Программа курса по выбору «Здравствуй, физика!» основана на авторской программе пропедевтического курса «Физика. Химия» (Авторы программы: А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С. Понтак).
Цель курса:
Подготовить учащихся 5 класса к изучению курса физики основной школы (7-9 класса).
Задачи курса:
- ознакомление учащихся 5-6 классов средней школы с широким кругом явлений физики и химии, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- повышение интереса к познанию законов природы;
- подготовка к систематическому изучению курсов физики и химии в старших классах;
- ориентация в профессиональном плане на ранних стадиях обучения.
Просмотр содержимого документа
«5 классТематическое и поурочное планирование курса»
Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по выбору «Здравствуй, физика!» основана на авторской программе пропедевтического курса «Физика. Химия» (Авторы программы: А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С. Понтак).
Цель курса:
Подготовить учащихся 5 класса к изучению курса физики основной школы (7-9 класса).
Задачи курса:
ознакомление учащихся 5-6 классов средней школы с широким кругом явлений физики и химии, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
повышение интереса к познанию законов природы;
подготовка к систематическому изучению курсов физики и химии в старших классах;
ориентация в профессиональном плане на ранних стадиях обучения.
Методическое обоснование:
Введение данного курса позволяет восполнить пробел в знаниях у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, который образуется за 2 года между выходом из начального звена и изучением физики в 7 классе, а также помогает облегчить им адаптационный период. Всё это в свою очередь способствует осуществлению принципа преемственности.
Объединение физики и химии в одном курсе продиктовано, во-первых, неразрывной связью этих важнейших составных частей естествознания; во-вторых, глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь, что требует ознакомления учащихся с их основами уже в раннем школьном возрасте (10—11 лет).
Изложение материала курса имеет нетрадиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, поэтому одним из основных средств подачи учебного материала является рисунок. В этом возрасте дети ещё очень любознательны и пытливы, с удовольствием занимаются исследованиями и экспериментами, поэтому особое внимание уделено практической работе и работе с оборудованием кабинета физики. В процессе изучения курса учащиеся выполнят большое количество лабораторных работ, что в свою очередь должно способствовать лучшему запоминанию и пониманию изучаемых явлений. Проводимая на занятиях работа играет также профориентационную роль. Во время занятий даётся разъяснительный комментарий где, в какой профессии, специальности могут пригодится те или иные знания из области физики и химии.
Авторская программа рассчитана на 68 учебных часов (занятия по 2 ч. в неделю). Так как из школьного компонента на ведение данного курса выделен только 0,5 часа в неделю, то общее число часов составляет – 17 (на 1 год). Программу пришлось сократить. Считаю целесообразным исключить главу «Земля – планета Солнечной системы», т. к. этот материал подробно рассматривается в курсе «Природоведение» 5 класса. Так же сокращено количество часов для изучения тем, которые подробно будут рассматриваться в курсе физики 7-8 классов (по разным причинам: иногда из-за сложности восприятия, иногда из-за невозможности производить необходимые расчеты (десятичные числа учащимися 5-го класса ещё не изучены)).
Требования к уровню подготовки учащихся:
По окончании курса учащиеся должны
знать:
различия между физическими и химическими явлениями
основные физические понятия (тело, вещество, явление)
основные виды физических явлений
основные характеристики тел и веществ
основные положения молекулярной теории
основные характеристики таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
основные виды сил
перечень профессий, где могут быть применимы знания физики и химии
уметь:
пользоваться лабораторным оборудованием
определять цену деления прибора
проводить простейшие измерения с помощью линейки, мензурки, термометра, рычажных весов, динамометра
вычислять плотность, объём, массу, давление
иметь представления:
о простых и сложных химических веществах
о явлениях: трение, деформация, электризация, магнетизм, плавание тел
о простых веществах, важнейших для жизни человека: кислород, водород, вода
о существовании Архимедовой силы
о возникновении экологических проблем и о путях их решения
о применении изучаемых приборов и явлений в различных отраслях народного хозяйства
УМК
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Методическое пособие.
5-6 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Просмотр содержимого документа
«тит. лист. 5 кл.»