СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Птицы – Лирика нашей земли», 5класс. (Внеурочная деятельность, духовно - нравственное направление)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы  Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова. Птицы нашего края(издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Птицы – Лирика нашей земли», 5класс. (Внеурочная деятельность, духовно - нравственное направление)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17

имени генерал – лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Рассмотрено Согласованно Согласовано Утверждено

На заседании МО учителей Заместитель директора по ВР Заместитель директора по НМР И.О. Директора школы

_______________________ _____________________ ___________________ __________________

Протокол № С.И. Викторова Е.В.Кандидатова С.И. Викторова

От «_______» ___________2016г.

_______________________ «________» ____________2016г. «_______»____________2016г. «________»___________2016г



Рабочая программа


Наименование курса: внеурочная деятельность (духовно - нравственное направление) «Птицы – лирика нашей земли»

Класс 5

Уровень общего образования: основное общее образование

Руководитель: Неверова Наталья Федоровна

Сроки реализации программы: 2017 -2018учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова. Птицы нашего края (издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с



Рабочую программу составила ______________________________Неверова Н.Ф.


Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова. Птицы нашего края(издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с

Ожидаемые результаты

Личностные и  метапредметные  результаты освоения программы

Личностными результатами освоения программы являются:

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами наблюдения и естественных наук;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются: -овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; -освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей среднего школьного возраста: формулирование с помощью учителя и самостоятельно цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

-формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Знать:

- сезонные изменения в природе и поведении птиц.

- внешний вид птиц родного края.

- о значении птиц для человека

- о необходимости подкормки птиц зимой.

- правила техники-безопасности во время экскурсии.

- правила сборки и сушки корма для птиц.

- пословицы, поговорки, скороговорки, потешки о птицах в русском фольклоре .

- о ныряющих птицах. Гуси, утки, поганки, гагары, чайки, зимородки, оляпка, а из хищных птиц – орлан - белохвост и скопа, даже из сов есть представители - рыбный филин

- какие птицы прилетают к нам зимой с Севера (снегирях, свиристелях, чечетках, клестах, щурах, полярной сове, пуночке, подорожнике).

- правила подкормки и наблюдения за птицами на кормушке в зимний период.

- влияние деятельности людей на птиц.

- о птицах живущих в норах. Для чего птицам норы? Для ночевки в снегу - куропаткам, рябчикам, тетеревам. Для гнездования - ласточкам-береговушкам, полевым воробьям, белой трясогузке, каменки, сизоворонке, щурке золотистой, удоду, огарю, домовым сычам и т.д..

- Народные и массовые праздники, обряды и традиции, связанные с птицами.

- о птицах ведущих ночной образ жизни.

- голоса птиц.

- домашних птиц, для чего человек их разводит.

- о роли птиц как природных санитаров.

- методы защиты от злейших врагов птиц.

- о воздействии человека на природу, о путях увеличения полезных птиц.

- об эстетическом значение птиц.

Уметь:

- применять правила поведения в природе согласно Заповеди «Не навреди!»

- применять, обрабатывать различные источники информации применимо к данной деятельности.

- создавать простейшие засидки для наблюдения за птицами.

- вести дневники наблюдений за птицами согласно инструкциям.

- пользоваться определителем птиц.

- изготавливать кормушки для птиц, устанавливать приспособления для защиты от хищников.

- заготавливать и хранить корм для птиц.

- доносить орнитологическую информацию до остальных учащихся школы.

- обобщать, систематизировать собственные наблюдения.

- поддерживать связь, подавать ценные наблюдения в Союз Охраны Птиц через сайт «Птицы Среднего Поволжья»


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Птицу видно по полету. Как птицы передвигаются? Как ухаживают за перьями?
а) Место и условия занятия.

Классная комната, кабинет биологии. Уголок живой природы.

б) Средства и методы.

Изображение птицы с расправленными крыльями. Птицы в клетке. Таблицы с изображениями птиц. Открытки. Иллюстрации из книг и журналов. Занятие

проводится методом беседы и рассказа.

в) Содержание и объекты наблюдений.

Рассмотреть внешний вид птицы. Найти все составные чает: голова, туловище, хвост, крылья, ноги. Рассмотреть перьевой покров Способность птиц к полету. Типы полета. Плавание. Ныряние. Хождение и бег по земле. Ухаживание за перьями. Купание. Уничтожение паразитов - купание в пыли. Линька.

2. Птицы в округе. Встречи в саду и огороде.

а)Место и условия занятия.

В классной комнате, кабинете биологии, ближнем природном окружении, саду и огороде.

б)Средства и методы.

Таблицы с изображениями птиц, живущих в округе. Открытии. Иллюстрации. Картинки - грача, скворца, воробьев, голубя, синицы. Презентация. Занятие проводится методом беседы и рассказа,
в) Содержание и объекты наблюдения. Знакомство с птицами, живущими в окружении человека: воробьями, синицами, голубями, грачами, скворцами, галками, воронами, сороками, ласточками, трясогузками. Рассмотреть их внешний вид, места обитания, особенности поведения. Значение этих птиц в жизни человека. Встречи в саду и огороде - орнитофауна приусадебных участков (славки, овсянки, коноплянки, горихвостки, варакушки, зарянки)

3. Экскурсия в природу. Азбука поведения в природе. Заготовка кормов для зимующих птиц. Сбор природного материала.

а) Место и условия занятия.

Парк, сквер, долина реки, сад, пустырь, ближнее природное окружение.

б)Средства и методы.

Для сбора семян использовать целлофановые пакеты, коробки из-под конфет и т.д.

Занятие проводится методом беседы, рассказа и наблюдения.

в) Содержание и объекты наблюдения.

Познакомить учащихся с местом проведения экскурсии, его особенностями, правилами техники безопасности. Рассказать об осенних изменениях в природе и жизни птиц. Познакомить учащихся с основными правилами поведения в природе и особенностями наблюдения за птицами. Одежда учащихся должна быть легкой, дешевой, не должна быть яркой, отпугивающей птиц. Двигаться необходимо осторожно, соблюдая тишину, идти компактной группой или шеренгой за руководителем. Все движения ребят должны быть согласованы с руководителем группы - учителем. Дети не должны расходиться в стороны. Заметив птицу, не следует идти прямо к ней, а, свернув несколько в сторону, спокойно и неторопливо приближаться
тесной кучкой или гуськом. При приближении к птице учитель вполголоса обращает внимание детей на наиболее характерные черты наблюдаемой птицы.
Сбор и заготовка кормов для зимующих птиц проводятся не только на данном занятии, а в течение сентября-октября. На огородах, пустырях собирают плоды и семена лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, конопли. В саду, парке, сквере, пришкольном участке собирают семена ясеня, березы, сирени, желтой акации, ягоды рябины, калины, черемухи, смородины, вишни, плоды шиповника и боярышника.

Задание детям: собрать дома семена арбуза, дыни, яблок, подсолнечника, тыквы. Провести сушку и упаковку семян до зимы. Выбрать место для кормовых столиков и стационарной кормушки. Во время экскурсии ребята попутно собирают различный природный материал для занятий по ручному труду: шишки хвойных деревьев, лесные орехи, желуди, семена клена и ясеня, сухие шишки ольхи, бересту, кору, сухие ветки, коряги, перья птиц и т.д.

4. Изготовление кормушек и кормовых столиков.

а) Место и условия занятия.

Кабинет ручного труда, классная комната, столярная мастерская.

б) Средства и методы.

Коробки из-под конфет, бумага, картон, фанера, рейки, нитки, клей, проволока, бутылки из-под молока, пластиковые бутылки, коробки из-под кефира, гвозди и необходимые инструменты.

Занятия проводятся методом рассказа и практической работы.

в)Содержание и объекты наблюдения.

Рассказать детям о том, что в зимнее время птицам трудно добывать корм.

Необходимо их подкармливать, используя кормушки. Рассказать о видах кормушек: лотках, столиках, домиках, булавках п т.д. Изготовить кормушки из
коробки из-под конфет, кефира пластиковых бутылок и г.д. Изготовить кормовой столик из фанеры и реек. Установить кормушки па пришкольном участке для
подкормки птиц и наблюдения.

5.За тридевять земель (о перелетах птиц).

а)Место и условия занятия.

Классная комната, кабинет биологии или географии.

б)Средства и методы.

Клетка с птицей. Таблица с изображением зимующих и перелетных птиц, путей пролёта. Иллюстрации из книг.

в)Содержание и объекты наблюдения,

Осенне-зимние изменения в природе и жизни птиц. Что побуждает птиц пуститься в перелет? Отсутствие корма – главная причина перелетов. Перелетные птицы: ласточки, стрижи, журавли, кукушки, скворцы, грачи, мухоловки, дрозды, соловьи, утки, трясогузки и т.д.

Последовательность отлета. Условия перелета. Места зимовки.

Зимующие у нас птицы: воробьи, синицы, голуби, дятлы, вороны, сороки, галки, свиристели, ястреба.

6.Пословицы, поговорки, скороговорки, поверья и полешки о птицах в русском фольклоре. Их значение и смысл.

а) Место и условия занятия.

Классная или групповая комната, библиотека.

б) Средства и методы.

Открытки и иллюстрации птиц.

Занятие проводится методом беседы и рассказа.

в)Содержание и объекты наблюдения.

Перед занятием дайте задание детям подобрать различные пословицы, поговорки, скороговорки, поверья и потешки о птицах и подумать над их содержанием, смыслом и значением.

Дать понятие о пословицах, поговорках, скороговорках, поверьях и потешках как о жанрах устного народного творчества. Рассказать о том, что птицы, их пение, повадки нашли отражение в русском фольклоре. На занятии разобрать значение и смысл пословиц и поговорок о птицах. Потренироваться в произношении скороговорок и потешек.

Примеры пословиц, поговорок и скороговорок:

Пословицы.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Одна ласточка весны не делает.

Пуганая ворона и куста боится.

Цыплят по осени считают.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. ;

Яйца курицу не учат.

Из пушки по воробьям не стреляют.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше всего на зеленой ветке.

Всяк кулик в своем болоте велик.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Грач на проталину, скворец - на прогалину.

Поговорки.

Как с гуся вода.

Мокрый, как курица.

Сорока стрекочет - гостей пророчит.

Скороговорки.

Одна сорока - одна морока. Сорок сорок - сорок морок.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

За деревней, за поселком пела-пела перепелка. Перепел прилетел, перепелку перепел.

Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу. Прививки делать им пора для укрепления пера».

Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчат галдят, как галчата, и, как волчата, галчата молчат.

Потешка: Петушок, петушок, золотой гребешок, маслина головушки, шелкова
бородушка, что ты рано встаешь, громко песни поешь, Нине спать не даешь'.’
Поверья.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Жаворонок является первым - к теплу, зяблик - к стуже.

Прилетел кулик из заморья, принёс весну (воду) из неволья.

Если кукушка кукует, когда ещё не оделся лес, будет голодный год.

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

Ласточки шныряют низко - на дождь, летают высоко - к ветру.

Соловей запел - вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

В конце занятия дать детям задание на дом проиллюстрировать понравившуюся пословицу или поговорку и выучить скороговорку.

7. Занятие по ручному труду: «Наш соавтор - природа».

а) Место и условия занятия.

Кабинет ручного труда, классная или групповая комната.

б) Средства и методы.

Природный материал, собранный во время экскурсии в природу: шишки, желуди, семена клена и ясеня, лесные орехи, кора, береста, ветки, коряги, сухие листья, ягоды, перья птиц, тополиный пух, пластилин, спички, бумага, клей, ножницы и другие инструменты.

Занятие проводится методом беседы, рассказа и практической работы по подготовке (конструированию) поделок птиц.

в) Содержание и объекты наблюдения,

В начале занятия рассказать о флористике и лесной скульптуре. Какое место занимает здесь анималистический жанр. Рассказать о создании образа птицы в прикладном искусстве. Из подготовленного природного материала изготавливают поделки птиц и расставляют их на бумаге или картоне, создавая определенный образ или панораму. Из шишек сосны можно сделать лебедей, подобрав шею из сухой ветки и прикрепив ее пластилином . Из желудей можно смастерить журавля, цаплю, аиста и т.д. Используя тополиный пух и черную ткань, создать композицию «Белые лебеди на черном пруду». Используя новогодние материалы, можно изготовить новогодние украшения, рождественские композиции и подарки в виде птиц.

8. Утренник: «У синички - именины».

а) Место и условия занятия.

Актовый зал, библиотека, классная комната.

б) Средства и методы.

Таблица. Открытки, иллюстрации с изображением синиц. Выставка кормушек. Слайды. Кинофрагменты. Метод рассказа и беседы.

в) Содержание и объекты наблюдения.

В начале утренника учитель рассказывает, что в старину 12 ноября называли Синицыным днем. Не велика птичка - синичка, но отмечали и ее праздник. Синица - она порошам вестница. Птицу эту в народе называют девятисловой. Она, мол, ведает и смехом, и слезами и знает ласковое верное слово. А главное, она - хранительница вещего слова. Синица может сказать, задуманному быть ли, счастья ждать ли? Она скажет, ведая о незримом, идет ли беда в твои ворота. Но прежде ты приветь эту птицу.

В сообщениях учащиеся рассказывают о внешнем виде, биологии и значении большой синицы. Можно использовать стихи, рассказы, пословицы, загадки о синице, кинофрагменты и слайды. Сообщение или рассказ учителя о других видах
синиц: хохлатой синице (гренадерке), московке, длиннохвостой синице (ополовнике), обыкновенной лазоревке, буроголовой гаичке (пухляк), обыкновенном ремезе. Указать на очень редкие встречи у нас таких синиц, как белая лазоревка (князек) и черноголовая гаичка. Необходимость их охраны. Занятие можно завершить вывешиванием кормушек для синиц.

9. Пернатые водолазы.

а) Место и условия занятия.

Классная комната.

б) Средства и методы.

Таблицы. Открытки. Иллюстрации. Слайды. Кинофрагменты. Занятие проводится методом рассказа и беседы.

в) Содержание и объекты наблюдения.

Рассказать ребятам о том, что птицы не только летают, ходят и бегают по земле, но и плавают, а отдельные прекрасно ныряют. Вот о ныряющих птицах-

водолазах данное занятие. Какие птицы могут нырять?

Гуси, утки, поганки, гагары, чайки, зимородки, оляпка, а из хищных птиц – орлан - белохвост и скопа, даже из сов есть представители - рыбный филин. Для чего птицы ныряют в воду? Какие приспособления есть у них для ныряния? Сколько могут пробыть под водой? Рассказать об одной из птиц - об оляпке.

10. Зимние гости с Севера.

а) Место и условия занятия.

Классная комната.

б) Средства и методы.

Открытки и иллюстрации из книг и журналов с изображением птиц, прилетающих к нам зимой с Севера.

Занятие проводится методом рассказа и беседы.

в) Содержание и объекты наблюдения.

Рассказать о птицах, прилетающих к нам зимой с Севера: снегирях, свиристелях, чечетках, клестах, щурах, полярной сове, пуночке, подорожнике. Жизнь этих птиц в наших краях. Обратить внимание на необходимость охраны и подкормки этих птиц зимой.

11. Кормление птиц и наблюдения у кормушки.

а) Место и условия занятия.

Пришкольный участок. Использовать беседку для укрытия от ветра.

б) Средства и методы.

Бинокль.

Занятие проводится методом рассказа и наблюдения.

в) Содержание и объекты наблюдения.

С наступлением периода бескормицы, который наступает с момента промерзания почвы и выпадения снега, необходимо начинать подкормку птиц и наблюдения за ними у кормушки. Процесс подкормки птиц необходимо проводить до схода снежного покрова. Главная цель подкормки - защита птиц от голода. Особенно активно необходимо подкармливать с декабря по март. Корма должны быть разнообразными. Засыпать корм необходимо в одно и то же время (определенные часы). В теплые дни корма засыпать немного, в холодные и после снегопада - больше. Рассказать детям о тех птицах, которые прилетают на кормушку. Что они едят? Понаблюдать, как птицы ведут себя у кормушки? Какой корм не берут? Когда собирается наибольшее количество птиц? Как они ведут себя по отношению друг к другу?

12. Экскурсия в природу: «Жизнь птиц зимой. Мы читаем по следам».

а) Место и условия занятия.

Лес, парк, долина реки, поросшая пустырником, ближнее природное окружение. Ясная, безветренная погода.

б) Средства и методы.

Бинокль.

Занятие проводится методом беседы, рассказа и наблюдения.

в) Содержание и объекты наблюдения.

Определите с детьми основные признаки зимы. Расскажите о тяжелых испытаниях, которые начались в жизни птиц с приходом зимы. Какие птиц
остаются у нас на зимовку. Чем питаются, где обитают? Понаблюдайте за снегирями, чечетками, щеглами, синицами, дятлами, воронами, сороками. Чем питаются зимой. Где ночуют? Сколько птиц в стае? Какая помощь им нужна? Рассказать детям ,что вопросов в природе еще больше и, чтобы ответить на них, надо осилить лесную грамоту, научиться читать по следам, стать грамотным следопытом. Порекомендовать соответствующую литературу. Например книгу Сладкова Н. «В лес по загадки». Ленинград: Детская литература 1983г.

13. О тех, кто живет в норах.

а) Место и условия занятия.

Классная комната.

б) Средства и методы.

Презентация о птицах которые живут в норах. Открытки. Иллюстрации. Фотографии

Занятие проводится методом рассказа и беседы.

в) Содержание и объекты наблюдения.

Для чего птицам норы? Для ночевки в снегу - куропаткам, рябчикам, тетеревам. Для гнездования - ласточкам-береговушкам, полевым воробьям, белой трясогузке, каменки, сизоворонке, щурке золотистой, удоду, огарю, домовым сычам и т.д. В поисках пищи строит норы в муравейниках зеленый дятел. Рассказать как птицы строят свои норы и как в них живут. (На примере одной – двух птиц).

14. Птицы из сказок (образ птицы в сказках народов мира).

а) Место и условия занятия.

Классная комната.

б) Средства и методы.

Записи сказок. Иллюстрации сказок. Метод беседы, игры.

в) Содержание и объекты наблюдения.

Дать задание ребятам подобрать сказки, в которых персонажами являются птицы. Дать задание подготовить небольшие инсценировки сказок. Занятие

можно провести в виде соревнования 2-х команд, которые отвечают на вопросы учителя.

Примерные вопросы:

1.Какие птицы чаще всего встречаются в сказках? (ворон, журавль, дрозд, сокол, петух)

2.В каких сказках люди разговаривают с птицами? (Пагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями», Андерсен Х.К. «Соловей императора», Погорельский «Черная курица», Андерсен Х.К. «Дюймовочка», Андерсен Х.К. «Снежная королева», Гауф В. «Карлик нос».)

3. Назовите известную сказку Пушкина А.С., в которой один из персонажей птица? («Сказка о золотом петушке»)

4. В какой сказке птица спасает главную героиню? ( Дюймовочка ).

5. Назовите сказки, в которых действующими лицами являются домашние птицы. (Черная курица», «Петушок - золотой гребешок», «Кривая уточка», «Бобовое зернышко», «Зимовье зверей».)

6.Назовите авторов сказок «Серая шейка» (Мамин Сибиряк), «Гадкии утенок» (Андерсен Х.К.) и т.д.

7. Назовите сказки, в которых персонажем является птица дрозд, ворон, журавль, воробей? («Лиса и дрозд», «Солнце, месяц и Ворон Воронович», „Журавль и цапля», «Ворон и воронята», «Сказка про Воробья Воробеича». «Ворон и лисица»)

8. В какой сказке происходит чудесное превращение птицы ? («Гадкии утенок»)

9. В каких сказках встречается образ Жар-птицы? («Иван-царевич и серый волк»)

10. Какой птице удалось обхитрить лису? В какой сказке. ( Лиса и журавль )
Оканчивается занятие просмотром инсценировки сказок, прослушиванием сказки или чтением полюбившейся сказки.

15. Бесшумные охотники (о совах).

а) Место и условия занятия.

Классная комната.

а) Средства и методы.

Фото совы. Таблица, открытки и иллюстрации из книг и журналов с изображением сов. Записи голосов филина, неясытей, сычей и других сов. Занятие проводится методом рассказа и беседы.
б) Содержание и объекты наблюдения.

Почему сов часто называют таинственными птицами? Ночной образ жизни: большие глаза, неяркое, мягкое оперение, бесшумный полет. Хищный образ

жизни: крючкообразный клюв, когтистые лапы, большие сильные крылья. Питание и способы охоты сов. Значение сов для лесного и сельского хозяйства.
Виды сов - филин - самая большая сова, неясыти - серая и длиннохвостая, ушастая сова, болотная, ястребиная, сплюшка, сычи, воробьиный сыч - самая маленькая из наших сов. Охрана и привлечение сов.

16. Игра-викторина «Отгадайте, что за птица?»

а) Место и условия занятия.

Классная комната.
б) Средства и методы.

Картинки с изображениями птиц. Открытки. Перья птиц. Рисунки. Предметы со следами деятельности птиц. Гнезда. Фотографии. Кроссворды. Карточки с вопросами. Лото «Птицы».
Примерные вопросы для викторины:

1.Какие птицы могут гнездиться в норах?

2. У какой птицы самый длинный язык? (Зеленый дятел - 15см)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей и чешуи? (Зимородок)

4.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на ветки, ни на воду, ни на провода? (Стрижи)

5. Какая и птица носит название танца? (Чечетка)

6. Какая птица может нырять на дно и бегать по дну? (Оляпка)

7 Какая птица может двигаться по стволу дерева и вверх, и вниз головой (Поползень)

8.Какую лесную птицу и за что называют лесной кошкой? (Иволгу, своеобразный крик)

9. Крики какой полевой птицы можно передать словами «Спать пора»? (Перепел)

10. Какая птица за сутки съедает столько, сколько весит сама? (Синица)

11. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатка, рябчик, тетерев)

12. У какой птицы гнездо с крышей? (Сорока)

13. Какая маленькая сова особенно «любит» спать и почему? (Сплюшка – кричит «Сплю, сплю»)

14.Какую птицу можно узнать по короткому, но громкому крику: «Витю видел?» (Чечевицу)

15. Каких птиц-рыболовов вы знаете? (Чайки, выпь, цапля, зимородок, орлан-белохвост, скопа)

16. Какая птица не может взлететь с земли? (Стриж)

17. Видят ли совы днем? (Видят)

18. Какая птица выкармливает своих птенцов молоком? (Голубь)

19. Какие конфеты носят «птичьи» названия? («Ласточка», «Буревестник», «Птичье молоко», «Гусиные лапки», «Петушиные гребешки»)

20. Какая птица развивает самую высокую скорость при полёте? (сокол-сапсан)

21. У каких птиц самое острое зрение? (хищники)

22. У кого самый короткий период насиживания яиц? (большой пёстрый дятел -10 дней)

23. Любите ли вы птиц? За что вы их любите?

24. Какой птице принадлежит это перо?

25. Чье это гнездо?

26. Загадочные и шуточные рисунки.

27. Чьи это голоса? (Запись голосов птиц)

Загадки о птицах:

1. Как снег бела, как сажа черна, вертлява, как бес, повертелась и в лес. (Сорока)

2. В синем небе голосок, будто крохотный звонок. (Жаворонок)

3. Зимой на ветке яблоки, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это (Снегири) и т.д.

Дать задание детям выучить 3-4 загадки о птицах.

17. Народные и массовые праздники, обряды и традиции, связанные с птицами. Забота народа о птицах.

а) Мест и условия занятия.

Классная комната, парки, сквер и другие природные территории.
б) Средства и методы.

Иллюстрации из книг, брошюры, наклейки и т.п.

Занятие проводится методом рассказа и беседы, организация экскурсий, праздников.

Содержание и объекты наблюдения.

Рассказать детям о том, что в жизни русского народа существуют праздники, бряды и традиции, связанные с птицами. Рассказать об этих праздниках:

7 и 19 января - рождество и крещение. В это время охотиться на зверей и птиц грех.

25 января - Татьяна Крещенская. На Татьяну проглянет солнышко - к раннему прилёту птиц.

I марта - день птицы овсянки.

9 марта - День обретения главы Иоанна Предтечи. Этот день крестьяне увязывали с поведением птиц.

17 марта - Герасим - Грачевник.

22 марта- сороки. В этот день пекли обрядовое печенье жаворонушки.
7 апреля - Благовещенье. На Руси заведено выпускать птиц на волю.

9 апреля - Матрёна настовица, Полурепница. На Матрены прилетаю чибисы, на хвосте воду приносят.

17 апреля - Иосиф-песнопевец. Начинает звучать голос сверчка, и впервые подает голос журавль.

6 мая - Егорьев День. С ним связывают прилёт ласточек, начинает куковать кукушка.

8 мая - Марк. Прилёт певчих птиц стаями.

15 мая - Соловьиный день.

27 мая - Сидор-Огуречник. На Сидора прилетают стрижи - приносят тепло.

29 июня - Тихон. Птицы затихают.
3 июля - Мефодий - перепелятник.

12 июля - Петров день. Кукушка перестаёт куковать.

29 июля - Афиноген. Птицы замолкают, задумываются.

13 сентября - Журавлиное вече, Куприян. Отлёт журавлей.

21 сентября - Симеон-Столпник, Марфа. Отлёт птиц.

28 сентября - Никита - гусятник. Дикие гуси поднимаются восвояси на зимовье,

1 октября – Арина - журавлиный лет.

12 ноября - Синицын день, Зиновий-Синичник.

11 декабря - День птицы сойки. Забота народа о птицах в старину.

Массовые праздники и мероприятия связанные с птицами: «Птица года» - ежегодно орнитологи выбирают птицу года, которой посвящается весь год (различные биотехнические мероприятия, пропаганда, охрана и т.п.) «Весенние Дни птиц» - первые выходные апреля. Привлечение в зелёные зоны города птиц дуплогнёздников (развешивание синичников и скворечников)

экологические праздники в детских учреждениях.

«Всемирные Дни Наблюдения Птиц»- первые выходные октября. В это время все люди в мире выходят на природу считать птиц, также проводятся фестивали, праздники, конкурсы и т.д.

18. Домашние птицы. Для чего человек их разводит?

а) Место и условия занятия

Птицеферма – идеальный вариант. Классная комната.

б) Средства и методы

Таблицы с изображением домашних птиц. Открытки. Иллюстрации из книг. Занятие проводится методом беседы и рассказа.

Содержание и объекты наблюдения,
Какие птицы называются домашними? Где живут? Чем питаются? Вспомнить об основных домашних птицах: курах, гусях,утках, индюках. Как называются птенцы птиц? Какие звуки издают домашние птицы?

Для чего человек разводит домашних птиц?

Познакомить учащихся с основными, наиболее известными породами домашних птиц, разводимые в данной местности. Описать особенности их внешнего вида. Значение.

19. Друзья или враги? (О наших хищных птицах)
а) Место и условия занятия.

Классная комната.

б) Средства и методы.

Таблицы. Открытки. Иллюстрации. Занятие проводится методом рассказа.

Содержания и объекты наблюдения.

Какие птицы называются хищными?

Внешний вид хищных птиц: крючкообразный клюв, когтистые лапы, сильные крылья. Питаются мясом других животных. Уничтожают грызунов и больных животных. Значение их влесном, сельском и охотничьем хозяйстве. Соколы. Ястребы. Луни. Орлы. Орланы. Канюки. Грифы. Охрана хищных птиц.

20. Самые-самые. Наши колибри и гиганты.

а) Место и условия занятия.

Классная комната.

б) Средства и методы.

Таблицы. Открытки. Иллюстрации. Занятие проводится методом рассказа. Сообщения учащихся.

Содержание и объекты наблюдения.

Рассказать о наших рекордсменах, познакомить учащихся с их внешним видом.
Самые маленькие птицы: крапивник, желтоголовый королек.

Самые большие: орлан-белохвост, дрофа, лебеди.

Самые лучшие летуны: стрижи, сокол-сапсан, чеглок.

Выше всех летают орлы, грифы.

Лучше всех ныряют гагара, чомга.

Больше всех откладывают яиц в гнезде куропатки (более 20).

Самые лучшие певцы в роще - соловьи, в поле - жаворонки, в лесу - дрозды.

Самые лучшие строители: синица-ремез, иволга, ласточки.

Лучше всех бегают дрофа, коростель, перепел.

Самые лучшие лазуны по деревьям: поползень, пищуха.

Самые дружные: чайки, ласточки-береговушки, дрозды, цапли.

Самые яркие птицы: иволга, сизоворонка, зимородок, щурка золотистая, удод, снегирь, щур, клесты.

21. Птицы в произведениях художников-анималистов. Скульптура. Графика. Живопись.

а)Место и условия занятия.

Классная комната.

б)Средства и методы.

Иллюстрации из книг и журналов.

Занятие проводится методом рассказа с элементами беседы,
Содержание и объекты наблюдения.

Дать понятие об анимализме. Рассказать об истории становления и развитии этого жанра. Рассказать о классиках отечественного анимализма В. Ватагине, И Ефимове, А. Комарове. Познакомить ребят с их работами. Рассказть о работе таких признанных мастеров современной анималистическом скульптуры, как А. Балашов, А. Марц, графики - В. Федотов и В. Дувидов. Познакомим, ребят с работами анималистов: Н. Чарушина, А. Цветкова, В. Соколовой, М. Островской, С. Лоика, А. Сотникова, В. Горбатова и др.

Познакомить ребят с развитием творчества художников-прикладников,тработающих с самыми разными материалами.

22. «Грачи прилетели» - составление рассказа по картине А. Саврасова.

а) Место и условия занятия.

Классная комната.

б) Средства и методы.

Репродукция картины А. Саврасова.

Метод проведения занятия - беседа по картине,
Содержание и объекты наблюдения.

Сообщение учителя о художнике. Беседа по содержанию картины. Работа по обогащению словаря. Индивидуальная работа над пересказом: составление плана, пересказ по плану.

Здание детям: понаблюдать за прилетом грачей, началом их гнездования. Занести наблюдения в тетради и календари природы.

23. Занятие по ИЗО: «Лик живой природы».

а) Место и условия занятия.

Кабинет ИЗО. Классная комната. Живой уголок.

б) Средства и методы.

Белая и цветная бумага, ткань, вата, природный и бросовый материал, краски (гуашь, акварель), ножницы, клей, кисти, подрамники. Репродукции картин: Левитана, Саврасова, Шишкина, Поленова, Ватагина и др.

По форме проведения занятие может быть различным: занятие-путешествие, занятие развлечение, занятие-праздник, игра. По используемой изобразительной технике: рисование, аппликация, коллаж, пластилиновая живопись, гратаж,

графика, бумажная пластика и т.д.

Содержание и объекты наблюдения.

1.Рисование на основе наблюдений по представлению и иллюстрирование сказок.
Примерные задания.

а) Рисунки на темы: «Отлет птичьих стай на юг», «Птицы на кормушке», «К встрече птиц», «Соловьиные пения», «Снегири на яблоне».

б) Иллюстрирование сказок «Гус и - лебеди», «Гадкий утенок», «Серая шейка».

2. Рисование с натуры.

а) Выполнение набросков с птиц.

б) Рисование с натуры с передачей пропорций, объемной формы, цвета чучел птиц.

24. Поговорим о голубях.

а) Место и условия занятия.

Классная комната. Голубятня.

б) Средства и методы.

Таблица. Открытки. Иллюстрации с изображением диких и домашних голубей.
Занятие проводится методом беседы и рассказа.

Содержание и объекты наблюдения.

Внешний вид сизого домашнего голубя. Места обитания. Значение. Дикие лесные голуби: вяхирь, клинтух, горлицы. Кольчатая горлица - новый вид наших поселков. Особенности биологии диких голубей. Декоративные домашние
голуби, их разведение и значение.

Дать задание детям: понаблюдать за сизым домашним голубем весной.

25. Мастерили вместе с папой.

Приглашаем на новоселье.

а) Место и условия занятия.

Классная комната. Пришкольный участок, ближнее природное окружение.

б) Средства и методы.

Скворечник, синичник, дуплянка, сделанные детьми вместе с родителями в период весенних каникул по заранее данным учителем размерам.

Занятие проводится методом беседы, рассказа и практического действия - развешивания гнездовий. Для развешивания гнездовий необходимо привлечь 2х-Зх старшеклассников.

Содержание и объекты наблюдения.

Перед развешиванием гнездовий рассказать детям о значении и необходимости такой работы.

Пояснить, что правильное развешивание имеет большое значение. Очень важно правильно определить место для гнездовий и высоту, на которой они должны висеть. Необходимо учитывать направление, Откуда наиболее часто дуют ветры,
чтобы повесить гнездовье летком в противоположную сторону, желательно вешать летком на восток. Птичьи домики нельзя прибивать к деревьям гвоздями, чтобы не губить деревья и иметь возможность снять гнездовья осенью для чистки.
Повесив гнездовье, не беспокойте поселившихся птиц. О том, что происходит внутри птичьего домика, можно понять по поведению птиц.

26. Весенняя экскурсия в природу: «Мы молодой весны гонцы...»

а) Место и условия занятия.

Парк. Сквер. Ближнее природное окружение. Ясный солнечный день

б) Средства и методы.

Открытки. Фотографии. Бинокль. Определители птиц.

Занятие проводится методом беседы, рассказа, наблюдения,
Содержание и объекты наблюдения.

Рассказать о признаках полностью наступившей весны, о первых прилетевших птицах: грачах, скворцах, жаворонках, трясогузках. Обратить внимание на пение ниш: зяблика, зеленушки, овсянок, синиц, дроздов и др. Рассказать о том, что прилет птиц имеет определенную последовательность, и еще далеко не все птицы к нам прилетели с мест зимовки. Последние птицы прилетят во второй половине мая: иволги, славки, камышевки, стрижи, перепела и др. Провесги наблюдение за одной из уже прилетевших птиц.

27. Песни, пляски, игры. Крылатые бойцы и танцоры.

а) Место и условия занятия.

Классная комната. Кабинет биологии.

б) Средства и методы.

Таблицы с изображением птиц в предгнездовой период. Открытки. Иллюстрации из книг и журналов. Кинофрагменты. Записи голосов птиц.

Занятие проводится методом рассказа с элементами беседы.

Содержание и объекты наблюдения.

Весенние изменения в природе. Первые песни. Биологический смысл песен птиц, токовые полеты черного ворона, бекаса. Барабанная дробь дятла. Токование глухаря, тетерева. Весенние танцы журавлей, ухаживания селезней, турниры куликов-турухтанов. Брачные дуэты и полеты сов.

28. «Вы слыхали, как поют дрозды?» (литературно-песенная композиция)
а) Место и условия занятия.

Классная комната.
б)Средства и методы.

Записи песен о птицах. Открытки с изображением птиц. Записи голосом тип, Занятие проводится методом рассказа, беседы и прослушивания записей голосов птиц и песен о птицах,

в) Содержание и объекты наблюдения

Рассказать детям, что образ птицы нашел отражение не только в литературных, но и в музыкальных жанрах. Примерный музыкальный материал для занятия:

«Журавль» - украинская народная песня.

«Не летай, соловей» - русская народная песня.

«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского.

«Скворушка прощается» Т. Потапенко, стихи М.Ивенсон.

«Кукушка» - швейцарская народная песня.

«Скворец на чужбине» Т. Потапенко, стихи Т. Ладонщикова.

«Перепёлочка» - белорусская народная песня.

«Жаворонок» - польская народная песня, перевод А Ефремова.

«Летите, голуби» И. Дунаевский, стихи Матусовского.

«Вы слыхали, как поют дрозды?» В Шаинский, стихи С. Острового.

По выбору учителя прослушайте запись нескольких песен, записи голосов птиц, рассмотрите внешний вид птицы на открытках или иллюстрациях, побеседуйте о содержании песен.

29. Птицы поют на рассвете. Птичьи часы.

а) Место и условия занятия.

Классная комната. Ближнее природное окружение.

б) Средства и методы.

Записи, диски или магнитофонные записи голосов птиц. Открытки. Слайды.

Занятие проводится методом рассказа, беседы с использованием ТСО для прослушивания и просмотра.

Содержание и объекты наблюдения.

Рассказать, что наиболее активно птицы поют весной на рассвете. В пробуждении птиц и начале пения есть определенная последовательность, которую можно использовать, как птичьи часы. Некоторые примеры:

Соловей - запевает во втором часу ночи.

Лесной жаворонок-Юла - около двух часов.

Перепел - в 2-3 часа утра.

Горихвостка - в 2-3 часа.

Около 4-х часов - зяблики, овсянки, пеночки, зеленушка.

Скворец вылетает после 4-х часов.

Воробей вылетает из гнезда около 6 часов утра.

Конечно, время начала пения зависит и от погоды. Порекомендовать детям побывать на природе весной вместе с родителями в ранние утренние часы и

послушать пение птиц.

30. Жизнь великого маэстро (о соловье).

а) Место и условия занятия.

Классная комната. Берег реки, поросший кустарником, парк, заросший сквер, места, где обитают соловьи,

б) Средства и методы.

Иллюстрации. Записи голоса соловья.

Снятие проводится методом беседы и рассказа с прослушиванием записей пения соловья или естественного пения в природе.

Содержание и объекты наблюдения.

Величина и окраска. Места обитания. Распространение. Прилет весной. Начало пения. Особенности пения. Гнездование, питание. Эстетическое значение соловья. Образ соловья в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

31. О чем кричит кукушка?

а) Место и условия занятия.

Классная комната. Опушка леса, старый парк, долина реки, поросшая кустарником и лесом.

б) Средства и методы.

Открытки. Иллюстрации с изображением кукушки. Записи кукования кукушки.

Занятие проводится методом беседы, рассказа с прослушиванием записей голоса кукушки или естественного кукования в природе.

в) Содержание и объекты наблюдения.

Внешний вид кукушки. Ее величина и окраска. Места обитания. Распространение. Прилет весной. Начало нения. Гнездовой паразитизм. Значение. Образ кукушки в устном народном творчестве.

32. Птичьи сутки летом. Как птицы за нас воюют.

а) Место и условия занятия.

Классная комната. Ближнее природное окружение.

б) Средства и методы.

Открытки. Иллюстрации. Кинофрагменты.

Занятие проводится методом беседы и рассказа.

Содержание и объекты наблюдения.

Гнездование птиц. Насиживание. Выведение птенцов. Забота о птенцах. Кормление птенцов. Чем птицы выкармливают птенцов? Сколько раз в день?

Привести примеры. Отсутствие пения птиц летом. Вторая кладка и появление птенцов. Период линьки у птиц. Роль птиц в ограничении численности насекомых вредителей и грызунов в лесах, полях, лугах и садах. Привлечение птиц.

33. Литмонтаж: «Птицы - это лирика земли».

а) Место и условия занятия.

Актовый зал. Классная комната.

б) Средства и методы.

Открытки. Слайды. Кинофрагменты. Записи голосов птиц в природе, иллюстрации картин,

Содержание и объекты наблюдения.

В качестве примера и образца литмонтажа можно использовать литмонтаж

Л.А. Грюковой «Птицы - это лирика земли». Ученые записки. Серия биологическая. Т.2.1. выпуск 6. Ульяновск, 1971. стр. 133-142.

Литмонтаж может быть изменен в виде собственных вариаций учителя с учетом возраста и подготовленности учащихся.

34. Чему верить, что проверить. Задание дли летних наблюдений.

а) Место условия занятия.

Классная комната.

б) Средства и методы.

Карточки для летних наблюдений. Занятие проводится методом беседы.

Содержание и объекты наблюдения.

Подвести итоги фенологических наблюдений за учебный год. Выяснить, где дети будут проводить лето.

Раздать общие и индивидуальные вопросы для летних наблюдений. Некоторые примерные вопросы и задания:

Какие птицы живут в местности, где вы отдыхали летом? Сколько их? Какие птицы гнездятся рядом с человеком? Почему они не боятся людей? Что

приобрели, поселившись рядом с человеком?

Каких яркоокрашенных птиц вы видели летом и где?

Живут ли хищные птицы в вашей местности? Какие? Опишите их.

Какие голуби живут? Чем они кормятся? Где гнездятся?

Сколько раз в течение часа кормят своих птенцов скворцы, грачи, ласточки-береговушки, воробьи. Где они собирают корм?

Понаблюдайте за вылетом птенцов грача, скворца, воробья и за их взаимоотношениями с родителями в первые дни.

Понаблюдайте за домашними птицами.

35. Летняя экскурсия на природу: «Тише, птицы на гнездах!»

а) Место и условия занятия.

Опушка леса. Парк. Долина реки, поросшая кустарником. Ближнее природное окружение.

б) Средства и методы.

Открытки с изображением птиц и их гнезд. Бинокль.

Занятие проводится в виде экскурсии методом рассказа, беседы и наблюдения.

в) Содержание и объекты наблюдения.

Определить, с учащимися основные признаки лета. Гнездование птиц. Правила поведения в природе в летний гнездовой период. Поведение у найденного гнезда. Отношение к слеткам. Рассказать о том, какой вред могут принести в летний период птицам домашние животные; кошки и собаки. Понаблюдайте за птицами у гнезда ласточки-береговушки, трясогузки, дрозда, скворца, большой синицы.

Одежда во время экскурсии должна быть защитною цвета она поможет ближе подойти к птицам. Во время экскурсии старайтесь не шуметь, будьте

внимательны! Никто не должен мешать естественному ходу гнездования птиц.












ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Птицы – Лирика нашей земли»
5 КЛАСС

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теор.занятия

Лабор, практ, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1



Птицу видно по полету. Как птицы
передвигаются? Как ухаживают за
перьями?

1




2



Птицы в округе. Встречи в саду и огороде.

1


1


3



Экскурсия в природу. Азбука
поведения в природе. Заготовка кормов
для зимующих птиц. Сбор природного
материала.

2


2


4



Изготовление кормушек и кормовых

2


1


5



За тридевять земель. (О перелетах птиц).

2




6



Пословицы, поговорки, скороговорки,
поверья и потешки о птицах в русском
фольклоре. Их значение и смысл.

2




7



Занятие по ручному труду: «Наш
соавтор - природа»

2


1


8



Утренник: «У синички именины».

2




9



Пернатые водолазы.

2




10



Зимние гости с Севера.

2




11



Кормление птиц и наблюдение

2


2


12



Экскурсия в природу: «Жизнь птиц зимой.

Мы читаем по следам».

2


2


13



О тех. кто живет в норах.

2




14



Птицы из сказок. (Образ птицы в
сказках народов мира).

2




15



Бесшумные охотники. (О совах).

2




16



Игра-викторина: «Отгадайте, что за птица?»

2



1

17



Народные и массовые праздники,
обряды и традиции, связанные с
птицами. Забота народа о птицах.

2




18



Домашние птицы. Для чего человек их разводит?»

2




19



Друзья или враги? (О наших хищных птицах)

2




20



Самые-самые. Наши колибри и гиганты.

2




21



Птицы в произведениях художников-
анималистов. Скульптура. Графика.
Живопись.

2




22



«Грачи прилетели». Составление рассказа по картине А. Саврасова.


2




23



Занятие по ИЗО «Лик живой природы».

2




24



Поговорим о голубях.

2




25



Мастерили вместе с папой.

2


2


26



Весенняя экскурсия в природу: «Мы молодой весны гонцы…?

2


2


27



Песни, пляски, игры. Крылатые бойцы и танцоры.

2




28



Литературно – песенная композиция : «Вы слыхали как поют дрозды»

2




29



Птицы поют на рассвете. Птичьи часы.

2




30



Жизнь великого маэстро (о соловье)

2


1


31



О чем кричит кукушка?

2


1


32



Птичьи сутки летом. Как птицы за нас воюют.

2


1


33



Литмонтаж: «Птицы - это лирика земли»

2



1

34



Чему верить, что проверить.

2




35



Летняя экскурсия на природу: «Тише, птицы на гнездах!»

2


2






68

48

18

2


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ.

Адольф Т.А. Пути зоолога. - М.: Просвещение, 1965.

Аким Я. Песенка в лесу. - М.: Детская литература. I 987.

Акулов Н., Гребнев Н. Несметное богатство. Казань: Татарское книжное издательство,1982.

Барто А. Птичьи разговоры. - М.: Малыш, 1964

Бианки В. Все самые.

Лесные домишки.

Наши птицы.

Синичкин календарь.

Чей нос лучше.

Бунин И. Детство. - М.: Детская литература, 1983.

Галкин В. Заветная поляна. - М.: Детская литература, 1988

Горький М Воробъишко. - М.: Детская литература, 1984.

Гусев В. Живой уголок. - М.: Лесная промышленность, 1985

Зальтен Ф. Бемби: Повесть-сказка. - СПб.: Северо-Запад, 199

Зверев М. О птицах и зверях нашей Родины. - М.: Учпедгиз, 9

Зверев М. Пернатые друзья. - М.: Просвещение, 1964.

Зотов В. Лесная мозаика. - М.: Просвещение, 1993.

Зуев Д. Времена года. - М.: Московский рабочий, 1956.

Коровин В.И. Край ты мой, родимый край... - М.: Детская литература, 1986.

Леденцов Н. Зоопарк заповедных. - Саратов, 1977.

Леденцов Н. Страна загадок и чудес. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983.

Леденцов Н. Чудесия. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979.

Майков А. Сенокос. - М.: Детская литература, 1985.

Мир птиц. Информационный бюллетень Союза охраны птиц .

Паустовский К. Растрепанный воробей. - М.: Детская литера, 1969.

Песков В.М. Окно в природу. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2

Приметы осени. Стихи, рассказы, сказки.-М.: Детская литература, 1976.

Пришвин М. Зеленый шум. - М.: Правда, 1984.

Пришвин М Избранное. - М.: Правда, 1977.

Пришвин М Кладовая солнца. - Казань: Татарское книжное издательство, 1983.

Сафиева Г. Куропатка в гостях. - М.: Детская литература, 198

Сельский двор: Сборник. - М.: Детская литература, 1984.

Семаго Л. Золотая флейта. - М.: Молодая гвардия, 1990.

Сетон - Томпсон Э. Рассказы о животных. - Т.: Юлдузча, 1986

Сладков Н. Азбука леса. - М.: Детская литература, 1986.

Сладков Н. В лес по загадки. - Л.: Детская литература, 1981

Сладков Н. Иду я по лесу. - М.: Детская литература, 1983.

Сладков Н. Птицы. Орнитология в картинках. - М.: Детская литература, 1984.

Сладков Н. Синичкина кладовая. - М.: Малыш, 1988.

Смертима Т. Гусиное перо: Стихи. - М.: Детская литература, 1990.