1.Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первоклассника» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, т.к составлена на основе комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» - «Детский сад 2100» (А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, М.В.Корепанова, Т.Р.Кислова, С.А.Козлова, О.А.Куревина, И.В.Маслова, О.А.Степанова, О.В.Чиндилова).
Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но была сформулирована как проблема несколько десятилетий назад. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание учёных и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, мы выделили наиболее приемлемые для развития нашей Школы основополагающие идеи:
создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции (интеграцию мы понимаем как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в целостную систему);
формирование психологической готовности к школе.
Учитывая современные требования программ начального обучения, становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причём проводимой именно учителями начальной школы, школьными психологами. Все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом определённые уже школьные, но ещё детские отношения.
Цель программы: создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям и разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательной организации.
Задачи:
выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
снятие психологического стресса перед школой;
развитие личности ребенка;
развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;
развитие знаний, навыков, умений, привычек, способностей, интересов у детей посещающих и не посещающих дошкольное учреждение;
формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;
сохранение и укрепление здоровья ребенка к последующему обучению.
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа обучения и развития дошкольников построена на основе следующих принципов:
Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития.
Опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.
Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
Развитие эрудиции, индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Детям, обучающимся в Школе, предлагаются комбинированные занятия, включающие упражнения и задания по развитию речи, обучению грамоте, математике, окружающему миру.
Занятия предполагают работу по следующим направлениям:
развитие внимания и памяти;
развитие умственных способностей;
развитие волевой готовности ребёнка;
развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев (формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа);
развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи (умение слышать звуки, оперировать ими, кодировать звуки, знакомить с понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «текст», различать гласные и согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости, правильно ставить ударение в знакомых словах);
овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счёт прямой и обратный, порядковый и количественный, работа с множествами предметов и геометрическими фигурами, пространственная ориентировка и ориентировка во времени, знакомство с арифметическими действиями: сложение и вычитание);
развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и друг друга, действовать совместно с другими);
презентация школьных предметов;
общение с психологом.
3.Описание места учебного предмета
Программа рассчитана на 1 год изучения (26 часов).
Школа будущего первоклассника работает по следующему режиму: 1 учебное занятие в неделю, в период с октября по апрель. Продолжительность занятий составляет 35 минут с двумя-тремя физминутками.
Организация образовательного процесса в Школе регламентируется расписанием занятий, утвержденным директором МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа».
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения в «Школе будущего первоклассника» является закладка системы ценностей, которая будет формироваться далее уже при обучении в школе.
Ценность добра – направленность дошкольника на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы – любовь к природе окружающего мира, основывается на общечеловеческой ценности жизни, означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Принятие этой ценности способствует осознанию ребёнком себя как части природы и окружающего мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии–основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность человечества - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества Труд–естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка;проживающего на территории Республики Коми, России.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости дошкольника, выражающееся в любви к малой и большой родине и народам её населяющим.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения дошкольниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке других участников группы и педагога)
- высказывать своё отношение к героям литературных произведений, к их поступкам;
- формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;
- положительное отношение к школьному обучению;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результами изучения курса подготовки к школе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебного пособия;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- осуществление контроля своей деятельности по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты ( числа, геометрические фигуры, предметные рисунки);
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение слушать собеседника; задавать вопросы, понимать речь других;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения программы обучения и развития дошкольников является формирование следующих умений:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
— отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
— задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
— рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
— конструировать словосочетания и предложения;
— определять количество слов в предложении;
— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
— выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
— делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
— различать звуки и буквы;
— узнавать и различать буквы русского алфавита;
— правильно держать ручку и карандаш;
— аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
— продолжать заданную закономерность;
— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
— вести счет предметов в пределах 10;
— соотносить число предметов и цифру;
— сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
— составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
— классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
— устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
— распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
— обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
— ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
6.Содержание учебного предмета
Детям, обучающимся в Школе, предлагаются комбинированные занятия, включающие упражнения и задания по:
развитию речи,
обучению грамоте,
математике,
окружающему миру
Раздел «Обучение грамоте» и «Развитие речи».
Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников.
-понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условные обозначения;
-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие согласные, звонкие - глухие;
-различать в слове гласные и согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
-понятие «слог», слоговой анализ слов;
Ведется подготовка к обучению письму. Используется графическая подготовка: работа по развитию мелкой моторики руки и пальцев (штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, раскрашивание, рисование). Дети знакомятся с правилами письма, посадкой при письме, с положением тетради, карандаша (ручки) при работе в тетради, выполняют штриховку в различных направлениях и задания на клетчатой бумаге, упражнение в ориентировке на плоскости листа.
В течение всего курса обучения проводится целенаправленная работа по развитию устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, ударение. Знакомство с понятием «Слово», «предложение», «текст». Обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи; - употребление новых слов в собственной речи.
Проводится работа по развитию связной устной речи:
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
-обучение составлению предложений, распространению предложений;
- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву.
Раздел «Математика»
Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком.
Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей.
Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство совокупностей.
Соединение совокупности в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание).
Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа и операции над ними. Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.
Пространственно временные представления.
Уточнение отношений: на – над - под, слева - справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой
формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Развитие представлений о геометрических понятиях: точка, прямая, ломаная линия, кривая линия.
Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.
Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.
Раздел «Окружающий мир»
Направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес дошкольника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе.
Ведётся работа со следующими основными понятиями:
- Школьные принадлежности, правила поведения в школе.
- Домашние и дикие животные.
- Деревья и кустарники.
- Съедобные и несъедобные грибы.
- Овощи и фрукты, ягоды (названия и отличия).
- Времена года (названия, отличительные признаки и приметы, праздники, календарь)
- Транспорт (названия, виды).
- Правила дорожного движения
- Режим дня.
- Профессии.
- Птицы (зимующие, перелётные).
- Семья.
- Посуда. Продукты питания.
- Личная гигиена.
- Село, страна.
7.Тематическое планирование занятий по подготовке детей к школе
№ занятия | Тема | Использование прописи (П.) |
-
| Первый день. Знакомство с детьми, с учителем, со школой, с правилами поведения в школе. Множество «Школьные принадлежности» | |
-
| Путешествие в страну АЗБУКУ. Знакомство с героем - Мудрой Совой. Звуки и буквы. Домашние и дикие животные. Геометрические фигуры. Ориентация в пространстве: направо, налево, вверх, вниз. | П1. с.0-1 |
-
| Гласные звуки. Звук [а]. Ориентация в клеточном поле тетрадного листа (диктант по клеточкам). | П1. с.2-3 |
-
| Звук [о]. Времена года. Осень. Осенний лес (деревья и кустарники, съедобные и несъедобные грибы). Работа с произведением «Грибы» (авт. Ян Бжехва, пер. А.Эппеля) | П1. с. 4-5 |
-
| Звук [э]. Образование множеств. Сравнение множеств. Знаки = и ≠. | П1. с.4-5 |
-
| Звук [и]. Линии: прямые, кривые, ломаные. | П1. с.6-7 |
-
| Звук [ы]. Один и много. Овощи и фрукты. | П1. с.6,7,16 |
-
| Звук [у]. Развитие речи. Сказка «Репка». Порядковый и количественный счёт. Ориентировка в пространстве: перед, между, за, рядом. | П1. с.8-9 |
-
| Мягкие и твёрдые согласные. Звуки [к] и [к,]. Произведение Б.Заходера «Кит и кот». Знакомство со звуковичками, обозначающих твёрдые и мягкие звуки. Образование слогов. | П1. с.20-21 Т3. с.36-39 |
-
| Звуки [м] и [м,]. Времена года. Зима. Замкнутые и незамкнутые линии. Произведение Ю.Никоновой «Снежный дед». | П1. с.10-11,30 |
-
| Звуки [н] и [н,]. Образование слов из двух слогов. Деление слов на слоги. Схема слова. Сложение. Знак +. | П1. с.12-13 |
-
| Звуки [п] и [п,]. Введение понятия «ударение». Развитие речи. Составление текста по серии картинок «Новогодний праздник». Вычитание. Знак -. | П1. с.14-15, 17 |
-
| Звуки [т] и [т,]. Транспорт. Ориентация во времени: дни недели, время суток. Режим дня. | П1. с.18-19 Т2. с.20-24, Т3. с.32-35 |
-
| Звуки [х] и [х,]. Профессии (художник). Цветовая гамма. Радуга. Число и цифра 7. | П1. с.22-23 |
-
| Звуки [ф] и [ф,]. Птицы. Сравнение множеств. Знаки и | П1. с.24-25 |
-
| Звуки [л] и [л,]. Развитие речи. Связная речь. Предложение. Схема предложения. Число и цифра 6 и 9. | П2. с.0-1 |
-
| Звуки [в] и [в,]. Времена года. Весна. Число и цифра 8. Раньше, позже. | П2. с.2-3 |
-
| Звонкие и глухие согласные. Звуки [в] - [ф], [в,] - [ф,]. К.И.Чуковский «Федорино горе». Число и цифра 2. Образование пар. | П2. с.4-5 |
-
| Звуки [ч,] и [щ,]. В гостях у Мойдодыра. Число и цифра 4. Четырёхугольники. Многоугольники. | П2. с.6-7 |
-
| Звуки [б] и [б,]. Звуки [б] - [п], [б,] - [п,]. Путешествие Колобка. Хлебные продукты. | П2. с.8-9 |
-
| Звуки [д] и [д,]. Звуки [д] - [т], [д,] - [т,]. Русская народная сказка «Лиса и заяц». Антонимы (низкий – высокий, большой – маленький, новый – старый, …) Конструирование из геометрических фигур. | П2. с.10-11 |
-
| Звуки [с] и [с,]. Где мы живём (село, страна). Правила дорожного движения. Светофор. Число и цифра 3. Треугольник. | П2. с.12-13 |
-
| Звуки [з] и [з,]. Звуки [з] - [с], [з,] - [с,]. Многозначные слова (звезда и т.д.). Число и цифра 5. Пятиугольник. | П2. с.18-19 |
-
| Звуки [г] и [г,]. Звуки [г] - []к, [г,] - [к,]. Музыкальные инструменты. Число и цифра 0. | П2. с.16-17 |
-
| Свистящие, шипящие согласные и звуки [р] и [р,]. Насекомые. К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха». Число 10. | П2. с.20-25 |
-
| Заключительное занятие. Страна АЗБУКА. Времена года. Лето. Развитие речи. Составление текста по картине или серии картинок. | П2. с.26-31 |
Условные обозначения:
П1. – пособие для дошкольников «Наши прописи», ч.1
П2. - пособие для дошкольников «Наши прописи», ч.2
8.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Обучение в Школе осуществляется с помощью учебного пособия образовательной системы «Школа 2100»: Бунеев Р.Н. и др. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет в 2-х частях. – М.: Баласс.
Источники информации:
Завьялова Н.А. и др. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. – Волгоград: Учитель, 2005.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100»