Городской округ Верхотурский Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании педагогического совета «__» августа 2016 года пр. № __от___ 2016 г. | Согласовано ______ зам.директора по УР Мамаева М.В. | Утверждаю ______ Директор школы Червякова Е.В. пр. № _____от ______2016 г. |
Программа внеурочной деятельности
творческого объединения «Сетевичок»
3 – 4 классы
Руководитель: Мамаева Е.А.
с. Усть-Салда
2016 год
Содержание
Пояснительная записка
Статус документа
Аннотация рабочей программы кружка
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы
Цели и задачи внеурочной деятельности по предмету «Информатика»
Общая характеристика внеурочной деятельности по предмету «Информатика»
Общая характеристика учебного процесса
Место курса в учебном плане
Планируемые результаты изучения курса
Основное содержание курса
Тематическое планирование при изучении курса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа для внеурочной деятельности создана на основе следующих
документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
(Приказ МО и Н № 373 от 06 октября 2009 г. зарегистрирован в Минюсте № 15785 от 22.12. 2009 г.);
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;
Учебный план МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»
Аннотация рабочей программы внеурочной деятельности «Сетевичок»
Рабочая программа внеурочной деятельности “Сетевичок” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со своими сверстниками.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Цели и задачи внеурочной деятельности по предмету «Информатика»
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Задачи обучения основам информатики в 3-4 классах:
1. формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
2. Формирование умения представлять информацию различными пособами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ», «НАЙДЕТСЯ», «ДЛЯ ВСЕХ»;
3. формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
4. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Общая характеристика внеурочной деятельности по предмету «Информатика»
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Примерная структура внеурочного занятия:
Организационный момент ( 1-2 мин )
Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания
( 6-8 мин)
Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий ( 8-10 мин )
Физкультминутка (1-2 мин)
Работа за компьютером ( 10-15 мин )
Подведение итогов занятия ( 3 мин )
Общая характеристика учебного процесса
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Место курса в учебном плане
Изучение курса в 3 – 4 классах – 60 часов (30 ч в год), 1 ч в неделю.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данной программы обучающиеся должны знать:
роль информации в деятельности человека;
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
понятия алгоритма, исполнителя;
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Обучающиеся должны уметь:
ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных;
решать логические задачи;
решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
использовать информацию для построения умозаключений;
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
производить поиск по заданному условию;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
3.Основное содержание курса внеурочной деятельности
по предмету «Информатика»
Первый год обучения (30 ч)
Вводный раздел . Компьютерная грамотность. (9 ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»
Формальное описание предметов (9 ч)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств
Введение в логику (12 ч)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания
Решение логических задач
Второй год обучения (30 ч)
Компьютерная грамотность (12 ч).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.
Логика и информация . Информация. (9 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (9 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
4.Тематическое планирование при изучении курса внеурочной деятельности по предмету «Информатика»
Учебно-тематический план 3 класс
№ | Наименование разделов и тем | общее количество учебных часов | в том числе |
теоретичес-ких | практичес-ких |
1 | Вводный раздел. Компьютерная грамотность | 9 | 4 | 5 |
1.1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ | 1 | 1 | |
1.2 | Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Понятие и назначение курсора. Управление мышью. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.4 | Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки» | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.5 | Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы. | 3 | 1 | 2 |
2 | Формальное описание предметов | 9 | 3 | 6 |
2.1 | Выделение существенных признаков предмета | 1 | | 1 |
2.2 | Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 2 | | 2 |
2.4 | Понятие множества | 1 | 1 | |
2.5 | Вложенность и пересечение множеств | 3 | 1 | 2 |
3 | Введение в логику | 12 | 6 | 6 |
3.1 | Упражнения на развитие внимания | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Логика и конструирование | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Симметрия | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Пропедевтика отрицания | 2 | 1 | 1 |
3.6 | Закономерность в ряду предметов или чисел. | 2 | 1 | 1 |
3.7 | Выявление причинно-следственных связей. | 2 | 1 | 1 |
Итого | | 30 | 13 | 17 |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Характеристика деятельности учащихся |
| Вводный раздел. Компьютерная грамотность | 9 | 4 | 5 | |
1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ | 1 | 1 | | Работа с презентацией, подготовленной учителем |
2-3 | Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? | 2 | 1 | 1 | Просмотр презентации, подготовленной педагогом. Пакет «Фантазия», программа "Демонстрация" |
4 | Понятие и назначение курсора. Управление мышью. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером |
5-6 | Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки» | 2 | 0,5 | 1,5 | Работа с программой «Клавиатурный тренажер» |
7-9 | Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы. | 3 | 1 | 2 | Работа в среде графического редактора Paint |
| Формальное описание предметов | 9 | 3 | 6 | |
10 | Выделение существенных признаков предмета | 1 | | 1 | Пакет «Winter», программ «Кто с нами» |
11-12 | Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Третий лишний» |
13-14 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 2 | | 2 | Пакет «Фантазия», программа «Игры со словами» |
15 | Понятие множества | 1 | 1 | | Пакет «Фантазия», программа «Множества» |
16-18 | Вложенность и пересечение множеств | 3 | 1 | 2 | Пакет «Фантазия», программа «Множества» |
| Введение в логику | 12 | 6 | 6 | |
19-20 | Упражнения на развитие внимания | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Внимание» |
21-22 | Логика и конструирование | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Россыпь» |
23-24 | Симметрия | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Зазеркалье» |
25-26 | Пропедевтика отрицания | 2 | 1 | 1 | |
27-28 | Закономерность в ряду предметов или чисел. | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма |
29-30 | Выявление причинно-следственных связей. | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Логика», истинные и ложные высказывания |
Учебно-тематический план 4 класс
№ | Наименование разделов и тем | общее количество учебных часов | в том числе |
теоретических | практических |
1 | Компьютерная грамотность | 12 | 4,5 | 4,5 |
1.1 | Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. | 2 | 0,5 | 0,5 |
1.3 | Окно — как основное понятие. Режим работы окна. | 2 | 0,5 | 0,5 |
1.4 | Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. | 2 | 1 | 2 |
1.5 | Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. | 3 | 1 | 0,5 |
1.6 | Буфер обмена. Работа с группой объектов. |
2 |
1 |
0,5 |
2 | Логика и информация. Информация. | 9 | 2 | 5 |
2.1 | Что такое информация? Виды информации | 2 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Способы передачи и получения информации | 1 | | 0,5 |
2.3 | Кодирование и декодирование информации | 2 | 0,5 | 1 |
2.4 | Логические концовки | 2 | 0,5 | 1 |
2.5 | Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" | 2 | 0,5 | 2 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 9 | 5 | 5 |
3.1 | Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Алгоритмы в математике и русском языке | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Способы записи алгоритмов | 1 | 1 | |
3.4 | Работа в алгоритмической среде | 4 | 2 | 3 |
Итого | 30 | 15,5 | 14,5 |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Характеристика деятельности учащихся |
| Компьютерная грамотность | 12 | 4,5 | 4,5 | |
1 | Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Повторение Работа с презентацией, подготовленной педагогом |
2-3 | Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. | 2 | 0,5 | 0,5 | Дублирование учителя, работа за компьютером |
4-5 | Окно — как основное понятие. Режим работы окна. | 2 | 0,5 | 0,5 | Дублирование учителя, работа за компьютером |
6-7 | Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. | 2 | 1 | 2 | Дублирование учителя, работа за компьютером |
8-10 | Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. | 3 | 1 | 0,5 | Выполнение работы |
11-12 | Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом. |
2 |
1 |
1 | Творческая работа в графическом редакторе Paint |
| Логика и информация. Информация. | 9 | 2 | 5 | |
13-14 | Что такое информация? Виды информации | 2 | 0,5 | 0,5 | Работа с презентацией, подготовленной педагогом |
15 | Способы передачи и получения информации | 1 | | 0,5 | Работа с информацией |
16-17 | Кодирование и декодирование информации | 2 | 0,5 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Криптограммы» |
18-19 | Логические концовки | 2 | 0,5 | 2 | Пакет «Фантазия», программа «Логика» |
20-22 | Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" | 3 | 1 | 2 | Пакет «Фантазия», программа «Логика» |
| Алгоритмы и исполнители | 9 | 5 | 5 | |
23-24 | Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов | 2 | 1 | 1 | Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы» |
25-26 | Алгоритмы в математике и русском языке | 2 | 1 | 1 | Пакет «Роботландия» «Черный ящик» |
27 | Способы записи алгоритмов | 1 | 1 | | Пакет «Информатика», знакомство со способами записи алгоритмов |
28-30 | Работа в алгоритмической среде | 4 | 2 | 3 | Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы» |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методические материалы
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),
С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12.
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38.
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25.
«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Сборник «Задачи для развития логики».
Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год
Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год
Оснащение учебного процесса:
Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 1 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 2 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
Т.П.Первин “Зимние вечера”
Пакет «Роботландия»
«Игры и задачи, 1-4 классы – 1С: Образование. Дом»
CD: «Мир информатики» 1-й и 2-й года обучения. Кирилл и Мефодий.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет;
Столы, стулья;
Компьютер
Интерактивная доска.