СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Проектная деятельность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе внеурочной деятельности  в соответствии  требованиям  федерального государственного образовательного  стандарта  по проектной деятельности 5 класса,  направлена на изучение  метода проектной деятельности. Программа предназначена для учащихся 5-8 классов. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и состоит из  разделов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Проектная деятельность"»

  1. Пояснительная записка

Заглядывая в будущее наших детей-учеников, понимаешь, что в XXI веке, современные дети – это уже не чистый лист, на которой наносятся знания. К ним поступает так много информации, отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Данная рабочая программа разработана на основе внеурочной деятельности в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта по проектной деятельности 5 класса, направлена на изучение метода проектной деятельности. Программа предназначена для учащихся 5-8 классов. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и состоит из разделов.

Современный образовательный процесс трудно представить без использования метода проекта. Этот метод ориентирован прежде всего на деятельностный подход к обучению. Его задача – развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников.


Цель: научить учащихся выполнять учебные проекты и представлять их с помощью информационно-компьютерных технологий.

Задачи:

  • Формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационно-компьютерной технологии;

  • Научить учащихся оформлять слайды и тексты презентации;

  • Развитие умения применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;

  • Научить использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;

  • Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся путем освоения средств информационно-компьютерной технологии;

  • Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания,

  • Развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;

  • Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;

  • Развитие навыков оценочной самостоятельности.

Обоснование отбора содержания:

  1. Помогает оценить потенциал ученика с точки зрения образовательной перспективы и стимулировать инициативу и творческие его возможности;

  2. Является элементом открытой образовательной системы, позволяющей «компенсировать» достаточно ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учеников.

  3. Программа элективного курса направлена на повышение уровня образованности и воспитанности, на креативное (творческое) развитие учащихся.

  4. Использование метода учебного проекта и как нельзя лучше отвечает методической теме нашей школы – «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся сельской школы» и методической теме самообразования учителя.

2) Содержание программы

«Метод учебного проекта» 5 класс

Раздел 1. Вводный курс.

Цель изучаемого раздела: дать представление об учебном проекте (в теории – лекция и на практике – индивидуальный так и коллективный проект)

Задачи раздела:

  • Формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационно-компьютерной технологии на уроках русского языка и литературы и в целях саморазвития;

  • Познакомить учащихся с понятием «учебный проект», видами проекта, с требованиями к учебному проекту;

  • Выполнить коллективный краткосрочный проект – образец, проанализировать этапы и результаты работы.

  • Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;

  • Развитие умения коллективного планирования;

  • Привить учащимся навыки публичного выступления, представления своей точки зрения или результатов труда в наиболее выгодном свете;

  • Способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся и навыков работы в сотрудничестве.

Ученики должны знать:

  • Что такое учебный проект и виды проектов;

  • Требования, предъявляемые к учебному проекту;

  • Смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;

Раздел 2. Работа над учебным проектом.

Цель изучаемого раздела: научить учащихся выполнять учебные проекты и представлять их с помощью информационно-компьютерных технологий.

Задачи раздела:

  • Научить учащихся выполнять учебные проекты;

  • Научить учащихся оформлять слайды и тексты презентации;

  • Развитие умения применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;

  • Научить использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;

  • Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания,

  • Развитие умения работать с первоисточниками;

  • Развитие критического мышления у учащихся;

  • Развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;

  • Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;

  • Развитие креативного потенциала учащихся.

Ученики смогут

  • выполнять учебные проекты;

  • формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований - проектов;

  • планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;

  • работать в малых группах и в сотрудничестве;

  • применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffiseWord, MicrosoftPowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;

  • анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;

  • отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;

  • создавать сценарий мультимедийной презентации;

  • оформлять слайды и тексты презентации;

  • вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук в мультимедиа презентации;

  • настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;

Раздел 3. Защита учебного проекта.

Цель изучаемого раздела: научить детей защищать учебные проекты;

Задачи раздела:

  • научить детей готовить и проводить защиту проекта;

  • повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие навыков монологической речи;

  • развитие умения уверенно держать себя во время выступления;

  • развитие артистических способностей;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы;

  • развитие навыков оценочной самостоятельности.

Ученики смогут

  • проводить защиту проекта;

  • проводить рефлексию по итогам работы.

Методы и формы реализации программы:

  • межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов);

  • личностно-ориентированный подход;

Принципы построения программы:

Краткое описание структуры программы:

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и состоит из 3 разделов, для 5 класса.

  • Раздел 1. Вводный курс. (6 часов)

  • Раздел 2. Работа над учебным проектом. (23 часа)

  • Раздел 3. Защита учебного проекта. (6 часов)





3) Учебно-тематический план

занятия

Тема занятия

Количество

часов

Теория


Практика


1

Раздел 1. Вводный курс.

6 часов

3

3

2

Раздел 2. Работа над учебным проектом.

23 часа

9

14

3

Раздел 3. Защита учебного проекта.

6 часов

4

2

ИТОГО:

35

16

19



4) Требования к уровню подготовки учащихся

Умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • навыки делового партнерского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  •  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

  •  умение вести дискуссию;

  •  умение отстаивать свою точку зрения;

  •  умение находить компромисс;

  •  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  •  умение уверенно держать себя во время выступления;

  •  артистические умения;

  •  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  •  умение отвечать на незапланированные вопросы.

В основе курса лежит проектная деятельность учащихся, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Ожидаемые результаты обучения:

Результат: учебные проекты (долгосрочные) и презентации этих проектов. Защита проектов на школьной научно-практической конференции. Одним из критериев успешности выполненной работы можно считать дальнейшее практическое использование созданных проектов в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогов.

После прохождения курса учащиеся должны:

знать:

  • требования к учебному проекту;

  • этические и правовые нормы использования информации;

  • смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;

  • смысл понятия «мультимедиа технологии»;

  • варианты использования текстовых и графических редакторов в самостоятельной деятельности;

  • процедуру защиты и оценивания проекта;

уметь:

  • формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований;

  • планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;

  • работать в малых группах и в сотрудничестве;

  • применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffiseWord, MicrosoftPowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;

  • анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;

  • отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;

  • создавать сценарий мультимедийной презентации;

  • вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук в мультимедиа презентации;

  • настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;

  • проводить рефлексию, защиту проекта.

5) Контроль и оценка знаний

  • Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

  • Выполнение заданий.

  • Защита проекта.



6) Календарно-тематический план

занятия

Тема занятия

Количество

часов

Элементы содержания

Требование к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

Раздел 1. Вводный курс. (6 часов)

1, 2.

Вводное занятие.

2 часа

Основы элективного курса. Что такое учебный проект. Виды проекта. Требования к проекту.

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?



3, 4, 5, 6.

Коллективный проект обучающего характера на тему: «Мастерство публичного выступления».

4 часа

Работа над проектом и обсуждение результатов.

Умения коллективного планирования.

Умение выдвигать гипотезы.


Раздел 2. Работа над учебным проектом. (23 часа)

7.

Примеры проектов и их обсуждение. Выбор учениками учебного проекта из перечня проектов, предлагаемых учителем.

1 час

Просмотр и обсуждение презентаций проектов, выполненных учащимися предыдущих лет

Умение использовать этические и правовые нормы информации.

Умение планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы.


8, 9.

Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Формулировка задач.

2 часа

Планирование самостоятельной деятельности учащихся при работе над учебным проектом.

Умение проектировать процесс (изделие).

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.



10, 11, 12, 13, 14, 15.

Работа над учебным проектом. Набор текста учебного проекта в MicrosoftOffiseWord.

7 часов

Индивидуально-групповые консультации (В зависимости от типа проекта - групповой проект, индивидуальный проект).

Умение применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffiseWord, MicrosoftPowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач.


16, 17, 18.

Поиск, сканирование и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов.

3 часа

Работа на компьютере.

Умение анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов.

Умение отбирать необходимые цветовые схемы для изображения.



19, 20, 21.

Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта.

3 часа

Создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов индивидуальной или групповой работы по проекту.



22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.

Создание мультимедиа презентаций учебных проектов в программе MicrosoftPowerPoint.

7 часов

Настройка анимации.

Умение создавать сценарий мультимедийной презентации.


Раздел 3. Защита учебного проекта. (6 часов)

29, 30, 31.

Подготовка к защите учебного проекта.

    1. часа

Выступление и защита внутри класса.

Умение уверенно держать себя во время выступления.

Артистические умения.

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Умение отвечать на незапланированные вопросы.


32, 33.

Итоговая защита проекта.

2 часа

Защита проекта перед учителями.

Умение уверенно держать себя во время выступления;

Артистические умения;

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

Умение отвечать на незапланированные вопросы.


34.

Обсуждение результатов работы. Рефлексия.

    1. час


Проводить рефлексию, защиту проекта.


7) ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРТАТУРА:

    1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 112 с. (Метод. биб-ка)