МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГУМАНИТАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
__________Л.И.Пшеунова
«____»___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
по техническому профилю
Регистрационный номер_________
«______»______________2015г.
Черкесск 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по техническому профилю
Организация-разработчик:
СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА
Разработчики:
Мартюшова Наталья Владимировна, преподаватель СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА
Одобрена на заседании цикловой комиссии «Литература и языкознание» от_______________2015г. протокол №____
Председатель цикловой комиссии___________________З.Г.Прядкина
Рекомендована методическим советом колледжа
от_____________2015г. протокол №____
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины 3-4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 5-20
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 21-22
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 23-24
Аннотация
Рабочей программы учебной дисциплины
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО. Включает в себя: паспорт учебной программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоение дисциплин); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объём учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации программы дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 293 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 195 часов;
самостоятельной работы и консультаций обучающегося – 98 часов.
Итоговая аттестация в форме экзамена.
Изучение учебной дисциплины должно обеспечить:
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
сформированность представлений о языке как многофункционально развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о норме речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
владение различными приёмами редактирования текстов;
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент, использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-и теоретико-литературного характера;
умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусства (графика и живопись, театр, кино, музыка);
сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины «Русский язык и литература» преподавателя среднепрофессионального колледжа Северо-Кавказской
государственной гуманитарно-технологической академии
Мартюшовой Натальи Владимировны
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» составлена преподавателем Мартюшовой Н.В. и рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Литература и языкознание».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Представленная рабочая программа предусматривает возможность расширить активный словарный запас студентов, привить будущим специалистам навыки работы с книгой.
Рабочая программа предусматривает проведение обязательных контрольных работ, тематика и содержание которых утверждены на заседании цикловой комиссии «Литература и языкознание».
Основные требования к знаниям студентов по литературе, сформулированные в программе, предусматривают усвоение содержания и художественного своеобразия произведений, с также историко-литературные знания, владение теоретико-литературными понятиями, знание текстов, рекомендованных программой, для заучивания наизусть.
Умения, которыми должны овладеть студенты, представлены в программе по двум разделам:
Умение анализировать и оценивать произведение.
Речевые умения.
Изучение русского языка на базовом уровне предполагает обеспечение достаточного уровня языковой подготовки студентов.
Программа состоит из разделов, изучение которых способствует развитию языковой компетентности студентов, формированию у них основных знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитию языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном языке и речи, а также логического мышления, необходимых будущему специалисту.
Программа ориентирована на достижение определённых целей:
- осознание национального своеобразия русского языка;
- овладение культурой межнационального общения;
- усвоение норм речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
В содержании учебной дисциплины приведены номера и наименования тем, соответствующие тематическому плану.
В рабочей программе предусмотрены разнообразные виды контроля, список литературы, а также в ходе изучения дисциплины предполагается использовать как традиционные виды занятия, так и не традиционные: урок-исследование, урок развития творчества, проектный урок.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление о роли русского языка в современном мире, уметь самостоятельно пополнять свои знания (самостоятельная работа с книгой, со справочной литературой, повысить орфографические и пунктуационные навыки, овладеть нормами литературного языка и обогатить свой словарный состав, а также свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения).
Программа обеспечивает формирование базовых понятий для освоения общеобразовательных и специальных дисциплин и может быть рекомендована для преподавания дисциплины «Русский язык и литература» в учреждениях среднего профессионального образования.
Преподаватель цикловой комиссии
«Литература и языкознание»
среднепрофессионального колледжа
Северо-Кавказской государственной
гуманитарно-технологической академии __________________Тхагапсова Ю.А.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Область применения программы.
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах образовательных программ СПО технического профиля.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
сформированность представлений о языке как многофункционально развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о норме речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
владение различными приёмами редактирования текстов;
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент, использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-и теоретико-литературного характера;
умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусства (графика и живопись, театр, кино, музыка);
сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 293 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 195 часов;
самостоятельной работы и консультаций обучающегося – 98 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 293 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 195 |
в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося и консультации (всего) | 98 |
в том числе: - работа с основной и дополнительной литературой, источниками периодической печати, представленных в базах данных и библиотечных фондах образовательного учреждения; - самостоятельное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы; - составление плана текста; графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста; - работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; - подготовка выступлений, сообщений , рефератов, докладов, презентаций, эссе; составление резюме; - подготовка к контрольным работам, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации; - выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, выполнение упражнений по образцу; - составление кроссвордов, моделей-образцов (шаблонов) документов. | |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, рабочее место преподавателя, школьная доска, учебные стенды, демонстрационный материал по дисциплине, плакаты, рефераты.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, телевизор (видеодвойка), принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература:
| Список основной литературы |
1 | Лебедев, Ю.В. Литература 10 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учрежд. В 2-х ч. Ч. 1/ Ю.В.Лебедев.- 13-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 365 с. |
2 | Лебедев, Ю.В. Литература 10 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учрежд. В 2-х ч. Ч. 2/ Ю.В.Лебедев.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010.- 383 с. |
3 | Литература 10 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учрежд. В 2-х ч. Ч.1/ В.И.Коровин.- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2008.- 414 с. |
4 | Литература 10 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учрежд. В 2-х ч. Ч.2/ В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина, Л.А.Капитанова; под ред. В.И.Коровина.- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2008.- 384 с. |
5 | Литература [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова; под ред. Г.А.Обернихиной.- 4-е изд., стер.– М.: Академия, 2008.- 656 с. |
6 | Журавлев, В.П. Русская литература : учебник в 2-х ч.1.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009 .-352 с. |
7 | Журавлев, В.П. Русская литература : учебник в 2-х ч.2.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009 .-310 с. |
8 | Абуталиева, Э.И. Литература [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Абуталиева Э.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2009.—302c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14486.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
9. | Бабайцева, В.В. Русский язык 10-11кл. [Текст]: учебник для общеобраз. учреж./В.В.Бабайцева.- 8-е изд.-М.:Дрофа, 2011.- 447 с. |
10 | Власенков, А.И. Русский язык. 10-11 кл. [Текст]: учебник для общеобраз. учреж./А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.-М.: Просвещение, 2011.- 287 с. |
11 | Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 кл. [Текст]: учебник для общеобраз. учреж./ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 368 с. |
| Список дополнительной литературы |
1 | Русская литература 20 века. 11 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений: в 2-х ч. Ч.1 / В.В. Агеносов. – 6-е изд., стер.- М.: Дрофа, 2001.- 512 с. |
2 | Русская литература 20 века. 11 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений: в 2-х ч. Ч.2 / В.В. Агеносов. – 6-е изд., стер.- М.: Дрофа, 2001.- 512 с. |
3 | Колесов, В.В. История русского языка [Текст]: учебное пособие для студ. филол. фак. высш.учеб.зав. - М.: Академия, 2005.- 672 с. |
4 | Русский язык [Текст]: учебник для сред. проф. учеб. завед./ Н.А.Герасименко и др.; под ред. Н.А.Герасименко.- М.: Академия, 2003.- 496 с. |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных, семинарских и практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, домашних работ, тестовых заданий и т.д.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
-сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; | - пересказ художественного текста; - анализ отдельных глав литературного текста; - домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточки с заданиями); |
- сформированность представлений о языке как многофункционально развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка; | - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - литературные викторины по изучаемому художественному произведению; - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст; |
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о норме речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; | - творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи); - контрольные работы; - тестовые задания; |
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; | - практические работы (анализ художественного текста); - работа по карточкам; |
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; | - творческие работы (сочинение); - рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ; |
- владение различными приёмами редактирования текстов; | - рубежный контроль; - исследовательские работы обучающихся; - контрольные работы; - доклады, рефераты обучающихся; |
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент, использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности; | - чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста; |
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; | - устный опрос обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос); |
- владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста | - письменные творческие работы обучающихся; |
- сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; | - фронтальный опрос обучающихся; - тестовые работы; - контрольные работы; - составление библиографических карточек по творчеству писателя; - подготовка рефератов; - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке; - внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста). |
- владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-и теоретико-литературного характера; | Устный опрос |
- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусства (графика и живопись, театр, кино, музыка); | Устные и письменные упражнения и задания |
- сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. | Устные и письменные упражнения и задания |
Лист
переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО