СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Сетевичок"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исправленая программа внеурочной деятельности по информатике во 2-3 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Сетевичок"»

Городской округ Верхотурский Свердловской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»





Принята на заседании

педагогического совета

«__» августа 2016 года

пр. № __от___ 2016 г.

Согласовано ______

зам.директора по УР Мамаева М.В.

Утверждаю ______

Директор школы Червякова Е.В.

пр. № _____от ______2016 г.






Программа внеурочной деятельности


творческого объединения «Сетевичок»


3 – 4 классы







Руководитель: Мамаева Е.А.
















с. Усть-Салда

2016 год


Содержание

  1. Пояснительная записка

    1. Статус документа

    2. Аннотация рабочей программы кружка

    3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы

    4. Цели и задачи внеурочной деятельности по предмету «Информатика»

    5. Общая характеристика внеурочной деятельности по предмету «Информатика»

    6. Общая характеристика учебного процесса

    7. Место курса в учебном плане

  2. Планируемые результаты изучения курса

  3. Основное содержание курса

  4. Тематическое планирование при изучении курса

  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы


  1. Пояснительная записка


    1. Статус документа

Настоящая рабочая программа для внеурочной деятельности создана на основе следующих

документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования
    (Приказ МО и Н № 373 от 06 октября 2009 г.  зарегистрирован в Минюсте № 15785 от 22.12. 2009 г.);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;

  • Учебный план МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»



    1. Аннотация рабочей программы внеурочной деятельности «Сетевичок»


Рабочая программа внеурочной деятельности “Сетевичок” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со своими сверстниками.




    1. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы


Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.



    1. Цели и задачи внеурочной деятельности по предмету «Информатика»


Цели изучения основ информатики в начальной школе:


1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.


Задачи обучения основам информатики в 3-4 классах:


1. формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

2. Формирование умения представлять информацию различными пособами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ», «НАЙДЕТСЯ», «ДЛЯ ВСЕХ»;

3. формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

4. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.



    1. Общая характеристика внеурочной деятельности по предмету «Информатика»


Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.


Примерная структура внеурочного занятия:

    1. Организационный момент ( 1-2 мин )

    2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания

( 6-8 мин)

    1. Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий ( 8-10 мин )

    2. Физкультминутка (1-2 мин)

    3. Работа за компьютером ( 10-15 мин )

    4. Подведение итогов занятия ( 3 мин )



    1. Общая характеристика учебного процесса


Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

  • отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;

  • формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

  • индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

  • овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;

  • соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.



    1. Место курса в учебном плане



Изучение курса в 3 – 4 классах – 60 часов (30 ч в год), 1 ч в неделю.





  1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

В результате изучения данной программы обучающиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.



Обучающиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.



Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.



Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.



3.Основное содержание курса внеурочной деятельности

по предмету «Информатика»



Первый год обучения (30 ч)

Вводный раздел . Компьютерная грамотность. (9 ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора.  Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»


Формальное описание предметов (9 ч)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств


Введение в логику (12 ч)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания
Решение логических задач




Второй год обучения (30 ч)

Компьютерная грамотность (12 ч).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.

Логика и информация . Информация. (9 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.


Алгоритмы и исполнители (9 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.


4.Тематическое планирование при изучении курса внеурочной деятельности по предмету «Информатика»



Учебно-тематический план 3 класс

Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретичес-ких

практичес-ких

1

Вводный раздел. Компьютерная грамотность

9

5

1.1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

1.2

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

2

1

1

1.3

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

1

0,5

0,5

1.4

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

0,5

1,5

1.5

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

3

1

2

2

Формальное описание предметов

9

 6

2.1

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

2.2

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

2.3

Выявление закономерностей в расположении предметов

2


2

2.4

Понятие множества

1

1

 

2.5

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

3

Введение в логику

12

 6

 6

3.1

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

3.2

Логика и конструирование

2

1

1

3.3

Симметрия

2

1

1

3.4

Пропедевтика отрицания

2

1

1

3.6

Закономерность в ряду предметов или чисел.

2

1

1

3.7

Выявление причинно-следственных связей.

2

1

1

Итого


30

13

17



Тематическое планирование 3 класс


п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся


Вводный раздел. Компьютерная грамотность

9

5


1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

Работа с презентацией, подготовленной учителем

2-3

Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

2

1

1

Просмотр презентации, подготовленной педагогом. Пакет «Фантазия», программа "Демонстрация"

4

Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.

1

0,5

0,5

Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером

5-6

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

0,5

1,5

Работа с программой «Клавиатурный тренажер»

7-9

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

3

1

2

Работа в среде графического редактора Paint


Формальное описание предметов

9

3

 6


10

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

Пакет «Winter», программ «Кто с нами»

11-12

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Третий лишний»

13-14

Выявление закономерностей в расположении предметов

2


2

Пакет «Фантазия», программа «Игры со словами»

15

Понятие множества

1

1

 

Пакет «Фантазия», программа «Множества»

16-18

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

Пакет «Фантазия», программа «Множества»


Введение в логику

12

 6

6


19-20

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Внимание»

21-22

Логика и конструирование

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Россыпь»

23-24

Симметрия

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Зазеркалье»

25-26

Пропедевтика отрицания

2

1

1


27-28

Закономерность в ряду предметов или чисел.

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма

29-30

Выявление причинно-следственных связей.

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Логика», истинные и ложные высказывания



















Учебно-тематический план 4 класс


Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретических

практических

1

Компьютерная грамотность

12

4,5

4,5

1.1

Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы.

1


0,5


0,5


1.2

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

0,5

0,5

1.3

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

0,5

0,5

1.4

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

2

1

2

1.5

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.


3

1

0,5

1.6

Буфер обмена. Работа с группой объектов.



2



1



0,5

2

Логика и информация. Информация.

9

 2

5

2.1

Что такое информация?
Виды информации

2

0,5

0,5

2.2

Способы передачи и получения информации

1

 

0,5 

2.3

Кодирование и декодирование информации

2

0,5

1

2.4

Логические концовки

2

0,5

1

2.5

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

2

0,5

2

3

Алгоритмы и исполнители

9

 5

5

3.1

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

3.2

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

3.3

Способы записи алгоритмов

1

1

 

3.4

Работа в алгоритмической среде

4

2

3

Итого

30

15,5

14,5

Тематическое планирование 4 класс


п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Характеристика деятельности учащихся


Компьютерная грамотность

12

4,5

4,5


1

Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы.

1


0,5


0,5


Повторение

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

2-3

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

0,5

0,5

Дублирование учителя, работа за компьютером

4-5

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

0,5

0,5

Дублирование учителя, работа за компьютером

6-7

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

2

1

2

Дублирование учителя, работа за компьютером

8-10

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

3

1

0,5

Выполнение работы

11-12

Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом.



2



1



1

Творческая работа в графическом редакторе Paint


Логика и информация. Информация.

9

2

5


13-14

Что такое информация?
Виды информации

2

0,5

0,5

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

15

Способы передачи и получения информации

1

 

0,5

Работа с информацией

16-17

Кодирование и декодирование информации

2

0,5

1

Пакет «Фантазия», программа «Криптограммы»

18-19

Логические концовки

2

0,5

2

Пакет «Фантазия», программа «Логика»

20-22

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

Пакет «Фантазия», программа «Логика»


Алгоритмы и исполнители

9

 5

5


23-24

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы»

25-26

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

Пакет «Роботландия» «Черный ящик»

27

Способы записи алгоритмов

1

1

 

Пакет «Информатика», знакомство со способами записи алгоритмов

28-30

Работа в алгоритмической среде

4

2

3

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы»




5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Учебно-методические материалы

  • Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год

  • авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),

  • С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  • Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12. 

  • Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38. 

  • Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25. 

  • «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год

  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  • Сборник «Задачи для развития логики».

  • Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год

  • Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год



Оснащение учебного процесса:

Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 1 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.

Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 2 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.

Т.П.Первин “Зимние вечера”

Пакет «Роботландия»

«Игры и задачи, 1-4 классы – 1С: Образование. Дом»

CD: «Мир информатики» 1-й и 2-й года обучения. Кирилл и Мефодий.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.


Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинет;

  2. Столы, стулья;

  3. Компьютер

  4. Интерактивная доска.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!