СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Профильный труд, 5 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для обучения ребенка со сложной структурой дефекта на дому. Предполагает использование различных материалов: бумага, картон, нитки, пайетки и др. вся деятельность совместная с учителем.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Профильный труд, 5 класс"»

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД.

(68 ч.; 2 ч. в неделю)


Пояснительная записка

Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065-П от 10.04.2002 г. И учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Дар», утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от ___________________ 2014 г.

Цель курса:

создание условий для усвоения приемов работы с разными материалами.

Задачи курса:

-развитие сенсорных процессов (восприятие формы, цвета, величины), мелкой моторики рук, пространственного ориентирования,

-овладение начальными технологическими знаниями,

-воспитание осознания необходимости труда;


Базовые ценности:

Патриотизм будет реализовываться через темы: «Береза осенью» (пластилин).

Семья будет реализовываться через темы: «Украсим фоторамку» (пластилин), «Новогодняя ночь» (работа с фольгой).

Труд и творчество будет реализовываться через темы: Еж собрал грибы» (пластилин), «Заяц-лётчик» (ватные диски).

Природа будет реализовываться через темы: «Мухомор» (работа с пластилином), «Аквариумные рыбки» (пластилин), «Шмели» (работа с пампушками).


Обоснование программы:

Специальные коррекционные занятия по трудовому обучению направлены на овладение ребенком элементарными трудовыми навыками, необходимы­ми для выполнения несложных работ и развития познавательной деятельности. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, скоординированность движений. Учащиеся с глубокой умственной отсталостью обучаются та­ким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным и бросовым материалом.

Успешное формирование трудовых навыков у учащегося возможно лишь при правильной организации учебного про­цесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Программа по трудовому обучению содержит перечень из­делий, изготовлением которых может овладеть ребенок. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащегося полностью исключены измерительные операции. Его знакомят со свойствами материалов и областью их применения.


Основными формами и методами обучения являются:

-практические работы, которые сопровождаются коррекционными упражнениями;

-сюжетно-ролевые игры,

-наглядные средства обучения;


Требования к результату:

Личностный результат:

-сформированность отношения к себе как ученику;

-выполнение трудовых дел с помощью взрослого.

Метапредметный результат:

-умение выполнять инструкции, с помощью взрослого,

-умение эмоционально проявлять себя в процессе дидактических игр и коррекционных упражнений;

Предметный результат:

-умение узнавать окружающие предметы,

-умение слушать учителя,

-умение изготавливать изделия из доступных материалов с помощью учителя;


Предметная составляющая


Отлично

«5»

Хорошо

«4»

Удовлетвори-тельно

«3»

Неудовлетвори-тельно

«2»

П

О

Н

И

М

А

Е

Т

Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет.


Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя.


Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает.

Обращённую речь и инструкцию не понимает.


Таблично-графическая схема рабочей программы по профильному труду


Раздел

Цель раздела

Задачи раздела

Ожидаемый результат

Работа с пластилином.


Работа с семенами, пуговицами, пайетками, бросовым материалом.


Работа с бумагой, фольгой.


Работа с пампушками.


Работа с ватными дисками.

Создание условий для совместной работы с различными материалами.

Знакомство с различными материалами и их свойствами.



Развитие мелкой моторики рук.



Воспитание положительного эмоционального настроя;

Эмоционально откликаться на совместные действия с учителем.



Удерживать баночку с клеем.




Удерживать палец на кусочке пластилина.



Профильный труд (16 ч.) I четверть

Тема

Содержание

1.Упражнения с пластилином.


Пластилин холодный и твердый, но если его подержать в руках, становится теплым и мягким. Скатаем палочки ладошкой, сплющим пальчиком шарик из пластилина.

2.«Мухомор» (работа с пластилином).

«Смотри, какой большой и красивый гриб, ярко-красный. Это – мухомор, его есть людям нельзя, но его едут разные лесные звери, например, лоси. Только у этого мухомора не хватает крапинок на шляпке. Давай сделаем их из пластилина (расплющивание пластилиновых шариков)».

3.«Улитка» (пластилин).

Рассматривание иллюстрации «Улитка». Рассказ об улитке: ползают медленно, на спинке раковина – ее домик. Будем делать и нашей улитке домик из пластилина (катание палочек, скручивание).

4.«Петушок» (пластилин).

«Петушок и солнышко большие друзья. Рано утром петушок устраивается повыше на заборе, вытягивает шею и громко кукарекает. Это он будит солнышко. Сегодня с петушком что-то случилось: пропали его нарядный хвост, крылышки, гребешок. Сделаем из бумаги новых хвост и крылышки для петушка».

5.«Украсим фоторамку» (пластилин).

Рассматривание портретов сказочных персонажей, называние сказок. «Давай украсим эти портреты (катание цветных шариков из пластилина, расплющивание)».

6.Упражнения с ватными дисками.

Рассматривание дисков – «мягкие, теплые. Диски можно сминать, приклеивать, резать ножницами, давай попробуем все это сделать»

7.«Белая овечка» (ватные диски).

Рассматривание иллюстрации «По голубому небу над лугом плывут белые пушистые облака, а на лугу стоит и смотрит на них овечка в белой шубке. Сделаем овечке пушистую шубку».

8.«Береза осенью» (пластилин).

«Идет ежик по лесу, грибы собирает в подарок белочке и осенним лесом любуется. Красиво осенью в лесу! Деревья стоят нарядные: желтые, оранжевые, красные.

9.«Мостик для хомяка» (пластилин).

Рассматривание иллюстрации «Веселый хомяк несет в свой домик стручки гороха. Какие у него толстые щеки, а усы. Вот только беда мостик через реку сломался. Вода в реке быстро течет. Никак хомяку не переплыть. Лапки у него заняты горохом, да и воду он не любит. Давай ему поможем, сделаем бревна для мостика из пластилина (катание цветных палочек из пластилина)».

10.«Лепестки подсолнуха» (бумага).

«Растет в огороде подсолнух. Он к солнышку тянулся изо всех сил и вырос на маленькое солнышко похожее. Серединку круглая, большая, полная вкусных семечек, с лепестки желтые, ну точно как солнечные лучики. Сделаем лепестки нашему подсолнуху из бумаги».

11.«Чаепитие друзей» (пластилин).

Рассматривание иллюстрации «Игрушки собрались за столом. Они разговаривают и пьют чай. Только вот на столе чего-то не хватает. Давай накормим всех вкусными бубликами, баранками и сушками. Буде лепить из пластилина палочку и соединим концы, получилось».

12 «Бабочка» (работа с пластилином).

Лето закончилось, но на поляне еще цветут цветы. Над ними летают стрекозы, между травинками на земле ползают жуки, а веселые кузнечики прыгают с листа на листок. Лишь одна бабочка грустит. Раскрасим ей крылышки, чтобы бабочка снова улыбалась (расплющивание пластилиновых шариков пальчиком)».

13.«Железная дорога» (пластилин).

Рассматривание иллюстрации «Это железная дорога, паровоз. Смотри, маленький машинист залез в паровоз и готов тронуться в путь. Но что-то не так – на рельсах нет шпал. Восстановим железную дорогу. Скатаем колбаски-шпалы и уложим их на рельсы».

14.«Гусеница» (ватные диски).

Рассматривание иллюстрации «По дорожке бежит разноцветная гусеница. Очень торопится куда-то. Гусеница знает, что очень скоро она превратится в красивую бабочку с крылышками и сможет порхать над цветами. Сделаем из ватных дисков гусенице туловище».

15.«Еж собрал грибы» (пластилин).

Рассматривание иллюстрации «Какой симпатичный ежик. Шел он по лесу и искал грибы. Да что-то они ему не попадались. Выбрался он на полянку, а тут грибов – только успевай собирать. А куда ему их собирать? Ни карманов, ни корзинку у него нет. У ежика иголки колючие, вот он на них все и собирает. Давай поможем ежику собрать грибы. Сделаем грибы сами».

16.«Зайкин огород» (пластилин).

«Зайка решил на полянке сделать огород. Посадил там морковь. Все лето ухаживал зайка за своим огородом: поливал, сорняки выдергивал. Настало время морковь собирать. Давай поможем зайке – сделаем морковь из пластилина. Зайка рад».


Профильный труд (15 ч.) II четверть

Тема

Содержание

1.Упражнение с семенами

Рассматривание семян, называние формы, цвета, величины. «Семена можно пересыпать, перебирать, приклеивать – давай попробуем».

2.«Замечательный арбуз» (работа с пластилином).

Рассматривание иллюстрации «Арбузная долька», семечек подсолнуха. Приклеивание семечек на скотч к иллюстрации. Рассматривание готовой работы.

3. «Змея» (пластилин).

Внесение игрушки змея, рассматривание иллюстрации мультипликационной змеи. «Я нарисовала змею, давай украсим ее, пусть она будет красивая как другие змеи».

4. «Мишкин самолет» (диски).


Рассматривание иллюстрации «Мишка сел в самолет и полетел все выше и выше до облаков. Сделаем много облаков из ватных дисков».

5. «Аквариумные рыбки» (пластилин).


«Рыбкам не скучно у себя в воде. Там много всего интересного. На желтом песочке лежат разноцветные камешки, зеленые водоросли поднимаются вверх, кораллы похожи на деревья, красота. Сделаем еще одну рыбку, чтобы нашей рыбке не было скучно».

6. Упражнение с шишками.

Рассматривание шишек: сосновых, еловых. «Шишки можно перебирать, бросать, играть, приклеивать. Давай попробуем все это сделать»

7.«Угощение для белок» (работа с бросовым материалом).

«Белочке на зиму надо много запасов, давай поможем ей запастись шишками».

Наклеивание на скотч шишек к иллюстрации белки.

8.Упражнение с пуговицами.


Рассматривание пуговиц разного цвета, размера. Называние. «Пуговицами можно играть, перебирать, раскладывать, приклеивать на скотч. Давай, попробуем все это сделать».

9. «Рябина» (пуговицы).

«На рябине созрели ягоды, их собрали, сделали из низ варенье. Давай еще порадуемся, сделаем яркие ягоды рябины из красных пуговиц».

10.«Часы» (пуговицы).

Рассматривание разных часов: настенных, наручных. «Сделаем часы, но вместо пуговиц приклеим на скотч пуговицы. Какие интересные часы получились».

11. «Беленький зайка» (ватные диски).


«Наступила зима, все зайцы сменили свою серую шубку на белую. Нашему зайке тоже пора менять шубку, давай ему поможем (наклеивание ватных дисков на иллюстрацию зайца)».

12. «Лиса в зимнем лесу» (ватные диски).

Рассматривание иллюстрации «Зимой весь лес оделся в белое. Белые сугробы лежат между деревьями, белые снежинки падают на веточки белых берез и тоже становятся белыми. И заяц поменял серую шубку на белую. Теперь его лиса не найдет. А березы мечтают, чтобы снег их тоже укрыл – будет теплее. Давай приклеим ватные диски – они похожи на снег. Лиса окажется в снежном лесу».

13. «Снегирь» (пластилин).

Рассматривание иллюстрации снегиря – части тела, расцветка. «Сделаем стайку снегирей на нашем зимнем дереве, возьмем черный пластилин, сплющим – получится туловище, теперь расплющим шарик пластилина поменьше красного цвета прямо на черном – получится грудка снегиря. Теперь на дереве целая стайка птиц».

14. «Елка Деда Мороза» (пластилин).

Рассматривание иллюстрации «Пришел праздник Новый год! Дедушка Мороз приходит в дома, дарит всем подарки. Подарки он кладет под елку, вот люди и ставят дома елку и наряжают ее. У деда Мороза в лесу совсем не украшенная елка стоит, грустная. Давай ее нарядим (катание шариков из пластилина, расплющивание)».

15. «Снеговик» (ватные диски).



«Из пушистого снега дети слепили снеговика. Одели ему на голову старую кастрюлю, нарисовали красками два глаза, вместо носа вставили морковку, а руки сделали из сухих веточек. Давай и мы сделаем снеговика из ватных дисков, как из снега».



Профильный труд (20 ч.) III четверть

Тема

Содержание

1. «Новогодняя ночь» (работа с фольгой)

«В праздничную новогоднюю ночь все украшено разноцветными огнями. Возьмем фольгу и украсим нашу картинку».

2.«Пушистая овечка» (ватные диски).

«Наступил год овцы. Давай украсим овечку на календаре. Теперь ее шубка белая и пушистая».

3.«Домик для улитки» (гофрированная бумага).

«Мы уже рассматривали улитку и делали ей домик из пластилина. Сегодня для другой улитки сделаем домик из гофрированной бумаги».

4.Упражнение с пайетками.

Рассматривание пайеток – цвет, форма. Пайетки можно раскладывать, приклеивать на скотч, давай попробуем это сделать.

5.«Волшебный замок» (пайетки).

Рассматривание открытки «Стоит красивый замок на берегу озера. Но что-то не хватает. Приклеим рыбок, пусть плавают в воде около волшебного замка».

6.«Оленёнок» (пайетки – снежинки).

Рассматривание иллюстрации «Олененок радуется зиме, приклеим много снежинок для него».

7.«Дельфин» (пайетки)

«Дельфины любят играть с детьми, они даже могут поднимать со дна красивые камешки и приносить людям. Приклеим пайетки-камешки, пусть дельфин их достает и радует ребятишек».

8.«Птица» (ватные диски).

Рассматривание открыток с птицам. «У всех птиц есть оперенье. Сделаем нашей птичке пушистые перышки, чтобы зимой не замерзла».

9.«Музыкальный фонтан» (пайетки).

Рассматривание иллюстрации фонтана «У нас есть необычный фонтан, украсим его нотами, и он станет музыкальным».

10.«Золотая рыбка» (пуговицы).

«К нам приплыла рыбка, давай украсим ее желтыми пуговицами, и она станет золотой».

11.«Праздничные смайлики» (пампушки).

Рассматривание картонной тарелки «Украсим каждый смайлик пампушкой и тарелка станем праздничной картиной. Повесим ее на стену».

12. «Пароход в море» (открытка для папы).

«Скоро папин праздник. Сделаем для папы открытку».

13.«Заяц-лётчик» (ватные диски).

Рассматривание иллюстрации «Заяц сел в самолет и полетел высоко в облака. Нам нужно потрудиться и сделать много облаков, пусть летит выше и выше».

14.«Уточка гуляет» (пайетки).

Внесение игрушки уточка. «Пошла уточка гулять по лугу, но там чего-то не хватает. Сделаем травку и цветочки для уточки».

15.Упражнение с картоном.

Рассматривание картона «Он бывает тонким и толстым, белым и цветным. Картон можно сгибать, приклеивать, давай попробует это сделать».

16.«Мимозы» (открытка для мамы).

Рассматривание открыток. «Сделаем для мамы красивую открытку».

17.«Песенка для роз» (пампушки).

Чтение стихотворения про цветы. «Посмотри, пампушки похожи на розы, приклеим их».

18.«Краб на берегу» (пуговицы).

«Краб спустился на морское дно. Чего-то там не хватает. Сделаем камешки из пуговиц. Теперь крабу есть куда спрятаться».

19.«Проталины» (ватные диски).

Рассматривание иллюстрации «Наступила весна, снег начал таять. Приклеим ватные диски – это не растаявший еще снег».

20.«Кораблики» (бумага).

Наступила весна, снег тает и появляются ручьи, можно пускать кораблики, вот так».


Профильный труд (17 ч.) IV четверть


1.«Строим домик» (работа с пайетками)

Рассматривание иллюстрации «Домик построили, нам осталось его украсить».

2.«Трудолюбивый ежик» (работа с ватными дисками).

«Ежик все переносит на своих иголках, он не ленится, он постоянно в работе. Поможем найти ему что-нибудь вкусненькое, пусть несет домой».

3.«Украсим рамку портрета» (пластилин).

«Посмотри, сколько портретом я принесла, кто на них, какие красивые рамки у них. Одна рамка отличается, давай ее украсим».

4.«Пчелки» (работа с пайетками).

«Первые цветы привлекают пчел. А вот на этих цветах пчел нет, давай приклеим пчелок, пусть радуются цветам».

5.«Свинка» (пампушки)

Рассматривание иллюстрации «Свинка любит покушать и поэтому толстенькая, наша свинка тоже будет толстенькой – приклеим пампушку».

6.Корзинка с фруктами (бумага).

«В этой корзинке много овощей, а в эту сложим фрукты, давай вместе приклеим фрукты, ч их уже вырезала из бумаги».

7.«Выпускаем птиц из клетки» (бумага).

Рассматривание иллюстрации «Дети с учителем пошли в поле выпускать птиц из клетки, кто встретит этих птиц на природе. Приклеим бумажных птиц».

8.«Курочка Ряба» (ватные диски).

Внесение игрушек. Рассматривание иллюстрации сказки, рассказывание. «Приклеим курочке крылышки и хвостик, вот какая курочка получилась».

9.«Котенок и бабочки» (пайетки).


Внесение игрушки котенка. «Маленький котенок любит играть фантиком, клубком и даже с бабочками. Приклеим много бабочек, пусть котенок играет».

10.«Цыплята» (работа с желтыми пампушками).

Рассматривание иллюстрации «Цыплята прибежали на лужок, но что-то у них не хватает, есть голова, ножки, а где туловище. Приклеим желтые пампушки, вот и получились цыплята».

11.«Стрекозы» (работа с пайетками).

Рассматривание иллюстраций «Стрекозы летают на лугу, но почему то цветов нет. Приклеим пайетки – цветы, пусть стрекозы радуются».

12.«Майский жук» (пампушки).


«Прилетел жук, но не простой, его называют майским. Но чего-то у жука не хватает, туловища. Приклеим коричневую пампушку. Лети жук».

13.«Земляничка» (пампушки).

«С каждым днем все теплее и теплее, земляничка начинает цвести. Серединка у цветка желтая, а лепестки белые. Лепестки у нашей землянички есть, а где же серединка. Возьмем желтые пампушки, цветок готов».

14.«Машины» (работа с бумагой).

Чтение стихотворения, рассматривание иллюстрации. «Будем приклеивать машины из бумаги, пусть ездят по дорогам».

15.«Дерево с листочками» (пайетки)

«Все деревья начинают просыпать, на них появляются первые листочки. Приклеим пайетки на наше дерево, оно тоже просыпается весной».

16.«Пляски на лугу» (пампушки).

Рассматривание иллюстрации «Мальчики пляшут на лугу, играют в дудочки. Вот только цветов на лугу мало, приклеим пампушки. Теперь цветов много и стало веселее».

17. «Шмели» (работа с пампушками).


«Весной все цветет и цветы, и деревья, появляются насекомые, в том числе и шмели. Они крупнее обычных жуков и пчел, они пушистые. Сделаем пушистых шмелей из пампушек».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!