СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Проектная деятельность учащихся 5 класса". Программа включает пояснительную записку и планирование внеурочной работы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

5 класс ( 51 час)

Введение

 

 Что такое проект (1,5 ч)

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся в качестве примера (интернет-ресурсы)

Понятия: проект, проблема,гипотеза, информация. Типы проектов. Каким должен быть проект.   Проектирование — умение находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Оно позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

  •   учебный проект — это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

          

                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Что такое гипотеза (1,5ч)

Гипотеза — это утверждение, которое не является ни истинным, пока не подтвердилось, ни ложным, пока не опроверглось, но используется как рабочая версия. Чаще всегогипотезы используются в естественных науках, таких как физика, и описывают причины природных явлений. Гипотеза, которая подтвердилась, становиться основой для следующих предположений.  Гипотеза — это слово греческого происхождения, дословно переводится как "основание", "предположение". В современном понимании не доказанная теория или предположение. Гипотеза выдвигается на основе наблюдений или опытов. В последствии гипотеза может быть доказана, что говорит о справедливости данной гипотезы, либо опровергнута, что говорит о её ошибочности.

 Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, предположение. вопрос, ответ.

 

4. Источники информации (1,5ч)

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Информационные справочникиУмение выбирать дополнительную литературу.Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

 

 

 

 

  5.  Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (3ч)

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

  Цели и задачи исследования.

 Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие,направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Обобщение полученных данных.Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

6. Подготовка к защите (1,5ч)

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов. Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

Это может быть книга, альбом, диск с за­писью, сценарий разработанного мероприятия, ката­лог, фильм и т.д.

продукт проекта - это материали­зованный итог всей работы, который подтверж­дает значимость проекта в современной жизни.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Практический блок (37,5ч)

 Проектная деятельность . Групповой проект «Детский фольклор» (6ч)

  1. Постановка проблемы
  2. Определение цели
  3. Выбираем и формулируем тему проекта (учитель организует и стимулирует выбор)
  4. Определяем тип проекта
  5. Выдвигаем гипотезу  (предположение): каким будет проект, как будет построен, что должно быть в его содержании, какими источниками воспользуемся, будут ли иллюстрации и рисунки и т.д.)
  6. Планирование проектной работы:

А. теоретическая часть (поиск информации – скороговорки –сочиняем сами, колыбельные узнаём у родителей и используем материал интернета, считалки вспоминаем самостоятельно и узнаём у друзей).

  •  
  1. Создание проектного продукта (практически): книжка-малышка
  2. Знакомство с критериями оценивания продукта
  3. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных.

Работа на компьютере –структурирование материала,. Выпуск книжки-малышки. 

Минипроект. Сочиняем сказку и басню на современный лад (6 ч.)

Сказка как вид УНТ. Что такое сказка. Виды сказок (о животных, волшебные, бытовые) Строение (зачин, присказка, сюжет, концовка). Поучительный смысл сказок. Басня. Её аллегорический смысл, мораль. Язык намёков в басне.

Копилка кроссвордов. Коллективный проект по творчеству Пушкина ( 7,5 ч.)

Постановка проблемы. Определение цели

Выбираем и формулируем тему проекта (учитель организует и стимулирует выбор). Определяем тип проекта. Выдвигаем гипотезу Планирование проектной работы. Привлечение к работе одноклассников

Что такое литературный кроссворд и как он составляется. Варианты кроссвордов. Индивидуальный выбор формы. Сбор необходимых материалов.

Опрос среди учителей «Любите ли вы разгадывать кроссворды. Какие? Сочиняли ли вы когда-нибудь собственные кроссворды, какие? Ит.д.»

Создание проектного продукта (сборник). Оформление.

Отчёт о проделанной работе.

Портфолио (черновые записи, анкеты и др.)

Индивидуальные проекты.

Создание рекламы на любимое литературное произведение (7,5ч)

Постановка проблемы. Определение цели

Выбираем и формулируем тему проекта Определяем тип проекта. Выдвигаем гипотезу.  Планирование проектной работы.

 

Что такое реклама, её назначение. Как составить литературную рекламу. .                                                                                                                                                                                                    Индивидуальный выбор формы.

Анкетирование среди учащихся старших классов «Какая реклама вам нравится-не нравится, почему» Сбор необходимых материалов. Обработка анкеты. Создание и  оформление проектного продукта (плакатов)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

                                        Подготовка к защите проектов и открытая защита проектов   ( 9, 5ч)

 

Знакомство с критериями оценивания проектной работы. Подведение итогов.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Подготовка письменных  отчётов о проделанной работе по проектам (материал к защите)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Анкетирование среди 5-классников «Нравится ли создавать проекты, легко ли их готовить, какие темы в будущем хотели бы осветить, какие эмоции они у вас вызывают….»

 

 

Планирование выступления перед аудиторией (какие средства должны сопровождать)

 

 

Учимся грамотно оформлять источники информации

 

 

Открытая защита проектов           

 

 

Заключительное занятие. Подведение итогов за год.