СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа с тематическим планированием по литературному чтению по программе 2100.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов протокол № _1_ от « __» августа 201_ г. Руководитель МО …. ___________________
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Лапистова О.В.
_________________ | « УТВЕРЖДАЮ» __________________ Директор МОУ «СОШ № 9» Григорьев Д.Ю.
« __ » августа 201_ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
по литературному чтению
автор учебникаР.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
класс 4
Рабочая программа составлена на основе программы
«Школа 2100»Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Дуванова Елена Николаевна
Предмет литературное чтение
Класс 4
Учебный год 2016- 2017
Рабочая программа по литературному чтению
на 2016-2017 учебный год
Предмет: литературное чтение
Класс:4
Учитель: Дуванова Е.Н.
Система обучения: развивающая
Программа: Школа 2100,Литературное чтение. Образовательная система. Примерная основная образовательная программа. Москва БАЛАСС 2011г.
Учебник:литературное чтение Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Москва БАЛАСС 2012г
Учебник по литературному чтению предназначен для работы с учащимися 4класса четырёхлетней начальной школы и является продолжением непрерывного курса. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
Цель учебника – дальнейшее развитие читательских умений, интереса к чтению; интеллектуальное, речевое и эстетическое развитие детей.
Данная рабочая программа рассчитана на 5 недельных часа учебного плана.
Количество часов в неделю по программе 4
Количество часов в неделю по учебному плану 4
Количество часов в год 140
Количество контрольных работ 2
Количество проверочных работ 7
| 1чет По плану\Дано | 2чет По плану\Дано | 3чет По плану\Дано | 4чет По плану\Дано | Год По плану\Дано |
Контрольные работы |
| 1 |
| 1 | 2 |
Проверочные работы |
|
|
|
| 7 |
Районный к. |
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс («В океане света») : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс : Школьный дом, 2012.
3. Бунеева, Е. В. Уроки литературного чтения в4 классе : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, М. А. Яковлева. – М. :Баласс, 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
• освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
• воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
• формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей при взаимодействии с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни1(см. Примечание).
Структура курса
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 4-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3 класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан сегомотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 4 классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связана с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики. При составлении учебника для 3 класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников2(см. Примечание).
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап.Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч в год) или по три часа в неделю (102 ч в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса). На основании примерных программ МинобрнаукиРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы,чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание учебного предмета
Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п., что способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.
Приоритетной целью изучения предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности этих умений зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. В связи с чем особое значение в формировании общих (надпредметных) умений и навыков, способов деятельности, умений воспринимать на слух и понимать художественные произведения, осознанного чтения текстов разных жанров, выбора вида чтения в соответствии с учебной целью; участии в диалоге при обсуждении текста, его пересказе; создании письменных ответов по прочитанному и др. отводится урокам литературного чтения.
Это определило цель обучения – помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа; понять, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение и систематизация знаний о литературе, книгах, писателях;
• овладение способами правильного чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенции личностного саморазвития.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет с геометрической прогрессией, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностная направленность обязательного минимума требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать про себя, что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).
Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомление детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.
Использование как традиционных, так и инновационных методов обучения способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные факты, понимать смысл текста, замысел автора. Например, применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его сверстниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником. Что привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.
Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.
На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.
Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.
Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения. Это проявилось в определении тематики чтения, в выделении специального раздела «Виды речевой деятельности», содержание которого направлено на коммуникативное, литературоведческое, общее интеллектуальное и художественное развитие.
Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатамиизучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений3(см. Примечание).
Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения4
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 классе обучаются дети 8–10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках литературного чтения они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. В мире природы, истории и литературы :сборник загадок / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
2. Внеклассное чтение. 3–4 классы. Учим играя (задания, тесты, игры, викторины) / авт.-сост. И. В. Блинова. – Волгоград : Учитель, 2008.
3. Крылова, О. Н. Литературное чтение. Итоговая аттестация. 4 класс : типовые тестовые задания / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
4. Кузнецова, М. И. Литературное чтение. Зачётные работы. 4 класс / М. И. Кузнецова. – М. : Экзамен, 2011.
5. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В одном счастливом детстве». I полугодие / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2010.
6. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В одном счастливом детстве». II полугодие / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2010.
7. Литературное чтение. 2–4 классы : внеклассные занятия / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2009.
8. Литературное чтение. 1–4 классы : формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
9. Литературное чтение. 3 класс : промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. Н. В. Глинская. – Волгоград : Учитель, 2011.
10.Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. :Ювента, 2008.
11.Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение,1992.
12. Чтение. 1–4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15
2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www. school2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www. km.ru/ed
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
3. Наглядные пособия.
1. Репродукции картин русских художников.
2. Таблицы «Портреты писателей».
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).
3. Звуки природы (CD).
4. Шедевры русской живописи (CD).
5. Технические средства обучения.
Телевизор, магнитофон, аудиоцентр, мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления таблиц, карт; штатив для карт и таблиц; укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.); шкаф для хранения таблиц.
Календарно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Контрольные работы, Р\К,…. | Дата по плану | Дата фактическая | Количество часов
| Планируемые результаты
|
Деятельность учащихся | Страницы учебника и раб.тетради. | |||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||||
| Прощание с летом. |
|
|
| 9 | Знать: основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; Овладеть навыком выразительного чтения; Уметь: определять основное содержание изучаемого произведения, его главную мысль; овладеть нормами литературного произношения читаемого текста ; | Познавательные: Общеучебные: – использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения; Логические: – делать выводы на основе обобщения знаний; Осуществлять анализ и синтез. Регулятивные: – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – осознавать уровень и качество выполнения; Коммуникативные: – строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; – уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать Личностные: -умение осознавать и определять свои эмоции; -этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения;
|
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Характеризовать особенности прослушанного произведения, определять жанр, передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, и чужие высказывания. |
| ||
1 | Введение в курс. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником |
|
|
|
1 |
С.3-5 | |||||
2 |
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий |
|
|
|
1 | С.8-9 | |||||
3 | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника» |
|
|
| 1 |
| С.10-11 | ||||
4 | Е. Велтистов «Приключения Электроника» |
|
|
| 1 |
| С.12-14 | ||||
5 | Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести |
|
|
| 1 |
|
| С.15-18 | |||
6 | Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.19-21 | ||
7 | Обобщающий урок по разделу «Любимые книги». Проверочная работа № 1 (20 минут) | ПР |
|
| 1 |
|
|
|
| ||
8 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках Р. к. Писатели Ставрополья о детях. | Рк |
|
| 1 |
|
|
|
| ||
9 | Что такое детская литература ?Сочинение о любимом писателе. | Р.р. |
|
| 1 |
|
|
|
| ||
| У истоков русской детской литературы. |
|
|
| 20 | Знать основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; Овладеть навыком выразительного чтения; Уметь определять основное содержание изучаемого произведения, его главную мысль; овладеть нормами литературного произношения читаемого текста ; | Познавательные:
Общеучебные: – находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делать выводы на основе обобщения знаний; Логические: -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения.
Регулятивные: – сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека; – обращается к способу действия, оценивая свои возможности.
Коммуникативные: – строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; – уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
Личностные: - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; -чувство прекрасного умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
| Читать вслух осознанно, правильно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи; Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. |
| ||
10 | Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» |
|
|
| 1 | С.24 | |||||
11 | «Повесть временных лет». Расселение славян |
|
|
| 1 |
| С.25-26 | ||||
12 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки |
|
|
| 1 |
|
| С.27-30 | |||
13 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого |
|
|
| 1 |
|
| С.30-33 | |||
14 | «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» |
|
|
| 1 |
|
| С.34-39 | |||
15 | Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия |
|
|
| 1 |
|
| С.40-46 | |||
16 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… |
|
|
| 1 |
|
| С.49-54 | |||
17 | Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». |
|
|
| 1 |
|
| С.55-60 | |||
18 | Проверочная работа по разделу «У истоков русской детской литературы». | П.р. |
|
| 1 |
|
| С.61-64 | |||
19 | Внеклассное чтение. Книги о книгах |
|
|
| 1 |
|
|
| С.65-67 | ||
20 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых |
|
|
| 1 |
|
|
|
| ||
21 | С Аксаков «Детские годы Багрова-внука». |
|
|
| 1 |
|
|
| С.69-70 | ||
22 | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.71-73 | ||
23 | Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.74-75 | ||
24 | Р. р. Сочинение в виде нравоучительной статьи. | Р. р. |
|
| 1 |
|
|
| С.76-77 | ||
25 | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.78-81 | ||
26 | Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков.
|
|
|
| 1 |
|
|
| С.82-85 | ||
27 | Проверочная работа № 3 по разделу «У истоков русской детской литературы. | П.р. |
|
| 1 |
|
|
| Р/Т | ||
28 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) Р.к. Писатели Ставрополья о себе. | Р.к. |
|
| 1 |
|
|
| Р/Т | ||
29 | Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» (40 минут) | Р. р. |
|
|
|
|
|
|
| ||
| Детская литература XIX века Путешествие продолжается. |
|
|
| 45 | Знать: Жанр произведения, над которым идёт работа Уметь: овладеть нормами литературного произношения читаемого текста, выразительно читать наизусть небольшое стихотворение, определять названия произведений, их авторов ;
| Личностные: - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; -чувство прекрасного-умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Познавательные: Общеучебные: – уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала; – понимать цель чтения и осмысливать
прочитанное; Логические: -устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждении; -производить анализ и синтез;
Регулятивные: – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; препятствия.
Коммуникативные: – строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
| Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную; Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; Выбирать заголовок произведения из предложенных; |
| ||
30 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» |
|
|
| 1 | С.88, 107 | |||||
31 | И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни |
|
|
| 1 | С.89-91 | |||||
32 | Обобщение. Басни И. А. Крылова |
|
|
| 1 |
|
| С.106-107 | |||
33 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» |
|
|
| 1 |
|
| С.92-94 | |||
34 | А. Погорельский «Черная курица» Нелёгкий путь в подземное царство. |
|
|
| 1 |
|
| С.94-98 | |||
35 | А. Погорельский «Черная курица» Встреча с подземными жителями. |
|
|
| 1 |
|
| С.99-100 | |||
36 | А. Погорельский «Черная курица» Главный герой сказки. |
|
|
| 1 |
|
| С.101 | |||
37 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? |
|
|
| 1 |
|
| С.102-105 | |||
38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Знакомство с героями сказки.(1-3ч) |
|
|
| 1 |
|
|
|
| ||
39 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Сказочное и реальное в тексте.(4-6ч) |
|
|
| 1 | Знать: Жанр произведения, над которым идёт работа овладеть навыком выразительного чтения по ролям, научится определять название, основное содержание изучаемых произведений, их авторов, делить текст на смысловые части. ; Уметь ориентироваться в тексте; научится определять основное содержание изучаемых произведений, их авторов, находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию . | Личностные: -Любовь и уважение к отечеству, его языку, истории, культуре; -понимание ценности семьи, чувства уважения. Благодарности, ответственности по отношению к своим близким; Познавательные: Общеучебные: – находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делать выводы на основе обобщения знаний; Логические: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждении; -производить анализ и синтез; Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждении; -производить анализ и синтез; – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; Коммуникативные: – строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; – уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
| Находить в тексте материал для характеристики героя; Пересказывать текст подробно и выборочно; Характеризовать книгу, выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге; |
| ||
40 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Первое чудо и вторая встреча с отцом.(7-9ч) |
|
|
| 1 | С.111-116 | |||||
41 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Царь Салтан и князь Гвидон.(10-15ч) |
|
|
| 1 |
| С.118-124 | ||||
42 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» В чём главный смысл сказки? Финал. |
|
|
| 1 |
| С.128 | ||||
43 | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Р.к. Сказки писателей Ставрополья. | Р.к. |
|
| 1 |
|
| С..128-131 | |||
44 | В. А. Жуковский «Спящая царевна» |
|
|
| 1 |
|
| С.132-139 | |||
45 | Обобщение по разделу «Путешествие 5». |
|
|
| 1 |
|
|
С.147-151 | |||
46 | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) |
|
|
| 1 |
|
| С.152-159 | |||
47 | Развитие речи. Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | Р.р. |
|
| 1 |
|
|
| С.159-167 | ||
48 | А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») |
|
|
| 1 |
|
|
| С.168-172 | ||
49 | Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» Проверочная работа. | П.р. |
|
| 1 |
|
|
| С.172-173 | ||
50 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века) |
|
|
| 1 |
|
|
|
| ||
51 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. |
|
|
|
1 | Уметь ориентироваться в тексте; научится определять основное содержание изучаемых произведений, их авторов, находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию . Знать: Жанр произведения, над которым идёт работа; | Личностные: -Любовь и уважение к отечеству, его языку, истории, культуре; -понимание ценности семьи, чувства уважения. Благодарности, ответственности по отношению к своим близким; Познавательные: Общеучебные:– находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делать выводы на основе обобщения знаний; Логические: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждении; -производить анализ и синтез;
Регулятивные: – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
| Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста, соответствующие языковые средства; Создавать письменный текст, писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. |
| ||
52 | . С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» Картины природы. |
|
|
| 1 | С.176 | |||||
53 | Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева |
|
|
| 1 |
|
| С.177-178 | |||
54 | Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе |
|
|
| 1 |
|
| С.179-181 | |||
55 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Картины русской природы в стихотворении. |
|
|
| 1 |
|
| С.182-184 | |||
56 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Дедушка Мазай – добрый охотник. |
|
|
| 1 |
|
| С.185-188 | |||
57 | Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. |
|
|
| 1 |
|
| С.189 | |||
58 | Л. Н. Толстой «Два брата», |
|
|
| 1 |
|
|
|
| ||
59 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» «Как ходят деревья» |
|
|
| 1 |
|
|
|
| ||
60 | Практикум Учусь читать художественную прозу. Р.к. художественная проза писателей Ставрополья. | Р.к. |
|
| 1 | Знать : основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; Овладеть навыком выразительного чтения; Уметь: определять основное содержание изучаемого произведения, его главную мысль; овладеть нормами литературного произношения читаемого текста ; | Коммуникативные: – проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; – стараться соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
Личностные: -Любовь и уважение к отечеству, его языку, истории, культуре; -понимание ценности семьи, чувства уважения. Благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
Познавательные:
Общеучебные: – понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; – извлекать информацию, представленную в разных формах;
Логические: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждении; -производить анализ и синтез;
Регулятивные: – обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; – обладать способностью к волевому усилию и уметь преодолевать препятствия. | Находить в тексте материал для характеристики героя; Пересказывать текст подробно и выборочно; Характеризовать книгу, выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге; Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста, соответствующие языковые средства; Создавать письменный текст, писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. |
| ||
61 | Учебная книга К.Д.Ушинского»Детский мир и хрестоматия». |
|
|
| 1 |
| С.192-194 | ||||
62 | К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» |
|
|
| 1 | С.195-198 | |||||
63 | Р.р. Сочинение в форме путевого очерка. | Р.р. |
|
| 1 |
|
| С.199-200 | |||
64 | К. Д. Ушинский «Наше Отечество» |
|
|
| 1 |
|
| С.201-204 | |||
65 | Р.р.Сочинение-подра-жание Ушинскому К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». | Р.р. |
|
| 1 |
|
|
С.3-6 | |||
66 | А. И. Куприн «Слон» Непонятная болезнь (1-3ч) |
|
|
| 1 |
|
| С.6-13
| |||
67 | А. И. Куприн «Слон» Можно ли выполнить желание Нади? (4-5ч) |
|
|
| 1 |
|
|
| С.14-18 | ||
68 | А. И. Куприн «Слон» Я уже совсем здорова! (6ч) |
|
|
| 1 |
|
|
| С.19-23 | ||
69 | Обобщение по разделу «Детская литература XIX века» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.24-26 | ||
70 | Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 мин) | П.р. |
|
| 1 |
|
|
| С.27-29 | ||
71 | Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей |
|
|
| 1 |
|
|
| С.30-32 | ||
72 | Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей Р.к. Произведения писателей Ставрополья о животных. | Р.к. |
|
| 1 |
|
|
| С.33-36 | ||
73 | Контрольная работа за 1 полугодие. | К.р. |
|
| 1 |
|
|
| С.37-42 | ||
74 | Работа по развитию навыков чтения. |
|
|
|
1 |
|
|
| С.43-47 | ||
| Раздел 4. Детская литература XX века |
|
|
|
| Знать : основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; Овладеть навыком выразительного чтения; Уметь; ориентироваться в тексте; научится определять основное содержание изучаемых произведений, их авторов, находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию, видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения.
|
Коммуникативные: – проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; – стараться соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
Личностные: -Любовь и уважение к отечеству, его языку, истории, культуре; -понимание ценности семьи, чувства уважения. Благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
Познавательные:
Общеучебные: -вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. – понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; – извлекать информацию, представленную в разных формах;
Логические: -устанавливать причинно –следственные связи, осуществлять анализ и синтез.
Регулятивные: – обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; – обладать способностью к волевому усилию и уметь преодолевать препятствия. – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
| Находить в тексте материал для характеристики героя; Пересказывать текст подробно и выборочно; Характеризовать книгу, выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге; Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста, соответствующие языковые средства; Создавать письменный текст, писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. |
| ||
75 | Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской |
|
|
| 1 | С.52-53 | |||||
76 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) |
|
|
| 1 |
| С.54-55 | ||||
77 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11) |
|
|
| 1 |
|
| С.56 | |||
78 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение) |
|
|
| 1 |
|
| С.57 | |||
79 | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков |
|
|
| 1 |
|
| С.58-62 | |||
80 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год |
|
|
| 1 |
|
| С.63 | |||
81 | Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.64-65 | ||
82 | К. Чуковский . Телефон |
|
|
| 1 |
|
|
| С.66-68 | ||
83 | Обэриуты. Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» |
|
|
| 1 |
|
|
|
С.69-73 | ||
84 | Стихи Ю. Владимирова и А.Введенского. |
|
|
| 1 |
|
|
| Р.т. | ||
85 | Внеклассное чтение. Современные чудаки. |
|
|
| 1 |
|
|
| Р.т. | ||
86 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака» |
|
|
| 1 |
|
|
|
| ||
87 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. Р.к. Периодическая детская краевая печать. | Р.к. |
|
|
|
Знать : основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; -владеть навыком выразительного чтения; -понимать и анализировать содержание литературного произведения, Уметь:определять главную мысль произведения, название, основное содержание изучаемых произведений, их авторов, выбирать слова из текста для подтверждения своих мыслей.
| Регулятивные: – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
Коммуникативные: – проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд Познавательные: Логические; – использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения; Общеучебные: – находить в справочниках, словарях исковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
Личностные: -наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
| Инсценировать текст, иллюстрировать текст, сочинять сказки, рассказы, стихотворения. Находить в тексте материал для характеристики героя; Пересказывать текст подробно и выборочно; Характеризовать книгу, выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге; |
| ||
88 | Е. Шварц «Два брата» Живой мир и мир вечного покоя(.1-4ч) |
|
|
| 1 | С.76, 89. | |||||
89 | Е. Шварц «Два брата» Спасение Младшего – победа живого мира.(5-8ч) |
|
|
| 1 | С.77, 79 | |||||
90 | Е. Шварц «Два брата» Мудрость сказки Обобщение. |
|
|
|
1 |
| С.80-81 | ||||
91 | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему» |
|
|
| 1 |
|
| С.82-83 | |||
92 | А. Н. Толстой «Фофка» |
|
|
| 1 |
|
| С.84-86 | |||
93 | А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот» |
|
|
| 1 |
|
| С.90-93 | |||
94 | М. Пришвин «Изобретатель» |
|
|
| 1 |
|
| С.94-97 | |||
95 | С. Я. Маршак «Сила жизни» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.990101 | ||
96 | С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор |
|
|
| 1 |
|
|
| Р.т | ||
97 | Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10) (20 мин) | П.р. |
|
| 1 | Знать : основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; -владеть навыком выразительного чтения;
Уметь: овладеть нормами литературного произношения читаемого текста, научится определять главную мысль произведения, названия, основное содержание изучаемых произведений, выразительно читать наизусть небольшое стихотворение.
| Познавательные:
Логические: – использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения; Общеучебные: – находить в справочниках, словарях исковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
Регулятивные: – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
Коммуникативные: – проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд Личностные: -наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других. | Находить в тексте материал для характеристики героя; Пересказывать текст подробно и выборочно; Характеризовать книгу, выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге; |
| ||
98 | Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах) Р.к. Иллюстраторы Ставрополья. | Р.к. |
|
| 1 | С.104-105 | |||||
99 | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий |
|
|
| 1 |
| С.106-108 | ||||
100 | В.Маяковский и А.Барто. |
|
|
| 1 |
| С.109-111 | ||||
101 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»(2ч) |
|
|
| 1 |
|
| С.112-113 | |||
102 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» (3,4ч) |
|
|
| 1 |
|
| С.114-115 | |||
103 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» (обобщение) |
|
|
| 1 |
|
| С.116-119 | |||
104 | Практикум Учусь работать с научно- популярным текстом.(В.Галанов «Как найти город трёх толстяков?) Р.к. Научно – популярные произведения края. | Р.к. |
|
| 1 |
|
| С.120-124 | |||
101 | Хорошо, когда рядом – папа! С. Маршак. «Хороший день» |
|
|
| 1 |
|
| С.128-131 | |||
105 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.125-126 | ||
103 | В. Драгунский. «Тайное становится явным» |
|
|
| 1 |
|
|
| С.127 | ||
106 | А. Гайдар. «Тимур и его команда» (1-2ч) |
|
|
| 1 |
|
|
| Р.т. | ||
107 | А. Гайдар. «Тимур и его команда»(3-4ч) |
|
|
| 1 |
|
|
|
| ||
108 | А. Гайдар. «Тимур и его команда» (обобщение) |
|
|
| 1 | Знать : основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; -владеть навыком выразительного чтения; -понимать и анализировать содержание литературного произведения, Уметь:определять главную мысль произведения, название, основное содержание изучаемых произведений, их авторов, выбирать слова из текста для подтверждения своих мыслей.
|
Личностные: -наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других.
Регулятивные: – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
Коммуникативные: – строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; – стараться соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делать выводы на основе обобщения знаний; – уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала; – понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.
Логические: – использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения; -устанавливать причинно –следственные связи, осуществлять анализ и синтез.
Познавательные:
Логические: – использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения; Общеучебные: – находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делать выводы на основе обобщения знаний;
| Вести диалог с автором по ходу чтения текста; Видеть прямые и скрытые авторские вопросы; Прогнозировать ответы, проверять себя по тексту; Составлять план текста ,выделять ключевые слова текста; Формулировать главную мысль . Находить в тексте материал для характеристики героя; Пересказывать текст подробно и выборочно; Характеризовать книгу, выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге; |
| ||
109 | Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» |
|
|
| 1 | С.134, 151-154 | |||||
110 | В. Драгунский «Что любит Мишка?» |
|
|
| 1 | С.135-140 | |||||
111 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника |
|
|
| 1 | С.140-142 | |||||
112 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника Р.к. юмористические рассказы писателей Ставрополья. | Р.к. |
|
| 1 |
| С.143-145 | ||||
113 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? |
|
|
| 1 |
|
| С.145-148 | |||
114 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой) Р.к.Весёлые стихи поэтов края. | Р.к. |
|
| 1 |
|
| С.148-150 | |||
115 | Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Бла-гининой, Б. Заходера, Ю. Коринца |
|
|
| 1 |
|
| С.155-158 | |||
116 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира |
|
|
| 1 |
|
| С.159-161 | |||
117 | Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского |
|
|
| 1 |
|
| Р.т. | |||
118 | Стихи С. Чёрного, В. Долиной |
|
|
| 1 | Знать : основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; Овладеть навыком выразительного чтения; Уметь; ориентироваться в тексте; научится определять основное содержание изучаемых произведений, их авторов, находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию, видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения.
| Прогнозировать ответы, проверять себя по тексту; Составлять план текста ,выделять ключевые слова текста; Формулировать главную мысль . Находить в тексте материал для характеристики героя; Пересказывать текст подробно и выборочно; Характеризовать книгу, выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге; |
| |||
119 | Миниатюры Г. Цыферова |
|
|
| 1 | С.164-168 | |||||
120 | Р.р. Создание собственных миниатюр. | Р.р. |
|
| 1 |
| С.169-170 | ||||
121 | Стихи Н. Матвеевой |
|
|
| 1 |
|
|
| С.171-172 | ||
122 | Внеклассное чтение. Любимые стихи Р.к.Стихи поэтов Ставрополья о природе. | Р.к. |
|
| 1 |
|
|
| С.173-175 | ||
123 | Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотво-рению Н. Матвеевой «Лето» (40 минут) |
|
|
| 1 |
|
|
| С.178 | ||
124 | Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» (20 минут) | П.р. |
|
| 1 |
|
|
| С.179 | ||
125 | Р.к.Миниатюры писателей Ставрополья. |
|
|
| 1 |
|
|
| С.180 | ||
126 | С. Козлов «Снежный цветок» (1-2ч) |
|
|
| 1 |
|
|
| С.181 | ||
127 | С. Козлов «Снежный цветок» (3-5ч) |
|
|
| 1 |
|
|
| С.182-183 | ||
128 | С. Козлов «Снежный цветок» (6-8ч) |
|
|
| 1 |
|
|
| С.184-185 | ||
129 | Путешествие 16.Современные детские писатели(К.Драгунский «Крайний случай». |
|
|
| 1 |
|
|
| С.185 | ||
130 | Творческая миниатюра Ксении Драгунской «Ерунда на постном масле». |
|
|
| 1 |
|
|
| С.186 | ||
131 | Интервью с тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина) |
|
|
| 1 | Знать: основное содержание изучаемого произведения, определять их автора; Овладеть навыком выразительного чтения; Уметь: -определять основное содержание изучаемого произведения, его главную мысль; -овладеть нормами литературного произношения читаемого текста ; |
Личностные: -наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других. Регулятивные: – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
Познавательные: Логические: – использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения; -устанавливать причинно –следственные связи, осуществлять анализ и синтез.
Общеучебные: – находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные: – строить монологическое высказывание, участвовать в у чебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; – уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
Регулятивные: – выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
| Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Характеризовать особенности прослушанного произведения, определять жанр; передавать последовательность развития сюжета; описывать героев; Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания; Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать использовать паузы, нужный темп и тон речи; Создавать письменный текст, писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.
|
| ||
132 | Обобщение по разделу «Современные детские писатели». Р.к.Детские писатели края. | Р.к. |
|
| 1 | С.186 | |||||
133 | Берём интервью у детскихписателей. |
|
|
| 1 |
| С.187-189 | ||||
134 | Эпилог Писвмо авторов учебника к читателям. |
|
|
|
|
| С.190-192 | ||||
135 | Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать |
|
|
| 1 |
| С.193-195 | ||||
136 | Путешествие по «океану света» |
|
|
| 1 |
|
| С.196-197 | |||
137 | Контрольная работа за год. |
|
|
| 1 |
|
| С.198 | |||
138 | Итоговый контроль техники чтения. |
|
|
| 1 |
|
| С.199-201 | |||
139 | Заключительный урок внеклассного чтения. Р.к. Стихи поэтов Ставрополья о Родине. | Р.к. |
|
| 1 |
|
| С.203-204 | |||
140 | Резервный урок. |
|
|
| 1 |
|
| С.205 |