МКОУ «Средняя школа №1 р.п. Новая Майна»
Мелекесского района
«Рассмотрена» на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО Нюркина Н.Ю. ___________________________ Протокол № __ от 29 августа 2016 г. | «Согласована» Заместитель директора по учебной работе ________________________________ « » августа 2016 г. | «Утверждена» Директор школы Правдина М.А. ____________________ Приказ № __________ от « » августа 2016 г. |
Рабочая программа
по русскому языку 2 класса (базовый уровень)
2016-2017 учебный год
Программа : «Планета знаний»
Учебник: Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. 201 г
Количество часов: всего170 часов
в неделю 5 часов
Учитель: Гаврилова Ксения Сергеевна
Образование: высшее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год
Примерные программы начального общего образования
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 2 класс. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). М.: АСТ: Астрель, 2012;
Программа курса «Русский язык», авторы: Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.
Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программа (ФГОС НОО и ООО), утвержденная приказом МКОУ «Средняя школа №1 р.п. Новая Майна».
Программа курса «Русский язык» рассчитана на (170 часов ) / 5 часов в неделю, что соответствует ОБУП во 2 классе (1-4).
Учебно- методический комплект для реализации данной рабочей программы для учащихся:
Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., АСТ, Астрель.
Учебно- методический комплект для реализации данной рабочей программы для учителя:
Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., АСТ, Астрель.
Л. Я. Желтовская. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». — М., АСТ, Астрель.
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 класс. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). М.: АСТ: Астрель, 2011
Цели курса:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи курса:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Виды и формы контроля достижений учащихся (знаний, умений, навыков и способов деятельности):
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.
Общая характеристика процесса обучения:
«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.
Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.
Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.
Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.
Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Место учебного курса:
В соответствии с учебным планом МКОУ «Средняя школа №1 р.п.Новая Майна» 170 часов для обязательного изучения русского языка во 2 классе, по 5 часов в неделю.
Планируемый уровень подготовки учащихся к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
осознание русского языка как явления культуры русского народа;
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово как главное средство языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов; излагать содержание исходных текстов в 40-55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст;
подробно пересказывать текст;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 2 класса
- Учащиеся должны знать/понимать:
средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударение, слоги;
название букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов, правила переноса слов с одной строки на другую;
значимые части слова;
основные признаки слова, предложения, текста;
должны уметь:
анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание;
анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность, выделять голосом ударные слоги, сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);
устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов;
применять при записи правила о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн об употреблении разделительного мягкого знака, большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов, о написании слов с непроизносимыми согласными, о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных поверяемых ударением;
интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак - в конце предложения;
определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и речь (вводный раздел) - 7 ч
Роль дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль языка, функции познания, общения). Представление о языке и речи. Слово как главное средство языка и речи.
Русский язык - родной язык русского народа. Наблюдение над выразительными средствами русского языка, устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Устная и письменная речь. Слова вежливости в русском речевом этикете. Высказывания воспоминания о первых летних каникулах.
Повторение изученного о языке в 1 классе - 24 ч
Слово и его строение . Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков . Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи. Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение . Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст . Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
Речевое общение - 28 ч
Реч. Речь как способ общения, как "язык в работе". Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнеров по общению и потребности (мотива): у одного - обращаться с речью, у другого - воспринимать ее.
Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст . Высказывание как продукт речи. Средства и объем высказывания: слово предложение, предложение, текст (продукт письменной речи). Цели, задачи высказываний (речевые задачи): спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо.
Речевой этикет* (Материал разделов под знаком* является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов). Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление.
Коммуникативно - речевые умения. Восприятие (понимание смысла) устных и письменных высказываний (предложений, текстов, состоящих из одной-двух микротем): объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану.
Воспроизведение чужой речи (в основном текстов повествовательного характера небольших по объему): дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ (изложение) по вопросам, по готовому плану).
Создание собственных высказываний (предложений, текстов): ответов на вопросы учителя; предложений на темы летних каникул, зимних забав, любимого времени года; описания четвероногого друга; составление поздравлений и др. Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Умение правильно строить высказывание и грамотно его оформлять (при устном общении с помощью четкого артикулирования звуков, интонации; при письменном - в соответствии с требованиями каллиграфии и орфографическими, пунктуационными правилами).
Чистописание (Занятия по чистописанию во 2 классе целесообразно проводить три раза в неделю по 15 минут, чтобы можно было добиться улучшения качества письма в новой разлиновке при овладении рациональными соединениями букв и новой скоростью написания букв, слов.). Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Язык как средство общения - 100 ч
Язык как средство обозначения явлений реального мира и средство общения*. Слово, предложение - главные средства языка. Связь языка с мышлением (язык как средство выражения мыслей и чувств). Знакомство с языковыми нормами: произносительными, словообразовательными, словоупотребительными, правописными. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа. Из истории происхождения собственных имен (имен, фамилий).
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Конкретное (лексическое) значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова.
Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство с толковым словарем.
Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Слово и его строение. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении.
Орфография. Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи, ши, ча ща, чу щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Представление об орфограмме. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Слово как часть речи (морфология) . Обобщение сведений о частях речи (общее представление).
Имя существительное. Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имен существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол. Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи . Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Синтаксис и пунктуация. Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Изобразительно выразительные средства языка и речи*. Использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики (молодец, нравится, хорошо, не люблю и пр.). Употребление слов в переносном значении, устойчивых выражений, пословиц. Интонационные возможности выразительности. Наблюдение над использованием звукописи, ритма, рифмы, образных слов в художественных текстах.
Повторение (10 ч). Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О "работе" средств языка в речи.
Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь) автобус, адрес, аллея, библиотека, велосипед, вокзал, город, дежурный, деревня, дорога, до свидания, дятел, желание, женщина, здравствуй, золото, иней, календарь, капуста, карандаш, класс, коллекция, конверт, космонавт, космос, лестница, лимон, малина, машина, мебель, месяц, молоко, морковь, народ, облако, овощи, одежда, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пальто, пассажир, пожалуйста, поздравление, посуда, праздник, Родина, ромашка, рюкзак, рябина, сентябрь, синица, снегирь, соловей, спасибо, столица, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, человек, чеснок, чувство, шоссе, энциклопедия, яблоко, ягода, январский, январь.
Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:
№ п\п | Перечень и название раздела, тем курса | Перечень и название тем | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Количество контрольных (практических. лабораторных') работ |
1 | О даре слова | Зачем человеку слово дано | 1 | 1 | |
2 | | Наш родной язык- русский | 1 | 1 | |
3 | | Наш родной язык- русский | 1 | 1 | |
4 | | Язык певучий и богатый | 1 | 1 | |
5 | | Язык певучий и богатый | 1 | 1 | |
6 | | Слово. Предложение. Текст. | 1 | 1 | |
7 | | Входной контрольный диктант | 1 | 1 | 1 |
8 | Слово и его строение | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Звуки речи и буквы | 1 | 1 | |
9 | | Слоги и ударение | 1 | 1 | |
10 | | Алфавит. Школа грамотея | 3 | 3 | |
11 | | Большая буква в словах | 1 | 1 | |
12 | | Перенос слова | 2 | 2 | |
13 | | Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков | 1 | 1 | |
14 | | Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков | 1 | 1 | |
15 | | Обозначение на письме гласных звуков | 1 | 1 | |
16 | | Контрольное списывание №1 | 1 | 1 | 1 |
17 | | Анализ списывания. Работа над ошибками | 1 | 1 | |
18 | | Работа слов в предложении и тексте | 1 | 1 | |
19 | | Слово и предложение | 1 | 1 | |
20 | | Диктант №2 по теме «Слово и предложение» | 1 | 1 | 1 |
21 | | Анализ и работа над ошибками | 1 | 1 | |
22 | | Изложение «ДО СВИДАНИЯ, ЖУРАВЛИ!» | 1 | 1 | 1 |
23 | | Анализ и редактирование изложения | 1 | 1 | |
24 | | Сочинение «Дед Мороз и дети» | 1 | 1 | 1 |
25 | | Анализ сочинения и работа над ошибками | 1 | 1 | |
26 | Слово и его значение | Если хочешь понимать и быть понятым (мотивационный) | 1 | 1 | |
27 | | Конкретные и общие значения слов | 1 | 1 | |
28 | | Какие бывают лексические значения слова | 3 | 3 | |
29 | | Группы слов с общим значением | 2 | 2 | |
30 | | Ежели вы вежливы… Вежливые слова | 1 | 1 | |
31 | | Употребление вежливых слов. Списывание текста | 1 | 1 | |
32 | | Выборочный пересказ текста | 1 | 1 | |
33 | | Сочинение «Облака»и его анализ | 2 | 2 | |
34 | | Резервный урок Инструктаж по проектным работам | 1 | 1 | |
35 | Слово и его значимые части | Корень слова. Однокоренные слова | 3 | 3 | |
36 | | Суффиксы и приставки в слове | 3 | 3 | |
37 | | Окончание слова | 2 | 2 | |
38 | | Анализ слов по составу (морфемный разбор) | 1 | 1 | |
39 | Правописание слов | Орфограммыв корне слова | 2 | 2 | |
40 | | Безударные гласные в корне слова | 5 | 5 | |
41 | | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова | 3 | 3 | |
42 | | Непроизносимые согласные в корне слова | 4 | 4 | |
43 | | Повторение. Проверочная работа. | 2 | 2 | |
44 | | Контрольный Диктант №3 «Проверяемые орфограммы в корне слова» | 1 | 1 | 1 |
45 | | Анализ и работа над ошибками | 1 | 1 | |
46 | | Изложение «Лесная быль» | 1 | 1 | |
47 | | Анализ и редактирование изложения | 1 | 1 | |
48 | | Создание текста поздравления | 1 | 1 | |
49 | | Инструктаж по проектным работам | 1 | 1 | |
50 | | Урок обобщения | 1 | 1 | |
51 | «Жизнь» языка в речи | Слово в предложении | 1 | 1 | |
52 | | Предложение. Члены предложения | 2 | 2 | |
53 | | Текст. Тема текста | 1 | 1 | |
54 | | Важное умение — понимать текст | 3 | 3 | |
55 | | Сообщение о любимой книге | 1 | 1 | |
56 | | Сочинение о зимних забавах, историях | 1 | 1 | |
57 | | Анализ творческих работ | 1 | 1 | |
58 | Правописание слов | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне | 4 | 4 | |
59 | | Слова с двойными согласными | 6 | 6 | |
60 | | Контрольное списывание | 1 | 1 | 1 |
61 | | Повторение | 1 | 1 | |
62 | | Тренинг «Проверяем друг друга» | 1 | 1 | |
63 | | Проверочная работа. Письмо под диктовку | 1 | 1 | |
64 | | Обозначение твёрдых и мягких соласных звуков. Употребление гласных после шипящих и ц. Сочетания чк, чн, щн (повторяем, изучаем) | 6 | 6 | |
65 | | Проверочная работа | 1 | 1 | |
66 | | Разделительный мягкий знак | 3 | 3 | |
67 | | Употребление в словах мягкого знака | 1 | 1 | |
68 | | Самостоятельная работа, тренинг | 1 | 1 | 1 |
69 | | Повторение | 4 | 4 | |
70 | | Контрольный диктант №4 | 1 | 1 | 1 |
71 | | Анализ и работа над ошибками | 1 | 1 | |
72 | | Учимся пересказывать и создавать тексты | 2 | 2 | |
73 | | Инструктаж по проектным работам | 1 | 1 | |
74 | | Повторение по темам: Предложение. Члены предложения Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне | 8 | 8 | |
75 | Части речи и их работа в предложении | Общие значения частей речи | 2 | 2 | |
76 | | Имя существительное | 1 | 1 | |
77 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 3 | 3 | |
78 | | Собственные имена существительные | 3 | 3 | |
79 | | Имя прилагательное | 4 | 4 | |
80 | | Глагол | 2 | 2 | |
81 | | Повторение по теме «Части речи» | 2 | 2 | |
82 | | Изменение частей речи по числам | 2 | 2 | |
83 | | Предлоги. Союзы | 3 | 3 | |
84 | | Работа частей речи в предложении | 2 | 2 | |
85 | | Контрольный Диктант №5 | 1 | 1 | 1 |
86 | | Анализ диктанта | 1 | 1 | |
87 | Язык и речь | Средства языка и речи | 2 | 2 | |
88 | | Предложение. Текст | 2 | 2 | |
89 | | Итоговый контрольный диктант №6 | 1 | 1 | 1 |
90 | | Анализ и работа над ошибками | 1 | 1 | |
91 | | Уроки обобщения по темам года | 3 | 3 | |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические и электронные средства обучения и контроля учащихся
Учебная и справочная литература
Методическое пособие «Система уроков по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О.Б. Калининой . 2 класс» – В.: АСТ: Астрель, 2013.;
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. –М.: АСТ: Астрель, 2012.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. –М.: АСТ: Астрель, 2015
Программа курса «Русский язык» (авторы - Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина). –М.: АСТ: Астрель, 2010
Цифровые образовательные ресурсы
Демонстрационный и раздаточный материал
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)
Методическое пособие «Система уроков по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О.Б. Калининой . 2 класс» – В.: АСТ: Астрель; 2013 г.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. –М.: АСТ: Астрель. 2014
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. –М.: АСТ: Астрель. 2015
Программа курса «Русский язык» (авторы - Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина). –М.: АСТ: Астрель.