СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Школа выживания"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа специального курса  по  основам  безопасности жизнедеятельности «Школа выживания»  составлена на основе комплексной  программы  ОБЖ  для 10—11 классов  общеобразовательных учреждений. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Школа выживания"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на Согласовано Утверждаю

Заседании МО «___»___________2016г «___»_________2016г

Протокол №______от Зам.директора по УВР Директор школы

«___»___________2016г ________/Холодова И.Н./ _________ Юрганова Е.Е.

_______/____________/









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Специального курса

«Школа выживания»



Уровень обучения: среднее общее образование

Классы: 10-11

Количество часов: 34

Учитель: Руденко Елена Владимировна












Могоенок, 2016г

Пояснительная записка

Программа специального курса по основам безопасности жизнедеятельности «Школа выживания» составлена на основе комплексной программы ОБЖ для 10—11 классов общеобразовательных учреждений.

Реализация рабочей программы обеспечивается нормативными документами: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089. - Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» комплексная программа 10 – 11 классы, под ред. А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2012 г.

- Основная образовательная программа среднего общего образования, (Учебный план МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год.)

- Учебники включенные в федеральный перечень, рекомендованные к использованию при реализации программы среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004г.

- 10. 11 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2012 г.

Место курса в учебном плане

Согласно ООП СОО, учебному плану на 2016-2017 учебный год, данная рабочая программа предполагает обучение в 10 - 11 классах в объеме 34 часов в год (1 час в неделю). Специальный курс «Школа выживания » расположен в учебном плане в части школьного компонента в образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» и преподается исходя из запросов и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей). В связи с малой накопляемостью специальный курс ведется в объеденении 10 и 11 класса.

Курс является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в ЧС в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественного цикла. Направление курса – развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.


Программа «Школа выживания» ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.



Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе практически не дает представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

1. Обучающие:

- формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

- обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии, России и мира;

2. Воспитательные:

- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

- формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3. Развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.





Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).



Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

- типичные растения и животные в природе, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

- свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном
природном окружении.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Практические работы

Участие в соревнованиях (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов и викторин по изученному материалу.

Содержание курса





Раздел

Количество часов

теория

практика

1

Автономное существование

13

5

2

Пожарная безопасность

3

1

3

Чрезвычайные ситуации природного характера, действия в этих ситуациях

3

1

4

Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

4


5

Начальная туристская подготовка

3

1



Итого

26

8

34





Календарно – тематическое планирование

Раздел

Тема

занятия


Элементы содержания

Дата проведения

план

факт

1. Автономное существование

Понятие об автономном существовании человека

1


Понятия, факторы выживания, обеспечение выживания в условиях автономии

5.09





План действия

2

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия

12.09


Ориентирование на местности с помощью компаса

3

Определение азимута

19.09


Ориентирование на местности с помощью компаса (практика)

4

Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута.

Работа с топографической картой

26.09


Ориентирование по природным явлениям

5

Ориентирование по природным явлениям, местным признакам, звездам

3.10


Ориентирование на местности (практика)

6

Определение времени суток.

10.10


Сигналы бедствия

7

Подача сигналов бедствия, международный код (схема, подручные средства)

17.10


Жилище

8

Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года

24.10


(практика) устройство жилища

9

Возведение временного устройства жилища из подручных средств

7.11


Добывание огня

10

Способы добывания огня



Добывание огня (практика)

11

Добывание огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Трение», «Лук и бурав»

14.11


Добывание воды

12

Водообеспечение. Питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах.

21.11


Питание.

13

Правила добывания пищи в условиях автономного существования

28.11


Добывание пищи

14

Охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения.

5.12


Добывание еды в лесу, тундре

15

Приготовление пищи в условиях вынужденной автономии

12.12


Лечение заболеваний

16

Лекарственные растения и способы их применения

19.12


Первая помощь при заболеваниях

17

Оказание первой помощи и самопомощи

26.12


Практическое занятие «Вынужденная автономия»

18

Решение задач по выживанию в природной среде

16.01


2. Пожарная безопасность


Пожары

19

Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара

23.01


Первичные средства пожаротушения

20

Тушение водой, песком, огнетушителем

1.02


Огнетушитель

21

Устройство, правила пользования огнетушителем.

Технические характеристики.

6.02


Природные пожары

22

Причины, правила действия в случае пожара.

13.02


3. ЧС природного характера


ЧС геологического происхождения

23

Правила действия при землетрясении, извержении вулкана

20.02


ЧС Метеороло-гического происхождении я

24

Правила действия при резких изменениях погоды, гроза, ливень, буря…

27.02


Гидрологические ЧС

25

Правила действия при наводнениях, затоплениях, цунами

6.03


Практическое занятия «Отработка действий в случае ЧС

26

Занятие по группам 1. Наводнение 2. Землетрясение 3. Гроза застала в лесу


13.03


4. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях


Психика человека

27

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека

20.03


Стрессовые состояния

28

Стресс. Условия возникновения стрессового состояния. Пути повышения психологической устойчивости человека.

3.04


Саморегуляция


29

Психофизические основы саморегуляции, основные приемы.

10.04


Волевое самовнушение


30

Сущность, содержание, методика обучения приемам саморегуляции.

17.04


5. Начальная туристская подготовка



Снаряжение туриста

31

Снаряжение индивидуальное и групповое

24.04


Палатка туриста

32

Устройство палатки, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места

8.03


Туристские узлы

33

Вязание узлов, название, применение

15.05


Земля – наш дом

34

Правила "захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными

22.05













Материально-техническое обеспечение:

Учебник

Литература для учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1.Учебники 10.11класс «Основы безопасности жизнедеятельности:

А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.- М: Просвещение, 2013.


1 Комплексная программа ОБЖ для 5—11 классов общеобразовательных учреждений . Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников 2012год.

2. сборник элективных курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Н. Каунов «Учитель» 2009г

3.10-11 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2011. .


Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007


1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.



Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det








18