СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа РОДНОЕ СЛОВО (социально-педагогическая адаптация детей к условиям школьной жизни)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Программа «Родное слово» решает вопросы практической подготовки детей к

обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Она

направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создаётся прочная основа

для успешного изучения русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа РОДНОЕ СЛОВО (социально-педагогическая адаптация детей к условиям школьной жизни)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 35 г. Иваново



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № ____ от ______2013

Председатель МО __________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 35

__________

Приказ №_____от________2013










Рабочая программа

РОДНОЕ СЛОВО

(социально-педагогическая адаптация детей к условиям школьной жизни)

Уровень изучения - общеобразовательный








Составитель программы

Учитель начальных

классов: С.Г. Соболева




















г. Иваново

2013 г.


Пояснительная записка

Программа «Родное слово» решает вопросы практической подготовки детей к

обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Она

направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создаётся прочная основа

для успешного изучения русского языка.

Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.

Работа организована по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к

обучению чтению, подготовка к обучению письму.

Цель:

Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму.

Основные задачи.

Развитие связной устной речи: обучение правильному литературному

произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.

Совершенствование звуковой культуры речи. Закрепление правильного

произношения звуков. Упражнение в дифференциации звуков на слух. Развитие звукового

дыхания. Произношение слов согласно орфоэпическим нормам литературного языка.

Укрепление и развитие артикуляции: обучение детей четкому произношению слов

и фраз; формирование умений менять силу, высоту голоса, обучение правильному

использованию интонационных средств. Развитие у детей внимания и интереса к слову, к

его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказок с опорой на иллюстрации;

понимание смысловых значений слов. Развитие интереса к самостоятельному словесному

творчеству.

Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к

данной ситуации. Формирование правильного понимания переносного значения слов.

Решение задач в области формирования морфологической и синтаксической сторон

детской речи. Умение замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Развитие диалогической и монологической речи. Обучение передаче текста

содержательно, логично и последовательно на основе иллюстраций. Развитие умения

связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать

устно окружающий мир по готовому плану или по аналогии. Выделение из речи

небольших предложений, слов, звуков.

Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с

правильным произношением звуков, выделение звуков из слов типа «ау», «уа», «ум»,

«дом», «сыр», «кот» и т.п. по порядку. Выделение звуков в начале, в конце и в середине

слова; сопоставление слов по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью

обведенных по контуру узоров и рисунков предметов различной конфигурации,

составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с правилами письйа - с

правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради;

работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета

и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и

конструирование предметов из элементов различной конфигурации.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);

Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);

Учебному плану МБОУ СОШ №35 г. Иваново;

Примерных  программ по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения);

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Количество часов всего в год- 48

Количество часов в неделю- 1,5

Количество проверочных работ- 2

В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:

- правильно произносить все звуки;

- выделять из слов звуки;

- отчетливо и ясно произносить слова;

- выделять слова и предложения из речи;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- раскрывать смысл несложных слов;

- давать описания знакомого предмета;

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным

иллюстрациям;

- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

- работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.

- конструировать буквы;

- штриховать  по образцу.

Метапредметные результаты изучения курса 

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в тетрадях на печатной основе;

находить ответы на вопросы на иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Приёмы и методы работы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.

Формыигры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.

Условия реализации рабочей программы

Материально-техническое обеспечение

Организованы АРМ учителя,закуплены тетради.


Методическое и дидактическое обеспечение

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведева Г.А. «Готовим к школе». Методические материалы для организации работы по

подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Иваново, 2008.

2. Безруких М.М. «Ступеньки к школе», М., Дрофа, 2004.

3. Федосова Н.А. программа Преемственность. М. АПКиПРО, 1999.

4. Айзман Р.И., Великанова JI.K., Жарова Г.П. Оценка степени готовности детей к

обучению в школе. Новосибирск, 1987.

5. Ефимова СП. Как подготовить ребенка к школе: советы врача. / Под редакцией

А.Г.Хрицковой. М. Просвещение, 1992.

6. Илюхина В.А. Волшебные линии: книга для педагогов и родителей. М., Дрофа, 2004.

7. Школа для дошколят. Развиваем внимание. М., Ромэн, 2004.

8. Школа для дошколят. Развиваем мышление. М., Ромэн, 2004.

9. Школа для дошколят. Развиваем память. М., Ромэн, 2004.

10. CD программы по дошкольной подготовке, интернет ресурсы.

Виды и формы контроля.

Разработаны 2 теста (на конец 1 и 2 полугодия)



.









№ урока

Тема урока

1

Слово. Слово звучит, слово называет. Давайте познакомимся.

2-3

Слово. Предложение.

4-5

Составляем предложения по картинке (2-3 слова). Схема предложения.

Признаки осени.

6

Составляем предложения о себе и друзьях с опорой на схему. Что такое хорошо,

что такое плохо?

7

Звуки речевые и неречевые. Слово состоит из звуков. «Мы в ответе за тех, кого

приручили».

8

Звуки речевые бывают разные. Гласные звуки (ртооткрыватели). Об играх и

игрушках.

9

Согласные звуки (ртозакрыватели). Мой друг - светофор.

10-11

Выделение звуков из слова (2-4 звука в слове). Учимся сочинять загадки.

12

Слушаем слово, выделяем звуки. Схема слова. Признаки зимы.

13

Слушаем слово, выделяем звуки. Схема слова. Читаем и учим стихи о зиме.

14

Звук [ а ]. Ищем звук [ а ] в слове, называем слово со звуком [ а ]. В гостях у

доктора Айболита.

15

Звук [ о ]. Артикуляция звука [ о ]. Выделение звука из слова. Новогоднее

путешествие.

16

Звук [ у ]. Артикуляция при произношении этого звука. Выделение гласных

звуков из слова. Зимние забавы. Рассказ по картине.

17

Звук [ ы ]. Артикуляция звука [ ы ]. Слова, называющие один и много

предметов. Транспорт. Правила поведения в транспорте.

18

Звук [ и ]. Артикуляция звука. Называем слоьг. со звуком [ и ]. Составляем схему

слова. В гостях у сказки.

19

Звук [ э ]. Артикуляция звука. Называем слова со звуком [ э ]. Составляем схему

слова. В гостях у сказки.

20-21

[ а ], [ о ], [ у ], [ э ], [ ы ], [ и ] - звуки гласные мои. Гласные звуки ударные,

безударные. В гостях у сказки.

22

Слог. В гостях у сказки. Игра - путешествие.

23

Слог.. Игра - путешествие

24

Схема слова. «Чтение» слова по схеме. Птицы - наши друзья.

25

Слог - слияние. О том, как подружились гласные и согласные звуки.

26

Слог - слияние. Профессии.

27

Звуки [ м ], [ м']. Чистоговорки

28

Звуки [ м ], [ м']. Наши мамы

29

Звуки [ н ], [ н']. Игра «Доскажи словечко».

30

Звуки [ н ], [ н']. Весна. Признаки весны.

31

Звуки [ р ], [ р']. Работа над произношением звуков, употребление их в словах.

32

Звуки [ р ], [ р']. Работа над произношением звуков, употребление их в словах.

Растения.

33

Звуки [ л ], [ л']. Работа над произношением.

34

Звуки [ л ], [ л']. Работа над произношением. В гостях у Мойдодыра.

35

Закрепление изученного о звуках. Правила обращения с книгой.

36

Практическая работа по различению гласных и согласных звуков.

37

Звуки звенят, шумят... Насекомые.

38

Повторение и закрепление изученного. Звуки звенят, шумят...

39

Повторение и закрепление изученного.Путешествие Солнечного зайчика.

40-41

Артикуляция согласных звуков, которые произносим мягко, твердо. Город и

деревня.


42-45

Закрепление изученного о звуках.

46

Практическая работа по различению звуков, которые произносим мягко и

твердо.

47-48

Резервные, отводятся на психологические диагностики