз 2 «Отчет о прибылях и убытках, Ф. М.» 5 «Приложение r бухгалтерскому балансу») дать характеристику системы показателе3131- финансовых результатов деятельности; 11.5 На основании Ф. Ж 2 «Отчет о прибылях и убытках» рассчитать нераспределенную прибыль отчетного периода, определив при этом налоги, уплачиваемые предприятием до уплаты налога на прибыль; заполнить налоговые декларации; произвести указанные расчеты в системе ЕхсеІ; 11.6 Используя ранее заполненные листы рабочей книги, произвести расчет финансовых показателей и их анализ в системе ЕхсеІ. |
Тема 12. Эффективность менеджмента 12.1 Оценить, с помощью количественных и качественных методов, эффективность управления организацией; 12.2 Определить работу организации, направленную на повышение эффективности управления; 12.3 Сделать выводы об объективной необходимости повышения эффективности управления в организации, дать конкретные рекомендации в этом направлении. |
Руководитель практики ______________________________________________
Обучающийся______________________________________________________
«Утверждаю»
Председатель ПЦК общеобразовательных и
специальных дисциплин Канлыбаева Ф.К.
___________________
«______»_____________________20____г.
Примерный календарно-тематический план
прохождения производственной практики
с «____»_________________2016г. по «_____»_______________2016г.
Название организации:__________________________________________________________
№ | Содержание раздела отчета | Время изучения (недели) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Практикант___________________________________________________________________
Руководители практики:
М.П.
Учебного заведения____________________________________________________________
от организации________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Наименование министерства и управления
__________________________________________________________________
Наименование учебного заведения
__________________________________________________________________
Наименование предметно-цикловой комиссии
ДНЕВНИК
производственной практики
Обучающегося _____________________________________________________
группы____________________________________________________________
Место прохождения практики __________________________________________________________________
(организация, ее юридический адрес)
Дата начала практики «____»_________________2016г.
Дата окончания практики «____»_________________2016г.
Руководитель практики от организации ________________________________
_____________________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О) (подпись)
М.П.
Руководитель практики от учебного заведения__________________________
_____________________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О) (подпись)
п.Головацкого 2016год
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Индивидуальное задание обучающемуся на практику
Дата | Вопросы, подлежащие изучению | Отметка о выполнении | Подпись руководителя |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Ежедневные записи обучающегося на практике
Дата | Вопросы, подлежащие изучению | Отметка о выполнении | Подпись руководителя |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
1.3.Отзыв научного руководителя практики и деловая характеристика обучающегося
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка практики _____________________________________________________________________________
Дата ___________________________________________
Руководитель ________________________________________________________ М.П.
Должность___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Наименование министерства и управления
__________________________________________________________________
Наименование учебного заведения
__________________________________________________________________
Наименование предметно-цикловой комиссии
ОТЧЕТ
о прохождении производственной практики
Обучающегося _____________________________________________________
группы____________________________________________________________
Место прохождения практики __________________________________________________________________
(организация, ее юридический адрес)
Дата начала практики «____»_________________2016г.
Дата окончания практики «____»_________________2016г.
М.П.
Руководитель практики от организации
_____________________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О)
______________
(подпись)
Руководитель практики от кафедры
_____________________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О)
_________________
(подпись)
п.Головацкого 2016год
ХАРАКТЕРИСТИКА
на обучающегося __________________________________________________
(Ф.И.О, группа), проходившего практику
Перечень литературы и средств обучения
Основная литература
Конституция РК.
Гражданский кодекс РК.
Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Закон «О таможенном деле в РК».
Закон «О бюджетной системе».
Закон «О предприятиях в РК».
Закон «О предпринимательской деятельности в РК».
Закон об инвестированной деятельности».
Закон «О ценообразовании в РК».
Закон «О труде».
Закон «О занятости»
Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации:Учебник.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,2005.
Экспресс-курс предпринимательства, учебно-методическое пособие – Алматы, 2010.
Экспресс-курс предпринимательства для населения с предпринимательской инициативой – Алматы, 2014
Куатова Д.Я. Экономика предприятия: Практикум.-Алматы: Экономика,2005.
Смагин В.Н. Экономика предприятия: учебное пособие. 2-е изд.,2007
Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Практикум: Учеб.пособие.-3-е изд.-2006
Экономика предприятия: Учебник для вузов.4-е изд/ Под ред.акад.В.М.Семенова-2007.
Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 3е изд., перераб. и доп., 2006.
Чечевицина Л.Н.Экономика предприятия. Учебное пособие .-Изд. 7-е,2007
Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия ( в схемах, таблицах, расчтеах)
Учебное пособие «Статистика»/М.Г.Назаров- Москва, 2007.
Дополнительная литература:
Кудина М.В.,- Основы экономики, Учебник, 2006.
Котерова Н.П. Основы маркетинга:Уч.пособие,2004.
Барышев А.Ф.Маркетинг: Учебник , 2005.
Крымова В. М Экономическая теория, - Алматы:Аркаим, 2002.
Корниенко О.В., - Москва: Март, 2005.
Курс экономической теории: экономическое пособие, - Алматы: Университет «Кайнар», 1994