Пояснительная записка
Заглядывая в будущее наших детей-учеников, понимаешь, что в XXI веке, современные дети – это уже не чистый лист, на которой наносятся знания. К ним поступает так много информации, отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Данная рабочая программа разработана на основе внеурочной деятельности в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта по проектной деятельности 5 класса, направлена на изучение метода проектной деятельности. Программа предназначена для учащихся 5-8 классов. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и состоит из разделов.
Современный образовательный процесс трудно представить без использования метода проекта. Этот метод ориентирован прежде всего на деятельностный подход к обучению. Его задача – развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников.
Цель: научить учащихся выполнять учебные проекты и представлять их с помощью информационно-компьютерных технологий.
Задачи:
Формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационно-компьютерной технологии;
Научить учащихся оформлять слайды и тексты презентации;
Развитие умения применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
Научить использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;
Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся путем освоения средств информационно-компьютерной технологии;
Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания,
Развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
Развитие навыков оценочной самостоятельности.
Обоснование отбора содержания:
Помогает оценить потенциал ученика с точки зрения образовательной перспективы и стимулировать инициативу и творческие его возможности;
Является элементом открытой образовательной системы, позволяющей «компенсировать» достаточно ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учеников.
Программа элективного курса направлена на повышение уровня образованности и воспитанности, на креативное (творческое) развитие учащихся.
Использование метода учебного проекта и как нельзя лучше отвечает методической теме нашей школы – «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся сельской школы» и методической теме самообразования учителя.
2) Содержание программы
«Метод учебного проекта» 5 класс
Раздел 1. Вводный курс.
Цель изучаемого раздела: дать представление об учебном проекте (в теории – лекция и на практике – индивидуальный так и коллективный проект)
Задачи раздела:
Формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационно-компьютерной технологии на уроках русского языка и литературы и в целях саморазвития;
Познакомить учащихся с понятием «учебный проект», видами проекта, с требованиями к учебному проекту;
Выполнить коллективный краткосрочный проект – образец, проанализировать этапы и результаты работы.
Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
Развитие умения коллективного планирования;
Привить учащимся навыки публичного выступления, представления своей точки зрения или результатов труда в наиболее выгодном свете;
Способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся и навыков работы в сотрудничестве.
Ученики должны знать:
Что такое учебный проект и виды проектов;
Требования, предъявляемые к учебному проекту;
Смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;
Раздел 2. Работа над учебным проектом.
Цель изучаемого раздела: научить учащихся выполнять учебные проекты и представлять их с помощью информационно-компьютерных технологий.
Задачи раздела:
Научить учащихся выполнять учебные проекты;
Научить учащихся оформлять слайды и тексты презентации;
Развитие умения применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
Научить использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;
Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания,
Развитие умения работать с первоисточниками;
Развитие критического мышления у учащихся;
Развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
Развитие креативного потенциала учащихся.
Ученики смогут
выполнять учебные проекты;
формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований - проектов;
планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;
работать в малых группах и в сотрудничестве;
применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffiseWord, MicrosoftPowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;
анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;
отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;
создавать сценарий мультимедийной презентации;
оформлять слайды и тексты презентации;
вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук в мультимедиа презентации;
настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;
Раздел 3. Защита учебного проекта.
Цель изучаемого раздела: научить детей защищать учебные проекты;
Задачи раздела:
научить детей готовить и проводить защиту проекта;
повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
развитие творческих способностей;
развитие навыков монологической речи;
развитие умения уверенно держать себя во время выступления;
развитие артистических способностей;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы;
развитие навыков оценочной самостоятельности.
Ученики смогут
Методы и формы реализации программы:
межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов);
личностно-ориентированный подход;
Принципы построения программы:
Краткое описание структуры программы:
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и состоит из 3 разделов, для 5 класса.
Раздел 1. Вводный курс. (6 часов)
Раздел 2. Работа над учебным проектом. (23 часа)
Раздел 3. Защита учебного проекта. (6 часов)
3) Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Вводный курс. | 6 часов | 3 | 3 |
2 | Раздел 2. Работа над учебным проектом. | 23 часа | 9 | 14 |
3 | Раздел 3. Защита учебного проекта. | 6 часов | 4 | 2 |
ИТОГО: | 35 | 16 | 19 |
4) Требования к уровню подготовки учащихся
Умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
В основе курса лежит проектная деятельность учащихся, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Ожидаемые результаты обучения:
Результат: учебные проекты (долгосрочные) и презентации этих проектов. Защита проектов на школьной научно-практической конференции. Одним из критериев успешности выполненной работы можно считать дальнейшее практическое использование созданных проектов в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогов.
После прохождения курса учащиеся должны:
знать:
требования к учебному проекту;
этические и правовые нормы использования информации;
смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;
смысл понятия «мультимедиа технологии»;
варианты использования текстовых и графических редакторов в самостоятельной деятельности;
процедуру защиты и оценивания проекта;
уметь:
формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований;
планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;
работать в малых группах и в сотрудничестве;
применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffiseWord, MicrosoftPowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;
анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;
отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;
создавать сценарий мультимедийной презентации;
вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук в мультимедиа презентации;
настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;
проводить рефлексию, защиту проекта.
5) Контроль и оценка знаний
6) Календарно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки учащихся | Дата проведения |
Раздел 1. Вводный курс. (6 часов) |
1, 2. | Вводное занятие. | 2 часа | Основы элективного курса. Что такое учебный проект. Виды проекта. Требования к проекту. | Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | |
3, 4, 5, 6. | Коллективный проект обучающего характера на тему: «Мастерство публичного выступления». | 4 часа | Работа над проектом и обсуждение результатов. | Умения коллективного планирования. Умение выдвигать гипотезы. | |
Раздел 2. Работа над учебным проектом. (23 часа) |
7. | Примеры проектов и их обсуждение. Выбор учениками учебного проекта из перечня проектов, предлагаемых учителем. | 1 час | Просмотр и обсуждение презентаций проектов, выполненных учащимися предыдущих лет | Умение использовать этические и правовые нормы информации. Умение планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы. | |
8, 9. | Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Формулировка задач. | 2 часа | Планирование самостоятельной деятельности учащихся при работе над учебным проектом. | Умение проектировать процесс (изделие). Умение планировать деятельность, время, ресурсы. Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. | |
10, 11, 12, 13, 14, 15. | Работа над учебным проектом. Набор текста учебного проекта в MicrosoftOffiseWord. | 7 часов | Индивидуально-групповые консультации (В зависимости от типа проекта - групповой проект, индивидуальный проект). | Умение применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffiseWord, MicrosoftPowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач. | |
16, 17, 18. | Поиск, сканирование и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов. | 3 часа | Работа на компьютере. | Умение анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов. Умение отбирать необходимые цветовые схемы для изображения. | |
19, 20, 21. | Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. | 3 часа | Создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов индивидуальной или групповой работы по проекту. | | |
22, 23, 24, 25, 26, 27, 28. | Создание мультимедиа презентаций учебных проектов в программе MicrosoftPowerPoint. | 7 часов | Настройка анимации. | Умение создавать сценарий мультимедийной презентации. | |
Раздел 3. Защита учебного проекта. (6 часов) |
29, 30, 31. | Подготовка к защите учебного проекта. | | Выступление и защита внутри класса. | Умение уверенно держать себя во время выступления. Артистические умения. Умение использовать различные средства наглядности при выступлении. Умение отвечать на незапланированные вопросы. | |
32, 33. | Итоговая защита проекта. | 2 часа | Защита проекта перед учителями. | Умение уверенно держать себя во время выступления; Артистические умения; Умение использовать различные средства наглядности при выступлении; Умение отвечать на незапланированные вопросы. | |
34. | Обсуждение результатов работы. Рефлексия. | | | Проводить рефлексию, защиту проекта. | |
7) ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРТАТУРА:
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 112 с. (Метод. биб-ка)