Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Решение задач повышенной сложности" 11 класс (элективный курс)»
Филиал МКОУ «Шалинская СОШ №45» - «Сылвинская СОШ» Рабочая программа курса по математике «Практикум решения задач повышенной сложности» 11 класс Составитель: Пряничникова О.Н. учитель математики 1 кв.категория 2017 г.
Пояснительная записка Данная программа предназначена для занятий в 11 классе. Курс систематизирует и обобщает, закрепляет и углубляет знания, умения и навыки обучающихся по математике, необходимые для изучения смежных дисциплин и выбора дальнейшего образовательного пространства. Программа включает в себя не только основные разделы курса 9-11 классов общеобразовательной школы, но и ряд дополнительных вопросов, непосредственно, примыкающих к этому курсу и углубляющим его по основным линиям. В данной программе рассматриваются более широко вопросы решения уравнений и неравенств разных видов, особенно с модулем и параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания.Программа поможет учащимся углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, которые не изучаются в школьном курсе. Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Цель курса:
создание условий для развития математического мышления обучающихся через решение задач повышенной трудности нестандартными методами.
Задачи курса:
систематизировать и закрепить ранее полученные знания;
формировать и развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
познакомить обучающихся с различными методами решения задач повышенной сложности;
прививать навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач.
формирование навыков и интереса к научной и исследовательской деятельности;
формирование навыков применения математических знаний на практике;
обобщение знаний по планиметрии, подготовка учащихся к применению этих знаний для решения задач по стереометрии.
Формы занятий
Решение заданий для самостоятельной работы в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением.
Беседы.
Лекции.
Работа с учебной и справочной литературой.
Доклады.
Выполнение индивидуальных заданий с последующим выступлением на семинаре.
Решение практических задач.
Исследовательские методы.
Ожидаемые результаты
Повышение интереса учащихся к математике и к учёбе вообще.
Усиление способности к логическому мышлению.
Развитие творческого отношения к решению различных задач.
Требования к учащимся: учащийся должен знать/уметь:
уметь решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ профильного уровня;
уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;
уметь составлять алгоритмы решения типичных задач;
уметь решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства нестандартными методами;
знать методы исследования элементарных функций
знать, как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;
знать, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь использовать математические знания в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности.
Содержание курса:
1) Функции и графики (9часов).
Основная цель – расширить и углубить знания и умения, связанные с понятием функции, различными методами исследования функции и построения их графиков.
Задачи:
научить навыками “чтения” и построения графиков функции;
научить методам исследования функции, задаваемой разными способами;
научить применять функциональный метод для решения уравнений и неравенств.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
находить область определения функции, множество значений функции;
исследовать функции на непрерывность, четность, периодичность;
использовать функциональный подход в решении нестандартных уравнений и неравенств.
Содержание:
Переменные, числовые промежутки. Развитие понятия функции, способы задания функции, сложные функции. Исследование функции по графику. Монотонность, непрерывность, четность и нечетность функции. Функции, содержащие модуль, построение графиков функций. Метод интервалов. Преобразование графиков: параллельный перенос, изменение масштаба, сжатие и расширение графика.
2) Производная функции (9 часов)
Основная цель—расширить знания и умения обучающихся в использовании различных методов исследования функции с помощью производной и построения их графиков.
Учащиеся должны знать:
геометрический и механический смысл производной;
правила дифференцирования и формулы дифференцирования;
план исследования функции с помощью производной;
план нахождения точек экстремума, экстремумов функции, наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке и на промежутке.
Учащиеся должны уметь:
вычислять производные функций;
устанавливать связь свойств функции и ее производной;
находить промежутки монотонности функции, критические точки;
строить графики функций с помощью производной;
составлять уравнение касательной к графику функции;
применять производную для нахождения скорости и ускорения;
решать задачи на нахождение оптимального значения величины.
3) Тела вращения. Объемы (8 часов)
Основная цель—углубить знания учащихся о телах вращения и расширить умения применять эти знания для решения практико-ориентированных задач.
Учащиеся должны знать:
способы получения круглых тел;
свойства тел вращения;
формулы вычисления объемов тел вращения.
Учащиеся должны уметь:
строить развертки круглых тел (цилиндр, конус, усеченный конус);
решать задачи на вычисление элементов круглых тел;
решать задачи на нахождение объемов круглых тел.
4) Текстовые задачи (9 часов)
Основная цель - овладение учащимися методами решение задач на сложные проценты, задачи на сплавы, движение, работу.
Учащиеся должны знать:
Алгоритм составления уравнения, неравенства для решения задач;
Приемы решения квадратных, дробно- рациональных уравнений, квадратных неравенств методом интервалов, по знаку старшего коэффициента.
Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия;
анализировать реальные числовые данные, осуществлять практические расчеты, пользоваться оценкой и прикидкой практических результатов;
моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.
Изучение каждой темы заканчивается проверочной работой, которая может быть составлена на основе материалов разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ, открытого банка заданий в Интернете.
Информационные ресурсы:
Алгебра и начала анализа. 10-11кл.Задачник для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордковичи др., М.: Мнемозина, 2005
Алгебра и начала анализа. 10-11кл.: Учеб.- методическое пособие/ М.И. Башмаков и др., М.: Дрофа, 2007
www.matege.ru
www.sdamege.ru
www.alexlarin.ru
Тематическое и поурочное планирование планирование
№ зан. | Тема | Кол-во часов | Примеч. |
| Функции и графики | 9час. | |
1 | Переменные. Зависимость между переменными | 1 | |
2 | Способы задания функции. Сложная функция | 1 | |
3 | Исследование функции по графику. Монотонность функции. Четность функции. | 1 | |
4 | Исследование функции по графику. Непрерывность функции | 1 | |
5 | Решение уравнений и неравенств графическим способом | 1 | |
6 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | |
7 | Преобразование графиков функций. Построение графиков функций. | 1 | |
8 | Построение графиков функций с помощью преобразований. | 1 | |
9 | Зачет по теме: Функции и графики | 1 | |
| Производная функции | 9 час. | |
10 | Производная. Механический и геометрический смысл производной. | 1 | |
11 | Вычисление производных функций. | 1 | |
12 | Производная сложной функции | 1 | |
13 | Вторая производная, ее механический и геометрический смысл | 1 | |
14 | Исследование функций с помощью производной. Построение графиков функций | 1 | |
15 | Исследование функций с помощью производной. Построение графиков функций | 1 | |
16 | Решение задач на нахождение оптимального значения величины с помощью производной | 1 | |
17 | Решение задач на нахождение оптимального значения величины с помощью производной | 1 | |
18 | Зачет по теме: Производная функции | 1 | |
| Тела вращения. Объемы | 8 час. | |
19 | Тело вращения. Развертки тел вращения | 1 | |
20 | Практическая работа: Изготовление модели цилиндра, конуса. | 1 | |
21 | Решение задач на вычисление площадей поверхности тел вращения | 1 | |
22 | Решение задач на вычисление площадей поверхности тел вращения | 1 | |
23 | Решение задач на вычисление объемов тел вращения | 1 | |
24 | Решение задач на комбинацию тел вращения и многогранников | 1 | |
25 | Решение задач на комбинацию тел вращения и многогранников | 1 | |
26 | Зачет по теме: Тела вращения | 1 | |
| Текстовые задачи | 9 час. | |
27 | Задачи на движение в одном направлении. Скорость сближения. Скорость удаления | 1 | |
28 | Задачи на движение в разных направлениях. Скорость сближения. Скорость удаления | 1 | |
29 | Задачи на движение по кругу | 1 | |
30 | Задачи на совместную работу. | 1 | |
31 | Концентрация. Задачи на смеси и сплавы. | 1 | |
32 | Задачи на смеси и сплавы. | 1 | |
33 | Задачи на вычисление сложных процентов | 1 | |
34 | Задачи на вычисление сложных процентов | 1 | |
35 | Зачет по теме: Текстовые задачи | 1 | |
| | 35 час. | |